КОМПЛЕКСНОЕ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ И МЕДИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПОДРОСТКОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХСЕВЕРО-ВОСТОКА РОССИИ
Представлены результаты комплексного психофизиологического и медико-психологического исследования подростков, проживающих в экстремальных условиях Северо-востока России
INTEGRATED PSYCHOPHYSIOLOGICAL AND MEDICAL-PSYCHOLOGICAL RESEARCH OF THE ADOLESCENTS RESIDING IN EXTREME CONDITIONS THE .pdf Проживание человека в суровых природно-климатических и социально-экологических условиях предъявляет значительные требования к его психофизиологической и психологической адаптации. Напряжение адаптивных механизмов может выступать одним из факторов развития пограничной нервно-психической патологии жителей Севера [7], особенно в критические периоды жизни человека, одним из которых является пубертатный. Это время стабилизации перестроечных процессов в различных органах и системах организма подростков, адаптации к физическим и умственным нагрузкам на новом уровне функционирования. Неблагоприятное воздействие клима-то-географических и экологических факторов в подростковом периоде вызывает перенапряжение различных функциональных систем внутренних органов и ЦНС, включая когнитивные и эмоциональные нарушения физического и психического развития. Чем более выражены суточные градиенты температуры воздуха и атмосферного давления (например, в Магаданской области), тем более выражено их негативное воздействие на показатели здоровья подростков [16].Перестройка гормонального статуса в пубертатный период ослабляет организм, влечет ряд проявлений невротических расстройств, в частности расстройств адаптации (F43.2) и соматоформных вегетативных дисфункций (F45.3) по МКБ-10 (повышенная вегетативная возбудимость, быстрая утомляемость, эмоциональная неустойчивость, снижение настроения, тревожные реакции). Очевидно, что соматовегетативные и психосоматические соотношения связаны системно на основе мозговых механизмов регуляции психической деятельности, особенно в ситуациях напряжения адаптивных механизмов. В период пубертата происходит значительное усиление подкорковой мозговой активности, что приводит к дестабилизации гомеостазиса, нарушениям функционального характера со стороны соматических систем организма и психической сферы подростка [12]. Данные авторов, изучающих здоровье подростков отдаленных районов Севера России, свидетельствуют о специфическом воздействии на физическое, психофизиологическое и психическое развитие детей комплекса гелиофизических, климатических и социальных условий [22]. Установлены сдвиг сроков полового созревания на более поздний возраст, позднее формирование морфофункциональной организации головного мозга по сравнению со среднеевропейскими нормами. При этом регистрируемая неустойчивость внутрипо-лушарных, межполушарных и корково-подкорковых взаимоотношений препятствует длительному сосредоточению на определенных видах деятельности, затрудняет восприятие новой информации, мешает справляться с учебными нагрузками, повышает нервно-психическое напряжение, увеличивает общую психическую нестабильность, приводит к тревожно-депрессивным и астеническим расстройствам [16, 22].Формирование индивидуально-психофизиологических характеристик личности, проявляющихся в силе, скорости и устойчивости реакций, темпе и ритме психических процессов, определяется в значительной мере генотипически [7]. Ряд авторов отмечают большие индивидуальные колебания в становлении этих характеристик, влияющих, в свою очередь, на формирование устойчивости личности и когнитивных процессов, которые у мальчиков 13-15 лет проявляются более отчетливо и идут с опережением соответствующих показателей у девочек [7, 21]. Считается, что отклонения психофизиологических и психологических показателей от возрастной нормы могут наблюдаться в критический период развития как в норме, так и при нарушениях различного генеза, включая патологию беременности, ранние постнатальные вредности, дистресс матери и т.п. Определенную роль играют и социально-психологические факторы, к которым относят нарушение личност-но-средового взаимодействия [19].