КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УСПЕШНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ
В статье дается научно-теоретический анализ философских, социологических и психологических подходов к изучению феномена успеха и успешности. Представлены концептуальные подходы к определению успешности профессиональной деятельности. Осуществлена попытка структурного анализа факторов успешности профессиональной деятельности специалистов социальной сферы.
CRITERIONS FOR SUCCESSFUL PROFESSIONAL ACTIVITY OF SPECIALISTS IN SOCIAL FIELD.pdf Среди многообразных видов социальной деятельности личности особое место занимает профессиональная деятельность. Человек как субъект деятельности большую часть жизни посвящает профессиональному виду труда, главному направлению становления человеческой сущности.Изучением проблемы деятельностного подхода, структуры деятельности, её разновидностей и влияния на различные сферы человеческой жизни занимались такие авторы, как С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, К.А. Альбуханова-Славская, Е.М. Борисова, Е.А. Климов, Л.А. Коростылева, И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий, Н.А. Лаврова, А.К. Маркова, Р.С. Немов, Н.С. Пряжников, О.Н. Родина, Н.В. Са-моукина, С.В. Славнов, X. Хекхаузен, А.Е. Чирико-ва, П.А. Шавир и др. [9].В большинстве профессий, связанных с повышенными требованиями к специалистам социальной сферы деятельности, имеются собственные «нужные» характеристики личности и ее структурных компонентов, которые, наряду с профессиональными навыками, обеспечивают успех (успешность) любой профессиональной деятельности.Подчеркнем, что понятия «успех» и «успешность» в науке часто смешиваются и употребляются совместно, к тому же многими исследователями считаются практически понятиями-синонимами, что изначально вносит неопределенность при их определении и использовании в прикладных исследованиях. Поэтому при изучении данной проблемы есть необходимость представить характеристику подходов к исследованию успеха и успешности профессиональной деятельности в различных областях научного знания.В целом успех рассматривается как сложный, многосторонний объект исследования социальных наук.С феноменологической точки зрения «успех» -одна из заложенных изначально (априорно) в человеческую природу структур человеческого существования, опыт анализа которой накоплен в философии, этике, эстетике, психологии, социологии.В социальных науках (философия, социология, психология) успех предстает как сложный, многосторонний объект исследования, характеризующийся внутренним единством и противоречивостью: с одной стороны, «успех» - это характеристика и показатель переживания результата индивидом собственных действий и усилий, с другой - показатель своеобразия его положения среди других людей и, следовательно, специфики его социальных связей и отношений [4].В экзистенциальной философии можно выделить два направления, так или иначе рассматривающих феномен успеха. В первом направлении успех понимается как результат преодоления внешних обстоятельств и выражение сущностных структур человеческого бытия. В таком подходе часто содержится и моральная оценка как стремления к успеху, так и статуса, связанного с его обретением. На пути к успеху человек ставит перед собой цели и осуществляет их независимо от какого бы то ни было, положительного или отрицательного, влияния со стороны общества [11].В другом направлении, подчеркивающем межсубъектную и интерактивную природу успеха, он рассматривается как социальный феномен. М. Сэд-лер в этом контексте употребляет понятие «ситуация» и акцентирует ее значение в жизни человека. В ситуации проявляются его возможности, так, например, с трудной жизненной ситуацией успешно справится тот, кто способен действовать эффективно в сложных обстоятельствах [7].Проблема успеха рассматривается также в рамках прагматической философии (У. Джеймс, Дж. Дьюи, С. Хук, Ф. Шиллер, Дж. Болдуин). В философии прагматизма успех является категорией «социально-утилитарной». «Прагматический» успех, прежде всего, связывался с феноменом денег, богатства, благосостояния. Понимание успеха в философии прагматизма обусловлено не только утилитарной мировоззренческой направленностью, но и специфическим взглядом на закономерности функционирования сознания индивида [4].По мысли У. Джемса, активность индивида мотивирована стремлением к экспансии эмпирического Я - структурного элемента Я, противопоставленного в результате работы самосознания не-Я, т.