ИНТЕГРАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО И ОБУЧАЮЩЕГО ВОЗДЕЙСТВИЯ В РАМКАХТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ ДИДАКТИКИ
Описана система развития толерантности подростков на основе концепции терапевтической дидактики как направления, обеспечивающего возможность интеграции воспитательного и обучающего воздействия. На примере практической реализации принципов терапевтической дидактики в процессе обучения русскому языку раскрыты содержание и результаты проведенного автором экспериментального исследования.
INTEGRATION OF UPBRINGING AND LEARNING EFFECT IN CONTENT OF THERAPEUTICDEDUCTION.pdf Приоритетом современного образования все чаще становятся целостные воспитательные цели, реализующиеся через систему конкретных обучающих задач посредством дидактического материала самого предмета и методических приемов ведения уроков. Идеи интеграции обучающего и воспитательного воздействия реализуются прежде всего в преподавании предметов гуманитарного цикла.Понятие «воспитывающее обучение» вошло в парадигму педагогической психологии с развитием теории И. Гербарта, которая постулировала неразрывную связь обучения и воспитания. В концепции педагогической психологии Л.С. Выготского [2] воспитание и обучение - это моменты единого и целостного образовательного процесса. При этом воспитание, по мнению ученого, есть внутреннее осознание развития ребенка, выработка новых форм его поведения. Первостепенная роль воспитания в процессе учения подчеркивается теоретиками развивающего обучения, так, с точки зрения Д.Б. Элькони-на [6], грамотно спланированная и организованная учебная деятельность ведет к изменениям в самом субъекте. Перед учителем ставятся воспитательные задачи организовать диалог, полилог, дискуссию, рассуждение и рефлексию по обсуждаемой проблеме в рамках данной деятельности. На педагогической психологии взаимосвязь психолого-педагогического и обучающего воздействия акцентируется в теории учебной деятельности Т.В. Габай [3], в концепции личностно-ориентированного обучения И.С. Якиманской [7], в положениях психологии обучения И.А. Зимней [5] и др.Психологическое воздействие может быть эффективным, если оно опосредовано, «растворено» в учебной деятельности. Теоретическим обоснованием такой идеи является концепция терапевтической дидактики (И.Н. Зайдман) [4]. Основа данного направления - органичное соединение конкретных методических и психолого-педагогических задач на каждом конкретном уроке посредством специально подобранного дидактического материала и форм организации учебной деятельности. Деятельность, построенная на основе терапевтической дидактики, становится для каждого ученика в классе:1))реально созданной в процессе совместного вза2)имодействия всех субъектов учебной деятельности,3)сформированной как коммуникативное событие;4))диалогичной, толерантно обусловленной;5)деятельностно-ориентированной;4)личностно и прагматически направленной.Мы использовали соединение воспитательного иобучающего воздействия в рамках образовательного процесса как инструментарий для создания методики развития толерантности подростков, реализация которой происходила в процессе обучения русскому языку на уроках развития речи (обучение написанию сочинения типа рассуждение).На современном этапе толерантность понимается как интегральная характеристика личности, которая выражается в критическом, обоснованном понимании различий, в системе позитивных по отношению к другому (инаковому) установок, основанных на эмпатии, принятии, уважении, социальном интересе. Толерантность личности проявляется в ее настроенности на диалог, на равноправное общение, что выражается, во-первых, в отказе от претензии на монопольное обладание истиной, во-вторых, в уважении права «другого» на отличие. Сенситивным к развитию толерантности является подростковый возраст [1]. С одной стороны, это время наиболее сильного возрастного проявления интолерантности, стереотипности, обособления в группы и группомыслия, деления на «своих» и «не своих». С другой - это время, когда имеется достаточная почва для рефлексии категории «толерантность»: интерес к образу жизни, взглядам, ценностям других, внимание к вопросам идентичности, определение собственной позиции в сфере человеческих отношений. Данные положения позволяют говорить о том, что сами психологические особенности подростков во многом предопределяют эффективность воздействия (в том числе в процессе обучения), направленного на развитие толерантности.