ЛИЧНОСТНОЕ ЗДОРОВЬЕ СПЕЦИАЛИСТОВ В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (СООБЩЕНИЕ 2) | Сибирский психологический журнал. 2008. № 30.

ЛИЧНОСТНОЕ ЗДОРОВЬЕ СПЕЦИАЛИСТОВ В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (СООБЩЕНИЕ 2)

The author considers the theoretical model of level structure the subjective well-being as integrative criterion of personally health of professional. The author offers the results of empirical research of personally health of professionals of different representatives: traffic managers, teachers and doctors

THE PERSONALLY HEALTH OF PROFESSIONALS IN DIFFERENT FORM OF PROFESSIONAL ACTIVITY (REPORT II).pdf В предыдущей статье было предложено теоретическое обоснование концепции личностного здоровья человека [1]. В данной работе представлены теоретическая модель уровневой структуры субъективного благополучия (интегративного критерия личностного здоровья) и основные результаты её эмпирического исследования.Личностное здоровье рассматривается нами как целостная интегративная динамическая характеристика личности, которая обусловлена социальной (в противовес асоциальной) субъектной активностью и проявляется в субъективном благополучии в рамках принадлежности к определённому социокультурному и профессиональному сообществу.В качестве основного интегративного критерия личностного здоровья выступает, как показал теоретический анализ психологической литературы, субъективное благополучие личности.По мнению Р.М. Шамионова [4], субъективное благополучие (СБ) - понятие, выражающее собственное отношение человека к своей личности, жизни и процессам, имеющим важное значение с точки зрения усвоенных нормативных представлений о внешней и внутренней среде, и характеризующееся ощущением удовлетворенности.Оно содержит все три компонента психического явления - когнитивный, эмоциональный, конотативный (поведенческий) - и характеризуется субъективностью, позитивностью и глобальностью измерения.Факторы, влияющие на субъективное благополучие, представляют собой детерминанты разного рода, уровня и обобщенности; отмечается сложный характер взаимосвязей объективных и субъективных условий жизни, влияющих на субъективное благополучие личности.Среди основных функций СБ выделяют: регулятивную, или функцию адаптации, антиципационную и функцию развития.Выделяют определенные уровни субъективного благополучия: материальное, личностное, социальное, профессиональное, физическое (соматическое) и психологическое. Различные уровни субъективного благополучия оптимизируются в зависимости от актуальной жизненной ситуации, причем невозможность усиления индекса благополучия в одной сфере часто замещается активностью и достижениями в другой. Человек стремится к «глобальному» благополучию, которое для него принимает очевидные очертания в процессе становления личности.Как интегральный показатель жизни человека, СБ представляет собой многомерную многоуровневую динамическую систему субъективных отношений личности к различным аспектам своей жизни. Данное положение предполагает выделение разных уровней проявления субъективного благополучия, которые в зависимости от степени их обобщенности и актуализирован-ности составляют разные аспекты его измерения [2, 3].Основываясь на этом теоретическом предположении, в предполагаемую теоретическую модель изучения субъективного благополучия включены следующие уровни и составляющие его личностно-психологичес-кие компоненты.1..Уровень единичных элементов - свойств, состояний, качеств и отношений личности, представляющих ее актуальный портрет посредством когнитивных составляющих (представления, ожидания, оценки, рефлексия), конативных (готовность, намерения, предпочтения, интересы) и эмотивных (удовлетворение, беспокойство, тревога, эмоциональный настрой, переживания, самочувствие).Предполагается, что выделение этих элементов связано с анализом: во-первых, объективных условий жизнедеятельности личности; во-вторых, зависимости удовлетворения потребностей от уровня профессионального статуса и других возможностей личности; в-третьих, самоотношения к себе как субъекту жизнедеятельности; в-четвертых, уровня притязаний личности; в-пятых, представлений о благоприятности или неблагоприятности условий жизнедеятельности; в-шестых, доминирующих эмоциональных состояний (позитивных и негативных), составляющих актуальный чувственный фон переживаний человека.2..Уровень обобщенных компонентов субъективного благополучия, объединяющих совокупность единичных, частных индикаторов благополучия в отдельный комплексный его показатель. Обобщенные компоненты выступают как самостоятельные психологические феномены сознания, отражающие разные психологические критерии личности. Каждый из них, с одной стороны, отражает наиболее значимые аспекты благополучия личности и поэтому составляет основание его психологического измерения, с другой - выступает не как отдельный элемент, а как составляющая единого интегрального феномена - субъективного благополучия личности. Предполагается, что их формирование определяет процессы идентификации, антиципации и когнитивной интерпретации в сфере жизнедеятельности личности.3. Уровень интегральных характеристик субъективного благополучия. В их число входят основные измерения субъективного благополучия, каждое из которых имеет свое содержание, определяемое особенностями композиции компонентов второго уровня. Интегральные измерения (векторы отношения) объединяют базовые элементы в общее субъективное пространство проявлений субъективного благополучия, заданного общим эмоциональным фоном (баланс позитивных или негативных состояний) самочувствия и интегральной оценкой своего статуса индивида.