ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ЛИЧНОСТИ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ | Сибирский психологический журнал. 2009. № 31.

ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ЛИЧНОСТИ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ

В современных научных исследованиях проблема конкурентоспособности личности чаще всего рассматривается с позиции становления личностных особенностей в процессе профессионализации.Понятие «конкурентоспособность» определяется как комплекс индивидуально-психологических особенностей, определяющих успешность выполнения профессиональной деятельности, а «конкурентоспособный специалист» - как профессионал, способный найти оптимальный способ достижения профессиональной цели и метод выполнения профессиональной задачи в изменяющихся условиях. Представлены эмпирические данные изучения феномена.

TYPOLOGICAL FEATURES OF COMPETITIVENESS OF THE PERSON OF YOUNG EXPERTS.pdf Существенные преобразования в политической, экономической и нравственной сферах Российской Федерации привели к изменению основы социально-экономических отношений. Сегодня востребована личность с чёткой жизненной позицией, независимым поведением, готовая к свободному жизненному выбору и способная отстаивать свое право на него. В связи с этим личностное, профессиональное и социальное развитие рассматриваются как взаимодополняющие друг друга процессы и являются необходимыми условиями для развития конкурентоспособной личности.В отечественной психологии понятие «конкурентоспособность» относительно новое и рассматривается в основном в связи с социально-экономическими проблемами адаптации и социализации выпускников профессиональной школы (Р.Я. Ахметин, П.Н. Осипов, B.C. Суворов, С.Н. Широбоков).Анализ теоретических разработок выявил ряд проблем, одна из которых определяется противоречием между уровнем профессиональной компетентности и недостаточной подготовкой молодых специалистов к участию в честных конкурентных отношениях. Однако до сих пор нет четкой типологии конкурентоспособности личности.Исследование проводилось в научно-учебной лаборатории профессионального роста и развития личности Астраханского государственного университета. В нем приняли участие 347 молодых специалистов, работающих в сферах образования, государственной службы и предпринимательства.Был применен комплексный метод, направленный на выявление особенностей различных компонентов и уровней развития конкурентоспособности, который включал в себя: теоретический анализ научной литературы по теме исследования; репертуарные решетки Д. Келли - электронная версия «ко-терапевтическая компьютерная система Келли-98»; семантический дифференциал Ч. Осгуда.Конкурентоспособность можно рассматривать как комплекс индивидуально-психологических особенностей, определяющих успешность выполнения профессиональной деятельности; конкурентоспособный специалист - это профессионал, способный найти оптимальный способ достижения профессиональной цели и метод выполнения профессиональной задачи в изменяющихся условиях [5, 7].Как отмечает Л.М. Митина, в содержательном плане можно выделить три сферы развития конкурентоспособной личности: сферу деятельности, сферу общения и сферу личности и ее самосознания [5].Применительно к сфере деятельности спектр аналитических вопросов в значительной мере обусловлен расширяющимся «каталогом» (термин А.Н. Леонтьева) дея-тельностей, с которыми сталкивается личность и субъективная значимость которых для нее неоднозначна.Необходимо отметить, что структура профессиональной деятельности в общих чертах является универсальной и состоит из трех компонентов:1..Постановка профессиональных целей и задач.2.Выбор средств и способов решения задач.3.Анализ и оценка деятельности.Выбор сферы деятельности и профессиональной среды, как правило, обусловлен оценкой человеком своих способностей и своей эффективности.Сфера общения конкурентоспособной личности состоит прежде всего в обмене информацией познавательного и аффективно-оценочного характера. Передача этой информации осуществляется как вербальным путем, так и с помощью различных средств невербальной коммуникации.Сфера личности представляет собой систему взаимосвязанных подструктур: биологически детерминированной и социально детерминированной.