МОДЕЛЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СУБЪЕКТОВ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОПРОВОЖДЕНИИ УЧАЩИХСЯ
В статье рассматривается понятие «психолого-педагогическое сопровождение» в контексте обоснования его необходимости в условиях модернизации образования. Делается вывод о необходимости взаимодействия всех субъектов воспитательно-образовательного процесса по сопровождению учащихся в школьный период обучения. Формулируются цели сопровождения для учителей, учащихся, педагога-психолога, администрации и родителей.
THE COOPERATION OF SUBJECTS OF EDUCATIONAL PROCESS IN PSYHO-EDUCATIONAL GUIDANCE OF LEARNERS.pdf В модернизируемой системе образования России главный акцент в обучении, воспитании и развитии делается на личность учащегося. Представления о ребенке, его возможностях, основных характеристиках личности ученика и учителя, целях и задачах образования - весь этот комплекс идей очерчивает современную парадигму образования.Изменение парадигмы образования тесно связано с перестройкой подготовки учителя. Очевидно, оно диктуется теми процессами, которые осуществляются в ходе модернизации общеобразовательной школы и тесно связаны с гуманизацией и демократизацией образования, перестройкой всего учебного процесса на основе его широкой и глубокой дифференциации. Современный учитель должен обладать глубокими знаниями в области психологии личности ученика, уметь в процессе построения урока опираться на индивидуальные особенности и способности, направлять процесс, который во многом сводится к развитию этих способностей. Одним словом, в системе подготовки учителя ведущую роль должна занять психология.Исследователями выделено большое количество показателей различия между учащимися, оказывающих значительное влияние на обучаемость и обучен-ность школьников. Это характеристики темперамента (сила, подвижность и уравновешенность нервной системы); уровень развития познавательных процессов и структуры интеллекта; уровень развития эмоционально-волевой сферы; уровень знаний и умений; уровень самостоятельности и активности; наличие мотивации к учению; избирательность интересов и т.д. Это разнообразие личностных особенностей качественно влияет на успешность обучения. Поэтому важно составить программу изучения личности школьника, включить в нее современные стандартизированные методики, разработанные для всех возрастных групп с целью изучения индивидуальных особенностей и отслеживания интеллектуального и личностного развития учащихся и использования этих данных в воспитательно-образовательном процессе.Традиционно обучение рассматривают как совокупность последовательных и взаимосвязанных действий учителя и учащихся, направленных на сознательное и прочное усвоение обучаемыми системы знаний, умений и развитие их познавательных способностей. Это обусловлено тем, что в дидактике исторически складывались концепции обучения, в которых утверждалось положение о необходимости передачи учителем знаний учащимся, речь шла о «естественном» развитии ребенка в процессе приобретения собственного опыта или о непрерывном умственном развитии в процессе активного и содержательного усвоения основ наук и их последующего практического применения (С.Т. Шацкий, П.П. Блонский, П.Н. Груздев и др.).Среди факторов развития личности обучение -один из самых значимых и определяющих, поскольку оно является единственным способом получения систематического образования. Именно в обучении происходит зарождение и развитие основных психических и личностных новообразований, приобретение опыта осуществления учебной, познавательной, исследовательской деятельности, совместных действий, общения, достижения успехов и преодоления неудач, апробация своей самостоятельности и состоятельности. В связи с этим учащийся нуждается в системе отношений «ученик - ученик», «ученик -учитель, психолог», «ученик - родитель», которая могла бы способствовать его самоактуализации в будущем, т.е. развитии его возможностей и способностей в дошкольном и школьном периодах. На наш взгляд, удовлетворяет этой системе идеология психолого-педагогического сопровождения учащегося в воспитательно-образовательном процессе.Рассмотрим генезис термина «сопровождение».В словаре русского языка С.И. Ожегова дается следующее определение: «Сопровождение - следовать вместе с кем-нибудь, находясь рядом, ведя куда-нибудь или идя за кем-нибудь» [6].Сопровождение, по Н.