Личностно-профессиональное становление студентов в условиях высшего профессионального образования, представленное предпрофессиональным образом мира, рассматривается с позиции теории психологических систем. Общесистемным свойством, характеризующим направленность личностно-профессионального становления на пути к «акме», определена психическая ригидность. Выраженность показателей психической ригидности предоставляет возможность оценки качества предпрофессиональяого образа мира студентов
RIGIDITY AS THE SYSTEM-WIDE PROPERTY, WHICH DETERMINES THE PREPROFESSIONAL IMAGEOF THE STUDENTS WORLD.pdf Теоретико-методологическая рефлексия привела нас к выводу, что полнота исследования личностно-профессионального становления достигается, если рассматривать ее как форму проявления самоорганизации человека как целостной психологической системы [5]. Личностно-профессиональное становление в условиях реальной жизнедеятельности человека (в условиях высшего профессионального образования) проявляется в конструировании предпрофес-сионального образа мира [4], определяемом решением задач на смысл и ценность выполняемой деятельности для общества и самого себя, как постепенное преобразование мышления человека (со свойственными ему индивидуальными особенностями) в профессиональное мышление, которое, оставаясь формой познания, участвует в обеспечении целостности и системности складывающейся профессиональной картины мира и в саморазвитии личности [11].Рассмотрение высшего профессионального образования как психолого-акмеологического процесса, результатом качества которого являются особенности личностно-профессионального становления, представленного в образе мира (предпрофессиональный образ), позволило особым образом выделить психическую ригидность, которая рассматривается как показатель открытости/закрытости системы и представляет собой акмеологический инвариант профессионализма, т.е. обладает свойством инвариантности, обеспечивающим активное саморазвитие студента высшей школы вне зависимости от специфики профессиональной деятельности [3].Таким образом, возникла необходимость изучения ригидности как характеристики системы и ак-меологического инварианта профессионализма.Для достижения цели исследования - изучения особенностей предпрофессионального образа мира - мы остановились на трех из восьми шкал структуры Томского опросника ригидности Г.В. Залевского (ТОРЗ):- шкала актуальной ригидности, представляющая информацию ригидности в собственном смысле как неспособность при объективной необходимости изменить мнение, отношение, установку, мотивы, модус переживания. Кроме того, утверждения этой суб-шкалы в разных модификациях представлены в остальных шкалах опросника;•·шкала сенситивной ригидности, отражающая•эмоциональную реакцию на новое, на ситуации, тре•бующие каких-либо изменений, страх перед новым.•С позиции автора методики Г.В. Залевского, это, несом•ненно, личностный уровень проявления психической ри•гидности, выраженный в эмоциональном отношении к•требованиям объективной действительности [2];•шкала установочной ригидности, также отра•жающая личностный уровень проявления психичес•кой ригидности, выраженный в позиции, отношении•или установке на принятие/непринятие нового, не•обходимости изменения самого себя - самооценки,•уровня притязаний, системы ценностей, привычки и•т.д. За такой позицией могут стоять самые разные•мотивы осознанного уровня.•·Данные показателей психической ригидности представлены в табл. 1, где АР - актуальная ригидность, СР - сенситивная ригидность, УР - установочная ригидность.