Определив функциональное назначение каждой из сфер развития конкурентоспособной личности, можно представить их в виде единой функциональной структуры, дающей целостное представление о закономерностях, существенных связях и зависимостях одних элементов от других. Многоаспектная деятельность, обусловленная развитием личностных качеств, связывается в узлы многообразными отношениями, взаимодействиями с другими людьми. Эти узлы, их иерархии образуют интегральные характеристики личности, детерминируют ее профессиональное развитие, сами же по сути являются объектом развития.Л.М. Митина предлагает выделить как минимум три интегральные характеристики конкурентоспособной личности: направленность, компетентность и гибкость. Каждое из них в психологической и психолого-педагогической литературе имеет множественные интерпретации [5].В общепсихологических теориях личности направленность выступает как качество, определяющее ее психологический склад.В разных концепциях эта характеристика раскрывается по-разному: «динамическая тенденция» (С.Л. Рубинштейн), «смыслообразующий мотив» (А.Н. Леонтьев), «основная жизненная направленность» (Б.Г. Ананьев), «динамическая организация «сущностных сил» человека» (А.С. Прангишвили).Л.И. Божович направленность личности понимала как систему устойчиво доминирующих мотивов, которые определяют целостную структуру личности.Направленность включает в себя два взаимосвязанных момента: предметное содержание, обозначающее определенный предмет направленности; напряжение, определяющее источник направленности (С.Л. Рубинштейн).Во многих зарубежных исследованиях профессиональную направленность рассматривают как сложный процесс, неотделимый от развития личности на самых ранних ее этапах. Так, сторонники структурной теории «стадий жизни» делают выводы, что процесс становления профессиональной направленности распадается на «стадии» (периоды), каждая из которых характеризуется своими особенностями и имеет значение в последующем профессиональном самоопределении.Профессиональная направленность проявляется в сферах разных профессий и в зависимости от особенностей профессии имеет соответствующие характеристики.Направленность как интегральная характеристика в любой профессиональной сфере - это система эмоционально-ценностных отношений, задающих иерархическую структуру доминирующих мотивов личности и побуждающих личность к их утверждению в деятельности и общении.Иерархическая структура направленности может быть представлена следующим образом:1))направленность на других людей, связанная с интересом к ним, доверием, уважением, стремлением к сотрудничеству;2))направленность на себя, связанная с потребностью в самосовершенствовании и самореализации в сфере труда;3)направленность на предметную сторону профессии (содержание деятельности) [5].Второй интегральной характеристикой конкурентоспособной личности является компетентность.Попытка типологизировать понятие профессиональной компетентности и систематизировать его взаимоотношения с другими понятиями, используемыми в психологии труда, была осуществлена А.К. Марковой. Компетентность представляется как индивидуальная характеристика степени соответствия требованиям профессии, как психическое состояние, позволяющее действовать самостоятельно и ответственно, как обладание человеком способностью и умением выполнять определенные трудовые функции.Иной подход к пониманию компетентности наблюдается в зарубежной научной литературе (П. Вейлл, М. Мексон, М. Альберт, Ф. Хедоури). Компетентность представляется интегральным понятием, в котором могут быть выделены несколько уровней:1))способность к интеграции знаний и навыков и их использованию в условиях быстро меняющихся требований внешней среды;2))концептуальная компетентность;3))компетентность в эмоциональной сфере, в области восприятия;4)компетентность в отдельных сферах деятельности.Понятие «компетентность» включает знания, умения,навыки, а также способы и приемы их реализации в деятельности, общении, развитии личности. Данное определение дает возможность представить в структуре компетентности конкурентоспособной личности две подструктуры: деятельностную (знания, умения, навыки и способы осуществления профессиональной деятельности) и коммуникативную (знания, умения, навыки и способы осуществления делового общения) [5].Современные позиции исследователей в отношении понимания компетентности касаются главным образом компетентности уже состоявшегося профессионала.Гибкость - интегральная характеристика личности, представляющая собой гармоничное сочетание трех взаимосвязанных и взаимообусловленных личностных качеств: эмоциональной, поведенческой, интеллектуальной гибкости [5].