Рассматривается специфика пралогической защиты у пациентов с психосоматическими расстройствами. Представлены материалы экспериментального исследования, позволяющие выделить закономерности проявлений пралогической защиты в норме и при нарушениях здоровья.
PRALOGICAL FORMATIONS IN SYSTEM OF PSYCHOLOGICAL DEFENSE IN PATIENTS WITH PSYCHOSOMATIC DISTURBANCES.pdf В программах психологической помощи населению необходимо учитывать социально-психологические составляющие, обусловливающие психосоматические расстройства. Актуальность изучения психологических защитных механизмов и способов совладания в системе адаптивно-защитного комплекса человека обусловлена широким спектром социально-психологических факторов. Многообразие жизнедеятельности человека предполагает применение различных способов взаимодействия с реальностью, которые могут способствовать нарушению адаптации и усиливать патогенез, а также становиться основой преодоления трудностей. К таким феноменам относятся психологическая защита и совла-дание (копинг-механизмы). Исследователями введена психологическая дефиниция «адаптация к социально-средовым условиям». Ее нарушение может приводить к дезадаптивным состояниям, проявлениям предболез-ненных и болезненных нарушений.Согласно концепции Ф. Александера [1], внутри-личностный конфликт между потребностью и страхом у лиц, склонных к психосоматическим нарушениям, может выражаться разными способами:•·с помощью психических перестроек;•·посредством телесных нарушений (дисфункций), проявляющихся в виде хронических психосоматических симптомов;•·через изменение способа поведения.•·Психоаналитически ориентированными исследователями было показано, что включение психологической защиты может привести не только к актуальному облегчению, но и к появлению стабильных, длительно функционирующих структур, которые в дальнейшем будут активизироваться в сходных обстоятельствах. При этом вторжение защиты может сопровождаться формированием специфических, «условно желательных» симптомов, которые вовлекаются человеком в разрешение ситуации, связанной с конфликтом, а также частично снижают внутреннее напряжение.•·На фоне отсутствия единых определений и классификации психологических защит по поводу их количества, специфичности, критериев дифференцированнос-ти на нормальные и патологические, понимания их роли в формировании личностных, невротических и психосоматических расстройств выделяются их общие свойства. Отмечается, что психологические защиты действуют в подсознании, отрицая, искажая или фальсифицируя действительность в ситуации стресса, конфликта, фрустрации, психотравмы, интрапсихической адаптации [2-5, 9, 10].•·Сформулированы следующие гипотезы относительно психологической сущности психосоматозов.•·Определенные аллергические, сосудистые, гастрические и другие реакции могут быть соматическим выражением попытки защитить себя от архаических желаний, которые переживаются как угрожающие жизни, подобно тому, как маленький ребенок может переживать угрозу смерти.•·С целью защиты психические структуры в момент опасности посылают примитивные сигналы тревоги телу, не используя язык. Поэтому переживание опасности не может осмысливаться. Подобный сигнал может проявляться в психосоматической дисфункции, например в гиперсекреции желудочного сока, повышенном артериальном давлении и т.п. Эти реакции склонны повторяться, имеют навязчивый характер.•Психосоматические симптомы выполняют защитную функцию и на бессознательном уровне компенсируют недостаток целостности «Я». Примитивные страхи тесно связаны с расстроенными отношениями мать-младенец, бессознательными страхами быть брошенным или отвергнутым матерью.•К феноменам, выполняющим функцию психологической защиты, относятся также пралогические образования. Являясь продуктом мифологического мышления, они содержат догматическую направленность, отвержение новых возможностей познания реальности опытным путем. Однако в социуме выявляется широкая распространенность архаических представлений в форме верований, примет и суеверий, применяемых в различных сферах бытия с целью защиты от невзгод, порожденных непредсказуемостью мироустройства.•·Используя в качестве ключевых слов понятия «пра-логические образования» и «пралогическая защита», мы исходили из следующих предпосылок.•·Содержание пралогических образований охватывает всю совокупность эмоционально окрашенных коллективных представлений, включая верования, суеверия, приметы, ритуалы, осознаваемых как явления, происходящие при содействии магических сил и сформированных в процессе культурно-исторического и социокультурного развития до настоящего времени.•При рассмотрении данного феномена в его традиционном варианте в качестве «пралогического или первобытного мышления», т.е. мыслительного процесса, на первом плане оказываются особенности, характеризующие архаический (дологический) способ познания, отличающийся от мышления, основанного на установлении причинно-следственных связей. При этом вне психологического анализа остаются важные характеристики, присущие данному феномену, в частности содержательная предпочтительность тех или иных пралоги-ческих образований, особенности проявления защитных механизмов и их мотивационно-регулирующее значение.•·Концепция нашего исследования заключается в рассмотрении пралогических образований в качестве специфического способа психологической защиты, выполняющего мотивационно-регулятивную функцию при взаимодействии человека со средой. Пралогическая защита проявляется в целостной совокупности всех особенностей, свойственных коллективным проявлениям. Функции психологической защиты заключаются в частично осознаваемом проявлении специальной системы стабилизации личности, направленной на ограждение сознания от неприятных, травмирующих переживаний, сопряженных с внутренними и внешними конфликтами, состояниями тревоги и дискомфорта. С помощью коллективных представлений, имеющих мифологическую природу, заимствованных личностью из «надинди-видуального» опыта, можно представлять реальность в комфортном, упрощенном и более понятном виде, использовать готовые, уже существующие «технологии» в форме традиций, обычаев, ритуалов. При этом значительная доля ответственности за их использование возлагается на автора данного продукта, т.