Рассматривается вопрос о взаимосвязи высокого уровня сформированности базовых убеждений, чувства психологической безопасности с высокой личностной гибкостью и чувством субъективной удовлетворенности жизнью, что способствует достижению высокого уровня социальной адаптации, социальной и коммуникативной компетентности, толерантности к другим людям. Обсуждается идея о том, что целенаправленная работа по созданию условий, обеспечивающих формирование у молодежи позитивных базовых убеждений, и удовлетворенность жизнью будут содействовать стремлению к активному творческому участию в инновационных процессах. Высказывается предостережение по поводу того, что негативные базовые убеждения и связанная с ними неудовлетворенность человеком собственной жизнью могут способствовать его фиксации на стереотипных формах реагирования и поведения, проявлению страха перед всем новым, включению ментальных барьеров восприя нового и подсознательных механизмов психических защит.
ТО А PROBLEM OF SEARCH OF THE PSYCHOLOGICAL BASIS OF DEVELOPMENT OF THE INNOVATIONAL COMPONENT OF THE PERSON IN YOUTH AN.pdf В ноябре 2005 г. Томск вошел в число победителей конкурса на размещение «особых экономических зон (ОЭЗ) технико-внедренческого типа», а два томских вуза - Томский государственный университет (ТГУ) и Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР) победили в 2006 г. в конкурсе Министерства образования и науки РФ, приобретя статус инновационных университетов. Принятые обязательства и высокая ответственность за достижение предполагаемых результатов, по нашему мнению, требуют системного подхода к пониманию и учету роли и взаимовлияния всех элементов инновационного пространства (научных, инженерно-технических, административных, финансовых, социальных, гуманитарных и прочих).Анализ инновационной деятельности, разворачивающейся и в томских инновационных университетах, и в томской технико-внедренческой зоне, показал, что на данный момент вектор развития направлен в основном на научную и инженерно-техническую стороны процесса. Факт, что без и вне комплекса гуманитарных технологий само по себе научное открытие или техническое (инженерное) изобретение не способно обеспечить ни создания, ни внедрения нововведений [11, 13], признается малозначимым и не учитывается. В системе менеджмента инновационных проектов в настоящее время отсутствует и понимание того, что инновационное производство требует изменения отношения к человеку и как «генератору» инновационных идей, и как потребителю инновационных продуктов. В лучшем случае считается, что в сферу инновационного производства следует отбирать людей, перспективных в плане порождения новых идей, и делать ставку на подготовку специалистов из студенчества. Однако в практике управления инновационными процессами воспроизводятся традиционные способы отбора и подготовки специалистов, игнорируются значимые психологические составляющие их личностного развития и личностной готовности быть инноваторами. Это приводит к возникновению несоответствия между инновационно-ориентированными специалистами и традиционной, в чем-то даже архаичной организационной культурой, что сдерживает темпы инновационного развития. А уж о том, что в последние годы в связи с масштабно разворачивающимися инновационными процессами меняется представление о компетентном специалисте, по отношению к которому экономисты начинают использовать понятие человеческого капитала, в среде наших современных управленцев и администраторов и говорить не приходится. До сих пор они надеются на то, что приобретение и создание нового «железа» и информационных технологий может автоматически, само по себе обеспечить прорыв в бизнесе, экономике и образовании. Представляется очевидным, что для успеха инновационной деятельности необходимо осмысление всеми участниками инновационной сферы самой идеи важности гуманитарных технологий, а также поиск конкретных форм, методов и точек приложения гуманитарных инноваций.