Противоположные характеристики относятся к ригидности, охватывающей также когнитивную, эмоциональную и поведенческую сферы личности.Развитие конкурентоспособной личности - это развитие рефлексивной личности, способной организовывать, планировать свою деятельность и поведение в динамических ситуациях, обладающей новым стилем мышления, нетрадиционными подходами к решению проблем, адекватным реагированием в нестандартных ситуациях.Вот почему проблема гибкости, прежде всего эмоциональной гибкости, является одной из наиболее важных в развитии конкурентоспособной личности.Проблема эмоциональной гибкости и устойчивости в психологии представлена в рамках различных теорий личности, «теории мотивации достижения», теории го-меостаза и стресса, теории адаптационно-трофического значения симпатической нервной системы, теории темперамента и свойств нервной системы, теории надежности деятельности.Под эмоциональной гибкостью понимается оптимальное (гармоничное) сочетание эмоциональной экспрессивности и эмоциональной устойчивости.Динамика эмоциональной гибкости определяется гармонизацией и усложнением его аффективных проявлений.Эмоциональная гибкость самым тесным образом связана с гибкостью поведенческой, понимаемой как способность человека отказываться от несоответствующих ситуации способов поведения и вырабатывать или принимать новые оригинальные подходы к разрешению проблемной ситуации при неизменных принципах и нравственных основаниях жизнедеятельности.В отечественной и зарубежной литературе понятие интеллектуальной гибкости неоднозначно трактуется разными авторами. С одной стороны, при описании интеллекта многие авторы используют понятие «гибкость», с другой стороны, гибкость рассматривается как самостоятельная характеристика в исследованиях, посвященных изучению личности, креативности, мышления.В качестве основного критерия гибкости интеллектуальной деятельности выступают такие показатели, как целесообразное варьирование способов действий, а также смена способов действия, перестающих быть эффективными. Многие авторы для обозначения гибкости используют другие термины: одни называют ее «переклю-чаемостью» (Т.В. Кудрявцев), другие - «подвижностью» (В.И. Зыкова), третьи - «отсутствием скованности, динамичностью» (А.П. Шеварев). Г.В. Залевский предлагает термин «флексибильность», который, во-первых, включает в себя указанные выше, а во-вторых, захватывает когнитивный и личностный уровни реагирования [3, 4].Развитие интегральных характеристик личности обусловливает общий ход развития человека и его конкурентоспособность на рынке труда.Итак, три выделенные интегральные характеристики конкурентоспособной личности (направленность, компетентность, гибкость) являются взаимополагающи-ми, причем каждая из них безотносительно к двум другим самостоятельного значения не имеет.Основу развития внутреннего мира человека составляют, на наш взгляд, процессы, связанные с самосознанием личности как фундаментальным условием творческой реализации человеком его собственных целей и ценностей. Это высший - личностный - уровень бытия человека в обществе и истории.Уровень самосознания определяет стадии профессионального развития личности как фазы ее психологической перестройки: самоопределение, самовыражение, самореализация.Таким образом, в качестве фундаментального условия развития конкурентоспособности личности выступает переход на более высокий уровень самосознания [5, 6].Техника репертуарных решеток сегодня представляет целое направление в экспериментальной психологии. Отличительной особенностью репертуарных методик является стирание грани между диагностикой и коррекцией. Гибкость и эффективность репертуарных методик, качество и количество получаемой информации делают их пригодными для решения широкого круга задач.Примером использования репертуарных решеток как развивающего средства является разработанная В.