Интегральные свойства (основные измерения) СБУ Р О Вн иБазовые компоненты - психологические критерии субъективного благополучия личностиIСовокупность частных элементов состояния и отношения личности, представляющая актуальный портрет личности специалиста (эмоциональные состояния, оценки, ожидания, притязания)Рис. 1. Теоретическая модель субъективного благополучия профессионалаВ пилотном эмпирическом исследовании приняли участие 65 человек в возрасте от 28 до 63 лет: 25 человек - поездные диспетчеры, 20 - учителя, 20 - врачи. Все испытуемые имеют высшее образование.Процедура эмпирического исследования состояла из нескольких этапов.На начальном этапе изучались показатели субъективного благополучия каждой из профессиональных групп. Затем в соответствии с показателями шкалы ВОЗКЖ-100 «Субъективная удовлетворённость жизнью» и методики «Удовлетворённость работой» были выявлены «удовлетворённые» и «неудовлетворённые» респонденты с низким и высоким уровнем СБ.На втором этапе в соответствии с теоретической моделью СБ проводился факторный анализ первичных данных групп респондентов в каждой профессиональной группе - выделение обобщенных критериев.На третьем этапе выявленные обобщенные критерии подверглись повторной факторизации, что позволило выделить интегративные критерии СБ.Четвёртый этап был посвящен сравнительному анализу показателей, статистической обработке и интерпретации полученных результатов.Для решения поставленных задач использовался комплекс методов психологической диагностики: «Ценностные ориентации» М Рокича; Всемирный опросник здравоохранения «Качество жизни» (ВОЗКЖ-100); «Тест-опросник уровня субъективного контроля» (Е.Ф. Бажин,Е.А. Голынкина, A.M. Эткинд); «Мотивация к успеху» и «Мотивация к избеганию неудач» (Т. Элерс); «Готовность к риску» (Шуберт); «Шкалы самооценки Спилберга-Ха-нина»; «Самоактуализационный тест» (Э. Шостром); «Многофакторный личностный опросник Р.Б. Кеттела»; Тест «Удовлетворенность работой»; методы первичной и вторичной обработки результатов обследования. Для обработки данных использовались методы математической статистики: факторный анализ методом главных компонент с критерием вращения Варимакс Кайзера.При выявлении в каждой из профессиональных групп «благополучных» и «неблагополучных» респондентов учитывались только крайние показатели благополучия и неблагополучия. В результате количество наиболее «неблагополучных» испытуемых в каждой группе составило 1-2 человека, а количество «благополучных» - 6 человек. Учитывая, что осуществить факторный анализ на такой выборке «неблагополучных» испытуемых невозможно, факторизации подверглись только результаты «благополучных», а для выявления различий между «благополучными» и «неблагополучными» респондентами был проведен сравнительный анализ.Анализ структуры субъективного благополучия поездных диспетчеровВ результате факторного анализа «благополучных» поездных диспетчеров выделилось 5 обобщённых показателей СБ: «Удовлетворенность своей жизнью» (24,1%); «Образованность» (22,4%); «Сензитивность к себе» (16,5%); «Поддержка» (11,6%); «Мудрость» (11,4%). Выявленные факторы объясняют 85,982 % общей дисперсии.В результате повторной факторизации были определены следующие интегральные компоненты СБ: «Удовлетворенность своей жизнью»; «Сензитивность к себе»; «Мудрость». Выявленные факторы объясняют 60 % общей дисперсии.Анализ интегративных характеристик СБ поездных диспетчеровФактор 1 «Удовлетворенность своей жизнью» характеризует удовлетворённость респондентов: личными взаимоотношениями; возможностью оказывать поддержку другим людям и получать поддержку от них; оценкой своего здоровья; уровнем доверия по отношению к другим людям; самоуважением; готовностью к риску; ощущением защищенности; собственными ожиданиями и реальными достижениями; эмоциональной устойчивостью, выдержанностью, работоспособностью; способностью ориентироваться во времени; собственной активностью; эффективностью в работе, собранностью, энергичностью.Данные показатели находятся в обратной зависимости от таких, как мотивация к избеганию неудач, самоконтроль, жизнерадостность, беспечность, терпимость, мотивация к успеху, продуктивность, обеспеченность, развитие.Фактор 2 «Сензитивность к себе» отражает уровень самодостаточности, независимости, самостоятельности, воспитанности, здоровья, стремления к познанию, отношение к внешним условиям жизни.Высокий уровень данных показателей находится в обратной зависимости от уровня гибкости, честности, смелости, жизнерадостности, беспечности, воображения, творчества и уверенности, потребности в красоте природы, аккуратности, принципиальности, восприятия природы человека в целом как положительной, исполнительности, контроля.