Для продвижения данной идеи, для изменения отношения к человеку как инноватору и потребителю инноваций именно психологам необходимо приложить значительные усилия. Личностная готовность к генерированию и принятию новых идей, способность к порождению толерантной к ошибкам инновационной среды, готовность отступать от стереотипов и креативность, способность к рефлексии и реконструкции прошлого опыта, коммуникативная и социальная компетентность, удовлетворенность жизнью должны рассматриваться как значимые факторы успеха на всех этапах инновационной деятельности - от разработки новых идей до реализации инновационных продуктов.Поскольку молодежь рассматривается как главный резерв инновационной экономики, в проведенном эмпирическом исследовании нами изучались личностные особенности молодых людей, которые живут и обучаются в Томске и Северске. Полученные данные анализировались через призму готовности и способности молодежи участвовать в инновационной деятельности. Из трех исследованных групп респондентов одну составили выпускники гимназий и средних школ Томска и Северска (n = 193), другую - студенты младших курсов (n = 365), третью -студенты старших курсов вузов Томска (n = 410). Участники исследования использовали методику «Шкала базовых убеждений» (автор Р. Янов-Буль-ман, перевод и адаптация О. Кравцовой), позволяющую оценить присущее респондентам чувство безопасности, которое рассматривается в качестве одного из базовых ощущений нормального человека. Американский психолог Р. Янов-Бульман полагает, что оно основано на трех категориях базовых убеждений, составляющих ядро нашего субъективного мира: 1) вере в то, что в мире больше добра, чем зла. В эту категорию входит отношение к окружающему миру вообще и отношение к людям; 2) убеждении в том, что мир полон смысла. Обычно люди склонны верить, что события происходят не случайно, а контролируются и подчиняются законам справедливости; 3) убеждении в ценности собственного «Я». Здесь основное значение имеют три аспекта: «Я хороший человек» (самоценность); «Я правильно себя веду» (контроль) и оценка собственной удачливости [9]. Гибкость респондентов на темпераментном уровне индивидуальности изучалась с помощью Опросника формально-динамических свойств индивидуальности [10], а на личностном уровне - с учетом значений фактора Q1 личностного опросника Р. Кеттел-ла (компьютерная версия Агентства гуманитарных технологий, г. Москва). Кроме того, параметры актуальной, сензитивной и установочной гибкости-ригидности респондентов оценивались с помощью «Томского опросника ригидности» [4]. Склонность респондентов к анти-интрацепции, суевериям и стереотипии диагностировались с использованием «Шкалы авторитаризма» (авторы Т. Адорно, Э. Фре-нкель-Брунсвик, Д. Левинсон, Р. Сэнфорд [9]). Субъективная удовлетворенность жизнью оценивалась с помощью «Шкалы субъективной удовлетворенности» [12], «Шкалы удовлетворенности жизни» (любезно предоставленной Д.А. Леонтьевым), а также субшкал «удовлетворенность прошлым» и «удовлетворенность настоящим» методики «Смысложиз-ненных ориентаций» [7].Полученные результаты были организованы в базу данных и обработаны статистически. Выполненный дисперсионный анализ (метод ANOVA-MANOVA) не выявил существенных различий между выборками респондентов по интересующим нас психологическим параметрам. Это позволило нам создать общую выборку молодых людей в возрасте от 16 до 25 лет (периоды юности и ранней взрослости, согласно периодизации Д.Б. Бромлея). Мы ожидали, что обнаруженные в выборке психологические закономерности могут лечь в основу разработки модели отбора перспективных, инновационно-ориентированных молодых людей для сферы инноватики, а также для разработки алгоритма психологического сопровождения подготовки инновационно-ориентированных специалистов.