Определенной моделью для изучения взаимовлияния средовых и личностно-типологических обстоятельств на жизненное функционирование подростков с учетом факторов физиологического (психофизиологического) и психологического характера является учебная деятельность подростков (школа, училище и т.п.). Обучение в школе, как известно, связано с большими физическими и нервно-психическими нагрузками. Литературные данные свидетельствуют об ухудшении функционального состояния подростков в процессе учебной деятельности, особенно в условиях интерната [6, 11, 23]. Система интернатов для детей аборигенных малочисленных народов Севера «вырывает» их из комфортной для них, привычной этнической среды [6]. Отрыв от родителей дезадаптирует детей, чем объясняется их низкая социализация в современных условиях. Изменения состояния здоровья школьников-аборигенов от предболезненных до оформленных пограничных нервно-психических (со-матоформных) расстройств обусловлены нарушением приспособительной деятельности, спровоцированной новыми социально-психологическими условиями. Обычно девочки в большей степени реагируют на существенные психические перестройки и именно у них больше вероятность развития дезадаптивного поведения [24]. Повышение социальных требований к подросткам приводит к изменению их самооценки и в значительной мере определяет социальную адаптацию личности [15]. Самооценка у подростков часто неадекватна: она либо имеет склонность к завышению, либо значительно снижена. В итоге несоответствие социально-психологических факторов и функциональных возможностей организма и личности приводит к отклонениям в здоровье и поведенческой дезадаптации [9, 10, 19].Целью данного исследования было определение особенностей психофизиологических и ряда медико-психологических характеристик подростков аборигенного населения и уроженцев Севера, испытывающих на себе комплексное воздействие природно-климатических и социальных факторов (на примере жителей Магаданской области).Задачи исследования:1..Определить в психофизиологическом эксперименте параметры реактивности нервной системы подростков обоего пола из числа аборигенов и уроженцев Крайнего Северо-Востока РФ.2..Оценить сопряженное с физиологическими характеристиками актуальное психическое состояние и личностные особенности подростков указанного контингента.Материал и методики исследованияОбъектом исследования выступили 175 подростков в возрасте 13-16 лет, учащиеся школы-интерната национального поселка Эвенск, расположенного в 535 км к северу от Магадана. Природно-климатические условия здесь более суровы, чем в Магадане, оценка комфортности проживания составляет 27 баллов, что на 10 баллов меньше, чем в Магадане [17]. Всего обследовано 38 девочек и 31 мальчик из числа аборигенного населения Севера (коряки и эвены) и 48 девочек и 58 мальчиков (уроженцы Севера), родившихся от «пришлого» населения, - этнических славян.Интернат предназначен для детей малочисленных коренных народов Севера и школьников «пришлого» населения из близлежащих поселков Магаданской области, где отсутствуют школы, а также для детей из малообеспеченных семей. Каникулы и выходные дни учащиеся, если возможно, проводят в своих семьях. Родители подростков-аборигенов ведут в основном традиционный образ жизни, занимаются оленеводством.Обследование проводили в марте-апреле, эти месяцы на Севере относятся к зимним, в первую половину дня.По морфометрическим показателям девочки аборигенки (1-я группа) значимо отличались от сверстниц - уроженок Севера (2-я группа): рост и масса тела составляли 155,7±1,0 см и 48,8±1,3 кг; 159,8±0,9 см и 52,7±1,4 кг соответственно (p < 0,05); ЖЕЛ была практически одинакова (2,38±0,1 и 2,48±0,1 л). Средний возраст менархе аборигенок 13,0±0,18года, уроженок Севера - 12,6±0,13 года.Мальчики аборигены (3-я группа) имели более низкие показатели роста и массы тела, чем уроженцы Севера (4-я группа): 160±2,2 см, 50,4±2 кг и 166±1,3 см, 56,2±1,6 кг соответственно (p < 0,05). Показатели ЖЕЛ между группами мальчиков не отличались - соответственно, 3,2±0,1 и 3,1±0,1 л. Данные морфометричес-ких показателей указывают на особенности физического развития аборигенного населения и уроженцев Севера, которые уступают аналогичным показателям подростков «материковой» России [8].