Л. Уитмер открывает первую психологическую клинику с целью оказания помощи детям с функциональными расстройствами и умственной отсталостью. В выступлениях перед членами Американской психологической ассоциации он впервые употребляет термин «клиническая психология». Приводятся биографические данные Л. Уитмера
110 YEARS OF CLINICAL PSYCHOLOGY.pdf Всего через 17 лет после основания Вундтом современной психологии его бывший ученик Лайтнер Уит-мер (Lightner Witmer, 1867-1956) нашел еще одно практическое применение психологии, что явно противоречило позиции учителя. В то время как Стэнли Холл стремился к перевороту в американской психологии и в педагогике, а МакКеттел разрабатывал психологические тесты для оценки умственных способностей, Лайтнер Уитмер, по отзывам современников, «безнадежно сварливый и скрытный, тщеславный карлик», использовал психологию для установления диагноза и лечения аномального поведения детей.В 1896 г. Л. Уитмер, сменивший на посту профессора университета Пенсильвании Кеттелла, открыл первую в мире психологическую клинику. Он начал развивать направление, которое назвал клинической психологией. То, что Уитмер практиковал в своей клинике, не было клинической психологией в том смысле, какое сегодня вкладывается в это понятие. Он являлся одним из тех представителей функционализма, которые полагали, что современная наука должна помогать людям решать их проблемы, а не изучать содержимое умов. Его деятельность была посвящена диагностике и лечению отклонений в умственном развитии школьников. Современная же клиническая психология охватывает более широкий диапазон психологических нарушений (от легких отклонений до тяжелых форм) людей всех возрастов.Страницы жизни. Лайтнер Уитмер родился в 1867 г. в Филадельфии, штат Пенсильвания, в семье зажиточного аптекаря, который верил в силу образования. Лайтнер окончил Пенсильванский университет в 1888 г., затем некоторое время преподавал историю и английский язык в частной школе в Филадельфии, после чего вернулся в университет, чтобы прослушать курс юриспруденции.Очевидно, что Уитмер не думал о карьере психолога, но по причинам, которые остаются неясными, он изучал экспериментальную психологию у Кеттелла и получил место ассистента на психологическом факультете. Его первые исследования посвящены индивидуальным различиям во времени реакции; надежды молодого ученого были связаны с получением докторской степени в университете Пенсильвании. Но Кеттелл порекомендовал ему поехать в Германию, чтобы продолжить образование.Учителями Л. Уитмера в Германии были Вундт и Кюльпе; позже он говорил, что, кроме степени, ничего в Лейпциге не получил. Вундт не позволил Уит-меру продолжать работу по изучению времени ответной реакции, которую тот начал с Кеттеллом, принуждая его заниматься интроспективными исследованиями элементов сознания. Уитмер критиковал метод исследования Вундта, называя его «сомнительным». Он описывал, как Вундт заставлял Титченера повторять наблюдения, потому что результаты, полученные Титченером, были не теми, что ожидал Вундт. Но Уитмер все-таки получил свою докторскую степень, вернулся домой и летом 1892 г. занял новый пост в университете штата Пенсильвания. В том же году Холл организовал Американскую психологическую ассоциацию, одним из членов которой стал и Уитмер. Американскую психологию начал охватывать функциональный, прикладной дух.В течение двух лет Уитмер занимался экспериментальной психологией, проводя исследования и публикуя статьи по проблемам индивидуальных различий и психологии боли. Но он все время искал возможность применить психологию к диагностике отклонений в поведении. Случай представился в марте 1896 г.Во многих управлениях просвещения штатов были учреждены отделы педагогики (для разработки принципов и методов обучения), и психологам предложили прочесть специальные курсы чиновникам из этих отделов и учителям государственных школ, работающим по углубленным программам. Психологам пришлось пересмотреть программы своих лабораторных исследований, чтобы подготовитькак можно больше квалифицированных школьных психологов. Психологические факультеты существенно выиграли от этого внезапного притока студентов, потому что тогда, как, впрочем, и в настоящее время бюджет факультета во многом зависел от количества студентов.