Л. Коноваловой, понимается как взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого, направленное на разрешение жизненных проблем сопровождаемого. Основные принципы сопровождения трактуются автором следующим образом: ответственность за принятие решения лежит на субъекте развития, сопровождающий обладает только совещательными правами; приоритет интересов сопровождаемого; непрерывность сопровождения; мультидисциплинарность (комплексный подход) сопровождения [4].Т.М. Чурекова под сопровождением понимает «...систему профессиональной деятельности, направленной на создание социально-педагогических условий для успешного обучения и личностного развития ребенка, совершенствования педагогического мастерства учителя, формирования субъект-субъектных отношений» [8. С. 143].Понятие «психологическое сопровождение» Г. Бар-диер, И. Ромазан, Т. Чередникова рассматривают как концептуальный подход в работе с детьми детского сада и младших классов, как сопровождение естественного развития ребенка. В основу работы с детьми положено сохранение естественных механизмов развития ребенка, предотвращая всякое возможное их искажение и торможение. Программы составляются таким образом, чтобы ими можно было варьировать, сопровождать и будить ростки самостоятельности у ребенка, стараясь не управлять им, не обязывать его, не ограничивать его фантазию, не подавлять [1].М.Р. Битянова видит «сопровождение» как «...движение вместе с ним, рядом, а иногда - чуть впереди, если надо объяснить возможные пути. Взрослый внимательно прислушивается к своему юному спутнику, его желаниям и потребностям, фиксирует достижения и возникающие трудности, помогает советом ориентироваться в окружающем мире, чутко прислушиваться к себе. При этом он не пытается контролировать, навязывать свои пути и ориентиры. И лишь когда ребенок потеряется или попросит помощи, помогает ему вернуться на его собственный путь» [2. С. 7]. Автор определяет «сопровождение» как систему профессиональной деятельности психолога, направленную на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребенка в ситуациях школьного взаимодействия [2]. В то же время она отмечает, и мы согласны с ее точкой зрения, что педагог был, есть и будет основной фигурой в школе. Психолог справится со своей школьной задачей только в том случае, если сможет установить прочный профессиональный контакт с педагогами школы, будет с ним тесно сотрудничать. Поэтому мы рассматриваем «психолого-педагогическое сопровождение», подчеркивая важность вклада как учителя, так и психолога в этот процесс.Под «психолого-педагогическим сопровождением» учащихся мы понимаем систему профессиональной деятельности субъектов воспитательно-образовательного процесса (психолог, учитель), направленную на создание социальных, психолого-педагогических условий для успешного обучения и личностного развития ребенка, совершенствования педагогического мастерства учителя, формирования субъект-субъектных отношенийВ контексте психолого-педагогического сопровождения развития личности учащихся необходимо выделить его психодиагностический аспект, который мы определяем как целостный и непрерывный процесс изучения личности, ее формирования, создания условий для самореализации во всех сферах деятельности, адаптации в социуме на разных возрастных этапах обучения в школе, осуществляемый всеми субъектами воспитательно-образовательного процесса в ситуациях взаимодействия.Представления о системе психолого-педагогического сопровождения развития ребенка, а также накопленный опыт практической работы обсуждались на Всероссийской научно-практической конференции, проведенной в апреле 1998 г. в Санкт-Петербурге. Комплексность утверждалась как главный принцип сопровождения. При этом отмечались определенные противоречия комплексного подхода. К ним, например, относятся: нехватка квалифицированных кадров; отсутствие специалистов с реальным опытом решения актуальных личностных проблем; слабое развитие информационных процессов в системе сопровождения; несогласованность диагностического аппарата и т.д. И в то же время эта работа со всеми издержками необходима в реальной педагогической практике.В 2003 г. Управлением специального образования и Управлением воспитания и дополнительного образования детей и подростков Министерства образования РФ были подготовлены «Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению школьников в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования», в которых отмечается необходимость построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения.Суть идеологии сопровождения состоит в комплексном подходе к решению проблем ребенка, это можно осуществить в тесном взаимодействии психологов, учителей и родителей. Чтобы добиться результатов в работе с ребенком, зафиксировать и обеспечить дальнейшее развитие позитивных изменений, психолог, во-первых, должен подготовить учителя к психологически грамотному взаимодействию с ребенком, к поддержке; во-вторых, привлечь семью к сотрудничеству в решении учебных и личностных проблем ребенка. Просвещая родителей, психолог сопровождает их на пути родительского становления.Взаимодействие учителя и педагога-психолога в психолого-педагогическом сопровождении учащихся как субъектов воспитательно-образовательного процесса необходимо для повышения эффективности этого процесса: психолог может видеть в перспективе и проектировать индивидуальное психическое развитие детей, но конечный результат совместной работы зависит от учителя, так как именно он реализует психологические рекомендации.Взаимодействие также может быть различным по форме и содержанию и зависит от степени включенности учителя и психолога в совместную деятельность по психолого-педагогическому сопровождению учащихся. Мы выявили две степени включенности: низкую и высокую.А.К. Маркова описала уровни взаимодействия учителя и психолога: мотивационно-смысло-целевой; операционально-технологический и рефлексивно-регулятивный [5].Iуровень - мотивационно-смысло-целевой. Происходит осмысление совместной работы учителя и психолога, определяются цели и мотивы сотрудничества, причем цели учителя и психолога могут различаться даже при совпадающих смыслах и мотивах. Сходство и близость мотивов и целей профессионального поведения делает учителя и психолога единомышленниками, включает их в одно общее дело. Сопоставление учителем и психологом своих ценностных ориентиров, смыслов, мотивов, целей, задач способствует выработке их общего профессионального менталитета, т.е. системы общих профессиональных ценностей. Выяснение и уточнение приоритетных ценностей желательно проводить постепенно и регулярно, сверяя их с запросами общества, родителей, самих учащихся. После выработки общих исходных ценностей, целей, а также определения единого языка обсуждения учитель и психолог планируют свои действия по сотрудничеству, которые включают:1))обследование, анализ, диагноз, прогноз развития учащихся;2))применение по отношению к ученику одной из стратегий воздействия: развитие и фасилитация; формирование, коррекция;3)построение и реализация индивидуальных развивающих программ.IIуровень - операционально-технологический. Выбирается и согласовывается стратегия воздействия на ребенка. Возможны: стратегия развития - раскрытие потенциала ребенка, проявление уважения к его личности, усиление заложенных в нем возможностей, стимулирование активности, самостоятельности, ответственности; это развитие, идущее изнутри; стратегия стимулирования саморазвития и индивидуальности с полной опорой на общественно выработанный опыт, когда ребенка обучают многообразным накопленным человечеством приемам психического развития и предлагают ему выбрать из этого арсенала средств те, которые соответствуют его индивидуальности и раскрывают его наиболее полно.IIIуровень - рефлексивно-регулятивное взаимодействие. Вызван необходимостью оценивать друг друга, себя, эффективность совместной деятельности. Безусловно, целесообразно участие психолога в аттестации учителя, поскольку именно он может качественно оценить позитивные изменения в умственном и личностном развитии ученика; диагностировать его развитие; оценивать совместно с администрацией продуктивность педагогической деятельности. Вместе с тем учитель может и должен участвовать, как эксперт, в профессиональном оценивании вклада школьного психолога в психолого-педагогическое сопровождение учащихся в воспитательно-образовательном процессе. Уровни I, II, III мы отнесли к высокой включенности педагога и психолога в совместную деятельность.Высоким уровнем включенности является совместная деятельность, сопровождающаяся взаимопониманием. Взаимопонимание - это такая форма взаимодействия индивидов, при которой они осознают содержание и структуру настоящего и возможного очередного действия партнера, понимают испытываемые друг другом чувства и настроения, а также взаимно содействуют достижению единой цели. Уровень взаимодействия учителя и педагога-психолога -важный показатель совместной деятельности.