Оценка психофизиологических реакций подростков проводилась с помощью прибора «Психотест» фирмы «Нейрософт». Аппаратно-программный комплекс «Психотест» позволяет измерить силу, подвижность и уравновешенность нервных процессов, особенности концентрации внимания; определить функциональное состояние ЦНС, косвенно позволяющее оценить умственную работоспособность испытуемых. О силе нервных процессов судили по критической частоте световых мельканий (КЧСМ). Подвижность нервных процессов подростков оценивалась с помощью простой и сложной сенсомоторных реакций [3].Для определения актуального психического состояния и свойств личности использовали стандартизированные психодиагностические методики. Исследование самооценки проводилось с помощью методики личностного дифференциала (ЛД) [1, 25]. Шкалы ЛД заполнялись испытуемыми, которые, руководствуясь инструкцией, оценивали себя по отобранным чертам личности. Методика позволяет выявить уровень самооценки по трем факторам: 1) фактор Оценки (О) - уровень самопринятия, самоуважения; 2) фактор Силы (С) - уверенность в себе, независимость, способность к достижению цели и преодолению трудностей; 3) фактор Активности (А) - оценка своей активности и общительности.Степень вегетативной лабильности определялась с помощью опросника СВЛ [1]. Наличие невротических и неврозоподобных симптомов в эмоционально-аффективной сфере подростков выявлялось с помощью шкалы нервно-психической адаптации (НПА), разработанной в институте им. В.М. Бехтерева [2]. Уровень ситуативной (СТ) и личностной (ЛТ) тревожности определяли с помощью методики Спилбергера-Ханина [1, 18]. Полученные данные были статистически обработаны на компьютере с помощью программ «Excel» и «Statistica».Результаты и их обсуждениеПри изучении свойств нервной системы силу нервных процессов у обследуемых подростков определяли по значению КЧСМ, которое используется как критерий лабильности нервной системы и утомляемости в процессе учебной деятельности; этот показатель характеризует также динамику работоспособности [7, 13]. Из таблицы видно, что у подростков всех 4 групп значения индивидуальной КЧСМ в ответ на предъявление сигналов находятся в средних пределах возрастной нормы.Известны критерии, позволяющие характеризовать текущее функциональное состояние ЦНС с различных сторон: функциональный уровень системы, устойчивость реакции и уровень функциональных возможностей [14]. По нашим данным, критерий, определяющий функциональный уровень системы (ФУС), регистрировался ниже нормы у 37% аборигенок и 29% уроженок Севера, а также в среднем у 20% мальчиков обеих групп. Критерий, характеризующий устойчивость реакции (УР), отражает устойчивость состояния ЦНС. У 15% подростков 13-й групп и 5% 4-й группы значения УР имели патологические сдвиги различной степени. Последний критерий -уровень функциональных возможностей (УФВ) позволяет наиболее полно судить о способности обследуемого формировать адекватную заданию функциональную систему и достаточно длительно ее удерживать. В нашем исследовании низкий УФВ отмечался в целом у 20% девочек и 13% мальчиков. Таким образом, во всех изучаемых группах выявлен довольно значительный процент подростков с различной степенью снижения функционального состояния центральной нервной системы.Реакция выбора (РВ) представляет собой сложный уровень реагирования, поскольку связана с необходимостью различения конкурентных сигналов. Среднее время РВ у мальчиков-аборигенов выше на 40 мс (p < 0,05), а у девочек - на 20 мс, чем у их сверстников - уроженцев Севера (см. таблицу). Половые различия по времени реакции на стимул достоверно выражены только среди уроженцев Севера (p < 0,05). По этой же методике у 40% аборигенов и у 20% уроженцев Севера обоего пола время реакции превышало возрастные нормы. Таким образом, у аборигенов в два раза чаще наблюдаются ригидность нервных процессов, меньшая функциональная зрелость нервной системы в целом, чем у уроженцев Севера. Известно, что увеличение значений РВ является признаком ослабления, инертности функционально-динамических характеристик нервной деятельности, активного внимания и других познавательных способностей [7, 13]. В то же время увеличение количества ошибок свидетельствует о снижении устойчивости внимания. Мальчики обеих этнических групп допустили значимо большее количество ошибок при выполнении задания, чем девочки (p < 0,01), при меньшем времени сенсомоторной реакции. Это может свидетельствовать о том, что у мальчиков неблагоприятные факторы среды обитания воздействуют в большей степени на когнитивную деятельность, а у девочек - на психическое состояние, от которого зависит время реакции.