Отметим, что введение в урок русского языка технологии развития толерантности является обоснованным как в парадигме педагогической психологии, так и методики преподавания русского языка. Показателем особенностей концептуальной картины мира индивида, степени его принятия/непринятия144Клиническая (медицинская) психологиячего-либо, не свойственного его стереотипным представлениям и культуре, являются язык и речь. Учебная деятельность подростков - это способ овладения социальной реальностью, навыками межличностного общения и взаимодействия. С точки зрения методики преподавания русского языка базовая коммуникативная направленность уроков заключается в том, чтобы обучить умению грамотно передавать информацию и адекватно её воспринимать, а овладение конкретными лингвистическими и речеведчес-кими знаниями способствует реализации указанной направленности. На таких уроках обеспечиваются условия прагматичного общения, предполагающего обсуждение с детьми актуальных для возраста вопросов, что обогащает коммуникативный и социальный опыт ребенка. Следовательно, ученик приобретает умения и навыки толерантного поведения в рамках «обычной», повседневной ситуации учения.На основе описанных методологических положений терапевтической дидактики как возможной психолого-педагогической базы обучения русскому языку нами была разработана и внедрена система психолого-педагогического воздействия через обучение русскому языку, развивающая толерантность учащихся. Основные положения исследования представлены далее.Объектом явилась толерантность подростков как интегральная характеристика личности. Предметом -развитие толерантности подростков через коммуникативно направленное обучение русскому языку. В процессе экспериментальной работы мы исходили из следующего допущения: развитие толерантности подростков реализуется прежде всего через преодоление их интолерантности. Организация и проведение целенаправленной психолого-педагогической работы по формированию умений определять толерантное/ин-толерантное поведение, выбирать и реализовывать продуктивные поведенческие и коммуникативные стратегии, проявлять эмпатию посредством специального дидактического материала на коммуникативно-ориентированных уроках русского языка (задания речевого характера, ролевые игры, текстовая терапия, элементы коммуникативного тренинга) обеспечивают развитие толерантности подростков.Эксперимент проводился в восьмых классах общеобразовательных школ г. Новосибирска, всего участвовало 202 подростка женского и мужского пола 12-15-летнего возраста. В качестве методического инструментария, адекватного целям и задачам исследования, были использованы следующие диагностические методики: методика диагностики коммуникативной установки В.В. Бойко, методика исследования эмоциональной отзывчивости Н.А. Корниенко, методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса, методика оценки отношений подростка с классом,ассоциативный эксперимент, анализ письменных текстов подростков (в том числе метод первичного описания лингвистического материала, дефиниционный анализ, контекстуальный анализ). Для определения статистически значимой разницы между экспериментальной и контрольной группами был использован непарамертический U-критерий Манна-Уитни. Исследование состояло из трех этапов:1))целью констатирующего эксперимента было2)выявление актуальности и значимости вопросов то3)лерантности у подростков контрольной и экспери4)ментальной групп;5)полученные данные позволили внедрить фор6)мирующий эксперимент, направленный на развитие7)толерантности подростков экспериментальной груп8)пы через специальный психолого-педагогический,9)дидактический и методический инструментарий уро10)ков русского языка;11)по окончании формирующего эксперимента в обе12)их группах проводился контрольный срез, цель которо13)го состояла в выявлении результативности опытного обу14)чения. Представим результаты каждого этапа.