Основные закономерности, выявленные в ходе корреляционного анализа, состояли в следующем. Были обнаружены статистически значимые отрицательные связи между показателями базовых убеждений респондентов и показателями их ригидности. Так, актуальная и сензитивная ригидность отрицательно коррелировали с убеждением в благосклонности мира и людей (г = -0,165; p = 0,017 и г = -0,167; p = 0,016 соответственно; n = 208) и убеждением в ценности собственного Я (г = -0,373; p = 0,000 и г = -0,321; p = 0,000 соответственно). Кроме того, с убеждением в ценности собственного Я также отрицательно коррелировала установочная ригидность (г = -0,147; p = 0,034), а с убеждением в осмысленности жизни - сензитивная ригидность (г = -0,148; p = 0,011). Интерпретируя полученные данные, можно отметить, что наличие у девушек и юношей базовых убеждений в благосклонности мира, людей, ценности собственного Я и осмысленности жизни сопровождается отсутствием признаков неофобии, выраженного страха перед новым, эмоционально-негативного отношения к изменениям вообще, затруднений в выработке новых норм, новых способов поведения в ситуациях изменений, а также способностью при объективной необходимости изменить свое мнение, отношение и характер переживаний. Следует обратить внимание на то, что в контексте теории психологических систем континуум «ригидность - флексибильность» отражает степень открытости психологической системы, которая является условием ее (системы) существования и развития [6]. Свойство ригидности препятствует осознанию наличных обстоятельств и способствует игнорированию возможностей саморазвития, открывающихся во взаимодействии. Судя по нашим данным, важными условиями открытости человека как психологической системы могут быть присущие ему позитивные базовые убеждения. В свою очередь, «открытость к взаимодействию с миром» является важной характеристикой автономной личности, становление которой происходит по мере взросления [8].Убеждение молодых людей в ценности собственного Я, как оказалось, сопровождается наличием высокого уровня гибкости в структуре их индивидуальности. Об этом свидетельствуют выявленные корреляции степени этой убежденности с индексом гибкости (г = 0,303; p = 0,000; n = 137), которая диагностировалась с помощью ОФДСИ, и с показателем личностной гибкости (г = 0,204; p = 0,002; n = 239), которая определялась у респондентов с учетом значения фактора Q1 личностного опросника Р. Кеттелла.В ходе статистической обработки также были обнаружены значимые корреляции показателей базовых убеждений респондентов с показателями их склонности к анти-интрацепции, суевериям и стереотипии, диагностируемым с помощью «Шкалы авторитаризма». При этом, как и следовало ожидать, убежденность респондентов в благосклонности мира и людей отрицательно коррелировала с их склонностью к анти-интрацепции и стереотипии (г = -0,183; p = 0,003 и г = -0,269; p = 0,000 соответственно; n = 252), а убеждение респондентов в ценности собственного Я - с их низкой склонностью к стереотипии (г = -0,146; p = 0,020). Выявленные корреляции указывают на то, что убежденность юношей и девушек изучаемой выборки в благосклонности мира и людей, а также наличие у них высокой самооценки могут комбинироваться с отсутствием у них неприятия всего творческого, стремления к подавлению фантазии и воображения, страха проявления подлинных чувств и потери самоконтроля, возможностью порождения новых способов деятельности, что принципиально важно для инноваторов. Подобные молодые люди менее склонны к суевериям и перенесению ответственности на внешние силы, для них менее характерна ригидность мышления.Интересно отметить, что убежденность молодых людей в ценности собственного Я положительно коррелировала (г = 0,319; p = 0,002; n = 89) с их личностной креативностью, которая диагностировалась с помощью теста «Личностной креативности» (автор Е.Е. Туник [12]). Творческие проявления у взрослых людей достаточно часто блокируются барьерами, связанными с социальными опасениями, такими как боязнь критики, нежелание показаться смешным, нелепым, сомнения в ценности собственных мыслей и пр. Выявленная взаимосвязь показывает, что убежденность в собственной ценности сопровождается творческой свободой, открытостью в самовыражении.