Таким образом, на основании выполнения проб по определению простой и сложной сенсомоторных реакций можно выделить половые различия свойств нервных процессов как среди подростков из числа аборигенов, так и среди уроженцев Севера.Важным этапом в пубертатный период является процесс формирования самосознания, компонентом которого является самооценка. Анализ данных показал, что самооценка подростков всех групп по факторам личностного дифференциала (ЛД) имела индивидуальные вариации от -7 до 20 баллов (см. таблицу). Аборигены обоего пола отмечают у себя меньшую активность и общительность, чем уроженцы Севера (фактор А). Во всех обследуемых группах выявлены подростки с низким негативным самоощущением (фактор О) и неуверенностью в себе и своих силах (фактор С). Среди аборигенок по фактору О отмечены низкие значения у 13%, по фактору С - у 45%. В трех остальных группах низкие значения по факторам Оценки и Силы составили 7 и 30% соответственно. Таким образом, у девочек 1-й группы заниженная самооценка встречается в два раза чаще, чем в остальных группах, что может свидетельствовать о неблагополучии в развитии личности. За низкой самооценкой могут скрываться подлинная неуверенность в себе и «защитная», когда декларирование собственного неумения позволяет не прилагать никаких усилий. Низкие показатели фактора С могут говорить о выраженной астенизации, слабом самоконтроле и тревожности [1, 25].Среди уроженцев Севера обоего пола низкая активность (фактор А) отмечалась у 32% обследованных. Среди аборигенов этот показатель был низким у 42% девочек и 52% мальчиков. Так как фактор А является показателем экстраверсии -интраверсии, то можно говорить, что низкие значения, определяющие склонность к интраверсии (замкнутость, сдержанность в проявлении эмоций), являются характерными типологическими чертами для аборигенов обоего пола. Как показал К.П. Иванов, длительное пребывание в школах-интернатах детей из числа аборигенного населения приводит к хронической социальной фрустрированности и является фактором риска психической дезадаптации [6]. Последняя может проявляться в поведенческих расстройствах, например замкнутости, отгороженности от сверстников и значимых взрослых. В целом личностное развитие подростков на Севере, формирование их самосознания и самооценки соответствуют критериям девиации личности у детей в пубертатном периоде [15].У девочек обеих этнических групп, по сравнению с мальчиками, отмечены более высокие баллы по шкалам тревожности (СТ, ЛТ), вегетативной лабильности и нервно-психической адаптации (см. таблицу). Средние значения СТ и ЛТ во всех изучаемых группах подростков соответствовали пределам умеренной тревожности (3145 баллов). Среди уроженцев Севера СТ достоверно выше у девочек (p < 0,05). Наибольшие индивидуальные вариации тревожности и процент лиц с высоким уровнем СТ наблюдались у девочек 2-й группы, а у девочек 1-й группы был самый высокий процент повышенной ЛТ. У мальчиков 4-й группы показатели повышенной тревожности были самыми низкими.Более высокие показатели тревожности и параметров НПА у девочек еще раз подтверждают литературные данные о преобладании у девочек тревожности и невротизма, по сравнению с мальчиками [5]. Регистрируемые половые различия в сторону меньшей вегетативной лабильности у мальчиков достоверны только среди уроженцев Севера (p < 0,05).Во всех 4 группах личностная тревожность имеет положительную корреляцию с проявлениями вегетативной лабильности (СВЛ) и нервно-психической адаптацией (r = 0,50; p < 0,05). Тревога у подростков сопровождается вегетативными расстройствами и может оказывать дезорганизующее влияние на психическую адаптацию [10]. Вегетативные сдвиги, которые при этом возникают, способны привести к развитию быстрой утомляемости, асте-низации, тревожных реакций, т.е. к неврозоподобным расстройствам и агрессивному поведению [4]. Возможно, в этих случаях можно говорить о системной дисфункции вегетативной нервной системы, в частности повышенном тонусе симпатической нервной системы, деятельность которой в зимний период активизируется [20].