е. другим людям. Стремление к успеху есть в этом случае не гедонистический, а прагматический импульс к контролю за «территориями Я и не-Я». Кроме того, эмпирическое Я, по У. Джемсу, имеет собственную структуру, в которой особое положение занимает так называемое социальное-Я (наряду с материаль-ным-Я и духовным-Я). «Человек имеет столько же социальных-Я, сколько людей узнают его среди других и обладают его образом. Поскольку эти люди составляют какие-то группы, можно сказать, что человек имеет столько социальных-Я, сколько имеется групп, чье мнение для него важно» [3].Таким образом, успех для У. Джемса - это особое качество мыслей индивида о себе, «отрефлексирован-ная референтность».Понятие «успех» находит отражение и в ряде частных философских конценций - «приспособительного модуса поведения» (Дж. Болдуин), «аутентичного типа личности» (А. Фаллико), «пассионарнос-ти» (Л. Гумилев), «конвенциональности интересов» (Р. Рорти) и др. [4].Социологический аспект исследования успеха представлен в работах М. Вебера, В. Зомбарта, К. Мангейма. В современной отечественной социологии немалые теоретические наработки существуют скорее в ключе социологического анализа деятельности личности - влияния соотношения успешной и неуспешной деятельности на развитие этой деятельности, на динамику становления самого индивида. Существуют данные социологических исследований по выявлению представлений об успехе, критериях жизненного успеха, которые описаны в работах отечественных социологов Б. Бессонова,A.Здравомыслова, А. Кравченко, Г. Минца, Н. На-умовой, Ф. Филиппова, В. Ядова [4].Другие исследователи-социологи касались понятия «успех» в контексте более широкого предмета исследования. К примеру, результаты исследованияB.А. Сибирева и Н.А. Головина показали, что при-оритетной жизненной целью российских студентовявляется самореализация, при этом в качестве сред-ства ее достижения большое значение придается об-разованию как залогу жизненного успеха.Э.В. Галажинский особо подчеркивал значимость самореализации в развитии и достижении успешности в деятельности, отмечая, что нынешнее тысячелетие характеризуется «всплеском интереса к проблеме самореализации и связанным с нею проблемам саморазвития, самоопределения, самодетерминации... подчеркивающих роль субъективного фактора в реализации человеком своих "сущностных сил"... Самореализация конституирует актив-но-деятельностный аспект жизни, и даже ее смысловой аспект» [1. С. 47].Исходя из анализа психологической литературы, в котором устанавливается взаимосвязь между успешностью в любом виде профессиональной деятельности, уровнем профессиональной подготовленности и уровнем развития профессионального самосознания (Е.М. Борисова, М.И. Жукова, Н.В. Кузьмина, В.Н. Козиев, А.К. Маркова, Т.Л. Миронова, Л.М. Митина, В.М. Савеленко и др.), можно заметить, что термины «успешность» и «успех» используются как синонимы.В научной литературе представлены два концептуальных направления, в которых осуществляются попытки дать определение успешности профессиональной деятельности, или деятельностного успеха: «линейный» и «категориальный» подходы (Р. Стивенс, В.М. Розин, В.С. Степин). С точки зрения линейного подхода успех деятельности специалиста традиционно ассоциируется с эффективностью этой деятельности, снижением стоимости социальных услуг и уменьшением затраченного времени. Отсюда вытекает необходимость разработки и применения методов измерения успеха, которые относились бы к достаточно широкому кругу функций и ценностей социальной сферы. Изучение литературы убеждает, что в контексте теоретических и научно-практических управленческих разработок по выявлению причин и показателей успеха больше внимания уделяется метрическим показателям успеха, чем исследованию профессиональных и личностных особенностей, внутренних факторов и тех действий, которые имеют решающее значение для его достижения. Преобладают количественные данные об объемах оказываемых услуг, производительности труда, статусном положении, занимаемой должности, получаемой заработной плате, удовлетворенности и эмоциональной окрашенности профессиональной деятельности и т.п. Содержание таких показателей основано, прежде всего, на экономических положениях и показателях, которые учитывают факторы организационной стабильности и рациональности действий, но абсолютно исключают внешние (объективные) и внутренние (субъективные), личностные и индивидуальные показатели успешности профессиональной деятельности [4].В частности, с понятиями «успех», «успешность», «продуктивность», «эффективность», «профессиональная устойчивость», «профессиональная мобильность», «компетентность», «адаптивность», «качество деятельности» тесно связано понятие «профессиональная успешность».