. SUPERVISION IN THE PROCESS OF PROFESSIONAL BECOMING OF PERSONALITY OF PSYCHOLOGIST.pdf Сложные социально-экономические условия современной жизни создают благоприятную почву для роста психоэмоциональной напряженности и частоты расстройств невротического, депрессивного и психосоматического регистров. Сказанное выше требует пристального внимания к подготовке специалистов, способных оказать помощь в решении психологических проблем населения. При этом следует отметить, что содействие формированию готовности человека к профессиональному самоопределению на всех этапах его профессионального становления выступает сегодня в качестве одной из приоритетных задач образования. Профессиональное развитие предполагает активное качественное преобразование профессионалом своего внутреннего мира, приводящее к новому способу миропонимания и жизнедеятельности [1].Становление профессиональной компетентности психологов в процессе получения высшего образования происходит циклично: от поэтапных задач профессионально-личностного развития к результату, выраженному в овладении профессией. Многотипность решаемых задач обусловливает разнообразие необходимых профессиональных умений и навыков. Это достижимо при решении ряда вопросов, среди которых наибольшую актуальность приобретают определение психологических механизмов и создание образовательных условий, при которых обучающийся в вузе студент становится не просто студентом, а формирующимся специалистом, при этом накопленный потенциал знаний обеспечивает поступательное саморазвитие профессиональной компетентности в условиях моделируемой или реальной профессиональной деятельности. Соответственно, если содержание и технология вузовского образования нацелены на достижение готовности студента к решению профессиональных задач путем поиска и использования внутренних резервов комплексной самореализации личностного потенциала, это приводит к развитию профессионально-личностных новообразований, которые обусловливают становление профессиональной компетентности будущего специалиста [5-7].Однако следует отметить, что традиционная информационно-сообщающая система перестает удовлетворять профессионально-личностным запросам в саморазвитии, самореализации. Это означает, что современный уровень преподавания психологии не может удовлетворять простое «пересказывание» информации. Невозможно довольствоваться только теоретическим уровнем изучения психологии. Преподаватель должен искать возможности практической ориентации обучения студентов-психологов для формирования у них профессиональных навыков [2, 5].Ведущим методическим подходом, заложенным в основу программы обучения в рамках подготовки студентов по специальности 030301 «Психология», разработанной на кафедре психологии и педагогики Амурского государственного университета, является участие студентов в имитационных коррекционных и терапевтических сессиях. Основное внимание на занятиях уделяется отработке практических навыков. Данный вид обучения проводится в форме моделирования различных ролевых комбинаций (психолог - клиент) и участия студентов в групповых активных обучающих занятиях. Базой для подобного вида занятий выступает «тре-нинговая группа», являющаяся техническим и методическим стержнем обучения навыкам психологического консультирования и психологической коррекции посредством «погружения» в ситуацию.В процессе учебных психокоррекционных занятий акцент делается на развитии «чувствительности» будущих психологов к процессу взаимоотношения с клиентом, развитию умения пользоваться обратной связью при общении с ним, увеличению гибкости и эффективности общения, осознанию влияний собственных установок, наклонностей и ценностей на процесс взаимоотношений. Следует отметить, что групповая работа, ориентированная на личностное развитие, личностный рост, основанный на самопознании, является непременным условием профессионального совершенствования психолога.В ходе учебных психокоррекционных занятий преподавателем осуществляются фасилитация и суперви-зия. Фасилитация, используемая с самого начала обучения студентов-психологов, понимается в современной психологии как осмысленное, самостоятельно инициируемое, личностно вовлеченное, направленное на усвоение смыслов как элементов личностного опыта учение, как способ осуществления обучения, при котором преподаватель занимает позицию помощника и помогает студенту самостоятельно находить ответы на вопросы и/или осваивать какие-либо навыки.В качестве основных установок преподавателя-фа-силитатора можно выделить следующие: «открытость»-открытость преподавателя своим собственным мыслям и переживаниям, способность открыто выражать и транслировать их в межличностном общении со студентами; «принятие» - внутренняя уверенность в возможностях и способностях студента; «эмпатическое понимание» - видение преподавателем внутреннего мира и поведения студента.Супервизия понимается нами, вслед за Г.В. Залевс-ким, как процесс научения и обучения, который представляет собой профессионально ориентированную позицию помощи, сконцентрированную на требованиях профессиональной рабочей ситуации, - это сотрудничество преподавателя и студента, в ходе которого студент получает возможность описать, проанализировать возникшие в ходе учебных психокоррекционных занятий чувства и мысли, возникшие в работе с учебным клиентом, получить обратную связь, проанализировать причины своих затруднений, расширить свои теоретические представления, наметить пути дальнейшей работы с «клиентом» или «группой» [3, 4].Супервизия в учебном процессе используется при изучении курсов «Консультативная психология» и «Основы психотерапии» в 5-6-м семестрах, «Практическая психология» в 7-8-м семестрах в целях овладения студентами профессиональной компетентностью, навыками разрешения межличностных конфликтов, получения эмоциональной поддержки.На начальном уровне супервизии студенты (супер-визируемые) недостаточно готовы к дискуссиям, испытывают страх оценки, потребность в поддержке, положительной обратной связи. Преподаватель-супервизор рассматривается ими как авторитет, ролевая модель. Задача преподавателя на этом этапе заключается в том, чтобы оказать студенту поддержку. На этом этапе используются следующие интервенции: просмотр учебных видеофильмов, видеозаписей проведения различных психотерапевтических и психокоррекционных мероприятий известными отечественными и зарубежными психологами и психотерапевтами.Средняя фаза развития супервизируемых совпадает с началом 6-го семестра обучения и характеризуется некоторой растерянностью, амбивалентностью. Студенты отмечают, что овладение профессией практического психолога - это нелегкий процесс, испытывают сомнения в собственных силах. При этом очень важны такие супервизорские техники, как «каталитические интервенции», конфронтация. Следует отметить необходимость гибкого психопрофилактического реагирования преподавателя супервизора на происходящее в группе.Как показывает практика, к началу 7-го семестра студенты овладевают навыками практической деятельности психолога, которые продолжают отрабатывать в пределах учебной психокоррекционной группы.В курсе «Практическая психология», реализуемом в 8-м семестре, студенты демонстрируют навыки автономной работы не только в пределах учебной группы, но и за ее пределами, организуя в рамках «Психологического студенческого сообщества» психологические тренинги и консультационные сессии, что способствует дальнейшему развитию профессионального мастерства и личностному росту.
 
                        
                        
    				 
    				| Смирнова Светлана Викторовна | Амурский государственный университет | кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики |  |  
    			
                 Берестнева О.Г., Козлова Н.В. Оценка профессиональных характеристик преподавателей высшей профессиональной школы // Сибирский психологический журнал. 2003. № 18. С. 132-136.              
Залевский Г.В. Развивающие модели супервизии // Сибирский психологический журнал. 2001. № 14-15. С. 117-121.              
Залевский Г.В. Психология здоровья - проблемы образования и культуры: Материалы Всерос. конф. «Психолог в образовании» // Сибирский психологический журнал. 2005. № 22. С. 153-157.              
Залевский Г.В. Основы современной бихевиорально-когнитивной терапии и консультирования. Томск, 2006. С. 137-141.              
Кранорядцева О.М. Проблемы профессионального становления личности в процессе повышения квалификации // Сибирский психологический журнал. 2002. № 16-17. С. 42-44.              
Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: Наука, 1996. 266 с.              
Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. Воронеж: МОДЭК, 1996. 374 с.