Корреляционный анализ данных выявил наличие достоверных связей между показателями функционального состояния нервной системы и параметрами самооценки (ЛД), что свидетельствует о взаимосвязи лично-стно-типологических особенностей подростка и его функционального состояния как базовой нейрофизиологической характеристике.Таким образом, анализ данных позволяет говорить о взаимодополняющих и взаимовлияющих тенденциях в психофизиологических и личностно-типологических свойствах личности подростков Северо-Востока, которые связаны с рядом этнокультуральных и средовых факторов. Весьма важными обстоятельствами при формировании организма и личности являются социальная деприва-ция (интернат и др.) и низкие социальные перспективы.На основании результатов исследования психофизиологических реакций и параметров психоэмоциональной сферы можно сделать вывод о том, что в пубертатный период при комплексном воздействии природно-климатических и социально-экологических условий Севера организм подростков обоего пола аборигенного и пришлого населения испытывает напряжение. Во всех 4 группах выявлен довольно значительный процент подростков с различной степенью снижения функционального состояния центральной нервной системы. При этом, независимо от этнической принадлежности, более уязвимыми являются девочки, у которых наблюдаются большая инертность нервных процессов, тревожность, вегетативная лабильность, неврозоподобные проявления и, как следствие, большая напряженность и затраты адаптационных психофизиологических резервов.Обследуемые подростки, проживающие в равных социальных условиях школы-интерната, независимо от этнической принадлежности, в суровых условиях Севера в значительной мере находятся под влиянием хронического стресса и социально-психологического напряжения, что отражается на функциональных особенностях нервной системы и психоэмоциональной сферы. Причем психофизиологические реакции аборигенов, вероятнее всего, имеют генотипическую обусловленность, а свойства нервных процессов уроженцев в большей мере формируются под воздействием природно-климатических факторов. При увеличении длительности проживания в ряду поколений эти свойства могут закрепиться генетически. Однако этот вопрос требует более широкого изучения.По нашим данным, которые совпадают с мнением большинства исследователей, именно девочки ощущают на себе более сложные психические перестройки и именно у них существует большая вероятность осложнений в социально-психологической адаптации, особенно для лиц из числа аборигенного населения [5, 23-24].Трудности адаптации подростки Севера могут испытывать в целом на популяционном уровне.Изучение психофизиологических реакций подростков показало существование половых и этнических различий в сроках созревания ЦНС. При оценке функциональных и адаптивных возможностей подросткового возраста в суровых природно-климатических условиях Северо-Востока России необходимо учитывать индивидуальные показатели зрелости. Таким образом, действие негативных природно-климатических и экологических факторов на организм подростков, постоянно проживающих в экстремальных условиях Севера, несет в себе риск нарушений функционального характера со стороны соматических систем организма и психической сферы. Для донозологической оценки, профилактики и коррекции показателей здоровья и адаптационных возможностей растущего поколения необходимо проводить мониторинговые исследования детей и подростков Севера.
Ключевые слова
подростки,
аборигены и уроженцы Севера,
психофизиологические реакции,
психо-эмоциональная сфера,
adolescents,
aboriginal adolescents of Evensk. as compared to the natives body functional state,
psychoemotional state,
the nervous system propertiesАвторы
Бартош Татьяна Петровна | Международный научно-исследовательский центр «Арктика» ДВО РАН | кандидат биологических наук, старший научный сотрудник | |
Бартош Ольга Петровна | Международный научно-исследовательский центр «Арктика» ДВО РАН | кандидат биологических наук, научный сотрудник | |
Вассерман Людвиг Иосифович | Психоневрологический институт им. В.М. Бехтерева; Санкт-Петербургский государственный университет | доктор медицинских наук, профессор, руководитель лаборатории клинической психологии и психодиагностикипрофессор кафедры медицинской психологии и психофизиологии | |
Всего: 3
Ссылки
Вассерман Л.И., Щелкова О.Ю. Медицинская психодиагностика: Теория, практика, обучение. СПб.: Академия, 2003. 765 с.
