О НАУЧНОМ НАСЛЕДИИ М.С. РОГОВИНА
Описываются некоторые вехи научной биографии доктора психологических наук, профессора М.С. Роговина. Отмечается его вклад в развитие психологической науки, прежде всего в общую психологию, патопсихологию и психопатологию. Освещается суть развиваемой им в последние годы жизни общепсихологической структурно-уровневой теории психики человека и возможности её внедрения в клинико-психологические исследования и практику.
FROM THE SCIENTIFIC HERITAGE OF M.S. ROGOVIN.pdf Михаил Семенович Роговин родился 27 октября 1921 г. в семье приват-доцента Московского госуниверситета. Ему не удалось закончить механико-математический факультет того же университета, так как началась война, и он со студенческой скамьи пошел на фронт, прошел всю войну, несколько раз был ранен. После войны он окончил два факультета военного института иностранных языков, в 1956 г. защитил кандидатскую диссертацию по проблемам психологии понимания, а в 1968 г. - докторскую диссертацию по теме «Элементы общей и патологической психологии в построении психологической теории». Как ученого М.С. Роговина отличали широта научных интересов, способность увидеть новые, перспективные направления психологических и психопатологических исследований, великолепное знание мировой психологии. Своими аналитическими публикациями, прежде всего в «Журнале невропатологии и психиатрии им. С.С. Корсакова», он не только ориентировал отечественных исследователей и практиков в мировых тенденциях развития психологии и клинической психологии, но и стимулировал развитие новых направлений исследований: «Экзистенциализм и антропологическое течение в зарубежной психиатрии», «Сравнительная психология - этология - психиатрия», «Проблема экспрессии и ее место в психопатологии», «Фиксированные формы поведения и их значение для неврологической и психиатрической клиники» (совместно с Г.В. Залевским) и др. М.С. Роговиным опубликовано более 300 научных работ по проблемам военной психологии, истории психологии, философским вопросам психологии, психологии познавательных процессов, патопсихологии, среди них монографии: «Проблемы теории памяти», «Введение в психологию», «Научные основы психической патологии», «Теоретические основы психологического и психопатологического исследования» (совместно с Г.В. Залевским). Именно М.С. Роговин «виноват» в том, что мои научные интересы сконцентрировались в области психологии личности в норме и патологии, генетической и клинической психологии, методологии психологического исследования.Интерес М.С. Роговина к человеку как объекту психологии был велик. Он ратовал за психологию с «человеческим лицом», за то, чтобы абстрактные «психологические механизмы», «детерминирующие тенденции», «содержание сознания», «акты», «процессы» и т.п., взятые вне общего контекста личности и деятельности человека, не заслонил собой конечную цель психологического исследования - «изучение самого человека, продукта и в то же время творца определенной исторической эпохи, человека с его радостями и страданиями, стремлениями, успехами и ошибками, живого человека - единственного, настоящего объекта психологии». (Введение в психологию. М., 1969. С. 5).Эти мысли, уважаемый читатель, на несколько десятилетий опередили «гуманитаризацию» отечественной психологии.Общепсихологическая структурно-уровневая теория. Особое место в работах М.С. Роговина в последний период его научной деятельности занимал интерес к построению общепсихологической струк-турно-уровневой теории и возможности ее внедрения в клинико-психологические исследования и практику (1974, 1977, 1978, 1979, 1981, 1983, 1995).Общепсихологическая теория уровневой структуры охватывает как собственно психические процессы, так и действия. Уже в первом психологическом трактате Аристотеля был сделан важнейший в теоретическом и прикладном отношении шаг от понимания психики как сложной целостности к стремлению анализировать ее как иерархическую уров-невую структуру. Эта тенденция, иногда проявляясь открыто, но нередко и имплицитно, прослеживается на протяжении всей истории психологии (в частности, клинической психологии, патопсихологии). Есть, однако, немало оснований считать, что только в настоящее время указанная тенденция обретает адекватный понятийный аппарат и соответствующую ему терминологию.В отечественной психологии наибольший вклад в структурно-уровневое понимание психики внес H.A. Бернштейн на основе данных о построении движений. В ряде вопросов эту теорию развивал А.Н. Леонтьев. Из зарубежных исследователей главную роль в развитии структурно-уровневой теории сыграл П. Жане, разработавший понятие «действие». В течение ряда лет (1970, 1973, 1976, 1977, 1978, 1985, 1988 гг. и т.д.) М.С. Роговиным и его учениками проведен ряд исследований в различных областях психологии, результаты которых были интерпретированы в понятиях и терминах этой теории, что позволило как расширить, так и уточнить ее исходные положения.По-видимому, как считал М.С. Роговин, настало время подвести промежуточные итоги и сформулировать основные положения структурно-уровневой теории. Эти итоги, увы, увидели свет уже после смерти Михаила Семеновича в сборнике «Познавательные процессы и личность в норме и патологии», (Ярославль, 1995) подготовленном его учениками и коллегами. Для краткости это сделано в виде отдельных пунктов (С. 10-12).1..О психическом (как о внутренних механизмах) мы судим на основании уровневой структуры действий (акциональных уровней). Уровень - это такая фиксируемая в психологическом исследовании взаимосвязь характеристик действий и определяющих их психических процессов (частная структура в общих структурах деятельности и личности), которая в сопоставлении с другими структурами действий, возможными в той же ситуации, позволяет судить об ее адекватности стоящей перед испытуемым цели.2..