М. Воробьевым ко-терапевтическая компьютерная система «Келли-98». Методика предназначается для широкого использования в области психологического консультирования и психотерапии. Она включает адаптивный способ применения репертуарных решеток Келли. Большим достоинством методики является возможность целостной оценки состояния адаптационной способности человека с помощью введенных новых и продуктивных критериев оценки системы конструктов - жесткости и рыхлости. Жесткая система конструктов является причиной чрезмерной категоричности в оценках людей и интерпретации мира. В сильно связанных конструктах отражаются устойчивые позиции, установки или представления человека, которые он может и не осознавать. Это не позволяет человеку быть достаточно объективным и гибким при объяснении тех или иных поступков окружающих, что приводит к ухудшению контактов и порождает конфликты. При этом жесткость системы конструктов увеличивается по мере нарастания психической напряженности и состояния острого стресса, вызванных проблемной ситуацией. С другой стороны, рыхлая система конструктов характерна для личностей с ослабленной защитой. Данная методика может также с успехом применяться в сфере организационного и профессионального консультирования: позволяет изучить целые группы с целью выявления внутригрупповых отношений, неформальных лидеров и оценки микроклимата. Многократное применение методики дает дополнительную возможность проследить групповую динамику [1].Анализ репертуарных решеток Келли позволяет оценить силу и направленность связей между выявленными конструктами испытуемых, определить наиболее важные и значимые параметры (глубинные конструкты), лежащие в основе конкретных оценок и отношений, построить целостную подсистему конструктов - своеобразную индивидуальную семантическую карту, позволяющую увидеть внутреннее наполнение Я-концепции, описывать и предсказывать образы, оценки и отношения человека.Выбранный вариант методики есть индивидуально ориентированный метод исследования личности. Он имеет следующие элементы для выявления конструктов:1))идеальный специалист;2)реальный специалист;3))специалист, способный работать в изменяющихся условиях;4))специалист, в целом учитывающий реальность;5)специалист, полностью учитывающий реальность;6))специалист, отказывающийся от самостоятельного построения планов;7)специалист, не принимающий выполняемую деятельность;8))специалист, работающий по образцу;9)специалист с направленностью на других;10))специалист с направленностью на профессию;11))специалист, усовершенствующий выполняемую деятельность.При использовании данной методики были предложены жестко заданные конструкты, образующие семантическое пространство, что соответствует семантическому дифференциалу по факторам оценки, силы, активности и эмоциональности для проверки достоверности результата исследования.Семантический дифференциал позволяет выявить семантическое пространство и содержание элементов по 12 шкалам: 1) хороший - плохой; 2) быстрый - медленный; 3) красивый - некрасивый; 4) активный - пассивный; 5) большой - маленький; 6) теплый - холодный; 7) сильный - слабый; 8) добрый - жестокий; 9) твердый - мягкий; 10) тяжелый - легкий; 11) чистый -грязный; 12) безудержный - спокойный.Двенадцать предложенных шкал моделируют классическое трехмерное семантическое пространство (факторы оценки, силы и активности) и взяты (с небольшими коррекциями) из наиболее распространенного русскоязычного варианта семантического дифференциала. Фактору оценки соответствуют шкалы 1, 3, 8, 11; фактору силы - шкалы 5, 7, 9, 10; фактору активности -шкалы 2, 4, 6, 12.Данный метод позволяет выделить следующие основные параметры структурно-функциональных компонентов конкурентоспособности посредством статистического, корреляционного и факторного анализов: рыхлость - жесткость системы взаимосвязей выделенных элементов и актуализированность для них факторов оценки, силы и активности.«Рыхлой» считается система, в которой мало статистически значимых связей между конструктами и элементами, «жесткой» - система, в которой много статистически значимых связей между конструктами. Значимыми можно считать коэффициенты корреляции, превышающие 0,3. Система отношений человека является целостной, и это находит отражение в корреляционных связях между конструктами и элементами. Если менее 20% всех связей превышают данный порог, то система конструктов считается рыхлой. Если более 50% корреляций превышают данный порог значимости, то система считается жесткой. В норме, при спокойном эмоциональном состоянии, доля значимых корреляций колеблется от 25 до 35%. Сильно связанными конструктами и элементами следует считать пары, имеющие коэффициент корреляции больше 0,8.Таким образом выбранные методики (репертуарные решетки Д. Келли - электронная версия «ко-терапевти-ческая компьютерная система Келли-98» и семантический дифференциал Ч. Осгуда) наиболее адекватно соответствуют поставленным задачам исследования.В процессе анализа полученных результатов было выделено три группы испытуемых, отражающих сходные позиции.