ДЕФОРМАЦИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-УСТАНОВОЧНОГО РЕАГИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИКАК ДЕСТРУКТИВНЫЙ ФАКТОР ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ | Сибирский психологический журнал. 2007. № 26.

ДЕФОРМАЦИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-УСТАНОВОЧНОГО РЕАГИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИКАК ДЕСТРУКТИВНЫЙ ФАКТОР ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Обсуждаются возможности расширения представлений о психологическом механизме деструкции профессионального поведения. Рассматриваются психологические характеристики эмоционально-установочного комплекса как фактора, обусловливающего возникновение профессиональных деформаций личности

DEFORMATION OF PERSONALITY EMOTIONAL-ATnTUDINAL REACTION AS THEDESTRUCTIVE FACTOR OF PROFESSIONAL BEHAVIOR.pdf Среди многообразных видов социальной деятельности особое место занимает профессиональная деятельность - обширное поле приложения активности личности, задающее пространство для жизненного самоосуществления, актуализации творческого потенциала и самореализации. Проникающие в последние десятилетия в психологию идеи самоорганизации, отражающие представление о становлении человека как закономерном усложнении системной организации, позволяют рассматривать процесс профессионализации как решение проблемы поиска соответствия внутренних условий жизнеобеспечения психологической системы, каковой является человек, внешним требованиям к ней как функциональной системе, которая должна быть открытой, иначе социальная функция системы не будет выполнена [2]. Растет количество исследований, свидетельствующих о том, что профессиональное становление человека неизбежно сопровождается «возмущениями» как изнутри, так и извне, что может привести (и приводит) к потере устойчивости, развитию по линии саморазрушения (автодеструкция), выходу на уровень избыточной конфликтации -интра- и интерперсональной (А.К. Маркова, Э.Ф. Зеер, Э.Э. Сыманюк, Е.И. Рогов, Е.Г. Лунина, С.П. Безно-сов, В.П. Подвойский, Ю.П. Поваренков, Л.Б. Шнайдер, А.В. Буданов, В.А. Лазарева, B.C. Медведев, Б.Д. Новиков, Е.В. Скворцова и др.).В этой связи профессиональная деформация, проявляющаяся в снижении либо, в крайних вариантах, в потере (частичной или полной) устойчивости человека как системы может рассматриваться в контексте деструктивных тенденций личностного становления. В качестве одного из значимых психологических механизмов, изучение которого позволяет существенно расширять представления о различных вариантах и модальностях проявлений деструктивного поведения, выступает направленность в разрешении перманентно существующего противоречия между образом жизни человека и характерным для него образом мира.В наших исследованиях [3-5] и исследованиях, проводимых под нашим руководством (Ю.В. Клочко, Е.В. Ша-рапановская, И А. Тепленева, Н.С. Гилева, Т.Г. Ходжа-багитянц и др.) с разными профессиональными группами, показано, что овладение профессиональной деятельностью и пребывание в ней отражаются на образе жизни человека и через него определяют его образ мира и само мировосприятие.Чрезвычайно важным моментом является, по нашему мнению, понимание того, что существующий у субъекта образ мира есть результат всей его жизнедеятельности, что и позволяет говорить об опыте, закрепленном в образе мира. Образ мира (в том числе и профессиональный образ мира), являясь устойчивым психологическим образованием, тем не менее претерпевает изменения, либо расширяясь и развиваясь за счет «вписывания» новой поступающей информации, открывающей новые возможности для самореализации, либо сужаясь в результате деформации ценностно-смысловых составляющих образа мира, препятствуя тем самым адекватному жизненному самоопределению и самореализации своих сущностных сил [4]. В обоих случаях трансформация образа мира будет неизбежно сказываться на динамике образа жизни человека. Профессиональный образ мира преломляет актуально-смысловое (потребное сейчас) в ценностно-смысловое поле, в котором могут быть реализованы профессиональные возможности.Следует особо оговорить то обстоятельство, что понятие «профессиональный образ мира» имеет отношение к тем людям, для которых профессия становится образом жизни и профессионализм которых определяет и некоторые другие значимые для человека сферы жизнедеятельности. Не случайно и явления профессиональной деформации чаще всего наблюдаются у представителей тех профессий, которые работают с людьми, профессий типа «человек - человек», поскольку именно эта профессиональная группа оказывается в значительно большей степени подвержена рискам166Психология образования«сгорания» в силу большой эмоциональной загруженности и интенсивности, что неизбежно сопровождается личностными изменениями различной модальности, в том числе и негативной. Показательны в этом контексте опросы, проводимые нами с практическими психологами, имеющими высшую квалификационную категорию, сам факт наличия которой свидетельствует о профессиональном владении психологами техниками психосаморегуляции, профилактики возникновения и коррекции неблагоприятных функциональных состояний. Тем не менее даже в этой профессионально подготовленной к работе с возможными деструкциями группе 55% показали, что испытывают хроническую усталость и недостаток энергии; 43% отмечают невозможность отстраниться от переживаний «производственных проблем» дома; 36% - неспособность расслабиться по вечерам; 34% - недостаток энтузиазма даже по отношению к наиболее значимым и важным жизненным делам; по мнению 48%, объем выполняемой работы превышает отведенное для этого время; 56% регулярно испытывают кратковременные головокружения и учащенное сердцебиение и только 12% считают, что у них достаточно времени и возможностей для восстановления и компенсации возникающих проявлений «эмоционального выгорания». Еще один аспект, обозначившийся в последнее время и требующий, с нашей точки зрения, более пристального внимания, - проявление выраженных признаков эмоционального выгорания на ранних этапах профессионализации, в том числе уже и на этапе профессиональной подготовки у студентов, будущих специалистов в области помогающих профессий (В.