Фактор 3 «Мудрость» характеризует: зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом; личные убеждения людей; активность; формирование отношений с другими людьми; чувствительность и общительность. Подавляемыми выступают следующие составляющие: целостное восприятие мира и людей, консерватизм, самостоятельность, свобода.Сравнительный анализ ответов «благополучных» и «неблагополучных» поездных диспетчеров, проведённый с помощью t критерия Стьюдента, позволяет сделать следующие выводы. У «благополучных» испытуемых выше готовность к риску, ниже уровень личностной и ситуативной тревожности и степень ответственности за семейные отношения. Они ценят активность, красоту природы, возможность развлечься и отдохнуть; имеют высокий уровень запросов, терпимости, гибкости поведения, спонтанности; склонны принимать себя такими, какие они есть: принимать свое раздражение, гнев и агрессивность как естественное проявление человеческой природы. У них выше уровень самооценки и ниже степень беспокойства. Они в большей степени склонны оказывать помощь ближним и принимать помощь от других людей; они выше оценивают качество своей жизни, здоровье и благополучие, более сдержанны, самостоятельны, независимы, имеют собственное мнение, их сложнее обмануть; они менее склонны к плохому настроению, мрачным предчувствиям и размышлениям. Средний показатель напряжения говорит о собранности, энергичности, удовлетворенности, невозмутимости.Для «неблагополучных» испытуемых ценностями являются честность, интересная работа, любовь, воспитанность, жизнерадостность, образованность.Анализ структуры субъективного благополучия педагоговВ результате факторного анализа «благополучных» педагогов определено 4 обобщённых показателя СБ: «Субъективная оценка качества жизни» (31,07%); «Продуктивность» (26,12%); «Эффективность в делах» (19,10%); «Доминантность» (13,79%). Выявленные факторы объясняют 90,9% общей дисперсии.В результате повторной факторизации были выявлены следующие интегральные компоненты СБ: «Субъективная оценка качества жизни», «Эффективность в делах», «Доминантность». Выявленные факторы объясняют 75 % общей дисперсии.Интегративные характеристики субъективного благополучия педагоговФактор 1 «Субъективная оценка качества жизни» характеризует: воспитанность, удовлетворенность своим здоровьем, аккуратность, подозрительность, уровень субъективного контроля, оценка качества своей жизни, внешние условия жизни; стремление к приобретению знаний об окружающем мире; способность преодолевать боль, дискомфорт, усталость; наличие высокой жизненной активности и энергии; удовлетворенность своей жизнью; жизнерадостность, самопринятие, способность жить настоящим, видеть свою жизнь целостной; наличие близких личных взаимоотношений; возможность оказывать поддержку другим и получать поддержку от них; сила, эмоциональная устойчивость, выдержанность.Эти характеристики находятся в обратной зависимости от уровня субъективного контроля над любыми значимыми ситуациями; ответственности за события, происходящие в семейной жизни; независимости; мотивации к успеху; ответственности за свое здоровье; беспокойства, контроля формальных и неформальных отношений с другими людьми; воли, терпимости, контроля по отношению к отрицательным событиям и ситуациям.Фактор 2 «Эффективность в делах» характеризуется способностью переживать прекрасное, гибкостью, мудростью, чуткостью, широтой взглядов, здоровьем, исполнительностью, активностью, обеспеченностью.Данные показатели находятся в обратной зависимости от показателей смелости, работы над собой, принятия своего раздражения, мягкости, семьи, ответственности, избегания неудач, сензитивности к себе, необременительного времяпровождения.Фактор 3 «Доминантность» характеризует: экспрессивность, самостоятельность, беспечность, честность, высокие требования к жизни и высокие притязания, напряженность, свобода, самоуважение, предприимчивость, духовные потребности, нормативность поведения, склонность воспринимать природу человека в целом как положительную.При этом снижаются показатели готовности к риску, стремления к познанию, непримиримости к недостаткам в себе и других, ценности друзей, умственных способностей.Сравнительный анализ ответов «благополучных» и «неблагополучных» педагогов, проведённый с помощью t критерия Стьюдента, позволяет сделать следующие выводы. «Благополучные» педагоги относительно независимы в своих поступках, стремятся руководствоваться в жизни собственными целями, убеждениями, установками и принципами; разделяют ценности, присущие самоактуализирующейся личности; имеют высокий уровень жизненной активности и энергии, самоуважения, креативности; способны преодолевать боль, дискомфорт и усталость; соответственно, у них выше уровень самооценки и ниже уровень беспокойства. Они более подвижны, способны выполнять повседневные дела и свою работу, менее зависимы от лекарств и лечения; высоко оценивают качество своей жизни, здоровья и благополучия; сдержанны, спокойны и не подвержены различным страхам. Им в большей степени присуще умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи и привычки.