УРОВНЕВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СТРАТЕГИЙ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ | Сибирский психологический журнал. 2007. № 25.

УРОВНЕВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СТРАТЕГИЙ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ

Представлены результаты исследования процесса принятия решения. Показано, что процесс принятия решения состоит из этапов, на каждом из которых проявляется индивидуально-психологическое своеобразие реализации выбранной стратегии принятия решения.

LEVEL CHARACTERISTICS OF MAKING DECISIONS STRATEGY.pdf Процесс принятия решений (ГШР) принадлежит к классу интегральных процессов психической регуляции деятельности и поведения. Они выступают необходимым промежуточным звеном, этапом и уровнем интеграции между основными психическими процессами и целостной регуляцией деятельности и поведения [5].Важнейшей особенностью ППР является то, что в них наиболее полно проявляются и огромные потенциальные возможности субъекта, и атрибутивно присущие ему ограничения. Действительно, человек обладает уникальной способностью принимать решения в крайне сложных условиях (высокая неопределенность, наличие многих не всегда сопоставимых критериев и неявных альтернатив, дефицит времени, высокая ответственность и др.). Однако именно в процессах принятия решений отчетливо и комплексно проявляются свойственные субъекту специфические особенности переработки информации, способность одновременно оперировать достаточно ограниченным объемом информации, реакция на эмоциональные факторы, сильная деформация выбора под влиянием социально-психологических детерминант и многое другое. Однако процессы принятия решений имеют определяющее значение и для организации поведения в целом, и для обеспечения эффективности профессиональной деятельности [2].Процесс принятия решения состоит из определенных этапов. В частности, в работах С.Л. Рубинштейна мы встречаем достаточно подробное их рассмотрение как этапов мыслительного процесса. Понимание ситуации, учет объектов, включенных в нее (по сути -кодирование информации), рассматривается в контексте процесса восприятия. В качестве этапов мыслительного процесса С.Л. Рубинштейн рассматривает осознание проблемной ситуации (приобретение знания о ситуации, переработка поступившей извне информации), постановка задачи и ее разрешение [7].Описывая этапы мыслительного процесса, Л.М. Веккер показывает, что первая, исходная, фаза представлена в виде семантической модели, конкретно реализуемой речевыми компонентами мыслительного процесса, воплощенной феноменами «вопрос» и «проблема» (или «задача») и характеризуется нераск-рытостью или непонятностью искомого предметного отношения. Второй этап заключается в переборе возможных вариантов искомого отношения, каждый из которых по определенным обобщенным критериям, основанным на опыте субъекта, оценивается по степени его вероятности и выступает как гипотеза. Последний этап определяется получением ответа на поставленный вопрос или решением поставленной задачи, выраженным суждением как структурной единицей результата этого процесса и характеризуется феноменом понимания [3].Процесс принятия решений представляет собой интеллектуально-волевой акт выбора наиболее эффективных способов выхода из проблемной ситуации. Своеобразие такого процесса реализуется в способах переработки и организации информации об объекте познания.Анализ человека как субъекта познавательной деятельности и как лица, принимающего решение (ЛПР), предполагает учет более широкого контекста стилевого поведения, в частности в форме индивидуальных «познавательных стилей», которые как более широкое по объему понятие характеризуют индивидуально-своеобразные способы изучения реальности.Кодирование информации - выбор субъективных средств, с помощью которых в ментальном опыте человека воспроизводится окружающий мир. Впервые вопрос о существовании индивидуальных различий в способах кодирования информации поставил И.П. Павлов в рамках учения о двух сигнальных системах коры головного мозга. Преобладание 1-й сигнальной системы создает предпосылки для формирования личности «художественного типа» (высокий уровень образно-пространственных способностей, трудности в произвольной регуляции деятельности и т.п.), преобладание 2-й сигнальной системы - личности «мыслительного типа» (высокий уровень словесно-логических способностей, повышенная склонность к самоконтролю и т.д.). И.П. Павлов описал два базовых способа кодирования информации, соответствующих особенностям строения и функционирования головного мозга: чувственно-наглядный (образный) и словесно-речевой.Впоследствии было показано, что характер соотношения сигнальных систем оказывает существенное влияние на разные аспекты процесса переработки информации.На современном уровне проблема первосигналь-ных и второсигнальных способов кодирования информации оказалась представленной в качестве проблемы межполушарной специализации с закреплением чувственно-образной формы презентации действительности за правым полушарием, а вербально-логической - за левым. Среди многочисленных фактов, полученных в рамках этого направления исследований, наиболее важными, пожалуй, являются результаты, доказывающие непрерывное взаимодействие полушарий и, следовательно, процесс постоянного взаимоперевода поступающей информации в двух базовых модальностях ментального опыта (визуальной и словесно-речевой).Впервые психологический анализ основных способов кодирования информации был представлен в работах Дж. Брунера. В них говорится о существовании трех способов субъективного представления информации: в виде предметных действий, наглядных образов и языковых знаков [2]. Аналогичную мысль о том, что работу мысли обеспечивают три «языка» переработки информации - знаково-словес-ный, образно-пространственный и тактильно-кинестетический, - впоследствии неоднократно высказывал Л.М. Веккер [3].В последнее время проблема существования разных способов восприятия информации активно разрабатывалась в русле нейролингвистического программирования (НЛП). Были выделены три основные сферы «сенсорного опыта» человека: визуальная, аудиальная, кинестетическая. Люди преимущественно принимают и перерабатывают информацию о своем окружении визуально (с помощью перцептивных или мысленных зрительных образов), аудиально (посредством слуха) и кинестетически (через осязание, обоняние и другие чувственные впечатления).Сенсорные впечатления теснейшим образом связаны с эмоциональными переживаниями, которые, как правило, выступают в качестве их «фона». Наличие эмоциональной составляющей в условиях формирования ощущения звука, цвета, положения собственного тела и т.д. позволяет говорить о единстве сенсорных и эмоциональных впечатлений как одного из каналов получения и обработки информации при познавательном отражении действительности [8].Таким образом, в информационном обмене человека с окружающей средой участвуют четыре основные модальности опыта: знаки (словесно-речевой способ кодирования информации), зрительные образы (визуальный способ кодирования информации), предметные действия (предметно-практический способ кодирования информации), сенсорно-эмоциональные впечатления (сенсорно-эмоциональный способ кодирования информации).