Рассматриваются проблемы профессионального становления психологов, обсуждается специфика профессиональных планов и намерений начинающих психологов и успешных психологов-практиков, роль супервизии в их успешной профессиональной реализации
THE ROLE OF SUPERVISING IN REALIZATION OF PROFESSIONAL PLANS AND INTENTIONS OF PSYCHOLOGISTS.pdf Психология сравнительно недавно стала проникать в различные сферы жизни человека и общества. Предметом психологии как профессии являются решение проблем в социальной, профессиональной, личностной сферах, а также психодиагностика, консультирование и многое другое. Специалисты-психологи выполняют достаточно редкую миссию: повышение психологической грамотности людей и передачу (транслирование) психологической культуры нынешним и последующим поколениям [5, 9]. А вот проблемы изучения профессии психолога как таковой пока еще мало исследованы. И для того чтобы понять, что представляет собой психолог как профессионал, необходимо понять особенности его профессионального самосознания. На наш взгляд, основным способом изучения профессионального самосознания практикующего психолога является супервизия.Нет сомнения в том, что главным инструментом в работе психолога является он сам, его личность. Профессиональное самосознание психолога включает представление о себе как члене профессионального сообщества, носителе особой профессиональной психологической культуры, в том числе определенных профессиональных норм, правил, традиций, присущих данному профессиональному сообществу [11]. Чтобы отношения с клиентом были эффективными, «помогающими», необходимо осознание и принятие самого себя [1].Центральная категория, которая отражает сущность взаимодействия человека и профессии, - это профессиональное развитие как способ реализации профессиональных планов и намерений. Профессиональное развитие в психологии рассматривается как «фундаментальный процесс изменения человека, как объяснительный принцип становления профессионализма и как ценность профессионального сообщества» [6. С. 106]. Профессиональное развитие обычно отождествляют с прогрессивным изменением человека: созреванием, формированием, саморазвитием, самосовершенствованием.Основой профессионального развития у психолога являются: высокая степень личной ответственности; терпимость, безоценочное отношение к людям; интерес и уважение к другому человеку; стремление к самопознанию, саморазвитию; оригинальность, находчивость, разносторонность; любознательность и обучаемость; тактичность, воспитанность; склонность к сопереживанию; инициативность; целеустремленность, настойчивость; интуиция, умение прогнозировать события; умение хранить тайну; творческое начало; эрудированность [2].Ярко выраженная ориентация на ценность другого человека обостряет важность восприятия психологом самого себя, своих возможностей и личных проблем как меры воздействия на окружающих людей. Заглянув в себя, психолог получает реальную возможность познать других, сравнить их потребности с собственными. Уже на первой стадии адаптации к профессии должно возникнуть понимание того, что для создания «помогающих» отношений с клиентом необходимо осознание и принятие самого себя [5].Деятельность практического психолога как некоторая система не сводится к сумме образующих ее элементов, она обладает особым интегративным качеством, которое задается объектом профессиональной деятельности. Объект деятельности имеет двойственную природу: с одной стороны, это человек во всем богатстве его субъектности, с другой - это элементы общественной культуры, которыми владеет практический психолог и которые служат «строительным материалом» для социализации и развития клиента [10]. Таким образом, профессиональная активность практического психолога является деятельностью по организации деятельности его клиентов; организуя и направляя их деятельность (учение, труд, общение и т.д.), практический психолог обеспечивает разностороннее развитие личности, становление ее субъектом собственной жизнедеятельности, что подразумевает определенный уровень развития личности самого психолога.Следует отметить, что профессиональная деятельность практического психолога находится в самой тесной взаимосвязи с другими видами его деятельности, повседневным общением и личностным развитием. Эта особенность профессиональной деятельности практического психолога приводит к необходимости овладения ею на индивидуально-личностном уровне, который подразумевает постоянное профессионально-личностное развитие и саморазвитие. Специфика профессиональной деятельности психолога-практика позволяет предположить, что для развития профессионализма практических психологов особое значение имеет именно личностное развитие. В результате связующим звеном между личностью и деятельностью выступает профессиональное самосознание, которое позволяет в процессе формирования достигать оптимального результата как в личностном росте, так и в профессиональной деятельности [7].