Анализ структуры субъективного благополучия врачейВ результате факторного анализа «благополучных» врачей выделилось 5 обобщённых показателей субъективного благополучия: «Компетентность во времени» (30,40%); «Самоконтроль» (21,26%); «Социальные взаимоотношения» (16,84%); «Уровень ситуативной тревожности» (12,98%); «Честность» (10,71%). Выявленные факторы объясняют 92,19 % общей дисперсии.В результате повторной факторизации были выявлены следующие интегральные компоненты СБ врачей: «Самоконтроль»; «Честность»; «Компетентность во времени». Выявленные факторы объясняют 60% общей дисперсии.Интегративные характеристики субъективного благополучия врачейФактор 1 «Самоконтроль» характеризует: способность преодолевать боль, физический дискомфорт, усталость, недостаток энергии и сил, свобода от внутренних противоречий и сомнений, ощущение жизненного благополучия, необременительное времяпрепровождение, мотивация к успеху, интернальность в области производственных отношений, склонность воспринимать природу человека в целом как положительную.Высокий уровень данных показателей находится в обратной зависимости от: неумения понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки; уровня контактности; интереса к развитию и совершенствованию других людей; эффективности в делах; гибкости поведения, жизнерадостности, уровня личностной тревожности, непримиримости, интереса к работе.Фактор 2 «Честность» характеризуется: смелостью в отстаивании своего мнения и своих взглядов; самостоятельностью, независимостью в суждениях и поступках; контролем формальных и неформальных отношений с другими людьми, которые находятся в обратной зависимости от: потребности в постоянной работе над собой, физического и духовного совершенствования, расширения своего образования, кругозора, интеллектуального развития.Фактор 3 «Компетентность во времени» характеризуется: гибкостью поведения; независимостью в поступках; стремлением руководствоваться в жизни собственными целями; счастливой семейной жизнью; стремлением к самоактуализации; наличием хороших и верных друзей; способностью принимать себя; творческой направленностью; умением содержать в порядке вещи и дела; готовностью к риску; удовлетворенностью своей жизнью; влиянием личных убеждений на качество жизни; высокой оценкой качества своей жизни, внешних условий жизни, физического и психического здоровья; образованностью, рационализмом, способностью к целостному восприятию мира и людей.Перечисленные показатели находятся в обратной зависимости от: возможности творческой деятельности; умения настоять на своём и не отступать перед трудностями; максимально полно использовать свои возможности и способности; умения прощать другим ошибки и заблуждения; уровня зрелости суждений и здравого смысла; полноты и эмоциональной насыщенности жизни, воспитанности.Сравнительный анализ ответов «благополучных» и «неблагополучных» врачей, проведённый с помощью t критерия Стьюдента, позволяет сделать следующие выводы. Для «благополучных» врачей важны: ответственность, чувство долга, терпимость к взглядам других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения, умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки. Данные респонденты в большей степени обладают способностью к целостному восприятию мира и людей. У них выше показатели удовлетворенностью качеством своей жизни и субъективной оценки качества жизни. Для «неблагополучных» врачей высокую ценность имеют широта взглядов, ответственность и работа.Проведенное эмпирическое исследование выявило различия между интегральными составляющими субъективного благополучия у представителей разных профессиональных групп, что, без сомнения, доказывает влияние особенностей профессиональной деятельности на формирование субъективного благополучия личности специалиста, но показало и общее в качественном составе субъективного благополучия для всех «благополучных» респондентов из разных профессиональных групп.Таким образом, личными основаниями субъективного благополучия поездных диспетчеров являются: «Удовлетворенность своей жизнью»; «Сензитивность к себе»; «Мудрость»; педагогов: «Субъективная оценка качества жизни», «Эффективность в делах», «Доминантность»; врачей: «Самоконтроль»; «Честность»; «Компетентность во времени».По весам показателей самоактуализации специалистов мы можем сказать, что стремление к самоактуализации несколько выше у врачей по сравнению с педагогами и существенно выше, чем у поездных диспетчеров, хотя всем «благополучным» представителям рассмотренных профессиональных сообществ присущи стремление к самоактуализации, уважение и принятие как своих собственных взглядов и убеждений, так и других людей.Поездные диспетчеры рациональны, организованны, собранны, самостоятельны и независимы, готовы к риску, тогда как педагоги и врачи чувствительны, эмоциональны и осторожны. Безусловно, данные различия объясняются не только особенностями профессиональной деятельности, но и гендерным составом специалистов: поездные диспетчеры преимущественно мужчины, а педагоги и врачи - женщины.Полученные данные могут оказаться существенными в решении проблем как профессиональной реализации специалистов, так и их профессионального соответствия.