Мера выраженности в индивидуальной репрезентативной системе того либо другого способа представления информации характеризует присущий конкретному человеку своеобразный способ кодирования информации: словесно-речевой, визуальный, предметно-практический, сенсорно-эмоциональный. Легко понять, что факт наличия индивидуально-своеобразных способов кодирования информации играет важную роль в интеллектуальной судьбе человека.Переработку информации в исследованиях соотносят с когнитивными стилями. Определение когнитивных стилей как индивидуально-своеобразных способов переработки информации о своем окружении (его анализа, структурирования, категоризации, прогнозирования и т.п.) с необходимостью ставит вопрос об их связи со способами кодирования информации. М.А. Холодная предлагает описанные к настоящему времени когнитивные стили сгруппировать в зависимости от лежащего в их основании способа кодирования информации.Так, словесно-речевое кодирование информации, по-видимому, в первую очередь оказывает влияние на формирование следующих когнитивных стилей: узкий / широкий диапазон эквивалентности, узкая / широкая категоризация, аналитический / тематический стиль, когнитивная простота / сложность, конкретная / абстрактная концептуализация, толерантность к нереалистическому опыту (в той ее форме, которая связана с особенностями организации семантических схем).Визуальное кодирование информации способствует формированию следующих когнитивных стилей: полеза-висимость / поленезависимость, импульсивность / рефлективность, фокусирующий / сканирующий контроль, сглаживание / заострение, толерантность к нереалистическому опыту (в той ее форме, которая связана с особенностями организации перцептивных схем).Сенсорно-эмоциональное кодирование информации определяет такие когнитивные стили, как: ригидный / гибкий познавательный контроль, физиогномический / буквальный стиль, медленное / быстрое течение психического времени.Что касается предметно-практического кодирования информации, то референтные ему когнитивные стили пока не выявлены. Однако проанализировав характеристики такого способа кодирования, можно говорить, что на этапе переработки информации субъект использует эмпирические способы сравнения с образцом, «поиск по спискам» [4].Таким образом, баланс и степень выраженности основных когнитивных стилей, как можно думать, определяются мерой сформированности способов кодирования информации [9].Постановка и решение проблем (или стили мышления) - это индивидуально-своеобразные способы выявления и формулирования проблемной ситуации, а также способы поиска средств ее разрешения. Анализируя литературу, мы выявили, что разные люди в одном проблемном поле видят разные проблемы, определяют их в разных терминах и в разном содержательном контексте, используют различные методы их решения.В отечественной литературе факт существования разных способов решения проблемы впервые был описан Д.Б. Богоявленской. Ее экспериментальные исследования с использованием разработанного ею метода «креативного поля» позволили выделить три качественно разных уровня интеллектуальной деятельности: стимульно-продуктивный (испытуемый решает задачу, однако при этом остается в рамках заданного или первоначально найденного способа решения), эвристический (испытуемый ориентируется на поиск новых, отличных от уже найденного способов решения проблемы) и креативный (испытуемый выходит за пределы заданных условий исходной проблемы, поскольку обнаруженная им закономерность превращается для него в самостоятельную задачу, решение которой для него важнее достижения успеха в эксперименте). По мнению Д.Б. Богоявленской, данные способы решения проблемы в равной мере могут проявлять себя на высоком уровне интеллектуального развития (например, можно говорить об ученых разного типа в зависимости от преобладающего уровня интеллектуальной активности) [1].Существование индивидуально-своеобразных подходов разных людей к постановке и решению проблем рассматривает в своих работах Р. Стернберг. Он определяет интеллект как механизм «ментального самоуправления». Иными словами, главная функция интеллекта заключается в управлении интеллектуальными ресурсами, а основа индивидуальных различий в интеллектуальной деятельности - в способах использования людьми своего интеллекта.Идея Стернберга в том, что люди используют имеющиеся у них способности разными способами. Фактически речь идет о специализации способностей, которая проявляется в формировании индивидуально-своеобразных способов постановки и решения проблем.Выраженность стиля мышления (или интеллектуального стиля) в значительной степени зависит от меры самостоятельности и творческого подхода человека к стоящей перед ним проблеме. Взяв за основу этот критерий, мы считаем возможным выделить следующую иерархию способов постановки и решения проблем, включающую пять основных стратегий принятия решений:•·адаптивная (поиск решения поставленной кем-либо проблемы с использованием ранее освоенных способов деятельности; предпочтение алгоритмических приемов интеллектуальной работы либо - в случае их отсутствия - метода проб и ошибок);•эвристическая (достижение заданной цели на основе изобретения новых, более эффективных способов решения уже существующей нормативной проблемы);•·исследовательская (самостоятельное формирование целей собственной деятельности с ориентацией на сбор информации по широкому спектру проблемного поля и опорой на различные - в том числе альтернативные - варианты анализа проблемы);•·инновационная (способность к порождению объективно новых идей, пересмотру традиционных и выдвижению новых оснований для принятия решений, созданию качественно новых продуктов - организационных, коммуникативных, интеллектуальных и т.д.);•смыслопорождающая (ориентация на работу со смыслами по отношению к существующим понятиям, традиционным подходам и т.п. с последующим радикальным изменением уровня и типа понимания соответствующей проблемной области в режиме смены интеллектуальной или культурной парадигмы).Опираясь на проведенный анализ различных подходов к проблеме индивидуально-психологического своеобразия процесса принятия решения, мы считаем целесообразным обобщить изложенные факты и предлагаем рассмотреть следующие параметры и характеристики ППР (таблица).Таким образом, каждый последующий уровень «вырастает» и раскрывается в своем многообразии на основе формирования механизмов предшествующего уровня. Так, мера сформированности и сбалансированности основных способов кодирования информации в структуре индивидуального ментального опыта предопределяет особенности способов переработки информации о своем окружении. В свою очередь, развитие когнитивно-стилевых свойств в направлении смещения интеллектуального поведения к определенным субполюсам основных когнитивных стилей оказывает влияние на преобладание определенных способов постановки и решения проблем [9].Результаты выполненного нами анализа могут быть уточнены посредством выявления факторов, обеспечивающих эффективность процесса принятия решений и неразрывно связанных с феноменом индивидуально-психологических особенностей субъекта деятельности, проявление которых оказывает воздействие на выбор способов выхода из проблемной ситуации