•·Анализируя выборку, следует отметить отсутствие статистически значимых различий между студентами мужского и женского пола по всем показателям психической ригидности. Так, средние значения актуальной ригидности по мужской выборке составляют 36,01, женской - 36,96 при коэффициенте корреляции 0,3 и уровне значимости 0,585. Сенситивная ригидность при определении статистических различий между женской и мужской выборками представлена средними значениями 33,08 (мужчины) и 33,47 (женщины) при коэффициенте корреляции 0,04 и уровне значимости 0,84. Статистическая значимость также не обнаружена между мужской и женской выборками по установочной ригидности (средние значения 37,86 и 38,16 у мужчин и женщин соответственно при коэффициенте корреляции 0,05 и уровне значимости 0,83).•·Отсутствие гендерной идентификации свидетельствует об интегративном характере психической ригидности и еще раз подтверждает наше предположение, что ее можно рассматривать как показатель открытости/закрытости системы и акмеологический•·175•·№26•·Сибирский психологический журнал•2007г.•· •·Показатели психической ригидности студентов высшей школы, % от выборки•·Таблица 1•·Пол Низкий показатель Средний показатель Высокий показатель АР СР УР АР СР УР АР СР УР Группа в целом 0 14,7 1,7 53,4 49,1 28,5 46,6 36,2 69,8 Мужчины 0 18,0 4,0 54,0 44,0 22,0 46,0 38,0 74,0 Женщины 0 12,2 0 53,0 53,0 33,4 47,0 34,8 66,6 инвариант профессионализма. Вне зависимости от пола психическая ригидность дает основания для анализа предпочтений реальных жизненных сред, содержащих различные условия личностно-профес-сионального становления. Именно ригидность как общесистемное свойство определяет возможность блокировать или открывать выходы человека за пределы жизненных обстоятельств, обеспечивая устойчивость и подвижность системы, определяя особенности перестройки поведения.Анализ и интерпретация результатов по каждой шкале показывают, что актуальная ригидность в низких значениях не выявлена. Средние значения, определяемые нами условной нормой, представлены у 53,4% испытуемых, для которых характерны открытость каналов выхода во внешнюю среду, расширение возможностей к самореализации [1,2,8,9], изменение поведения в контексте ситуаций, открытость сознания для определенных жизненных обстоятельств, связанных с появляющимися возможностями личностно-про-фессионального становления на пути к «акме». Высокие и очень высокие показатели психической ригидности выявлены у 46,6% испытуемых. Почти половина студентов испытывает сложности в ситуациях, требующих отказа от стереотипизированных форм поведения. Для них характерны блокирование каналов выхода во внешнюю среду, игнорирование возможности творческой реализации [2,7,10], появление поведенческих стереотипов в неприемлемых для этого условиях. Неспособность при объективной необходимости изменить мнение, отношение, установку, мотивы, модус переживания может привести к сложностям в межличностном общении и в целом отрицательно повлиять на уверенность в возможности самостоятельного осуществления жизненного выбора, эффективности и качества личностно-про-фессионального становления.Вполне логично предположить, что именно эти студенты испытывают трудности в условиях модернизации как общества в целом, так и образования в частности. Не случайно Э.В. Галажинский отмечает ригидность как динамизирующую непричинную детерминацию самореализации [1]. Мы также полагаем, что психическая ригидность обеспечивает направленность личностно-профессионального становления, определяет возможности изменения ценностно-смыслового содержания предпрофессионального образа мира.Общая картина выраженности актуальной ригидности представлена на рис. 1.Показатели сенситивной ригидности (рис. 2), отражающие эмоциональную реакцию на новое, на ситуации, требующие каких-либо изменений, свидетельствуют, что 14,7% испытуемых имеют низкие показатели. Это говорит о том, что в новых, актуальных ситуациях они демонстрируют настолько гибкое поведение, при котором эмоции не в состоянии удерживать единство «Я» и «не-Я», а следовательно, смыслы и ценности, формирующиеся при взаимодействии психологической системы с амодаль-ным миром.