ОПТИМИЗАЦИЯ СУБЪЕКТИВНОГО КАЧЕСТВА ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ РАБОТЫ ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА В ВУЗЕ | Сибирский психологический журнал. 2006. № 23.

ОПТИМИЗАЦИЯ СУБЪЕКТИВНОГО КАЧЕСТВА ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ РАБОТЫ ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА В ВУЗЕ

Обсуждаются возможности использования категории «субъективное качество жизни» в контексте решения возрастных задач развития в молодости в системе психологического сопровождения студентов вуза.

OPTIMIZATION OF SUBJECTIVE QUALITY OF STUDENTS' LIFE AS ONE OF THE WORK LINES OF PRACTISINGPSYCHOLOGIST AT INSTITUTE OF.pdf Одним из важнейших аспектов деятельности психолога в системе высшего образования является, на наш взгляд, содействие формированию «личностной компетентности» студентов, понимаемой как ценностно-смысловая надстройка над собственно профессиональной компетентностью. Основные критерии оценки студента в рамках высшего образования -освоенные знания и навыки. Решение же возрастных задач развития личности молодого человека связывается не только с учебно-профессиональной деятельностью, но и с самоопределением в личной жизни, уточнением и реализацией жизненного замысла, формированием устойчивой системы ценностей, продолжающимся обособлением от родителей и т.п. Именно поэтому весьма актуальным для психологической службы вуза представляется поиск возможностей и направлений развития личностной компетентности студенческой молодежи.Полагаем, что одним из таких направлений может стать содействие оптимизации субъективного качества жизни молодых людей. Субъективное качество жизни (СКЖ) определяется как восприятие человеком себя и своего положения в контексте культуры и общества, как результат деятельности по преобразованию среды и самого себя [1, 2, 4]. СКЖ как интегральная характеристика жизнедеятельности оценивается в следующих сферах: физическое здоровье, психологическое благополучие, социальные контакты, параметры жизненной среды, духовные ценности человека.С позиций системного подхода к развитию качество жизни выражает взаимодействие объективного и субъективного в жизненном мире человека, оно системно детерминировано внешним (окружающей средой), внутренним (человеком) и деятельностью. Качество жизни человека в контексте теории психологических систем (ТПС) может быть представлено как результат этого взаимодействия, выраженный в качестве действительности человека, в которой он живет и действует, которую сам формирует. Одновременно СКЖ является возрастным новообразованием, отправной точкой для дальнейшего развития многомерного мира личности. Как новообразование СКЖ выражает самодетерминированность, управляемость и осмысленность жизни, являясь «элементом порядка» психологической системы [4].Возможно также обозначение субъективного качества жизни как индикатора, отражающего состояние и особенности многомерного мира личности в молодости. В ТПС указывается, что в процессе взросления происходит смена детерминаций развития в онтогенезе (образ жизни начинает определять качество многомерного мира) и молодые люди открывают возможность строить жизненный мир согласно собственным замыслам и предпочтениям, реализуя возможности саморазвития и самоорганизации. Следовательно, низкий уровень СКЖ у молодых людей может свидетельствовать о несовершившейся смене детерминаций, равно как и о необходимости психологической поддержки [3, 4].Все вышесказанное делает рефлексию собственного качества жизни весьма значимой для молодежи. Нами разработана и реализована программа психологического тренинга «Оптимизация субъективного качества жизни», цель которой - создание условий, содействующих существованию и развитию субъекта. Кроме анализа уровня и структуры СКЖ, направлениями тренинговой работы являются оформление и развитие смысловой сферы личности участников, движение к большей степени открытости и осознанию ответственности за собственную открытость. На этой основе молодые люди получают возможность создавать более эффективные способы жизнепроживания, что, в свою очередь, улучшает качество жизни.Использование категории «субъективное качество жизни» как темы психологического тренинга в рамках психологического сопровождения студентов вуза может быть интересно по нескольким причинам.1))В данной программе реализуются тенденции развития современной психологии, ориентированной уже не столько на решение традиционных задач преодоления стресса, тревоги, жизненных трудностей, сколько на помощь молодым людям в их стремлении жить «хорошей, достойной жизнью». Цель тренинга формулируется позитивно - улучшение субъективного качества жизни, т.е. более полная, интересная, осмысленная и счастливая жизнь; все вопросы, возникающие в процессе тренинга, рассматриваются с точки зрения их роли в достижении «хорошей» жизни.2))В рамках тренинга предоставляется возможность отнестись не к отдельным сторонам жизни или отдельным свойствам личности (общению, планированию карьеры, профессионально важным качествам, особенностям познавательных процессов, эмоциям и пр.), а ко всей жизни как к целостности. Как уже упоминалось, СКЖ анализируется в сферах физического здоровья, социального и психологического благополучия, духовных ценностей и средовых характеристик; каждая из них содержит несколько субсфер. Такой детальный анализ собственной жизни помогает обнаружить «слабые звенья» в качестве жизни, а также установить закономерности взаимосвязи и взаимовлияния между отдельными сферами и аспектами жизнедеятельности.3))В процессе работы с субъективным качеством жизни определяются наиболее значимые сферы жизни, а также выясняется, какими ее сторонами человек пренебрегает и почему это происходит. Выявление значимых жизненных аспектов, «слабых звеньев» и особенностей взаимосвязи между сферами и субсферами СКЖ создает возможность осознанной интеграции различных аспектов жизнедеятельности.4))В процессе рефлексии субъективного качества жизни затрагиваются вопросы управления жизнью, авторства собственной жизни. Полагаем, что именно работа с данной категорией дает уникальную возможность наглядно установить связь основ жизни (смыслов, ценностей и принципов) и результата жизнедеятельности, выраженного в СКЖ. Определив имеющийся на данный момент уровень СКЖ, молодой человек вплотную подходит к анализу причин, которые привели к сложившейся жизненной ситуации. Осмысление качества жизни как результата собственной деятельности является основой для внесения желаемых изменений в собственную жизнь.В ходе тренинга участники получают рефлексивный материал, необходимый для рассмотрения вопроса об индивидуальных способах жизнедеятельности, лежащих в основе актуального качества жизни, т.е. о «техниках жизнепроживания» [5]. Это один из важнейших этапов предлагаемого тренинга, который дает участникам возможность осознания собственных техник проживания жизни, их сильных сторон и ограничений. Работа в группе позволяет увидеть и изучить способы жизни других людей, что существенно расширяет представления молодых людей о выборе жизненных стратегий.5) Категория «субъективное качество жизни» тесно связана с понятием «личного успеха» [1]. В ходе тренинга участники формируют и уточняют собственные представления о составляющих жизненного успеха, путях его достижения, психологических основаниях успешной жизни. Наличие таких представлений содействует самоопределению и самопродвижению молодых людей в современной высококонкурентной жизненной среде.Таким образом, использование понятия «субъективное качество жизни» в практике психологического сопровождения в высшем учебном заведении содействует решению возрастных задач развития молодых людей и способствует формированию личностной компетентности и жизненному самоопределению.