Предполагалось, что, испытывая страх перед новым, люди подсознательно будут сопротивляться новым реалиям жизни, используя механизмы психической защиты. Для подтверждения этого мы попросили участников исследования выполнить тест «Индекс жизненного стиля» (автор Р. Плутчик [12]), предназначенный для оценки этих защит. Как оказалось, самооценка и убежденность молодых людей в благосклонности мира и людей отрицательно корррелиро-вали с уровнем психических защит (г = -0,178; p = 0,006 и г = -0,145; p = 0,025; n = 237). Причем в структуре этих защит наибольшие отрицательные корреляции наблюдались между показателем благосклонности мира и людей, с одной стороны, и такими формами защит, как подавление (г = -0,280; p = 0,000), регрессия (г = -0,153; p = 0,018), проекция (г = -0,255; p = 0,000) и замещение (г = -0,152; p = 0,019) - с другой. Показатель самоценности отрицательно коррелировал с показателями регрессии (г = -0,269; p = 0,000), проекции (г = -0,291; p = 0,000) и реактивных образований (г = -0,181; p = 0,005).Данные факты свидетельствуют в пользу того, что наличие у молодых людей позитивных убеждений и переживание ими чувства психологической безопасности сопровождаются низкой степенью выраженности психических защит. Напротив, негативные убеждения и отсутствие чувства безопасности могут способствовать «включению» механизмов психических защит с использованием таких их форм, как подавление, регрессия, проекция, замещение и реактивные образования. Данные формы психических защит могут выступать в качестве основных мишеней психологического воздействия.Вместе с тем обнаружено, что убежденность молодых людей в благосклонности мира и людей и убежденность в самоценности положительно коррелировали с психической защитой «отрицание» (г = 0,346; p = 0,000; г = 0,253; p = 0,000 соответственно). Это означает, что молодым людям с позитивными убеждениями свойственно отрицать те аспекты внешней реальности, которые, будучи очевидными для окружающих, тем не менее не принимаются и не признаются самой личностью. Является ли это позитивным моментом с точки зрения формирования инновационно-ориентированной личности, не ясно, хотя, очевидно, способствует повышению социальной адаптивности молодых людей [1].Важным аспектом жизни современного человека является ощущение удовлетворенности жизнью, которое обеспечивается как профессиональной деятельностью, так и личной жизнью. Установлено, что позитивные базовые убеждения молодых людей значимо коррелируют с их субъективной удовлетворенностью жизнью. Об этом можно судить на основе выявленных связей между суммарным показателем Шкалы субъективной удовлетворенности, с одной стороны, и самооценкой, убежденностью молодых людей в благосклонности мира и людей, а также их убежденностью в осмысленности мира - с другой (г = 0,413; p = 0,000; г = 339; p = 0,000; г = 0,143; p = 0,006 соответственно; n = 365). С этими же позитивными убеждениями коррелировали показатели субшкал «удовлетворенность настоящим» (г = 0,351; p = 0,000; г = 0,327; p = 0,000; г = 0,191; p = 0,000 соответственно; n = 437) и «удовлетворенность прошлым» (г = 399; p = 0,000; г = 0,333; p = 0,000; г = 0,232; p = 0,000 соответственно). Кроме того, убеждение респондентов в ценности собственного Я было связано с их показателем Шкалы удовлетворенности жизнью (г = 0,464; p = 0,000; n = 54).Статистически значимое убеждение молодых людей в ценности собственного Я и убежденность в благосклонности мира и людей были связаны с высоким уровнем их социальной адаптации (г = 0,370; p = 0,000 и г = 0,247; p = 0,000 соответственно; n = 217), оцениваемым с помощью опросника Социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда [12]. Эти же базовые убеждения положительно коррелировали с уровнем эмоционального интеллекта (г = 0,329; p = 0,000 и г = 0,169; p = 0,016 соответственно; n = 206), изучаемым с помощью опросника Н. Холла [12]. Убежденность молодых людей в благосклонности мира и людей оказалось связанной с показателями их межличностного доверия и этнической толерантности (г = 0,454; p = 0,000 и г = 0,268; p = 0,008 соответственно; n = 98), оцениваемыми с использованием методики «Индекс толерантности» (автор Г. Солдатова). Наряду с этим убежденность в благосклонности мира и людей отрицательно коррелировала со склонностью к манипуляции другими людьми (г = -0,382; p = 0,000; n = 300, применялась МАК-шкала, адаптация В.