Анализ данных констатирующего эксперимента показал, что существенных статистически значимых различий в результатах экспериментальной и контрольной групп нет. Подросткам свойственны такие проявления интолернатнсти, как низкий уровень эмоциональной отзывчивости, узкий репертуар возможных стратегий поведения в конфликте с преобладанием тенденций либо к его обострению, либо к игнорированию. Выявлены проявления завуалированной жестокости, необоснованных негативных оценок по отношению к окружающим, непринятие индивидуальности партнера, консерватизм и категоричность в оценках других, неумение или нежелание скрывать свои чувства при столкновении с некоммуникабельными в общении партнерами. У подростков было обнаружено преобладание индивидуалистического стиля отношений с учебной группой (класс не представляет собой самостоятельной ценности для ученика, что проявляется в явном или завуалированном уклонении от совместных форм деятельности), прагматического (подросток идёт на контакт и сотрудничество только тогда, когда это способствует достижению его собственных целей). Результаты ассоциативного эксперимента и анализа творческих работ свидетельствовали о доминировании ядерных компонентов концептов «свои» и «чужие», о слабости ассоциативно-вербальных сетей и бедности их периферии. При описании «чужого» толерантное сознание у обследуемых подростков проявляется слабо, нечетко. Практически отсутствовало понимание, осознание и принятие инако-вости чужого, незнакомого, неблизкого человека.С учетом данных констатирующего эксперимента нами была разработана и внедрена технология разви-145№26Сибирский психологический журнал2007г. тия толерантности подростков в рамках терапевтической дидактики на уроках русского языка. Опытное обучение проводилось в четыре этапа. Первый - этап проблематизации (актуализация интолерантного поведения подростков, предъявление его возможных деструктивных последствий). Второй этап включал введение понятия «толерантность», его интерпретацию, рассмотрение ситуаций интолерантности, их возможных причин, обсуждение качеств толерантной личности, а также обучение проявлению эмпатии, вербализации обоснованных негативных высказываний, реализации совместных продуктивных действий в команде, развитие умения определять толерантное/интоле-рантное поведение. Третий этап был направлен на обобщение изученного ранее; проводилась работа по изучению приемов устного и письменного рассуждения, а также созданию собственного текста типа рассуждения по теме, связанной с проблематикой толерантности. Четвертый - «обратная связь», рефлексия и резюмирование полученных знаний и умений, обсуждение результатов итоговых сочинений.В ходе опытного обучения подростки выполняли промежуточные творческие работы. Первая была направлена на вербальное выражение эмпатии, сопереживания человеку, попавшему в ситуацию интолерантности; вьшолняя задание, ученики использовали жанр жалобы, фактологического рассказа, версии, совета, наряду с речевыми стратегиями объяснения ситуации, долженствования, категоричности собственного мнения предъявляли стратегии построения диалога, личностной коммуникации, положительной оценки, совета. Вторая творческая работа состояла в определении понятия «самодостаточность», соотношения его с категориями «толерантность», «толерантная личность». Третья заключалась в описании учениками ситуации интолерантности, наблюдаемой в реальной действительности подростка, рассуждении о ней, её интерпретации. Результаты промежуточных творческих работ демонстрируют динамику «включенности» подростков в исследуемую проблематику:1))от эмоционального принятия до логического2)рассуждения о неоднозначности, причинах, послед3)ствиях интолерантного поведения;4)от рассмотрения примеров моделей толерант-5)ности/интолерантности другого субъекта до рефлек6)сии и самоанализа собственных стратегий речи и7)поведения.Результаты контрольного среза в сравнении с констатирующим экспериментом демонстрируют статистически значимые изменения у подростков, прошедших опытное обучение. В частности, в 1,3 раза возрос уровень эмпатии, наряду с прагматическим и индивидуалистическим стилями отношения к учебной группе появился коллективистический, что отражает изменение основной тенденции во взаимодействии подро-стка и группы - цели и интересы коллектива перестают рассматриваться как чуждые, которые могут или мешать, или способствовать достижению собственных целей. Ученики экспериментальной группы приобрели опыт конструктивного взаимодействия с классом, основанного на большем понимании интересов, чувств других людей, способности более гибко выбирать стратегию поведения в конфликте. У подростков экспериментальной группы в 1,5 раза вырос уровень коммуникативной компетентности и в 1,7 раза - уровень коммуникативной толерантности, в частности снизились показатели по шкалам «консерватизм и категоричность в оценках людей», «неумение скрывать чувства при столкновении с некоммуникабельными качествами партнеров», «завуалированная» / «открытая жестокость», «необоснованный негативизм», при этом повысился уровень «обоснованного негативизма». Подобных изменений в контрольной группе не зафиксировано.