В. Кустова, О.А. Семиздравова).Наши исследования, проводимые в течение ряда лет с аспирантами Томского государственного университета, получающими дополнительную квалификацию «преподаватель высшей школы», также дают основания для прогнозирования достаточно быстрого возникновения симптомов профессиональных деструкции. Так, оценивая сформированность у себя различных характеристик профессиональной компетентности, молодые люди накануне вхождения в профессионально-педагогическую деятельность отметили как наименее сформированные следующие качества: стрес-соустойчивость (64%), конкурентоспособность (52%); умение определять оптимальную психологическую цену результата (87%); наличие позитивной «Я-кон-цепции» (64%), преобладание позитивного эмоционального настроя (48%), способность к гибкому компенсаторному приспособлению (69%), способность к самопроектированию и построению собственной стратегии профессионального роста (70%).Не вызывает удивления и то обстоятельство, что до сих пор профессиональные деструкции рассматриваются:•·как негативные изменения личности в процессе•вхождения индивида в профессиональную среду, ус•воения профессионального опыта, овладения стандар•тами и ценностями профессионального сообщества;•·как процесс реализации негативных аспектов•накопленного профессионального опыта, в котором•различные типы деструктивного поведения проявля•ются не только как подчиненные внешним требова•ниям, но скорее как выбор оптимального поведен•ческого решения, как воспроизводство стереотипных•социальных коммуникаций в процессе профессио•нальной деятельности.В этой связи продолжают оставаться актуальными суждения о том, что, возможно, не профессия порождает образ мыслей и мировидение, а соответствие образа мира некоторой профессии подготавливает ее выбор (Е.Ю. Артемьева, Е.А. Климов, Ю.К. Стрелков).На разных этапах профессионального становления дисбаланс между профессиональным образом мира и профессиональным образом жизни имеет свою специфику. Нам представляются наиболее интересными для исследования случаи, когда сложившийся и уже стабилизировавшийся образ жизни начинает выполнять роль своеобразной «психологической защиты», блокирующей трансформацию ценностно-смысловых составляющих профессионального образа мира, инициирующую изменение содержания профессиональной деятельности, профессиональных позиций и т.п. Формы проявления такой «защиты» могут быть разными -от сверхустойчивости до гиперфлексибильности. То есть здесь мы имеем дело с особенностями самоорганизации в психологических системах (соотношения «открытость - закрытость», «подвижность - устойчивость»), проявляющимися в деформированном виде: закрывается полузакрытое; открывается полуоткрытое; закостеневает полуустойчивое и превращается в полевое поведение полуподвижное.Среди проявлений профессиональных деформаций особое место занимает «синдром эмоционального выгорания (сгорания)», который часто понимают как своеобразный способ психологической защиты от личностных деформаций, при этом сам указанный синдром относят к числу феноменов личностной деформации. В этой связи возникают, по крайней мере два существенных вопроса: почему выполнение профессиональной деятельности может приводить к эмоциональному выгоранию человека и каков на самом деле его психологический механизм. В данной статье представлены общие контуры одного из возможных подходов к поиску ответов на данные вопросы.Если рассматривать феномен эмоционального выгорания в рамках теории самоорганизующихся психологических систем (ТПС), то его можно представить в качестве фактора, вносящего искажения в механизм, обеспечивающий избирательность созна-167№26Сибирский психологический журнал2007г. ния, и, следовательно, деформирующего систему произвольной, осознанной саморегуляции поведения. Эмоции в ТПС рассматриваются как форма, в которой существует смысл предмета для человека, и одновременно как механизм транспортации в сознание предмета, имеющего смысл [1]. Важным является также выделение особого вида смыслов, которые возникают не на основе открываемой в предмете возможности удовлетворять актуальную потребность, а на основе открываемой в предмете возможности организовать новую деятельность, отвечающую более высоким и значимым потребностям (Красноряд-цева О.М., 1986).Можно утверждать, что основанием для эмоционального выгорания человека в процессе профессионального труда является «эффект накопления аффекта», особенно характерный для профессий, спецификой которых является их высокая эмоциоген-ность. Прежде всего, это круг профессий, входящих в систему «человек - человек». Что же касается механизма профессионального выгорания, то его можно представить следующим образом. В любом эмоциональном процессе можно выделить две основные характеристики. Тоническая составляющая отражает общий уровень эмоциональной активации, связанной с уровнем мотивации, субъективной значимостью целей и т.