Понятие успеха (успешности) профессиональной деятельности должно быть определено и интегрировано не только в проблемное поле деятельности социального работника, но и в контекст принципов социальной работы и смежных с ней научных дисциплин, таких как теория и этика социальной работы, психология социальной работы, технология и подготовка социальных работников и т.д.Понятие «профессиональная успешность» является относительно новым для профессиональной психологии и недостаточно раскрытым в литературе. Для понимания данного сложного феномена важным представляется определение места понятия «профессиональная успешность» в сложной системе категорий современной психологии, его связи с другими (уже устоявшимися) научными категориями.Изучение психологической, философской, педагогической и социологической литературы позволяет сделать вывод о том, что проблема профессиональной успешности не получила должного раскрытия и остается малоизученной (Дж. Дьюи, Дж. Болдуин, М.А. Галанина, А.К. Маркова, Д.А. Дильман, М. Вебер, В. Зомбарт, К. Мангейм, У. Джеймс). Исследования ее различных аспектов преимущественно проводились в рамках проблематики психологических исследований [4]. Отсутствует и определение самого понятия «профессиональная успешность».В немногочисленных работах по проблеме профессиональной успешности намечены лишь некоторые концептуальные аспекты и подходы к ее решению:•·формирование индивидуальной структуры рефлексивного механизма как фактора, оказывающего значительное влияние на успешность решения задач в предметной и социальной сферах, в том числе и на успешность решения задач профессиональной деятельности;•·психическая устойчивость как фактор успешности профессиональной деятельности;•·зависимость уровня успешности профессиональной деятельности специалиста от индивидуально-психологических особенностей личности (мотиваци-онно-волевые, управленческие (организаторские), коммуникативные, когнитивные и регуляторные характеристики);•влияние смысловых особенностей личности на профессиональную успешность;•·профессиональное общение как условие успешной профессиональной деятельности;•·прогнозирование успешности профессиональной подготовки специалистов в вузах; использование социальных технологий прогнозирования деятельности на основе комплексного анализа способностей, адаптационных, характерологических особенностей и мо-тивационных характеристик обучаемого;•возможности прогнозирования профессиональной успешности специалиста с учетом анализа его подготовки, личностных свойств, направленности личности на основе использования алгоритма сравнения реального и должного состояния социального объекта (кандидата на должность, будущего специалиста).Пути преодоления конфликта личных качеств человека и требований профессиональной деятельности, достижения соответствия между ними весьма разнообразны. Это и профессиональный отбор, и подбор людей на рабочие посты, и подбор профессии для определенного человека, обучение, формирование профессионально важных качеств, изменение средств и условий труда, формирование индивидуального стиля деятельности и т.д.Составляющими профессиональной успешности являются когнитивная, ценностно-мотивационная, поведенческо-деятельностная, субъектно-психологи-ческая, регулятивная и результирующая, среди которых наиболее информативными являются поведенчес-ко-деятельностная и профессионально-направленная, поскольку в значительной мере коррелируют с интегральными оценками профессиональной успешности специалистов разного рода профессиональной деятельности [2].Профессиональная успешность специалиста в деятельности как комплекс приобретенных и приращенных личностных свойств рассматривается исследователями как интегральная характеристика результирующего блока развития личности и в первую очередь профессионального самосознания [2]. Выступая в форме определенного потенциала личности, она в последующем реализуется в качестве труда, качестве жизни специалиста, определяет качество кадровых ресурсов.Рассматривая двойственноть определения понятий «успех» и «успешность» как личностно-значимых достижений и как социально оцениваемых достижений, Н.В. Афанасьев считает, что нормы достижимой деятельности могут быть предметные, индивидуально относительные и социально относительные. При этом есть критерии объективного успеха, заданные обществом и применяемые к конкретному человеку другими людьми. Также существуют критерии субъективной личной успешности, формируемые самим человеком в виде переживаний и применяемые им самим для оценки собственной успешности и неуспешности. Объективные и субъективные критерии оценки успеха становятся содержательным компонентом «моти-вационного Я» человека и изначально играют положительную роль ориентиров в деятельности [4].