В 1894 г. Пенсильванский университет организовал курсы для учителей государственных школ, на которых Уитмер читал лекции. Однажды к нему подошла одна из слушательниц с целью проконсультироваться по поводу своего 14-летнего ученика, у которого были проблемы с чистописанием, хотя по другим предметам он успевал. Могли бы психологи помочь решить эту проблему? «Мне думается, - писал позже Уитмер, - что если психология чего-нибудь да стоит, она должна оказаться способной помогать именно в таких случаях отставания в развитии» (цит. по: Reynolds, 1987. P. 853). Вскоре Уитмер организовал при университете клинику, которая задумывалась как временная, но в итоге стала делом всей его жизни.За несколько месяцев Уитмер подготовил курс по методам лечения умственно отсталых, слепых и душевнобольных детей и опубликовал в журнале «Педиатрия» статью, озаглавленную «Практическая работа в психологии». На очередной ежегодной конференции АРА он прочитал на эту тему доклад, в котором впервые использовал термин клиническая психология. Тогда же Л. Уитмер начал читать в колледже первый курс клинической психологии.В 1907 г. Уитмер основал журнал «Психологическая клиника» («Psychological Clinic»), который долгие годы был единственным изданием, посвященным этой проблематике и редактором которого он был в течение 29 лет. В первом выпуске ученый предложил новое поле деятельности для психологии - фактически, новую специализацию - клиническую психологию. В следующем году он организовал школу-интернат для отсталых и душевнобольных детей, а в 1909 г. его клиника отделилась от университета и стала самостоятельным административным учреждением.Уитмер всю жизнь проработал в университете Пенсильвании, преподавая, развивая и воплощая в практику свою систему клинической психологии. Он ушел на пенсию в 1937 г., а умер в 1956 г. в возрасте 89 лет.Психологическая клиника. Будучи первым в мире клиническим психологом, Уитмер не имел примеров или прецедентов, на которые он мог бы ориентироваться в своей деятельности; поскольку он работал один, то развивал собственные методы диагностики и лечения. Занимаясь первым случаем в своей практике, мальчиком, у которого были трудности с письмом, Уитмер исследовал уровень интеллекта ребенка, его способности к рассуждениям и чтению и заключил, что именно чтение представляло для него наибольшую сложность. Проведя всесторонние исследования, ученый выявил у мальчика так называемую визуально-вербальную амнезию. Хотя ребенок мог запоминать геометрические фигуры, он не мог запоминать слова. Уитмер разработал интенсивную корректирующую программу, которая принесла некоторые плоды, но все равно мальчик так и не смог научиться бегло читать и писать.Учителя из разных школ направляли в новую клинику Уитмера детей с широким диапазоном нарушений развития и проблем с обучением, включая гипе-Vol. I. No. 1. March 15. 1907 THE PSYCHOLOGICAL CLINICA Journal for the Study and Treatment of Mental Retardation and Deviation Editor:LIGHTNER WITMER. Ph. D., University of Pennsylvania. Associate Editor: Associate Editor : HERBERT STOTESBURY. Ph. D. JOSEPH COLL'NS. M. D.The Temple College. Post Graduate Medical College, Philadelphia. New York.CONTENTSCLINICAL PSYCHOLOGY. Lightner Witmer1AN INFANTILE STAMMER (BABY TALK) IN A BOY of TWELVE YEARS. Clara Harriso,Resident Psychologist at Friends' Asylum for the Insane, Frankford10A JUVENILE DELINQUENT. Edward A. Huntington, Principal of SpecialSchool No. 3, Philadelphia21UNIVERSITY COURSES IN PSYCHOLOGY. Lightner Witmer»25REVIEWS AND CRITICISM: «Child and Educational Psychology» The Psychological Bulletin. Vol. 3,No. 2, November 15, 1906. Edited by M.V. O'Shea3GNEWS AND COMMENT38THE PSYCHOLOGICAL CLINIC PRESS west Philadelphia station, Philadelphia, pa.Титульная страница первого клинико-психологического журнала, изданного в 1907 г. Л. Уитмеромрактивность, нарушения речи и моторики. Накопив определенный опыт в этой области, Уитмер разработал стандартные программы диагностики и лечения; в штат клиники он принимал не только врачей, но и социальных работников и психологов.