ОСОБЕННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПОДРОСТКОВ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ЛИШЕНИЯ РОДИТЕЛЬСКОГО ПОПЕЧЕНИЯ
Статья посвящена изучению когнитивных, эмоциональных и поведенческих особенностей межличностного взаимодействия подростков, лишенных родительского попечения. Выделяются факторы, определяющие уровень социально-психологической адаптации детей, лишенных родительского попечения.
FEATURES OF INTERPERSONAL INTERPLAY OF ADOLESCENTS, UPBRINGING IN THE CONDITIONS OF DEPRIVATION OF PARENTAL CARE.pdf Социально-экономические процессы, происходящие в России в последние десятилетия, резко обозначили многие социальные проблемы, в том числе и социальное сиротство [2, 3]. Дети, лишенные родительского попечения, с одной стороны, на ранних этапах проживания в асоциальном окружении усваивают неадаптивные способы коммуникации, с другой - после лишения родительского попечения теряют эталон близкого взрослого для подражания, что затрудняет процесс социализации. В результате к подростковому возрасту искажается процесс формирования ведущей деятельности - интимно-личностного общения, что может служить предиспозицией социально-психологической дезадаптации.Литературные данные, посвященные проблеме воспитания в условиях родительской депривации [6-8] свидетельствуют о значительных проблемах у воспитанников детских домов и школ-интернатов в адаптации в новом микросоциальном окружении. С одной стороны, для успешной социально-психологической адаптации и осуществления ведущей деятельности в подростковом возрасте необходимы навыки эффективного межличностного взаимодействия; с другой - в условиях воспитания в детских учреждениях нарушается процесс межличностного взаимодействия, поскольку у них формируются деструктивные поведенческие стереотипы и отсутствуют адаптивные паттерны межличностного взаимодействия, которые обычно дети усваивают в семье. В литературе [1, 5, 6, 8, 9] описаны различные личностные особенности детей, воспитывающихся в условиях родительской депривации: неадекватная Я-концеп-ция, затруднения в формировании самосознания, повышенная конформность, поверхностность чувств, конфликтность, агрессивность, обидчивость, склонность к нарушениям общепринятых норм и правил, а также неумение организовать отношения как со взрослыми, так и со сверстниками. Однако сегодня в научной психологической литературе отсутствует комплексное описание особенностей межличностного взаимодействия подро-стков-ЛРП2 на эмоциональном, когнитивном и поведенческом уровнях как фактора эффективного осуществления ведущей деятельности и успешной социально-психологической адаптации в данном возрасте. Поэтому проблема верификации особенностей межличностного взаимодействия и социально-психологической адаптации подростков, воспитывающихся в условиях родительской депривации, важна в плане разработки комплексных психолого-медико-педагогических психо-коррекционных программ, направленных на повышение уровня адаптивности и качества жизни детей, лишенных родительского попечения.Целью настоящего исследования было изучение особенностей межличностного взаимодействия и социально-психологической адаптации подростков-ЛРП.В основу исследования положена гипотеза, согласно которой у подростков-ЛРП существуют нарушения аффективной сферы в виде комплекса негативных переживаний в отношении близких взрослых (родителей) и сверстников как на сознательном, так и на бессознательном уровнях, а также различного рода деформации навыков социального взаимодействия, препятствующие успешной адаптации в социуме.Объект исследования - межличностное взаимодействие подростков-ЛРП.Предмет исследования - эмоциональные, когнитивные и поведенческие составляющие межличностного взаимодействия подростков-ЛРП.В соответствии с целью, гипотезой и предметом исследования нами решались следующие задачи.1..Выявить доминирующие эмоциональные переживания подростков-ЛРП в процессе межличностного взаимодействия.2.