По мнению Н.В. Самоукиной, на всех этапах развития человека как профессионала он действует в условиях двух групп факторов: объективных и субъективных, причем теоретически необходимо, чтобы система объективных профессиональных требований находилась в соответствии, взаимной сообразности с субъективными особенностями и возможностями человека-профессионала.Н.В. Самоукина к объективным факторам относит требования, нормы и ограничения, выдвигаемые со стороны профессии к его труду и наличию у него определённых свойств и особенностей (профессиональные знания, умения, навыки, профессионально значимые качества), а к субъективным факторам -имеющиеся у данного работника задатки и способности, индивидуально-психологические свойства и особенности, его мотивацию и уровень притязаний, а также самооценку [10].Достижение наивысших результатов в профессиональной деятельности, по мнению Е.Л. Холодцевой, является следствием адаптации. К формальным критериям адаптации исследователи относят усвоение всех элементов деятельности, успешность, соответствие эффективности и качества деятельности предъявляемым требованиям и нормам в профессии [12].Н.В. Кузьмина, раскрывая понятие профессионализма личности и определяя профессионально важные качества личности как проявление психологических особенностей личности, необходимых для усвоения специальных знаний, способностей и навыков, а также для достижения обшественно-приемле-мой эффективности в профессиональном труде, считает, что таковые качества включают в себя следующие свойства: интеллектуальные (мышление), нравственные (поведение), эмоциональные (чувства), волевые (способность к самоуправлению), организаторские (механизм деятельности).Как полагает Л.А. Ясюкова, для успешности овладения и осуществления деятельности особое значение имеет не столько уровень выраженности отдельных профессионально важных свойств личности, сколько характер их взаимосвязей. При существовании тесных и положительных взаимосвязей большинства личностных свойств происходит их взаимоусиливание, при возникновении же антагонистических взаимосвязей между свойствами личности развитие одних сторон личности приводит к деградации других, что делает невозможным достижение высокого уровня профессионального мастерства.В.П. Симонов выделяет в качестве основных факторов, служащих показателем эффективности профессиональной деятельности, актуальность деятельности как полное соответствие всех действий и операций поставленным целям и задачам; оптимальность (необходимость и достаточность) затрачиваемых усилий, средств, времени для достижения поставленных и решаемых в ходе деятельности задач; рациональность способов и приемов деятельности в ее органическом единстве, в ее взаимосвязи и взаимообусловленности; конкретность - как соответствие всех операций (действий) характеру направленности профессиональной деятельности [9].Деятельность социальных работников, как и любая иная деятельность в рамках профессиональной деятельности в сфере «человек - человек», может характеризоваться разным уровнем ее качественных параметров, выполняться с большей или меньшей эффективностью, что определяется многими факторами, но изначально зависит от тех личностных и профессиональных качеств социальных работников, необходимость в которых определяется содержанием и характером их профессиональной деятельности.Крайне мало теоретических и эмпирических исследований, вскрывающих успешность профессиональной деятельности специалистов социальной сферы, не определены сами критерии оценки профессиональной успешности специалистов социальной сферы.На наш взгляд, реализация такого плана теоретико-экспериментального исследования, которое даст возможность определить структурные компоненты феномена успеха и успешности и (или) рядоположен-ные понятия, помещая их в контекст психологических категорий и смыслов, а также механизмы, способствующие его достижению, позволит наиболее полно раскрыть данные понятия и управлять этими процессами в профессиональной деятельности.Композиционная структура успеха и механизмы его достижения обращают нас к понятиям, в целом определяющим композиционную структуру успеха и раскрывающим основные механизмы его достижения.По мнению Э.В. Галажинского, междисциплинарная природа исследуемого феномена и понимание современной социальной сферы позволяют рассматривать данное явление как открытую адаптивную социальную систему, которой, как и любой открытой самоорганизующейся системе, свойственны самодвижение, самореализация, саморазвитие. В свою очередь, «...