д. Фазическая составляющая связана с ситуативной эмоциональной оценкой того, что имеет для действующей личности смысл и ценность «здесь и теперь», т.е. в пределах тех условий, в которых разворачивается актуальная деятельность.В свое время были экспериментально получены данные о том, что очень высокая (или очень низкая) тоническая составляющая эмоционального процесса является условием уплощения фазической составляющей его - «тоника подавляет фазику» [1]. «Эффект накопления аффекта» в процессе многолетней профессиональной (эмоциогенной) деятельности можно представить как деформацию тонической составляющей в форме снижения общего уровня позитивной эмоциональной активации, что равнозначно постепенному снижению мотивации к выполнению профессиональных обязанностей. При этом возможно повышение негативной эмоциональной активации, что может служить основанием для формирования протестных проявлений в отношении деятельности, к которой обязывает профессия, а также других субъектов этой деятельности.В первом случае мы получаем классические и многократно описанные синдромы профессионального выгорания, такие как «неблагоприятная реакция на рабочие стрессы», «снижение трудовой мотивации», «безразличие к работе», «ухудшение качества и производительности труда», «эмоциональное безразличие к тому, что попадает в сферу профессиональнойдеятельности». Во втором случае проявляются еще и достаточно «опасные» демонстративные формы эмоциональной отстранённости, за которыми часто скрывается протестная эмоциональная активация, проявляющаяся в широком диапазоне умонастроений и поступков профессионала в процессах не только профессионального, но и личного общения. Постепенно утрачивается интерес к человеку - субъекту профессионального действия, все больше воспринимаемому в качестве объекта для манипуляций.Главное все-таки заключается не в формах проявления эмоционального выгорания, а в том, что к ним приводит. Если «эффект накопления аффекта» обеспечивает понижение тонической составляющей эмоционального процесса, сопровождающегося снижением мотивации, то блокированной оказывается фазическая составляющая эмоционального процесса - «тоника» и здесь подавляет «фазику». В таком случае человек оказывается неспособным выделить те предметы и обстоятельства, которые составляют условия его профессиональной жизни, имеющие для него особый смысл и ценность: блокируются, гаснут в общем потоке эмоций, внешних для профессиональной деятельности или даже противостоящих ей, те эмоции, которые «транспортируют» в сознание предметы, имеющие смысл. В результате эмоциональное выгорание выступает как то, что обусловливает деформацию ценностно-смысловых измерений не только образа мира профессионала, но и всего образа жизни, центрируемого профессией и достойным исполнением профессионального долга. В этом случае профессиональная деятельность больше не выступает в функции того, что открывает человеку пространство для самореализации и саморазвития: она обессмысливается и обесценивается.По сути речь идет о своего рода эмоционально-установочной (само)регуляции человека и ее проявлении в особенностях профессионального поведения. Представление об эмоционально-установочных комплексах как устойчивых образованиях, характеризующих действующую личность на довольно длительных этапах ее развития, было сформировано в рамках смысловой теории мышления (Клочко В.Е., Краснорядцева О.М., 1983). На многочисленном экспериментальном материале были получены данные о том, что особый личностный смысл, который приобретают элементы ситуации деятельности, образуется не только на основе эмоциональных компонентов, но и на базе той фиксированной личностной установки, которая находится в связи с эмоциональным компонентом. Некий элемент среды благодаря смыслу становится элементом ситуации деятельности. Смысл отражается эмоционально и выступает как оценка. В прошлом же опыте закрепляются и стабилизируются определенные формы готовности к при-168Психология образованиянятию или же избеганию тех возможностей, которые отражаются в виде эмоциональной оценки ситуации. Разнообразие этих типичных форм установок и определяет возникновение типичных форм поведения, в том числе и деструктивных.Таким образом, установки обеспечивают устойчивость всей психологической системы, отвечают за устойчивость образа мира и представленный в нем ядерный, амодальный, ценностно-смысловой компонент. Исследуя особенности профессионального мышления или профессиональной позиции, мы часто наблюдали ситуации, когда человек не осознает явное противоречие (встречающееся ему в профессиональной деятельности) в его предметно-логической форме именно потому, что вместе с эмоциональным компонентом («что-то не так») актуализируется фиксированная ус-тановка как готовности «уйти», «защититься» от проблемной ситуации, считать ее как непроблемную. Жесткость профессиональных установок может быть качеством личности, которое затрудняет гибкость, подвижность деятельности. И тогда можно говорить о нарушении баланса внутри эмоционально-установочных комплексов, посредством которых обеспечивается подвижная устойчивость самоорганизующейся психологической системы, каковой является человек.Мы считаем, что деформация эмоционально-установочного реагирования, проявляющаяся в различных вариантах сочетания жесткости профессиональных установок и слабости эмоционально-оценочного компонента выступает одним из значимых оснований возникновения определенных деструкции профессионального поведения.Литература