Еще раз подчеркнем: на наш взгляд, единственным реальным способом изучения профессионального самосознания психологов является супервизия.Супервизия является необходимым инструментом успешной практики современного психолога. Такие явления, как инконгруентность психолога, не-принятие и непонимание клиента, перенесенные реакции на клиента, «пустые» сеттинги, «пробуксовки», застой процесса, влияние личных проблем психолога и т.д., если не будут своевременно распознаны, могут существенно снижать эффективность его работы. Супервизия призвана помочь вовремя обнаружить и предотвратить эти трудности [4].Супервизия позволяет специалистам акцентировать внимание на цели и направлении своей работы, формировать системные подходы к стратегии и тактике проводимого лечения, планировать и прогнозировать эффекты терапии и вмешательств, а также осознавать свои ошибки и корректировать индивидуальные планы клиента.Уровни супервизии определяются целью супервизии, соотносятся с уровнем профессиональной подготовки супервизируемого: начинающие психологи нуждаются, скорее, в практическом обучении выполнения приемов психотерапии и в личностно-профессиональной поддержке (обучающий уровень), а практикующие специалисты - в анализе качества работы и обратной связи более квалифицированного специалиста (сертификационный уровень) [8].Супервизия первого (базового) уровня - супервизия как личностно-профессиональная поддержка, помощь и совет более квалифицированного специалиста начинающему психологу с целью повышения его профессионализма и уверенности, развития необходимых лично-стно-профессиональных качеств; наставничество в выборе направления и стиля работы. Обычно это совместный поиск и позитивное подкрепление ресурсов молодого специалиста, способствующие развитию таких лич-ностно-профессиональных качеств, как эмпатия, конгруэнтность, аутентичность, спонтанность, активность, способность к концептуализации и др.Супервизия второго (сертификационного) уровня -супервизия как форма повышения квалификации практикующих психотерапевтов с использованием директивной коррекции стиля работы. Это достаточно формализованные и структурированные встречи психотерапевта или группы психотерапевтов с более опытным коллегой, имеющим не только достаточную теоретическую подготовку, но также большой практический и методологический опыт. Супервизия этого уровня включает преимущественно обсуждение трудностей и ошибок в проведении различных методов психотерапии и рекомендации по их устранению.Опыт работы с психологами в рамках супервизии позволил нам прийти к некоторым обобщениям. Профессиональное самосознание начинающих психологов характеризуется высоким уровнем самоуважения, осознанием себя сложившейся личностью и носителем социально-желательных характеристик, принятием себя. Подобная картина оценки себя как специалиста складывается у начинающих психологов в процессе представления себя в прошлом, настоящем и будущем. В прошлом респонденты данной группы воспринимают себя немного зависимыми от внешних обстоятельств, в настоящее время они уверенные в себе специалисты, уже не склонные быть полностью зависимыми, более самостоятельные, считают себя достаточно уверенными и опытными специалистами, при этом видят себя сильными психологами в будущем. В то же время они более активны, чем пассивны, более общительны и импульсивны, чем обратное. Подобная тенденция наблюдается в представлении о себе как психологе в будущем.Поведенческий компонент профессионального самосознания начинающих специалистов-психологов характеризуется зависимостью от членов группы, стремлением принимать групповые стандарты и ценности, но в идеальном представлении о себе и своем поведении наблюдается тенденция к независимому поведению. Начинающие психологи общительны, имеют достаточное количество контактов и эмоционально близких связей в своем коллективе. Поведение молодых психологов в коллективе отличается стремлением уйти от взаимодействия, сохранить нейтралитет в группе. Они менее стремятся участвовать в групповой жизни, добиваться более высокого статуса. Как ни странно, в идеальном представлении о себе начинающие специалисты-психологи видят себя менее склонными к принятию борьбы и менее общительными.Для профессионального самосознания опытных психологов характерно наличие чувства удовлетворенности собственным поведением, уровнем достижений, особенностями личности, чувством принятия себя. Опытные психологи знают о своих сильных сторонах, уверены в себе, склонны рассчитывать на собственные силы в решении профессиональных задач и проблем, способны держаться принятой линии поведения. В прошлом опытные психологи оценивают свою силу как специалиста гораздо ниже, чем в настоящий момент. Опытные психологи экстраверты, но не ярко выраженные; определенный уровень интровертированности им все-таки соответствует. Профессиональное самосознание опытных специалистов характеризуется определенным уровнем активности, они склонны проявлять спокойные эмоциональные реакции; для профессии психолога немаловажно уметь трезво и здраво мыслить. Это люди, которые склонны доверять разуму, нежели поддаваться сиюминутному настроению, но в то же время они не оставляют свои чувства и некую профессиональную интуицию без должного внимания. Профессиональный опыт научил их владеть собой, что, несомненно, помогает в работе.