| Сибирский психологический журнал. 2005. № 22.

?.pdf Наибольшее количество докладов было традиционно посвящено анализу таких проблем, как школьная и вузовская дезадаптация, психологическое благополучие школьников и учащейся молодёжи, здоровье детей и молодёжи на разных этапах изменения социальной ситуации развития. Затрагивались проблемы самоактуализации личности и этнопсихологические аспекты образования и здоровья. Особо остро обсуждались вопросы, связанные с определением предметного поля клинической психологии и подготовкой специалистов по оказанию психологической помощи (психоконсультирование, психопрофилактика, психокоррекция, психотерапия) в системе образования.В.Н. Петрова в своем выступлении отметила, что за последние 10 лет в области практического применения психологии произошел прорыв. Прежде всего это касается сферы образования (от ДОУ до вузов). Психологическая помощь сегодня все более востребована. Психология рассматривается не как отвлеченная наука о загадках человеческой души, а как реальная сила, способная помогать людям.Профессия психолога предъявляет очень высокие требования к профессионалу (личностная зрелость, ценностно-смысловая определенность, психическое здоровье). Исследования И.Е. Куприяновой, проведенные в НИИ психического здоровья г. Томска, показывают, что более одной трети обратившихся с проблемой неврозов - педагоги и психологи, т.к. именно они в силу особенностей профессиональной деятельности находятся между несколькими «огнями»: администрация - родители - ученики. Таким образом, в качестве профилактики «профессиональной деформации» первостепенной задачей суперви-зии должно быть раннее выявление среди психологов группы риска с целью применения к ним комплекса коррекционных мероприятий, направленных на снятие негативных состояний и предупреждение профессионального выгорания.В докладе Т.Ю. Юренко и Е.В.Дьячковой прозвучало, что в процессе профессиональной деятельности психолог часто сталкивается с оборотными сторонами профессии: недостатком профессиональных умений и навыков; сопротивлением психологической деятельности; восприятием психолога как специалиста, у которого не должно быть личных проблем, и др. Основными причинами возникновения проблемных зон для психологов в образовании являются особенности подготовки специалиста к практической деятельности.По мнению авторов, перспектива развития психологических служб в образовании зависит от профессионального самосовершенствования специалистов, которые в них работают. Необходимость создания концепции супервизии в психологическом сопровождении образовательного процесса или деятельности педагогов-психологов, развитие суперви-зорской практики, создание законодательной базы для нее, подготовка специалистов-супервизоров, вариативность супервизии - это актуальный запрос со стороны психологов-практиков. И только заинтересованность самих психологов, представителей вузов, федерации психологов образования решит будущее психологии в системе образования.А.Е. Логунцева подняла вопрос о возможностях клинической психологии в структуре образования. Она отметила, что психолог системы образования достаточно часто оказывается практически незнакомым с патопсихологической диагностикой и не имеет достаточного представления о границах нормы и патологии, характере нарушений психической деятельности в детском возрасте, что мешает ему адекватно оценивать заявленную ребенком, родителем или же педагогом проблему. В результате происходит смещение границ профессиональной компетенции и профессиональной ответственности. Речь идет не о низкой квалификации психолога системы образования, а о недостатке системных знаний по клинической психологии и патопсихологии, недостаточности знания о структурах медико-психологической помощи детям и подросткам.Могло бы оказаться полезным включение в структуру подготовки психологов системы образования комплекса дисциплин, входящих в образовательный стандарт клинических психологов. Кроме того, адекватная организация, взаимная передача информации, работа в рамках профессиональной компетенции при наличии качественного межпрофессионального взаимодействия помогут оказывать детям и подросткам помощь на высоком уровне и значительно облегчат работу специалистов как в здравоохранении, так и в образовании.Многие из докладчиков обращались к вопросу о психолого-педагогическом сопровождении детей с задержкой психического развития и детей, обучающихся в школах-интернатах.Так, в сообщении О.В. Бездетко подчеркивается, что в настоящее время в сфере образования большое внимание уделяется проблеме социально-эмоционального развития ребенка в дошкольном возрасте. В качестве основной задачи социально-эмоционального развития выступает создание в ДОУ и семье таких условий жизнедеятельности, которые обеспечили бы накопление социально-ценностного жизненного опыта, проявляющегося в четырех аспектах: ценностном, познавательном, коммуникативном и поведенческом. Автор акцентировал внимание на том, что именно дети с задержкой психического развития нуждаются в целенаправленном психолого-педагогическом сопровождении. В докладе были определены основные направления психолого-педагогического сопровождения социально-эмоционального развития детей с ЗПР.Доклад А.В. Гайфулина также был посвящен изучению эмоциональной сферы детей и подростков. Автор подробно остановился на феномене самооценки у воспитанников специальных государственных учреждений - детских домов и интернатов, т.к. именно у них наблюдаются нарушения функций произвольной регуляции личности, связанные с трудностями социализации и формированием противоправного поведения. К 15-летнему возрасту у подростков уже сформирована структура самосознания, проходят основные кризисы идентичности, они более реально оценивают себя и свою личность. Интересно отметить, что во всех возрастных группах наибольший процент идеальных качеств был выделен из области общения, человеческих отношений. Последнее же место занимают характеристики эмоциональных переживаний, что подтверждается исследованиями В.С. Мухиной и И.В.Дубровиной.Многие участники конференции в своих выступлениях размышляли о том, что именно внутриутробный период развития человека закладывает многие негативные последствия, с которыми потом имеет дело психолог. Так, Р.Г.Добрянская ознакомила коллег с разнообразными методами психологической коррекции фиксированных форм поведения беременных женщин с различными механизмами совладания. Исследования, касающиеся изучения эмоционального состояния женщин до и после родов, приведенные в докладе Т.В. Скрицкой и О.Т.Доржиевой, показали, что взаимодействие матери и ребенка в перинатальном периоде обусловлено уровнем образования женщины; после родов понижение показателей по шкалам «настроение», «активность» и «самочувствие» является адаптивным, т.к. рождение ребенка - довольно травмирующее событие для женщины как физически, так и психологически. В докладе было подчеркнуто, что показатели послеродовой депрессии коррелируют с эмоциональными нарушениями во время беременности. Эмоциональное состояние и его динамика перед родами являются прогностичны-ми для выявления послеродовой депрессии и отношения матери к ребенку раннего возраста.В заключение были представлены наработки И.В. Судейкина, О.Ю. Степанченко и И.А. Конопак в области профилактики суицидального поведения сотрудников силовых ведомств. Многолетний опыт работы позволил авторам выработать наиболее эффективную модель психологического сопровождения военнослужащих. Программа представлена двумя блоками - музыкотерапия и метод аутогенной тренировки. Главной целью предложенного метода является обучение сотрудников силовых ведомств навыкам саморегуляции в стрессовой ситуации и постстрессовой ситуации, а также навыкам контроля своего психоэмоционального состояния.Хочется надеяться, что конференция даст новый импульс объединению творческого потенциала и создаст условия для новых исследований в области практической психологии.

Ключевые слова

Авторы

Список пуст

Ссылки

  | Сибирский психологический журнал. 2005. № 22.

| Сибирский психологический журнал. 2005. № 22.