Высокие и сверхвысокие показатели по шкале сенситивной ригидности выявлены у 36,2 % испытуемых, для которых характерно в новых, меняющихся обстоятельствах испытывать состояния страха, тревожности, стресса, дистресса, утомления, плохого настроения. В свою очередь, это может приводить к ошибкам восприятия, памяти, неадекватным реакциям на неожиданные раздражители, сужению объема внимания и диапазона действий. Данные, полученные учениками Г.В. Залевского [1,3,7,8], подтверждают выводы о том, что чем больше человек склонен проявлять негибкость в состоянии страха, стресса, тем в большей мере он неудовлетворен прожитой частью жизни и тем меньше способен изменить ее на пути поступательного прогрессивного развития. Именно данная группа студентов склонна к подавлению собственной активности (покорность, страх), что является препятствием личностной готовности к инновационным процессам в образовательной и профессиональной деятельности.Средние показатели сенситивной ригидности представлены у 49,1% испытуемых. Для этих испытуемых характерно адекватное эмоциональное реагирование на ситуации выбора, новизны, в том числе и неопределенности. Эмоции способны отражать на уровне сознания те явления мира, которые соответствуют их потребностям и возможностям, так как они «есть на самом деле» [5]. Выполняя системообразующую функцию, они удерживают систему от распада, расширяя возможности обогащения и изменения меняющегося в своих ценностно-смысловых измерениях многомерного мира студентов.Показатели установочной ригидности представлены в нашей выборке испытуемых следующим образом (рис. 3):176Психология образования• • • -высокий и очень высокий уровни установочной ригидности характерны для 69,8% испытуемых. Поскольку данная шкала отражает личностный уровень проявления психической ригидности, выраженной в позиции, отношении или установке на принятие/непринятие нового, то количество студентов, показавших низкие и средние результаты, вполне объяснимо. Большое количество исследований показывает, что в современных социально-экономических усло-виях образование во многом не справляется с задачами развития духовных качеств личности, способности целостно видеть мир, осознавать значение актуальных социальных проблем и межличностных отношений, овладевать чувством социальной ответственности. Декларируя эти основные человеческие категории, в том числе в повсеместно вводимых курсах культурологии, философии, политологии, социологии, психологии и т.д., процессуально среда оби-№26Сибирский психологический журнал2007г. тания стимулирует к стабильному повышению уровня материального дохода с низкой степенью учета морально-этических принципов [13];- низкий уровень установочной ригидности, выявленный у 1,7% студентов (при этом у женщин этот показатель имеет нулевое значение), и средний у 28,5% испытуемых позволяет рассматривать данную группу студентов высшей школы как имеющую выраженную личностную готовность к необходимым изменениям самих себя, в том числе своей самооценки, уровня притязаний, расширения образа мира. Для них характерно наличие творческого потенциала, инновационной активности, и как следствие - «открытости» системы, которая рассматривается В.Е. Клочко, Г.В. Залевским и Э.В. Галажинским как условие ее жизнеспособности и развития [2,5,6].Ригидность как общесистемное свойство и акме-ологический инвариант профессионализма позволяет по степени ее выраженности прогнозировать предпочтение студентами жизненных сред, содержащих различные условия и возможности личностно-про-фессионального становления. А в условиях, требующих разрешения основного противоречия личност-но-профессионального становления, когда меняющийся в своих ценностно-смысловых измерениях многомерный мир требует изменения предпрофесси-онального образа мира, ригидность выступает показателем готовности к изменениям самого себя.