Ключевые слова

личностное здоровье, субъективное благополучие, уровневая структура, интегративный критерий, a personally health, a subjective well-being, a level structure, an integrative criterion

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Сокольская Марина ВячеславовнаДальневосточный государственный университет путей сообщениякандидат психологических наук, доцент кафедры психологии
Всего: 1

Ссылки

Сокольская М.В. Личностное здоровье человека: Теоретический анализ (сообщение 1) // Сибирский психологический журнал. 2008. № 29.
Хащенко В.А. Модель субъективного экономического благополучия (сообщение 1) // Психологический журнал. 2005. Т. 26, № 3. С. 38-50.
Хащенко В.А. Экономико-психологическая модель субъективного экономического благополучия (сообщение 2) // Психологический журнал. 2005. Т. 26, № 4. С. 5-19.
Шамионов P.M. Психология субъективного благополучия: к разработке интегративной концепции // Мир психологии. 2002. № 2. С. 143-148.
 ЛИЧНОСТНОЕ ЗДОРОВЬЕ СПЕЦИАЛИСТОВ В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (СООБЩЕНИЕ 2) | Сибирский психологический журнал. 2008. № 30.

ЛИЧНОСТНОЕ ЗДОРОВЬЕ СПЕЦИАЛИСТОВ В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (СООБЩЕНИЕ 2) | Сибирский психологический журнал. 2008. № 30.