На наш взгляд, необходимо выделить еще один этап взаимодействия педагога и психолога - этап первичных контактов. На этом этапе имеет место лишь определенное первоначальное и очень упрощенное взаимное или одностороннее их влияние друг на друга с целью обмена информацией и общения, которое в силу конкретных причин может и не достичь своей цели, а потому и не получить дальнейшего развития. Это низкий уровень включенности в совместную деятельность, но, к сожалению, чаще всего именно на этом уровне осуществляется взаимодействие всех субъектов воспитательно-образовательного процесса.Важно подчеркнуть, что для взаимодействия субъектов воспитательно-образовательного процесса характерны следующие особенности:1..Равенство психологических позиций субъектов взаимодействия независимо от социального статуса.2.Равное признание активной коммуникативной роли друг друга.3..Психологическая поддержка друг друга [8].Выделяя эти три основные особенности, подчеркнем, что субъект - личность, вступая в общение как систему взаимодействия, сохраняет свою автономность и обеспечивает саморегуляцию своих коммуникативных действий. Качества человеческой субъективности являются основой для развития более глубокой человеческой сущности, сущности второго порядка - его личности и сущности третьего порядка - его индивидуальности [3].Взаимодействие учителя и психолога в образовательном учреждении может осуществляться через решение следующих задач:1..Обеспечение психолого-педагогического изучения ребенка, мониторинга интеллектуального, личностного развития и адаптации учащихся к коллективу сверстников и учителям.2..Создание психолого-педагогических условий для развития личности учащихся и их успешного обучения.3..Индивидуальное консультирование учащихся, имеющих проблемы в обучении, в общении со сверстниками, учителями, родителями, связанные с личностными особенностями субъектов образовательной среды.4..Актуализация психологических знаний учителя, повышение психолого-педагогической компетентности родителей и начальное психологическое обучение учащихся.Мы опросили 272 учителя из восьми образовательных учреждений, входящих в структуру Регионального центра непрерывного образования Кемеровского государственного университета, которым был задан вопрос: «В чем Вы видите взаимодействие с психологом?» 78% учителей ответили, что в проведении психолого-педагогических семинаров; 84% -в помощи по изучению личности школьника, классного коллектива; 67% - в выявлении причин дезадаптации учащихся; 91% - в выявлении причин школьной неуспеваемости; 56% - в помощи по работе с одаренными детьми. Таким образом, точками соприкосновения в совместной деятельности психолога и учителя по реализации психолого-педагогического сопровождения учащихся являются:1..Изучение личностных особенностей учащихся.2.Изучение их интеллектуального развития.3..Изучение адаптации учащихся к новым условиям обучения, коллективу учителей и учащихся.Изучение личности ребенка и использование учителем полученных данных в воспитательно-образовательном процессе - основа реализации психолого-педагогического сопровождения учащихся в воспитательно-образовательном процессе. Учителю необходимо иметь четкое представление об уровне интеллектуального развития, актуальных и потенциальных возможностях, потребностях и жизненных ори-ентациях учащихся, а это можно осуществить только в совместной деятельности.В связи с этим нами определены цели и задачи психолого-педагогического сопровождения учащихся в воспитательно-образовательном процессе, которые конкретизируются в соответствии с возрастными этапами обучения (таблица).Цели и задачи психолого-педагогического сопровождения учащихся в воспитательно-образовательном процессе на разных возрастных этапахПедагог-психологУчитель1| 2Начальная школаСоздание психологически комфортной среды обучения, воспитания и развития учащихсяАдминистрация31..Проведение мониторинга изучения познавательной сферы, личностного развития и адаптации учащихся.2..Формирование «групп риска» по проблемам учащихся и работа с ними по их преодолению.3..Обучение учителей методикам развития познавательной сферы учащихся.4..Повышение психологической1..Развитие познавательной сферы средствами содержания учебных предметов и специальных уроков «Развитие познавательных способностей».2..