Действия образуют определенную (и в то же время динамическую) иерархическую структуру, где высшим, направляющим и регулятивным является уровень цели.3..По отношению к высшим акциональным уровням низшие выступают как средства их реализации.4..Более высокие акциональные уровни есть, как правило, уровни, более интегрированные в личности.5.Дифференциация высших акциональных уровней обычно выступает яснее, чем у относительно более низких уровней.6..Высший уровень - это не просто уровень цели, но обязательно и адекватное отношение к нижележащим уровням.7..Низшие уровни находятся на грани физиологии, а психологические уровни начинаются с объектной обусловленности.8.Отношения между акциональными уровнями диалектичны: высшие могут манифестироваться низшими, а низшие - проявляться в высших. Высшие могут выступать как позитивные или негативные (как отрицание неадекватности всей структуры).9.Число акциональных уровней (т.е. число уровней, заключенных в интервале между высшим и низшим) - это нестабильная величина. Оно обусловлено конкретной ситуацией исследования (задачей, условиями, контингентом испытуемых и т.д.).10..Переход с низшего акционального уровня на более высокий происходит в результате многих причин: более глубокого осознания задачи, ее нового, более полного понимания, тренировки и выработки навыка или интуитивного решения.11.Переход с более высокого акционального уровня на низший может иметь место в результате усложнения задачи, распада сложившегося навыка или из-за психической патологии.12..Такие факторы, как стресс или действия в условиях коммуникации, могут влиять на акциональ-ные уровни, но для их определения необходимы в каждом отдельном случае конкретные исследования.13..В формировании более высоких акциональ-ных уровней знания играют большую роль, чем в формировании низших.14..Констатация акциональных уровней предполагает некоторый оптимальный диапазон их общей флексибельности, поскольку фиксация одного из них может нарушать общую структуру.15..Использование того или иного акционально-го уровня при достижении цели действия в значительной мере обусловлено степенью неопределенности стимуляции. Чем ниже акциональный уровень, тем выше его вариативность, а чем он выше, тем меньше его неопределенность. Переход с низших уровней на более высокие, таким образом, снимает неопределенность стимуляции, но неполное исчерпывание информации каждого уровня увеличивает риск ошибочного решения задачи.Приведенное определение уровней и перечень их характеристик ни в коем случае нельзя рассматривать как окончательные. С теоретической точки зрения само понятие уровней нуждается в более строгой дефиниции. Это понятие по своему содержанию близко к понятиям «наблюдаемого» и «ненаблюдаемого», «промежуточных переменных», «гипотетических конструкций», «структурных конструкций» и т.п., которые, в значительной мере под влиянием направления логического позитивизма, уже не одно десятилетие активно обсуждаются в теоретических трудах по психологии.Структурно-уровневая теория - это не догма, не замкнутая система тезисов. По мере развития прикладных, лабораторных и теоретических исследований она будет модифицироваться, приводиться в соответствие с новыми данными и новым пониманием фактов.
Ключевые слова
personality,
action level,
structure and level theory,
pathopsycological and psychopathological,
a person,
личность,
акциональный уровень,
структурно-уровневая теория,
патопсихологическое и психопатологическое,
человекАвторы
Залевский Г.В. | Томский государственный университет | Доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент РАО, заслуженный деятель науки РФ, член Всемирной Федерации психического здоровья | |
Всего: 1
Ссылки
Теоретические основания психологического и психопатологического исследования. М.: МГУ, 1988.
Роговин М.С., Урванцев Л.П., Иванов Л.М. Структурно-уровневый анализ соотношения субъективных и объективных компонентов процесса познания (при исследовании восприятия, представлений и мышления) // Вопросы философии. 1985. № 2. С. 48-61. Роговин М.С., Залевский Г.В.
Роговин М.С., Соловьев А.В., Урванцев Л.П. Уровневая структура действия // Психологическая рационализация деятельности. Ярославль: ЯрГУ, 1978. С. 10-21.
Роговин М.С., Соловьев А.В., Урванцев Л.П., Шатемор Ш.Ш. Структура психики и проблемы познания // Вопросы философии. 1977. № 4. С. 75-87.
Роговин М.С., Соловьев А.В. Анализ познавательного стиля при психологическом изучении деятельности // Психологические проблемы рационализации деятельности. Ярославль: ЯрГУ, 1976. С. 12-22.
Роговин М.С., Соловьев А.В., Урванцев Л.П. Психологическая природа неопределенности // Проблемы экспериментальной психологии и ее история. М.: МГПИ, 1973. С. 187-230.
Роговин М.С. Основные положения общепсихологической структурно-уровневой теории // Познавательной процессы и личность в норме и патологии. Ярославль: ЯрГУ, 1995. С. 10-12.
Роговин М.С. Психологическое исследование. Ярославль: ЯрГУ, 1979.
Роговин М.С. Изменение семантико-логической структуры психологических исследований // Вопросы философии. 1983. № 11. С. 7687.
Роговин М.С. Структурно-уровневые теории в психологии. Ярославль: ЯрГУ, 1977.
Роговин М.С. Уровневая структура психики в учении Аристотеля // Системные исследования: Ежегодник. М.: Наука, 1978. С. 152168.
Роговин М.С. Развитие структурно-уровневого подхода в психологии // Системные исследования: Ежегодник, 1974. М.: Наука, 1974. С. 187-230.
Роговин М.С. Введение в психологию. М.: Высшая школа. 1969.
Залевский Г.В., Роговин М.С. Фиксированные формы поведения и их значение для психиатрической и неврологической клиники // Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 1970. № 8, 9, 11.