Оптимальная выраженность психической ригидности (установочной, актуальной, сенситивной) обеспечивает психологические новообразования, которыми являются смыслы и ценности, полимотивированность деятельности (учебной, профессиональной), инновационную активность.Высокие показатели психической ригидности свидетельствуют об игнорировании возможности прогрессивного поступательного личностно-професси-онального становления, предельном оскудении ценностного содержания сознания.Полученные результаты позволяют рассматривать ригидность как важнейший показатель качества образовательного процесса в условиях модернизации, задающий вектор прогрессивного поступательного личностно-профессионального становления на пути к «акме».Современная образовательная среда должна создавать условия, где мир человека получает новые измерения - сознание выходит на новый уровень и одновременно меняется образ жизни, становясь адекватным усложняющемуся миру и его осознанию, и именно образование должно давать человеку средства для обнаружения смысла. Это определило необходимость при изучении ригидности как общесистемного свойства, определяющего предпрофессио-нальный образ мира студентов, обратиться к анали-зу связей-зависимостей ригидности со следующими характеристиками системы: смысложизненными ори-ентациями и структурой мотивации студентов (методики СЖО Д.А. Леонтьева и «Структура мотивации» О.П. Елисеева). Тем более что речь идет о «студенческом» возрасте, прерогатива которого «...не принимать как само собой разумеющееся, что в жизни есть смысл, но осмеливаться задумываться над этим» [12].Результаты корреляционных связей, имеющие степень статистической достоверности, представлены в табл. 2. В верхней строчке ячеек показан коэффициент корреляции, в нижней - степень достоверности.Очевидна тенденция отрицательной корреляционной связи показателей психической ригидности со смысложизненными ориентациями и структурой мотивации, которая представлена следующими параметрами:•·чем выше сенситивная ригидность, тем в мень•шей мере студенты обладают сформированным ми•ровоззрением, связанностью структуры осмысленно•сти жизни, продуктивностью, зрелостью. Им не свой•ственно осмысление собственного жизненного опы•та, открывающего психологическое пространство•для личностно-профессионального становления.•Можно констатировать неоформленность таких ха•рактеристик многомерного мира, как открытость и•осмысленность. Это говорит о сложности ориента•ции на жизнетворчество, на свободу выбора и ответ•ственности. Для них характерна актуализация чув•ства пустоты и бессмысленности. Подобная взаимо•связь может являться свидетельством выраженной де•формации жизнедеятельности студентов;•высокие показатели установочной ригидности•коррелируют с непродуктивностью пройденной ча•сти жизни студентов, ее низкой осмысленностью в•целом, неудовлетворенностью прожитой частью•жизни. Данная зависимость свидетельствует о том,•что студенты не имеют представления о себе как о•сильной личности, обладающей достаточной свобо•дой выбора, чтобы построить собственную жизнь в•соответствии с поставленными целями и представ•лениями о ее смысле. Для данных студентов харак•терно неверие в свои силы, они мало способны конт•ролировать события собственной жизни;•отрицательные корреляционные связи актуаль•ной ригидности с личностным осмыслением выпол•няемой деятельности и самооценкой личностного•потенциала (шкала мотивации отношений в струк•туре мотивации) свидетельствуют о сложностях, ко•торые испытывают студенты в ходе личностно-про•фессионального становления. При этом наблюдает•ся тенденция к непринятию нового, существуют труд•ности изменения самого себя - самооценки, уровня•притязаний, системы ценностей, привычек.