В первую группу вошли испытуемые со следующими данными: первый основной фактор, отражающий позицию «специалист с направленностью на других» (по результатам факторного анализа устанавливается взаимосвязь элементов: чем меньше расстояние, тем больше сходство), - конкурентоспособный специалист связан с такими элементами, как «специалист, усовершенствующий выполняемую деятельность» (0,16), «реальный специалист» (0,19), «идеальный специалист» (0,18). В ролевой позиции «специалист с направленностью на других» оказались актуальными дополнительные факторы сила (11%) и активность (11%). Это говорит о значимости таких характеристик, как воля и высокая степень активности, а также наделение его данными характеристиками.Второй основной фактор, отражающий позицию «специалист с направленностью на самосовершенствование» (по результатам факторного анализа), в значительной мере связан с такими элементами, как «специалист, способный работать в изменяющихся условиях» (0,31), «специалист, полностью учитывающий реальность» (0,35), «идеальный специалист» (0,45). Это связано с дополнительными факторами оценки (17%). Таким образом, для группы ролевых позиций «специалист с направленностью на самосовершенствование» актуален высокий уровень самоуважения.Третий основной фактор, отражающий позицию «специалист с направленностью на профессию» в первой группе (по результатам факторного анализа), связан с элементами «реальный специалист» (0,25), «специалист, в целом учитывающий реальность» (0,23) и «специалист, работающий по образцу» (0,21). Данные элементы связаны с дополнительными факторами оценки (26%). Это свидетельствует о том, что в группе ролевых позиций «специалист с направленностью на профессию» значимы приемлемый уровень самоуважения и в определенном смысле удовлетворенность собой.Молодые специалисты, вошедшие в данную группу, достаточно адекватно воспринимают и оценивают себя. Это выражается в четком представлении себя в профессии, о чем говорят ролевые позиции.Дополнительные факторы говорят о представленности ролевых позиций в структурно-функциональных компонентах конкурентоспособной личности.В ходе корреляционного анализа была выстроена матрица, показывающая взаимозависимость элементов.Значимая корреляция составляет 27%, что является нормой, сильно связанные элементы - 4,6%, что также соответствует оптимальным показателям. Из процентного соотношения корреляции видно, что система взаимоотношений является оптимальной (нормой), характеризующей спокойное эмоциональное состояние.Мы наблюдаем следующую корреляционную взаимозависимость: элемент «идеальный специалист» связан с элементами «реальный специалист» (-0,46), «специалист, усовершенствующий выполняемую деятельность» (0,84) и «специалист, способный работать в изменяющихся условиях» (0,69). «Реальный специалист» связан со «специалистом, работающим по образцу» (0,33) и «специалистом, отказывающимся от самостоятельного построения планов» (-0,64). Элемент «специалист, усовершенствующий выполняемую деятельность» связан с элементами «специалист, способный работать в изменяющихся условиях» (0,82), «специалист, отказывающийся от самостоятельного построения планов» (-0,32) и «идеальный специалист» (0,31). Элемент «специалист, в целом учитывающий реальность» связан с элементом «специалист, работающий по образцу» (0,46), а элемент «специалист, не принимающий выполняемую деятельность» связан с фактором «специалист с направленностью на профессию» (-0,81) и элементом «специалист, отказывающийся от самостоятельного построения планов» (0,36).Данное соотношение элементов показывает артикулированную структуру, что соответствует среднему (адекватному) соотношению элементов с позиции рыхлость - жесткость. Подобная система элементов отражается в их дифференцированности и сбалансированности, а также в возможности поиска и преодоления внутриличностных противоречий.Во вторую группу вошли испытуемые со следующими данными: первый основной фактор, отражающий позицию специалиста с направленностью на других, показал, что он связан с такими элементами, как «идеальный специалист» (0,35), «специалист, работающий по образцу» (0,3). Данные элементы оказались тесно связанными с дополнительными факторами оценки (10%) и силы (10%). Это говорит о значимости в ролевой позиции «специалист» характеристик воли и самопринятия.