Гурвич И.Н. Тест нервно-психической адаптации // Вестник гипнологии и психотерапии. 1992. № 3. С. 46-53.
Ендриховский С.Н. Время сенсомоторной реакции в исследовании зрительных функций // Клиническая физиология зрения: Сб. научных трудов МНИИ им. Гельмгольца. М., 1993. С. 261-276.
Ениколопов С.Н., Ерофеева Л.В., Соковня И.И. Профилактика агрессивных и террористических проявлений у подростков / Под ред. И.И. Соковни. 2-е изд. М.: Просвещение, 2002. 158 с.
Захаров А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия. М.: Эксмо-Пресс, 2000. 448 с.
Иванов К.П. Проблемы этнической географии / Под ред. А.И. Чистобаева. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1998. 216 с.
Ильин Е.П. Методические указания к практикуму по психофизиологии. Л., 1981. 83 с.
Козлов А.И., Вершубская Г.Г. Медицинская антропология коренного населения Севера России. М.: МНЭПУ, 1999. 228 с.
Короленко Ц.П. Психофизиология человека в экстремальных условиях Л., 1978. С. 91-114.
Кирюшин И.А. Тревожность у лиц с разными индивидуально-типологическими характеристиками и ее взаимосвязь с состоянием адаптации: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. Хабаровск, 2004. 19 с.
Либина И.И., Корденко А.Н., Ушаков И.Б. Влияние факторов учебной среды на физиологические показатели подростков разного пола и возраста // Экология человека. 2004. № 5. С. 51-53.
Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характеров у подростков. М.: Медицина, 1983. 256 с.
Марютина Т.М., Ермолаев О.Ю. Введение в психофизиологию. М.: МПСИ Флинта, 2004. С. 276.
Нейрофизиологические исследования в экспертизе трудоспособности / Под ред. А.М. Зимкиной, В.И. Климовой-Черкасовой. Л.: Медици- на, 1978. 279 с.
Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М., 2003. 448 с.
Пегова Е.В. Интегральная оценка здоровья подростков методом компьютерной дермографии при различных экстремальных природно- климатических факторах Приморья и Магаданской области: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. Владивосток, 2006. 23 с.
Пилясов А.Н. Население Колымо-Магаданского промышленного района: Эколого-географический подход к исследованию. Магадан: СВКНИИ ДВО АН СССР, 1990. 160 с.
Рыбакова Т.Г., Балашова Т.Н. Клинико-психологическая характеристика и диагностика аффективных расстройств при алкоголизме. СПб., 1998. 36 с.
Психология подростка: Учебник / Под ред. А.А. Реана. СПб.: Прайм-Еврознак, 2003. 480 с.
Ситяева С.М. Динамика психофункционального состояния девушек в зависимости от фазы менструального цикла, индивидуально-типологических и возрастных особенностей: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. Новосибирск, 2005. 24 с.
Смирнов В.М. Нейрофизиология и высшая нервная деятельность детей и подростков. М.: ACADEMIA, 2000. 396 с.
Сороко С.И., Бурых Э.А., Бекшаев С.С., Сидоренко Г.В., Сергеева Е.Г. и др. Оценка состояния основных функций организма у детей, проживающих в условиях Европейского Севера // Человек на Севере: Системные механизмы адаптации. Магадан: СВНЦ ДВО РАН, 2007. 228 с.
Тарасова О.Л., Игишева Л.Н. Влияние психовегетативных характеристик подростков на адаптацию к повышенным учебным нагрузкам // Валеология. 1997. № 3. С. 33-36.
Уварова Е.В., Харламенкова Н.Е., Астахова Н.А., Мешкова И.П. Возможности ЗГТ в решении проблемы психосоциальной адаптации девочек с первичным эстрогенным дефицитом // Репродуктивное здоровье детей и подростков. 2005. № 1. С. 5-7.
Эткинд А.М. Опыт теоретической интерпретации семантического дифференциала // Вопросы психологии. 1979. № 1. С. 17-27.