Ключевые слова

strategies of making decisions, individual ways of solving problems, stages of making decisions process, process of making decisions, стратегии принятия решений, индивидуально-своебразные способы решения проблем, этапы процесса принятия решений, процесс принятия решений

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Дранишников С.А.Кемеровский государственный университет
Всего: 1

Ссылки

Wardell D.M., Royce J.R. Toward a multi-factor theory of styles and their relationship to cognition and affect // J. of Personality. 1978. Vol. 46(3). P. 474-505.
Шарп Д. Типы личности. Юнговская типологическая модель. Воронеж: Модэк, 1994. 520 с.
Юнг К.Г. Психологические типы. М.: Алфавит, 1992. 410 с.
Sternberg R.J. Mental self-government: A theory of intellectual styles and their development // Human Development, 1998. Vol. 31. P. 197-221.
Холодная М.А. Когнитивные стили. О природе индивидуального ума. 2-е изд. СПб.: Питер, 2004. 384 с.
Холодная М.А. Когнитивные стили как проявление своеобразия индивидуального интеллекта. Киев: КГУ, 1990. 342 с.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2002. 720 с.
Психологические проблемы принятия решения / Под ред. А.В. Карпова. Ярославль: Яросл. гос. ун-т, 2001. 78 с.
Карпов А.В. Методологические основы принятия решения. М.: Институт психологии РАН, 1999. 290 с.
Дрейфус X. Чего не могут вычислительные машины: критика искусственного разума. М., 1978. 145 с.
Веккер Л.М. Психика и реальность: Единая теория психических процессов. М.: Смысл, 1998. 462 с.
Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов-н/Д: Изд-во Рост. ун-та, 1983. 214 с.
Брунер Дж. Психология познания. М.: Прогресс, 1977. 430 с.
 УРОВНЕВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СТРАТЕГИЙ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ | Сибирский психологический журнал. 2007. № 25.

УРОВНЕВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СТРАТЕГИЙ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ | Сибирский психологический журнал. 2007. № 25.