В. Знакова) и с манипулятивной и авторитарной направлен-ностями общения (г = -0,144; p = 0,015 и г = -0,175; p = 0,003 соответственно; n = 284, использовалась методика «Личностная направленность общения», автор С.Л. Братченко). Данный факт интересно прокомментировать с точки зрения выбора способов управления инновационно-ориентированными личностями. Можно ожидать, что управление путем манипулирования неэффективно по отношению к ним, поскольку они сами не склонны к манипуляциям. Полагаем, что способ коммуникации инноваторов нуждается в дополнительном изучении.Мы убедились в том, что показатели методик «Шкалы субъективной удовлетворенности», «Шкалы удовлетворенности жизнью» и теста «Смысложизнен-ных ориентаций» значимо коррелируют между собой. Но поскольку показатели последнего теста, как свидетельствует наш экспериментальный опыт, оказываются более информативными, то мы использовали его в качестве основной психодиагностической методики.Статистический анализ позволил продемонстрировать, что удовлетворенность молодых людей своим настоящим и прошлым положительно коррелировала с индексом гибкости, оцениваемым с помощью «Опросника формально-динамических свойств» (г = 0,272 и г = 0,306 соответственно; p = 0,000; n = 202), а также с личностной гибкостью, определяемой на основе значений фактора Q1 «Личностного опросника» Р. Кеттелла (г = 0,235 и г = 0,238 соответственно; p = 0,000; n = 292). Вместе с тем наблюдались значимые отрицательные корреляции между удовлетворенностью жизнью и показателями актуальной, сен-зитивной и установочной ригидности (для удовлетворенности настоящим: г = -0,408; г = -0,306; г = -243 соответственно; для удовлетворенности прошлым: г = -0,434; г = -0,389; г = -0,247 соответственно; все корреляции с p = 0,000; n = 205). Удовлетворенность настоящим у молодых людей также хотя и слабо, но значимо коррелировала с показателем анти-интрацеп-ции, диагностируемой с помощью Шкалы авторитаризма (г = -0,127; p = 0,034; n = 278). Были обнаружены положительные корреляции удовлетворенности респондентов настоящим и прошлым с их личностной креативностью (г = 0,249; p = 0,017 и г = 0,228; p = 0,029 соответственно; n = 92).В ходе исследования было обнаружено, что удовлетворенность прошлым отрицательно коррелировала с уровнем выраженности психических защит (г = -0,210; p = 0,002; n = 212), особенно в форме регрессии, проекции и замещения. Удовлетворенность настоящим и уровень психических защит оказались не связанными между собой, но удовлетворенность настоящим отрицательно коррелировала с такими формами защит, как подавление, регрессия, проекция и замещение. Важно отметить, что и удовлетворенность настоящим, и удовлетворенность прошлым положительно коррелировали с психической защитой «отрицание» (г = 0,364 и г = 0,356 соответственно; p = 0,000).Высокая степень удовлетворенности настоящей и прошлой жизнью у молодых людей сопровождалась высоким уровнем их социальной адаптации (г = 0,287 и г = 0,317 соответственно; p = 0,000; n = 210), высоким уровнем эмоционального интеллекта (г = 0,366 и г = 0,290 соответственно; p = 0,000; n = 214), высокой степенью социального доверия (г = 0,304; p = 0,006 и г = 0,244; p = 0,027 соответственно; n = 82) и низкой склонностью к манипулированию другими (г = -0,176; p = 0,000 и г = -0,155; p = 0,001; n = 472). Вместе с тем удовлетворенность настоящим может сочетаться у молодых людей с низкой склонностью к авторитарной направленности общения (г = -0,139; p = 0,009).