ГИПЕРАКТИВНОЕ РАССТРОЙСТВО С ДЕФИЦИТОМ ВНИМАНИЯ КАК СИСТЕМНОЕ ЯВЛЕНИЕ | Сибирский психологический журнал. 2008. № 30.

ГИПЕРАКТИВНОЕ РАССТРОЙСТВО С ДЕФИЦИТОМ ВНИМАНИЯ КАК СИСТЕМНОЕ ЯВЛЕНИЕ

Рассмотрена проблема квалификации гиперактивного расстройства с дефицитом внимания как психического феномена в соответствии с предложенными Б.Ф. Ломовым методологическими принципами системного подхода в психологии

ATTENTION DEFICIT HYPERACTIVITY DISORDER AS THE SYSTEM PHENOMENA.pdf С методологической точки зрения, одним из наиболее важных вопросов является проблема квалификации гиперактивного расстройства с дефицитом внимания (ГРДВ). Во-первых, ГРДВ имеет свою клиническую (психопатологическую) картину, характеризующуюся, главным образом, дефицитом внимания, гиперактивностью и импульсивностью. Во-вторых, при данном расстройстве существуют качественные особенности формирования высших психических функций, чье развитие подчиняется общепсихологическим законам. В-третьих, ГРДВ можно также характеризовать как динамичное образование, изменяющееся во времени (в ходе индивидуального развития). В-четвертых, клиническая практика показывает, что это расстройство требует верификации и диагностики. Таким образом, ГРДВ является системным явлением, которое включает в себя множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом и образующих определенную целостность, единство [4]. Рассмотрим ГРДВ как системное явление, основываясь на методологии Б.Ф. Ломова [2].Во-первых, системный подход в исследовании того или иного явления требует его рассмотрения в нескольких планах (или аспектах): 1) как некоторой качественной единицы, как системы, имеющей свои специфические закономерности; 2) как части своей видородовой макроструктуры, закономерностям которой оно подчиняется; 3) в плане микросистем, закономерностям которых оно тоже подчиняется; 4) в плане его внешних взаимодействий, т.е. вместе с условиями его существования [2].В контексте вышесказанного ГРДВ рассматривается как качественная единица, специфическая система. В этом ракурсе основной задачей изучения расстройства является выявление его «составляющих» и способа их организации [2]. Так, ГРДВ включает в себя совокупность синдромов (дефицит внимания, гиперактивность, импульсивность и пр.). Синдром в психопатологической и клинико-психологической реальности отражает закономерности проявлений, структуру нарушенных звеньев психической деятельности, указывает на изменение их функционирования, характеризует нарушенные и сохранные звенья [1, 3]. Следовательно, синдром также может рассматриваться как система. Поскольку ГРДВ представляет собой закономерное сочетание синдромов, это расстройство можно определить как «систему систем».При изучении ГРДВ как системного явления необходимо рассматривать его в отношении к родовидовой макросистеме: любое психическое явление, в том числе нарушение психической деятельности, изучается в контексте всех других форм отражения [2]. Следовательно, при изучении ГРДВ важно соотносить это расстройство, с одной стороны, с общепсихологическими явлениями (в частности, закономерностями онтогенеза), а с другой - с общими клинико-психологическими закономерностями формирования нарушений (в том числе иными расстройствами психической деятельности).Следующий план системного подхода включает изучение нейрональных процессов, которые по отношению к психическому можно рассматривать как микросистему. Таким образом, встает необходимость исследования даже на уровне биохимических и биофизических процессов [2], а также морфофункциональных особенностей ГРДВ.Наконец, системное явление исследуется в связи с условиями ее формирования и развития, т.е. в контексте жизнедеятельности человека, его образа жизни. Здесь главная задача состоит в том, чтобы выяснить, каким образом ГРДВ включено в реальную жизнь и какие свойства благодаря этому оно обретает [2]. В частности, в этом плане исследования целесообразно выявить при ГРДВ особенности обучения, коммуникации и поведения в целом.Во-вторых, с точки зрения системного подхода, психические явления многомерны, а потому они должны рассматриваться в различных системах измерения [2]. Поэтому ГРДВ как системное явление следует изучать в таких планах, как, например, морфологический, психофизиологический, патонейропсихологический и психопатологический.В-третьих, система психических явлений является многоуровневой и строится иерархически. Она включает ряд подсистем, обладающих различными функциональными качествами. В классификации Б.Ф. Ломова под уровнями понимается три основных неразрывно взаимосвязанных подсистемы: когнитивная, в которой реализуется функция познания; регулятивная, обеспечивающая регуляцию деятельности и поведения; коммуникативная, формирующаяся и реализующаяся в процессе общения человека с другими людьми. В свою очередь, каждая из этих подсистем может быть расчленена далее [2]. Таким образом, ГРДВ как система включает в себя расстройства регулятивной, когнитивной и коммуникативной подсистем, тесно взаимосвязанных между собой.