Ключевые слова

professional image of the world, destruction of professional behavior, emotional-attitudinal complex, профессиональный образ мира, деструкция профессионального поведения, эмоционально-установочный комплекс

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Краснорядцева Ольга МихайловнаТомский государственный университетдоктор психологических наук, профессор
Всего: 1

Ссылки

Клочко В.Е. Саморегуляция мышления и ее формирование. Караганда: Изд-во КарГУ, 1987. С. 96.
Клочко В.Е. Самоорганизация в психологических системах: проблемы становления ментального пространства личности (введение в трансспективный анализ). Томск: Изд-во ТГУ, 2005. С. 173.
Краснорядцева О.М. Профессиональные деформации работников образования как предмет психологического исследования // Психологическое здоровье участников образовательного процесса. Барнаул: Изд-во БГПУ, 2001. С. 9-14.
Краснорядцева О.М. Психологический механизм «вписывания» информации в профессиональный образ мира // Теория деятельности: фундаментальная наука и социальная практика (к 100-летию А.Н. Леонтьева). М., 2003. С. 80-83.
Краснорядцева О.М. Коммуникативные барьеры в процессах педагогического и профессионального взаимодействия как предмет осмысления психологами образования // Менталитет и коммуникативная среда в транзитивном обществе. Томск: Изд-во ТГУ, 2004. С. 234-244.
 ДЕФОРМАЦИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-УСТАНОВОЧНОГО РЕАГИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИКАК ДЕСТРУКТИВНЫЙ ФАКТОР ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ | Сибирский психологический журнал. 2007. № 26.

ДЕФОРМАЦИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-УСТАНОВОЧНОГО РЕАГИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИКАК ДЕСТРУКТИВНЫЙ ФАКТОР ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ | Сибирский психологический журнал. 2007. № 26.