Итак, совокупность результатов исследования свидетельствует в пользу того, что позитивная направленность базовых убеждений и связанное с ними чувство психологической безопасности могут сочетаться у молодых людей с высокой гибкостью в структуре индивидуальности и с чувством субъективной удовлетворенности жизнью. При этом они могут достигать высокого уровня социальной адаптации, становиться социально и коммуникативно компетентными, толерантными к другим людям. Можно ожидать, что создание условий для личностного развития, обеспечивающих формирование у человека позитивных базовых убеждений и способствующих переживанию им чувства удовлетворенности, рассматриваемого нами в качестве важного стартового условия планирования (режиссирования) будущих этапов собственной жизни, будет обусловливать его гибкое и креативное отношение к появляющимся инновациям. Напротив, представляется очевидным, что сформировавшиеся у человека негативные базовые убеждения и связанная с ними неудовлетворенность собственной жизнью будут способствовать его фиксации на стереотипных формах реагирования и поведения, проявлению страха перед всем новым, включению ментальных барьеров восприятия нового и подсознательных механизмов психических защит, что будет препятствовать реализации стратегии на инновационное развитие общества.Анализируя наброски к психологическому портрету инновационно-ориентированной личности с позиции теории психологических систем [6], можно предположить следующее. Человек с выраженной ин-новативной компонентой является суверенной личностью, обладает всей полнотой координат многомерного мира и поэтому имеет возможность менять образ жизни, т.е. является открытой самоорганизующейся психологической системой, принципом функционирования которой является гетеростаз. Такому человеку свойственно нормотворчество как сознательный выход за пределы привычного и устоявшегося. Его жизнь детерминируется не по формуле «потребность - возможность ее реализации (условия) - деятельность - новая деятельность», а по формуле «возможность преобразования действительности (открываемая в актах взаимодействия с ней) -необходимость преобразования - новая (преобразованная) действительность». Это означает, что инновационно-ориентированная личность способна свободно реализовать себя и свои возможности, она творит обстоятельства своей жизни и открыта изменяющемуся миру.Работа выполнена при поддержке гранта РФФИ № 06-06-80216.
Щедровицкий П.Г. Инновационный потенциал профессионального сообщества. 2003 [Электронный ресурс]. http://www.shkp.ru/ lib/aгchive/methodologies/pгof/34
Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика личности и малых групп. М.: Изд-во института психотерапии, 2000. 490 с.
Советова О.С. Основы социальной психологии инноваций. СПб., 2000. 150 с.
Русалов В.М. Опросник формально-динамических свойств индивидуальности: Методическое пособие. М: ИП РАН, 1997. 50 с.
Практикум по психодиагностике и исследованию толерантности личности / Под ред. Г.У. Солдатовой, Л.А. Шайгеровой. М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2003. 112 с.
Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). М.: СМЫСЛ, 1992. 16 c.
Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. М.: Смысл, 2003. 487 с.
Клочко В.Е. Самоорганизация в психологических системах: проблемы становления ментального пространства личности (введение в транспективный анализ). Томск: Том. гос. ун-т, 2005. 174 с.
Залевский Г.В. Психическая ригидность в норме и патологии. Томск, 1993. 272 с.
Знаков В.В. Методика исследования макиавеллизма личности // Сибирский психологический журнал. 2001. № 14-15. С. 122-128.
Братченко С.Л. Диагностика личностно-развивающего потенциала: Методическое пособие для школьных психологов. Псков, 1997. С. 34-62.
Психология развития и возрастная психология: Учебно-методическое пособие / Авт.-сост. Т.Г. Бохан, В.А. Непомнящая. Томск, 2003. 233 с.
Богомаз С.А., Филоненко А.Л. Поиск смысла жизни и искажение реальности как детерминанты социализации молодых людей // Человек в условиях неопределенности: Сб. материалов Всерос. конф. Новосибирск: Новосиб. гос. ун-т, 2006. С. 113-123.