В-четвертых, при системном подходе отмечается разнопорядковость свойств человека. Так, существуют «собственные» свойства, свойства первого порядка (характеристики чувствительности анализаторов, свойства нервной системы) и системные свойства (свойства более высокого порядка), которые существуют лишь постольку, поскольку индивид принадлежит определенной системе. Их основания раскрываются только через анализ деятельности индивида; вне этой системы говорить о способностях затруднительно. В свою очередь, системные свойства могут быть разделены на моносистемные и полисистемные. Первые из них раскрываются через анализ некоторой одной определенной системы (социальной или биологической). Вторые требуют исследования многих и часто при этом различных по сути систем, в которые включен индивид. Таким образом, выявляется как бы пирамида свойства.Описанные выше два тезиса системного анализа психических явлений применительно к ГРДВ имеют некоторые особенности. Основываясь на описанном А.Р. Лурия (1962, 1964) и Ю.Ф. Поляковым (1971, 1977) уровневом подходе к рассмотрению функционирования ЦНС [1], при ГРДВ в существующей системе иерархии мозговых процессов различают следующие уровни (свойства различных порядков. - Е.П.): 1) патобиологический, характеризующийся нарушениями морфологической структуры тканей мозга, протекания в них биохимических процессов и т.п. («собственные свойства индивида». - Е.П.); 2) физиологический, заключающийся в изменении течения физиологических процессов («собственные свойства индивида». - Е.П.); 3) пато- и нейропсихологический, для которого характерно нарушение протекания психических процессов и связанных с ними свойств психики («системные свойства». - Е.П.); 4) психопатологический, проявляющийся клиническими синдромами и симптомами психической патологии («системные свойства». - Е.П.). Психопатологический симптом и синдром, таким образом, является завершающим этапом сложной патогенетической цепи. Таким образом, нарушения при ГРДВ являются, с одной стороны, разноуровневыми, а с другой - разнопорядковыми.В-пятых, системный подход требует учета множественности детерминаций психических явлений. Детерминация реально выступает как многоплановая, многоуровневая, многомерная, включающая явления разных (многих) порядков, т.е. как системная. В исследованиях детерминации психических явлений (как и любых других) приходится иметь дело не только с каузальными связями, но и со связями, определяемыми понятиями «условие», «фактор», «основание», «предпосылка», «опосредствование» и др., соотношения между которыми также диалектичны. В рамках системного подхода Б.Ф. Ломов в психике человека рассматривает биологические и социальные детерминанты [2]. Следовательно, при системном изучении ГРДВ также необходимо рассматривать эти детерминации (факторы риска, причины возникновения).В-шестых, системный подход требует рассматривать явления в их развитии. При этом важно учитывать методологическое положение о том, что психическое развитие не сводится только к количественным изменениям, что оно неизбежно включает также изменения качественные [2]. Другими словами, развитие обеспечивается диалектическим законом перехода количественных изменений в качественные. В связи с этим при изучении ГРДВ необходимо оценивать наблюдаемые при этом нарушении количественные проявления и вызванные ими качественные изменения в ходе индивидуального развития.Предложенный выше подход к ГРДВ как системному явлению позволяет достаточно обоснованно определить роль и место этиологических, патогенетических и собственно клинико-психологических факторов в картине этого расстройства.

Ключевые слова

гиперактивное расстройство с дефицитом внимания, синдром, системный подход, система, attention deficit hyperactivity disorder, syndrome, system approach, system

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Правило Екатерина СергеевнаЮжно-Уральский государственный университетстарший преподаватель кафедры клинической психологии
Всего: 1

Ссылки

Блейхер В.М., Крук И.В., Боков С.Н. Практическая патопсихология: Руководство для врачей и медицинских психологов. Ростов н/Д: Феникс, 1996. 448 с.
Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. 449 с.
Практикум по патопсихологии / Под ред. Б.В. Зейгарник, В.В. Николаевой, В.В. Лебединского. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987. 184 с.
Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. А.М. Прохоров. М.: Советская энциклопедия, 1988.
 ГИПЕРАКТИВНОЕ РАССТРОЙСТВО С ДЕФИЦИТОМ ВНИМАНИЯ КАК СИСТЕМНОЕ ЯВЛЕНИЕ | Сибирский психологический журнал. 2008. № 30.

ГИПЕРАКТИВНОЕ РАССТРОЙСТВО С ДЕФИЦИТОМ ВНИМАНИЯ КАК СИСТЕМНОЕ ЯВЛЕНИЕ | Сибирский психологический журнал. 2008. № 30.