Второй основной фактор, отражающий позицию «специалист с направленностью на самосовершенствование», показал, что элемент «реальный специалист» в значительной степени связан с такими элементами, как «специалист, в целом учитывающий реальность» (0,25), «специалист, усовершенствующий выполняемую деятельность» (0,32). Это соотносится со следующими дополнительными факторами: сила (11%) и оценка (13%). Таким образом, для ролевой позиции «студент» актуальны воля и высокий уровень самоуважения.Третий основной фактор, отражающий позицию специалиста с направленностью на профессию в третьей группе, показал связь с элементами «реальный специалист» (0,4), «специалист, работающий по образцу» (0,4). Данные элементы оказались тесно связанными с такими дополнительными факторами, как оценка (13%), сила (13%) и активность (20%). Это говорит о значимости в ролевой позиции «специалист» следующих характеристик: самоуважение, воля и высокая степень активности.В ходе корреляционного анализа была выстроена матрица, показывающая взаимозависимость элементов.Значимая корреляция составляет 12%, что свидетельствует о нарушении целостности (рыхлости) системы отношений, сильно связанные элементы - 4,6%, что соответствует оптимальным показателям.Мы наблюдаем следующую корреляционную взаимозависимость: у элемента «идеальный специалист» такая взаимосвязь отсутствует. Элемент «реальный специалист» связан с элементом «специалист, в целом учитывающий реальность» (0,32). Элемент «специалист, способный работать в изменяющихся условиях» связан с элементом «специалист, не принимающий выполняемую деятельность» (-0,48). Элемент «специалист, в целом учитывающий реальность» связан с элементами «специалист, усовершенствующий выполняемую деятельность» (0,68) и «специалист, работающий по образцу» (-0,34); «идеальный специалист» - с элементом «специалист, полностью учитывающий реальность» (0,85); «реальный специалист» - с элементами «специалист, не принимающий выполняемую деятельность» (-0,77) и «специалист, работающий по образцу» (0,84).Такая организация системы элементов затрудняет интерпретацию внешнего мира, прогноз поведения других людей и собственных взаимоотношений с ними. Данная фрагментарность структуры элементов также отличается дифференцированностью самовосприятия и сходными поведенческими проявлениями в различных группах социальных ролей.В третьей группе первый основной фактор, отражающий позицию специалиста с направленностью на других, связан с элементами «идеальный специалист» (0,28), «реальный специалист» (0,27), «специалист, полностью учитывающий реальность» (0,4). Данные элементы оказались тесно связанными с дополнительными факторами силы (11%) и активности (11%). Это говорит о значимости в ролевой позиции «профессионал» таких характеристик, как воля и высокая степень активности.Второй основной фактор, отражающий позицию специалиста с направленностью на самосовершенствование, в значительной степени связан с такими элементами, как «идеальный специалист» (0,42), «специалист, работающий по образцу» (-0,3), «специалист, усовершенствующий выполняемую деятельность» (0,43). Для этих элементов оказались актуальными характеристики активность (12%) и сила (11%). Это говорит о значимости в ролевой позиции «студент» таких характеристик, как воля и высокая степень активности.Третий основной фактор, отражающий позицию специалиста с направленностью на профессию во второй группе, показал: элемент «идеальный специалист» связан с элементом «специалист, усовершенствующий выполняемую деятельность» (0,4). Данные элементы оказались тесно связанными с такими дополнительными факторами, как активность (20%) и оценка (15%). Это говорит о значимости характеристик «высокая степень активности» и «самоуважение».В ходе корреляционного анализа была выстроена матрица, показывающая взаимозависимость элементов.Значимая корреляция составляет 53%, сильно связанные элементы - 8%, что говорит о жесткости системы.Мы наблюдаем следующую корреляционную взаимозависимость: элемент «идеальный специалист» связан с элементами «специалист, способный работать в изменяющихся условиях» (0,82), «реальный специалист» (0,73), «специалист, полностью учитывающий реальность» (0,74) и «специалист, усовершенствующий свою деятельность» (0,46). Элемент «реальный специалист» жестко связан с элементами «специалист, способный работать в изменяющихся условиях» (0,43), «специалист, в целом учитывающий реальность» (0,42), «специалист, полностью учитывающий реальность» (0,34), «специалист, не принимающий выполняемую деятельность» (-0,85), «специалист, работающий по образцу» (0,59) и «специалист, усовершенствующий выполняемую деятельность» (0,78). Элемент «специалист, способный работать в изменяющихся