Изучить особенности когнитивного и поведенческого компонентов межличностного взаимодействия указанного контингента подростков.3..Определить характеристики социально-психологической адаптации и верифицировать факторы, детерминирующие неадаптивные стереотипы межличностного взаимодействия подростков, воспитывающихся в условиях родительской депривации.1.1.Материал и методы исследованияС целью реализации поставленных задач в течение 2001-2003 гг. на базе детских домов и школ-интернатов г. Белгорода и Белгородской области нами было обследовано 93 подростка-ЛРП в возрасте 13-16 лет (44 мальчика и 49 девочек), средний возраст 14±1,2 года - основная группа, из них 40 подростков из детских домов, 53 - из школы-интерната, а также 60 подростков из полных семей в возрасте 13-15 лет (26 мальчиков и 34 девочки), средний возраст 14±1,3 года - контрольная группа.Основные методы исследования: эмпирический (психодиагностические методы: восьмицветовой тест М. Люшера в модификации Л.Н. Собчик и цветовой тест отношений (ЦТО) М.А. Эткинда, направленные на изучение эмоционального компонента интерперсонального взаимодействия, методики «Личностный дифференциал» и «Незаконченные предложения», направленные на изучение когнитивного компонента, а также методика диагностики межличностных отношений Т. Лири, методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда, методика «Q-сор-тировка» В. Стефансона, экспериментально-психологическая методика изучения фрустрационных реакций С. Розенцвейга, направленные на изучение поведенческого компонента межличностного взаимодействия), ма-тематико-статистический метод обработки базы данных при помощи пакета прикладных статистических программ STATISTICA 6 (методы описательной статистики, критерий Стьюдета t (параметрические данные), критерий с2 (непараметрические данные), корреляционный (коэффициент ранговой корреляции Спирмена) и факторный анализ) и интерпретационный методы.Результаты исследования и их обсуждениеВосьмицветовой тест Люшера выявил повышенную выраженность (t>2,4; p12,4; p12,84; p25; p14,5; p9,3; p10,4; p21,38; p25,11; p37,3; p4,2; p
Ключевые слова
межличностное взаимодействие,
подростки, лишенные родительского попечения,
депривация,
социально-психологическая адаптация,
агрессивность,
зависимость,
подчиняемость,
interpersonal interplay,
adolescents, deprived of parental care,
deprivation,
social-psychological adaptation,
aggressiveness,
dependency,
submissionАвторы
Руженков Виктор Александрович | Белгородский государственный университет | доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой психиатрии, наркологии и клинической психологии | |
Гомеляк Юлия Николаевна | Белгородская областная клиническая психоневрологическая больница | медицинский психолог отделения амбулаторных судебно-психиатрических экспертиз | |
Всего: 2
Ссылки
Боулби Дж. Детям - любовь и заботу // Лишенные родительского попечительства: Хрестоматия: Учеб. пособие / Ред.-сост. В.С. Мухина. М.: Просвещение, 1991. С. 144-154.
Войтенко Т.П. Проблемы развития детей в детских домах и школах-интернатах / Т.П. Войтенко, М.Н. Миронова // Вопросы психологии. 1999. № 2. С. 118-120.
Голик А.Н. Социальная психиатрия сиротства. М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2000. 192 с.
Изард К.Э. Психология эмоций. СПб.: Питер, 2000. 464 с.
Лангмейер И. Психическая депривация в детском возрасте / И. Лангмейер, З. Матейчек. Прага: Авиценум, 1984. 336 с.
Прихожан А.М. Дети без семьи: Детский дом: заботы и тревоги общества / А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых. М.: Педагогика, 1990. 160 с.
Психическое развитие воспитанников детского дома / Под ред. И.В. Дубровиной, А.Г. Рузской. М.: Педагогика, 1990. 264 с.
Смагина Л.И. Сиротство как социальная проблема: Пособие для педагогов / Л.И. Смагина, А.К. Воднева, Ю.А. Сойка и др.; Под ред. Л.И. Смагиной. Мн.: Унiверсiтэцкае, 1999. 144 с.
Шпиц Р.А. Поведение депривированных детей // Лишенные родительского попечительства: Хрестоматия: Учеб. пособие / Ред.-сост. В.С. Мухина. М.: Просвещение, 1991. С. 166-167.