Поведенческий компонент профессионального самосознания опытных специалистов-психологов характеризуется зависимым поведением в группе, достаточным уровнем общительности и контактности, в то же время тенденцией избегания борьбы. Опытным психологам, как и начинающим, комфортнее быть подчиняющимися, зависимыми от коллектива, не занимать определенную точку зрения в спорах и конфликтах, сохраняя нейтральную позицию, при этом иметь множество контактов и связей в группе. В идеальном представлении о себе опытные психологи, как и начинающие специалисты, воспринимают себя более независимыми, способными противопостоять коллективу, а также еще более общительными. Но в отличие от начинающих психологов, опытные специалисты в идеальном представлении видят себя более общительными, более склонными принимать борьбу, т.е. способными занять определенную позицию в групповом споре или конфликте.Начинающих психологов больше, чем опытных специалистов, в своей профессии привлекает то, что их работа является одной из важнейших в обществе, это работа с людьми, требующая постоянного творчества, самосовершенствования, соответствующая их способностям и характерам, дающая возможность достижения социального признания и уважения. Но это совсем не значит, что опытных психологов данные характеристики профессии не привлекают. Просто их они привлекают в меньшей степени.В целом профессиональное самосознание специалиста-психолога имеет трехуровневую структуру: когнитивный компонент - профессиональный Я-образ, знание и представление о своей профессии; эмоционально-оценочный компонент - профессиональная самооценка, отношение к себе как к психологу; поведенческий компонент - стремление к профессиональному самосовершенствованию, удовлетворенность профессиональной деятельностью.Становление профессионального самосознания специалистов-психологов характеризуется изменением представления о себе, отношения к себе, а также имеет достаточно позитивный и яркий характер. Профессиональная Я-концепция характеризуется высоким самоуважением, принятием себя, положительным отношением к себе как психологу, достаточно высокой оценкой своих качеств как специалиста (независимость в профессии, уверенность в себе как в психологе, общительность, развитые волевые стороны личности). Как ни странно, зависимое поведение в коллективе, склонность к нейтральной позиции не влияют на самооценку, уровень притязаний, удовлетворенность собой как профессионалом в процессе становления профессионального самосознания. Представление о себе в будущем имеет позитивную окраску, наблюдается возможность дальнейшего профессионального развития и самосовершенствования.Наличие позитивного отношения к себе как психологу, несомненно, помогает в работе, дает чувство уверенности, силы и желание дальнейшего успешного развития. Осознание себя носителем особой профессиональной культуры приносит чувство удовлетворенности в профессии и в жизни. Профессиональная деятельность психолога находится в самой тесной взаимосвязи с другими видами его деятельности, повседневным общением и личностным развитием. Особенности профессиональной деятельности специалиста-психолога приводят к необходимости овладения ею на индивидуально-личностном уровне, который подразумевает постоянное профессионально-личностное развитие и саморазвитие.
Батаршев A.B., Алексеева И. Ю., Майорова Е.В. Диагностика профессионально важных качеств. СПб.: Питер, 2007. 192 с.
Бодров В.А. Психология профессиональной деятельности: Теоретические и прикладные проблемы. М.: Ин-т психологии РАН, 2006. 623 с.
Вачков М.В., Гриншпун И.Б., Пряжников Н.С. Введение в профессию «психолог»: Учеб. пособие / Под ред. И.Б. Гриншпуна. Москва: Изд- во Мос. психол.-соц. ин-та; Воронеж: НПО «МОДЕК», 2002. 464 с.
Винер Дж., Майзен Р., Дакхэм Дж. Супервизия супервизора: Практика в поиске теории. М., 2006. 534 с.
Григорович Л.А. Введение в профессию «психолог»: Учеб. пособие. М.: Гардарики, 2004. 192 с.
Зеер Э.Ф. Психология профессионального развития: Учеб. пособие. М.: Академия, 2006. 240 с.
Климов Е.А. Психология профессионала. Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. 400 с.
Кулакова С.А. Практикум по супервизии в консультировании и психотерапии. СПб.: Речь, 2002. 236 с.
Личность и профессия: психологическая поддержка и сопровождение: Учеб. пособие / Под ред. Л.М. Митиной. М.: Академия, 2005. 336 с.
Профессиональная пригодность: субъектно-деятельностный подход / Под ред. В.А. Бодрова. М.: Ин-т психологии РАН, 2004. 390 с.
Психологические основы профессиональной деятельности: Хрестоматия / Сост. В.А. Бодров. М.: ПЕР СЭ; Логос, 2007. 885 с.
Толочек В.А. Современная психология труда: Учеб. пособие. СПб.: Питер, 2006. 479 с.