Осуществление педагогической диагностики проблем учения и индивидуальная работа с учащимися по их преодолению1..Стимулирование интереса у педагогов к изучению путей и средств повышения эффективности образовательного процесса через педагогическую и психологическую диагностики.2..Организация семинаров по актуализации психолого-педагогических знаний учителя.3..Организация взаимодействия всех4.субъектов воспитательно-образовательного5.процесса6..Проведение мониторинга изучения интеллектуального и личностного развития и адаптации учащихся.7..Формирование «групп риска» по проблемам, выявленным у учащихся, и работа с ними по их преодолению.8..Консультирование учащихся, родителей по выбору профиля обучения.9..Психопрофилактические беседы1..Использование знаний о возрастных и индивидуальных особенностях учащихся в воспитальтельно-образовательном процессе.2..Развитие мышления средствами содержания учебных предметов.3..Формирование индивидуального стиля мыслительной деятельности.4.Педагогическая диагностика проблем обучения и индивидуальная работа с учащимися по их преодолению.5..Совершенствование навыков педагогического общения:•·разрешение конфликтных ситуаций;•преодоление стереотипов восприятия учащихся1..Организация повышения психолого-педагогической компетентности субъектов воспитательно-образовательного процесса.2..Разработка и реализация индивидуальной траектории обучения одаренных учащихся1.Рассматривая институт школы как образовательную систему, субъектами которой являются учащиеся, учителя, родители, следует подходить к деятельности школьного психолога с точки зрения задач, которые возникают при его взаимодействии со всеми субъектами воспитательно-образовательного процесса, а не избирательно. Психолог, являясь частью образовательной системы со всеми ее связями, особенностями коммуникации и значительным воздействием членов системы друг на друга, не может работать только с учащимися, не рассматривая их и себя в сложной системе взаимодействия. Кроме того, мы должны отметить, что интересы ребенка как развивающейся личности должны находиться в центре взаимодействия психолога со всеми субъектами воспитательно-образовательного процесса, что соответствует комплексному подходу (рис. 1).Разработанная нами модель взаимодействияния учащегося в воспитательно-образовательномсубъектов воспитательно-образовательного процес-процессе соответствует модели взаимодействияса прошла апробацию в гимназиях и лицеях Центрасубъектов. Данная модель имеет и дальнейшую пер-непрерывного образования Кемеровского государ-спективу развития в контексте не только дифферен-ственного университета в течение последних 15 летцированного обучения на современном этапе разви-и зарекомендовала себя с положительной стороны.тия среднего образования, но и личностно-ориенти-Идеология психолого-педагогического сопровожде-рованного обучения в перспективе.
Скачать электронную версию публикации
Загружен, раз: 263
Ключевые слова
взаимодействие субъектов, психолого-педагогическое сопровождение учащихся, воспитательно-образовательный процессАвторы
ФИО | Организация | Дополнительно | |
Субботина Л.Г. | Кемеровский государственный университет | кандидат педагогических наук |
Ссылки
Чурекова Т.М. Непрерывное образование и развитие личности в системе инновационных учебных заведений. Кемерово: Кузбас- свузиздат, 2001. 262 с.
Руденский Е.В. Социальная психология: Курс лекций. М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 1997. 224 с.
Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Русский язык, 1990. 917 с.
Письмо Министерства образования РФ № 28-51-513/к от 27.06.2003 г.
Коновалова Н.Л. Предупреждение нарушений в развитии личности при психологическом сопровождении школьников. СПб.: Изд- во СПб. ун-та, 2000.
Маркова А.К. Сотрудничество учителя и школьного психолога // Педагогика. 1994. № 6. С. 43-51.
Ильяева И.А. Культура общения: Опыт философско-методологического анализа. Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 1989.
Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. М.: Совершенство, 1997. 298 с.
Бардиер Г. Я хочу!: Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей. Кишинев: Вирт; СПб.: Дорваль, 1993. 96 с.

МОДЕЛЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СУБЪЕКТОВ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОПРОВОЖДЕНИИ УЧАЩИХСЯ | Сибирский психологический журнал. 2007. № 25.
Скачать полнотекстовую версию
Загружен, раз: 3421