Данные ассоциативного эксперимента показывают, что у учащихся экспериментальной группы ассоциативно-вербальные сети стали более лабильными, подростки вышли за рамки стереотипных ответов - расширились концептуальные области «толе-рантность/интолерантность», в частности их периферия. В языковом сознании учеников актуализация интолерантных сем снизилась в среднем в 3,3 раза. Их словарный запас обогатился лексикой, передающей толерантные компоненты понятий (появились лексемы, выражающие принятие явления, стоящего за стимулом, интерес к нему, открытость к диалогу; семантика реакций отражает межличностные отношения, чувства, переживания). Подростки экспериментальной группы вербализовали разнообразные речевые стратегии (конкретизации, пояснения, позитивной или безоценочной атрибуции, уточняющей номинации), в то время как испытуемые контрольной группы предъявляют грубооценочные стратегии предвзятости, оценивания, отрицания, противопоставления, эгоцентризма.Результаты анализа творческих работ свидетельствуют, что после опытного обучения у восьмиклассников увеличился объем сочинений, изменилась их содержательная сторона: ученики стали высказывать собственное мнение, ссылаться на личный опыт, заявлять проблемы, требующие серьезных, абстрактных рассуждений. Частотность репрезентации тезисов с ярко выраженной интолерантной направленностью сократилась в 1,45 раза. Выросла частотность предъявления тезисов, отражающих межличностный уровень общения, появились рассуждения об относительности и неоднозначности проявлений интолерантности. Помимо этого, подростки экспериментальной группы усвоили структуру написания сочинения типа рассуждения, использовали знания о структурных и стилистических особенностях подоб-146Клиническая (медицинская) психологияных текстов. В итоговых работах практически отсут-педагогического воздействия через обучение русско-ствует проявление интолерантности на уровне язы-му языку. Нам удалось обосновать и эмпирическика и речи, не наблюдаются нелогичность высказы-доказать эффективность и целесообразность реали-ваний, нарушение причинно-следственных отноше-зации опосредованного психологического воздей-ний в предложениях и смысловых контекстах, «со-ствия через дидактический инструментарий учебнойскальзывание» на другие темы.деятельности. Полученные после опытного обученияИтак, в представленном исследовании на основеданные свидетельствуют о том, что интеграция вос-изучения особенностей толерантности подростков (впитательного и обучающего воздействия дает полотом числе её языкового проявления) была разрабо-жительные результаты: ученики получают прочныетана и экспериментально внедрена обеспечивающаязнания по предмету, обретают конструктивные на-реальную коммуникацию и направленная на разви-выки поведения, происходят продуктивные личнос-тие толерантности школьников система психолого-тные изменения.Литература
Скачать электронную версию публикации
Загружен, раз: 273
Ключевые слова
толерантность, терапевтическая дидактика, комммуникативно-направленные уроки русского языка, образовательный процесс, tolerance, therapeutic deduction, communicatively oriented lessons of Russian, Educational ProcessАвторы
ФИО | Организация | Дополнительно | |
Можейкина Людмила Борисовна | Новосибирский государственный университет |
Ссылки
Безюлева Г.В., Шеламова Г.М. Толерантность в педагогике. М.: АЛО, 2002.
Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: ACT: Астрель: Люкс, 2005.
Габай Т.В. Педагогическая психология. М.: Академия, 1995.
Зайдман И.Н. Разноуровневое обучение рассуждению на основе терапевтической дидактики: компетентностный подход. Новосибирск: НГПУ, 2006.
Зимняя И.А. Педагогическая психология. Ростов н/Д: Логос, 2005.
Эльконин Д.Б. Развитие устной и письменной речи учащихся. М.: Интор,1998.
Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М.: Сентябрь, 2000.

ИНТЕГРАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО И ОБУЧАЮЩЕГО ВОЗДЕЙСТВИЯ В РАМКАХТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ ДИДАКТИКИ | Сибирский психологический журнал. 2007. № 26.
Скачать полнотекстовую версию
Загружен, раз: 5156