•·178•·Психология образования•·Результаты корреляционных связей•·Таблица 2•·Шкала 00 СКО1 СКО2 СКОЗ СКО4 СКО5 АР СР УР СР -4,2820 0,OQ22 -0,2445 0,0079 -ОД186 0>184 : Лм: 0,0030 1? ' ' ' -М9» 0,0013 >& * -42236 0,0158 0,0138 0,8827 УР -0,1499 0,1081 -0,1002 0,2845 -0^005 0,0309 -*Ш в>92» -0,1802 0,0530 -0,0840 0,3702 0,0028 0,9765 0,1670 0,0731 МД15 -0,2887 0,0956 -0,1592 0,2907 -0,2600 0,0809 -0^998 0,0429 -0,1907 0,2042 -0,0207 0,8914 0,1064 0,6288 0,3338 0,1196 -0,0529 0,8107 МД16 0,2880 0,0523 0,2164 0,1486 0,1315 0,3835 ОДЬ4 0#Щ 0,2118 0,1577 $$ 0,2973 0,1683 0,0661 0,7646 0,0924 0,6749 ПМ 0,3791 0,2015 0,3713 0,2117 0,6843 0,0099 0,1501 0,6245 0,5895 0,0340 0,0575 0,8519 0,0270 0,9014 0,1479 0,4979 0,0553 0,8001 СМ 0,77$ 0,вОЙ[ 0,6441 0,0175 0,4696 0,1055 WW 0,0313 0,6895 W1:''* 0,6803 , 4УРЙЙ5 -0,2030 0,3522 0,1884 0,3880 0,0149 0,9457 МДу V&86 0,0144 0,2559 0,3986 0,5798 0,0378 «да ... .$ОШ .0,6529 0,0155 0,4419 0,1306 0,3420 0,1171 -0,2380 0,2754 -0,0094 0,9656 вм 0,5102 0,0748 0,2264 0,4571 0^549 0,0490 0,5058 0,0779 0,4897 0,0894 0,1032 0,7372 0,2964 0,2171 -0,0048 0,9823 -0,0362 0,8683 МСз -0,3722 0,2104 -0,4077 0,1667 -0,3438 0,2501 -0,2172 0,4760 -4Ј897 0$Ш -0,2156 0,4793 -0,2843 0,1926 0,3122 0,1525 0,0477 0,8271 МС 0,4166 0,1567 0,2640 0,3834 0,6675 0,0127 0,1246 0,6851 0,4465 0,1262 0,0961 0,7548 0,1834 0,4006 -0,0547 0,8022 -0,1120 0,6077 мслп 0,5158 0,0712 0,1036 0,7364 0,4302 0,1423 0,3743 0,2077 0,5489 0,0520 0,2804 0,3535 -WL , ;4,W;, -0,0466 0,8308 -0,0714 0,7433 мпло . 0,7231 0,0052 0,7478 0,0033 0,4816 0,0956 0,2882 0,3396 0,7147 0,0060 0,5752 0,0397 - JU,*$K '' шй;,; -0,0597 0,7845 0,1727 0,4286 Условные обозначения: АР - актуальная ригидность; СР - сенситивная ригидность; УР - установочная ригидность; СКО 1 - цели в жизни; СКО 2 - процесс жизни или интерес и эмоциональная насыщенность жизни; СКО 3 - результативность жизни или удовлетворенность самореализацией; СКО 4 - локус контроля - Я (Я - хозяин жизни); СКО 5 - локус контроля - жизнь или управляемость жизни; ОС - общий показатель осмысленности жизни; ПМ - познавательный мотив в структуре мотивации достижения; СМ - состязательный мотив в структуре мотивации достижения; МДу - мотив достижения успеха; ВМ - внутренний мотив в структуре мотивации достижения; МСз - мотив сложности заданий; МС - мотив самомобилизации в структуре мотивации отношения; МСЛП - мотив самооценки личностного потенциала в структуре мотивации отношения; МПЛО - мотив позитивного личностного ожидания в структуре мотивации отношения.В результате корреляционного анализа обнаружены связи ригидности опосредованного характера (с учетом статистически достоверных корреляционных связей показателей ригидности и показателей осмысленности жизни):•·показатели осмысленности жизни студентов•имеют прямую зависимость с состязательностью,•достижением успеха, самомобилизацией, познава•тельным мотивом, выбором сложных заданий и мо•тивом позитивного личностного ожидания, что по•зволяет предположить их опосредованную связь с•оптимальными показателями психической ригидно•сти. Чем менее ригидизирована личность, тем в боль•шей мере для нее характерны мотивы достижения и•тем адекватнее представлены мотивы ожидания;•такая же опосредованная зависимость существу•ет между ригидностью и мотивационными домена•ми - наслаждением и достижением. При этом наслаж-дение имеет отрицательную зависимость с показателями смысложизненных ориентации, а достижения -прямую положительную. Ригидизированным личностям более свойственна направленность на наслаждение, нежели стремление к достижениям.Наши беседы со студентами с высокими показателями психической ригидности показывают, что при формулировании жизненных целей - «стать хорошим специалистом», «достичь профессиональных высот», «быть гармоничной личностью», «достойно зарабатывать и жить» и т.