Ключевые слова

субъективное качество жизни, задачи развития в юности и молодости, психологическое сопровождение студентов, subjective quality of life, age development problems, adolescence

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Непомнящая В.А.Томский государственный университетКандидат психологических наук
Всего: 1

Ссылки

Алферова М.Н., Бабинцев В.П., Белов А.А., Гармашев А.А. и др. О возможном подходе к разработке региональной концепции и программы улучшения качества жизни населения // Технологии качества жизни. 2002. Т. 2, № 2. С. 1-10.
Использование опросника качества жизни (версия ВОЗ) в психиатрической практике (Пособие для врачей и психологов) / Сост. Г.В. Бурковский и др.; Под ред. проф. М.М. Кабанова. СПб., 1998. 52 с.
Клочко В.Е., Галажинский Э.В. Самореализация личности: системный взгляд / Под ред. Г.В. Залевского. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1999. 154 с.
Непомнящая В.А. Особенности становления личности на этапе изменения социальной ситуации развития: Автореф. дис. . канд. психол. наук. Томск, 2005. 22 с.
Практикум по социально-психологическому тренингу. 3-е изд., испр. и доп. / Под ред. Б.Д. Парыгина. СПб.: Изд-во В.А. Михайло- ва, 2000. 352 с.
 ОПТИМИЗАЦИЯ СУБЪЕКТИВНОГО КАЧЕСТВА ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ РАБОТЫ ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА В ВУЗЕ | Сибирский психологический журнал. 2006. № 23.

ОПТИМИЗАЦИЯ СУБЪЕКТИВНОГО КАЧЕСТВА ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ РАБОТЫ ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА В ВУЗЕ | Сибирский психологический журнал. 2006. № 23.