е. на коллективные представления, социальные стереотипы, явившиеся результатом совместной деятельности сообщества, с которым стремится идентифицироваться человек [6].•·Целью настоящего исследования стало выявление роли пралогических образований в норме и психосоматических расстройствах, включенных в защитную систему. Для реконструкции пралогических содержаний применялись «Опросник верований и суеверий» (ОВИС) и стандартизованное интервью. ОВИС помогает установить, как используются в жизнедеятельности приметы, ритуалы, поверья, закрепленные социокультурными традициями в коллективных представлениях либо моделируемые самостоятельно. Окончательный вариант включает шкалы «Пра-логическое восприятие», «Магическая тревожность», «Магический прогноз», «Применение нетрадиционных способов лечения», «Действенное использование прало-гических образований», представляющие различные компоненты пралогической защиты.•·Феноменология пралогического изучалась с помощью стандартизированного интервью, которое проводилось после выполнения задания по заполнению ОВИС с целью объективизации результатов исследования. Интервью направлено на выявление особенностей осознания и соотношения между составляющими индивидуального опыта, включая опору на самостоятельное установление причинно-следственных отношений между происходящим, на традиции старшего поколения или действие магических сил (как компоненты пралогических образований). Выявлялись опыт ситуативного применения верований и/или суеверий, использования примет в повседневности, характерные переживания, обусловленные пралогическими образованиями (ПрО), особенности их трансформации как символа веры. Устанавливались значимость ПрО в контексте жизнедеятельности пациентов и здоровых людей и отношение к ним [7-8].•·Исследование проводилось на базе клиники НИИ психического здоровья и НИИ кардиологии ТНЦ СО РАМН и областной клинической больницы. Обследовано 111 пациентов женского и мужского пола с диагнозами «гипертоническая болезнь» - 53, «язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки» - 58.•Средний возраст больных с гипертонической болезнью - 39,06±0,2 года, из них 27 женщин и 26 мужчин. Давность заболевания - 7, 36±0,29 года. Психологические особенности, сопровождающие клинические проявления, включали невротические симптомы в форме повышенной тревожности, сверхконтроля над импульсами враждебности и агрессивности, боязни потерять благосклонность значимых людей, стремление к самоутверждению и осознание невозможности выражения этих проявлений.•·Из пациентов с язвенной болезнью желудка и двенадцатиперстной кишки было 17 мужчин, 41 женщина. Средний возраст - 36,8±09 года. Давность заболевания -6,34±0,3 года. Клинической картине заболевания сопутствовала невротическая симптоматика со стремлением к маскировке собственной неуверенности, демонстрации независимости, повышенным уровнем психоэмоциональной напряженности, тревожности, склонности к перепадам настроения.•При изучении пралогических образований в контексте личностного опыта пациентов и нормативной группы рассматриваются сферы применения пралогических образований: сохранение традиций, межличностные отношения, учебная и профессиональная деятельность, здоровье, семейные аспекты, природная среда, повседневная жизнедеятельность. Ранжирование применения ПрО показало их различную значимость и содержательную предпочтительность в зависимости от сферы жизнедеятельности.•При психосоматических нарушениях предпочитаются ПрО в сферах здоровья и природных явлений, которые выступают в качестве исцеляющего источника. Следующие позиции занимают «семья», «повседневность», «сохранение традиций предков», «профессиональная деятельность», «межличностные отношения». В нормативной группе профессиональная и учебная деятельность наряду с сохранением традиций предков и семейными ритуалами являются наиболее востребованными по сравнению с другими сферами жизнедеятельности (p
Стоянова Ирина Яковлевна | научно-исследовательский институт психического здоровья ТНЦ СО РАМН;Томский государственный университет | кандидат психологических наук | |
Александер Ф. Психосоматическая медицина: Принципы и применение. М., 2000. 396 с.
Анцыферова Л.И. Способность личности к преодолению деформаций своего развития // Психол. журн. 1999. Т. 20, № 1. С. 6-19.
Бассин Б.Ф. О силе «Я» и психологической защите // Самосознание и защитные механизмы личности: Хрестоматия. Самара, 2003. С. 3-14.
Грановская Р.М., Никольская И.М. Защита личности: психологические механизмы. СПб., 1998. 503 с.
Гулина М.А. Терапевтическая и консультативная психология. СПб., 2001. 348 с.
Стоянова И.Я. Пралогическое мышление у пациентов непсихотического спектра // Сибирский вестник психиатрии и наркологии. 2005. № 3. С. 57-81.
Стоянова И.Я. Новые психодиагностические технологии в работе с пациентами непсихотического регистра // Проблемы теории, истории и практики в современных научных исследованиях: Матер. Всерос. науч.-практ. конф. вузов Кузбасса. Кемерово, 2006. Т. 2. С. 203-205.
Стоянова И.Я. Психологические особенности системно-уровневой модели адаптации у больных с расстройствами непсихотичес- кого спектра // Сибирский вестник психиатрии и наркологии. 2006. № 3. С. 94-98.
Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы личности. М., 1993. 345 с.
Фрейд З. Психология бессознательного. М.: Просвещение, 1990. 447 с.