д. - они испытывают сложности в представлении путей, средств и способов достижения целей. Достаточно часто ответы имеют стереотипный, формальный характер: «буду искать достойную работу», «я хорошо учусь», «когда окончу университет, мне, наверное, предложат что-нибудь интересное», «пока не знаю, но мне кажется, что у меня получится» и т.д. Из бесед стано-179№26Сибирский психологический журнал2007 г.вится ясно, что все позитивные ожидания студентовименно особенностей психической ригидности ирасположены в «иллюзорном будущем» - «вот окон-смысложизненных ориентации как наиболее инфор-чу университет, тогда», «сейчас мне сложно, но по-мативных признаков. Эти показатели предпрофес-том», «все лучшее впереди», «у меня большие воз-сионального образа мира характеризуют его каче-можности, и я найду потом условия для их проявле-ство со стороны акмеохарактера. В свою очередь,ния». Это также подтверждает опосредованную связьпроведенный анализ показывает и препятствия дос-ригидности со структурой мотивации и стремления-тижения личностно-профессионального становлениями студентов высшей школы.на пути к «акме» в сочетаниях показателей ригидно-На основе полученных данных нами доказаноста и смысложизненных ориентации,наличие определенного симптомокомплекса связан-Ригидность при этом представляет наиболее уни-ных показателей предпрофессионального образаверсальный информативный интегративный показа-мира студентов, которые определяют особенноститель особенностей личностно-профессиональноголичностно-профессионального становления в уело-становления студентов в условиях высшего профес-виях высшего профессионального образования, асионального образования.
Галажинский Э.В. Системная детерминация самореализации личности: Автореф. дис. ... д-ра психол. наук. Барнаул, 2002. 43 с.
Залевский Г.В. Фиксированные формы поведения индивидуальных и групповых систем. Москва; Томск: Изд-во Том. ун-та, 2004. 460с.
Залевский Г.В., Козлова Н.В. Психическая ригидность-флексибильность как акмеологический инвариант профессионализма // Сибирский психологический журнал. 2006. М» 22. С. 146-149.
Климов Е.А. Идеалы культуры и становление субъекта профессиональной деятельности // Психологический журнал. 2005. Т. 26. №3. С. 93-97.
Клочко В.Е. Самоорганизация в психологических системах: проблемы становления ментального пространства личности. Введение в трансспективный анализ. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2005.172 с.
Клочко В.Е., Галажинский Э.В. Самореализация личности: системный взгляд. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2000. 154 с.
Козлова Н.В. Акмеология в системе высшего профессионального образования // Теория и практика профессионального образования: Сб. научных трудов / Под ред. А.Д. Копытова, Н.В. Силкиной. Новосибирск; Томск, 2006. С. 85-99.
Козлова Н.В. Психолого-акмеологический потенциал в современном профессиональном психологическом образовании // Состояние и перспективы развития высшего образования: Материалы Междунар. науч.-практ. конф. Сочи, 2006. С. 79-81.
Козлова Н.В. Психолого-акмеологический потенциал в обучении студентов высшей школы // Образование в Сибири. 2005. № 13. С. 31-36.
Козлова Н.В. Современное высшее профессиональное образование с позиции психолого-акмеологического знания // Психологическая помощь учащейся молодежи в современном мире: Материалы Всерос. науч. конф. Курск, 2006. С. 22-23.
Краснорядцева О.М. Психодиагностическое мышление в условиях профессионально-педагогической деятельности // Сибирский психологический журнал. 1999. № 11. С. 81-Я5.
Москоленко А.Т., Сержантов В.Ф. Смысл жизни и личность. Новосибирск: Наука, 1989. С. 8-15.
Хлыстова Н.А. К вопросу о смысле модернизации российского образования // Состояние и перспективы развития высшего образования: Материалы Междунар. науч.-практ. конф. Сочи, 2006. С. 27-31.