Уитмер понимал, что психологическому функционированию могли препятствовать и физические проблемы, поэтому врачи клиники всесторонне обследовали детей, определяя, не связаны ли возникшие у ребенка трудности с плохим питанием или дефектами зрения и слуха. Психологи, в свою очередь, тестировали пациентов, а социальные работники готовили истории болезни и собирали сведения о семьях.Начиная работать с детьми, Уитмер полагал, что многие отклонения в поведении и трудности с обучением обусловлены генетическими факторами, но позже, с ростом клинического опыта, он понял, что огромную роль здесь играет влияние окружающей среды. Предвосхитив современные программы духовного обогащения, Уитмер подчеркивал, что с самых первых дней жизни ребенка его необходимо обеспечивать разнообразным сенсорным опытом. Он также верил в прямую зависимость поведения ребенка от его взаимоотношений с окружающими, утверждая, что если обстановка дома и в школе изменится к лучшему, то улучшится и поведение ребенка.Примеру Уитмера последовали многие психологи. В 1914 г. в Соединенных Штатах действовали почти два десятка психологических клиник, большинство их которых были организованы по образу и подобию уитмеровской. Его подход пропагандировали и его бывшие студенты, обучая следующее поколение психологов принципам клинической работы.Уитмер был влиятельной фигурой и в сфере специального образования, он подготовил очень многих специалистов данного профиля. Один из его студентов, Моррис Вителес, расширил рамки сделанного Уитмером, создав клинику, где детей не только лечили, но и обучали профессиональным навыкам. Это было первым в США учреждением подобного рода. Последователи Уитмера применили его клинический подход к диагностике и лечению нарушений у взрослых.В целом подходы Уитмера имели больше практический, чем теоретический характер, а потому ему не удалось развить собственный терапевтический подход и методические обоснования в сегодняшнем смысле. Но его заслуги в развитии клинической психологии несомненны. Он первым осознал, что научная психология может иметь практическое применение решении проблем и расстройств конкретных людей и доказал необходимость связывать практику психологической помощи с психологическим исследованием. Своими делами (открытие психологической клиники, систематическая подготовка специалистов по ортогенетическим методам и выпуска специального журнала) Л. Уитмер создал предпосылки для дальнейшего развития клинической психологии как дисциплины и профессии.Правда, его «исторической значимости дело» осталось в истории клинической психологии и вообще психологии несколько в стороне, изолированным. Считается, что виной тому явилось следующее: во-первых, Уитмер не принял во внимание происходящие в данной области изменения вплоть до конца Первой мировой войны (не участвовал ни в клиническом применении новых психодиагностических методов (тестов), ни в клинических исследованиях взрослых, которые начали активно проводиться после 1907 г. совместно с психиатрами). Но прежде всего Уитмер не увидел или не учел необходимости заниматься наряду с физическими и психическими (интеллектуальными) расстройствами расстройствами поведения и личности.В этой связи Watson (1953) считает, что Лайтнер Уитмер - это больше история, а то, что делалось после него, - это больше современность. Если Л. Уит-мер и история, то весьма значительная и не очень далекая: в этом году мы отмечаем и 50-летие со дня его смерти.
Залевский Г.В. | Томский государственный университет | Доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент РАО, заслуженный деятель науки РФ, член Всемирной Федерации психического здоровья | |
McReynolds P. Lightner Witmer. Little-nown founder of clinical psychology. American Psychologist. 1987. № 42. Р. 849-858. Watson R. Brief history of clinical psychology. N.Y., 1953.
Залевский Г.В. К истории, состоянию и проблемам современной клинической психологии // Сибирский психологический журнал. 1999. Вып. 10. С. 53-58.