самореализация личности должна быть направлена, прежде всего, на анализ источников активности, смена которых определяет и содержание деятельности, направленной на созидание человеком самого себя и удержание собственной целостности...» [1. С. 47].В качестве композиционных основ структуры успеха, по мнению П.Д. Павленка, рассматриваются поведенческие характеристики социальных работников, специалистов, начальников отделов, руководителей коллективов и т.д., с одной стороны, и процессуальные организационно-личностные характеристики (направленность, мотивация, целеполагание, рефлексивность, взаимодействие с социальной сферой и т.п.) - с другой.А.В. Карпов к данным факторам успешности профессиональной деятельности управленцев как представителей специалистов социальной сферы относит такие характеристики, которые обозначает понятием менеджерских характеристик и подразделяет их на две группы: 1) общесоциальные, так называемые биографические характеристики, свойственные «эффективному руководителю» (социально-статусные, культурно-образовательные, половозрастные и др.); 2) собственно личностные свойства «успешного руководителя», среди которых особое место занимает профессиональное самосознание.Для описания совокупности индивидуальных качеств человека, включая и психологические, которые могут в большей или меньшей степени соответствовать требованиям профессии, ученые используют следующие понятия. Н.Д. Левитов, К.М. Гуревич, Е.А. Климов, О.Г. Носкова, Б.В. Кулагин, Н.С. Пряж-ников говорят о «профессиональной пригодности»; Е.М. Иванова, В.Д. Шадриков - о системе «профессионально важных качеств», М.А. Дмитриева свидетельствует о «профессионально значимых свойствах», Т.В. Кудрявцев, А.В. Сухарев, В.В. Сериков, Т.Ю. Базаров, Е.А. Аксенова отмечают наличие «готовности к труду (профессиональной деятельности)», С.С. Ильин - «психологической готовности к управленческим профессиям» [6]. Личностные переменные, как показывают многие авторы, оказываются более надежными предикторами эффективного руководства, чем, например, показатели когнитивных способностей, установок или демографические характеристики. Не только эффективность, но даже сама возможность реализации управленческих функций зависит от того, обладает ли человек такого рода личностными особенностями. В связи с этим определение личностных предпосылок, детерминирующих успешность профессиональной деятельности социальных работников, играет особую роль при осуществлении управленческой деятельности.Вместе с тем в основном из-за сложности и многоплановости управленческой деятельности эта проблема остается все еще недостаточно изученной, а вопрос о составе и структуре особенностей профессионального самосознания детерминант успешности социальных работников в должной мере не решенным. Противоречивость и разногласия среди психологов лишь подчеркивают актуальность выявления необходимых особенностей самосознания, благодаря которым обеспечивается успешность профессиональной деятельности руководителя.Практическая значимость этого вопроса очевидна и связана с тем, что только на основе его решения возможны разработка научно обоснованных и конструктивных процедур отбора специалистов социальной сферы, их оценка, распределение по рабочим постам в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями и возможностями.Кажется очевидным, что для определенных типов личности могут подходить определенные виды профессий. Существует множество разработанных специалистами профессиограмм, определяющих соответствие комплексов индивидуальных свойств требованиям профессии. Так, независимость, настойчивость и самодостаточность оказываются важными качествами для исследователя, а склонность к порядку и надежность важны для бухгалтера. С другой стороны, как показывает ряд исследований, внутри каждой профессии специалист стремится к выполнению определенных функций, обусловленных личностной предрасположенностью к выбору поведенческой роли, - организатор или исполнитель, инициатор или последователь, формальный или неформальный лидер, «консультант» или «потребитель». Несовместимость выбранной (или освоенной под давлением обстоятельств) профессии с личностными качествами (например, руководитель с зависимым, сим-биотическим характером) приводит к неудовлетворенности свой профессиональной деятельностью и неудовлетворенности жизнью в целом.