условиях» связан с элементами «специалист, полностью учитывающий реальность» (0,74), «специалист, отказывающийся от самостоятельного построения планов» (-0,89), «специалист, не принимающий выполняемую деятельность» (-0,71), «специалист, работающий по образцу» (0,59) и «специалист, усовершенствующий выполняемую деятельность» (0,63). Элемент «специалист, в целом учитывающий реальность» связан с элементами «специалист, полностью учитывающий реальность» (0,36) и «специалист, работающий по образцу» (-0,42); элемент «специалист, полностью учитывающий реальность» - с элементами «специалист, работающий по образцу» (-0,57), «специалист, не принимающий выполняемую деятельность» (-0,87).Такая зависимость обусловливает чрезмерную категоричность в оценках людей и интерпретации внешнего мира, не позволяет быть достаточно объективным и гибким при объяснении тех или иных поступков окружающих, что приводит к ухудшению контактов и повышает вероятность возникновения конфликтов, в том числе и внутриличностных. Жесткость системы увеличивается по мере нарастания психической напряженности в состоянии острого стресса, вызванного проблемной психологической ситуацией. Монолитная, жестко связанная структура образа «конкурентоспособный специалист» с большим числом корреляционных связей между элементами определяет высокую полярность оценивания каждого конструкта (выбор крайних левых либо крайних правых оценок в тесте репертуарных решеток), сверхупрощенный подход к решению проблем, малую гибкость поведения, мышления и самовосприятия.Таким образом, проведенный анализ показал наличие специфических связей между элементами конкурентоспособности молодого специалиста, что помогло выделить, как и на первом этапе исследования, три группы. В первую группу вошло 18% от общего числа испытуемых, принимавших участие в исследовании по методу репертуарных решеток, во вторую - 53%, в третью - 29%.Итак, в качестве базового условия развития конкурентоспособности выступает развитие самосознания, это позволило наполнить структурные компоненты (психологическая направленность; профессиональная компетентность; интеллектуальная, эмоциональная и поведенческая гибкость личности) функциональным содержанием (направленность на других, на самосовершенствование и на профессию). Все это позволило выделить типологии конкурентоспособности, основанные на структурных взаимосвязях: с артикулированной структурой, монолитной и фрагментарной.Результаты экспериментальной работы подтвердили выдвинутую нами гипотезу о том, что особенности внутренней взаимосвязи структурно-функциональных компонентов конкурентоспособности молодых специалистов лежат в основе выделения типологических особенностей конкурентоспособности, и позволили убедиться в эффективности разработанной нами методической стратегии.

Ключевые слова

fragmentary structure, monolithic structure, the articulated structure, the development, competitiveness, фрагментарная структура, монолитная структура, артикулированная структура, развитие, конкурентоспособность

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Подосинников С.А.Астраханский государственный университеткандидат психологических наук, доцент кафедры психологии развития
Всего: 1

Ссылки

Подосинников С.А. Определение конкурентоспособности как психологического явления // Личностно развивающее образование: Материа- лы V Междунар. науч.-практ. конф.: В 4 ч. / Науч. ред. П.С. Гончар. Екатеринбург: Рос. гос. проф.-пед. ун-т, 2005. Ч. 4. 259 с.
Залевский Г.В. Психическая ригидность в норме и патологии. Томск: ТГУ, 1993.
Залевский Г.В. Личность и фиксированные формы поведения. М.: ИП РАН, 2007.
Митина Л.М. Психология развития конкурентоспособной личности. Москва; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2002. 400 с.
Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя: Учеб. пособие. М.: Академия, 2004. 320 с.
Дарманская И.В. Формирование конкурентоспособности учащихся профессионального училища средствами дополнительного образова- ния: Дис. ... канд. пед. наук. Вологда, 2003. 139 с.
Воробъев В.М. Ко-терапевтическая компьютерная система «Келли-98»: Методическое руководство. СПб.: ИМАТОН, 2000. 109 с.
 ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ЛИЧНОСТИ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ | Сибирский психологический журнал. 2009. № 31.

ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ЛИЧНОСТИ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ | Сибирский психологический журнал. 2009. № 31.