Оценка эффективности и надежности труда специалистов, осуществляющих ответственную деятельность в особых условиях, обычно носит весьма субъективный характер. На такую оценку влияют личные симпатии и антипатии, былые заслуги, звания и авторитет. Это справедливо для любой отрасли деятельности, и для социальной работы в том числе. Существуют современные методы, позволяющие с достаточно высокой точностью (более 80%) прогнозировать успешность профессиональной деятельности различных специалистов. Помимо обычной оценки уровня общего и профильного образования, наличия определенных навыков и опыта практической работы, руководителю необходимо решить весьма сложный вопрос о наличии или отсутствии у данного человека специальной трудоспособности, т.е. профессионально значимых качеств - индивидуальных особенностей, которые определяют его потенциальные или реализуемые способности к профессиональному обучению и успешной деятельности в какой-либо особой сфере или конкретной должности. Они формируются на основе генетических, медико-биологических, социальных и психологических факторов, неодинаковы для различных профессиональных групп, но общей тенденцией является возрастание уровня требований к специальной трудоспособности при нарастании тяжести условий деятельности и степени ответственности [5].Результаты проведенного научно-теоретического исследования позволяют сделать следующие выводы:1..Необходимо разделять понятия «успех» и «успешность», особенно применительно к психологическому аспекту изучения данных феноменов.2.Успешность и успех тесно связаны с профессиональным самосознанием, однако на уровне практических исследований особенности этих взаимосвязей остаются нераскрытыми.3..Профессиональная успешность может рассматриваться как интегральное качество личности профессионала, обеспечивающее специалисту в той или иной области устойчивость в динамично изменяющихся условиях, наиболее полное раскрытие индивидуального потенциала, его наращивание с учетом возникновения новых требований в современном обществе, на рынке труда, в сфере производства.1.4. Более перспективным концептуальным под- 5. Структурный анализ феномена успеха (успешно-ходом на наш взгляд является «категориальный»сти) позволит оценивать эффективность деятельнос-подход к исследованию успешности профессио-ти, связь с личностными особенностями специалистов,нальной деятельности, который показывает каче-реализованность личности в профессиональной дея-ственное различие структурных компонентов ус-тельности. Решение вопроса о структуре успеха (успеш-пешности специалистов в профессиональной дея-ности) позволит приступить к оценке и прогнозу ус-тельности.пешности профессиональной деятельности.
Скачать электронную версию публикации
Загружен, раз: 206
Ключевые слова
factors of success, subject of activity, professional success, professional activity, effectiveness, successfulness, факторы успешности, субъект деятельности, успех профессиональной деятельности, профессиональная деятельность, успешностьАвторы
ФИО | Организация | Дополнительно | |
Теплинских М.В. | Кемеровский государственный университет |
Ссылки
Холодцева Е.Л. Конкурентоспособность в системе разноуровневых характеристик личности специалистов социальной сферы: Дис. ... канд. психол. наук. Барнаул, 2006. 214 с.
Сумерки богов / Сост. и общ. ред. А.А. Яковлева; пер. М.: Политиздат, 1990. 398 с.
Самоукина Н.В. Психология профессиональной деятельности. 2-е изд. СПб.: Питер, 2003. 224 с.
Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996. 308 с.
Родина О.Н. О понятии «успешность трудовой деятельности» // Вестник Московского университета. Сер. 14: Психология. 1996. №3. С. 51-60.
Лингарт И. Американский прагматизм: Пер. с чешск. М.: Изд-во иностранной литературы, 1954. 256 с.
Климов Е.А. Реплика о структуре профессионализма и профессионала // Психология профессионала. М., 2003. 456 с.
Жуков В.В., Комаров Н.Н. Прогнозирование успешности профессиональной деятельности медицинских работников в условиях чрезвычайной ситуации // Актуальные вопросы военной и практической медицины: Сб. тр. II науч.-практ. конф. врачей Привол-жско-Уральского военного округа. Оренбург, 2001.
Джемс У. Психология. М.: Педагогика, 1991.
Дильман Д.А. Организационный успех в феноменологическом поле социологии управления: концептуальные основания и эмпири- ческие методы исследования: Автореф. дис. ... д-ра социол. наук. Волгоград, 2006. 55 с.
Галанина М.А. Воспитание профессиональной успешности студентов в педагогическом процессе колледжа: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. СПб., 2006. 24 с.
Галажинский Э.В. Самореализация личности: взгляд с позиции психоистории. Сообщ. 2 // Сибирский психологический журнал. 2000. Вып. 12. С. 47-50.

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УСПЕШНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ | Сибирский психологический журнал. 2007. № 25.
Скачать полнотекстовую версию
Загружен, раз: 3421