ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПЕДАГОГА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ЕГО КОПИНГ-СТРАТЕГИИ | Сибирский психологический журнал. 2009. № 31.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПЕДАГОГА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ЕГО КОПИНГ-СТРАТЕГИИ

Оценены индивидуальные психологические особенности, влияющие на копинг, у 230 учителей начальных классов средних школ Латвии, Литвы, Абакана, Санкт-Петербурга

THE INDIVIDUAL PSYCHOLOGICAL PECULIARITIES OF PRIMARY SCHOOL TEACHERS INFLUENCING ON COPING.pdf Стрессогенность педагогической работы в школе рассматривалась во многих работах [1, 2, 6, 9, 10] и не вызывает сомнений. Большинство исследователей в области психологии труда профессию учителя относят к категории риска, как наиболее, по сравнению с другими социальными профессиями, подверженную психической деформации и эмоциональному выгоранию в результате продолжительного стресса межличностных коммуникаций. Педагог постоянно включен в разнообразные быстро меняющиеся социальные ситуации, на которые должен мобильно и конструктивно реагировать. Кроме того, при встрече с непредвиденными обстоятельствами он должен думать в первую очередь о том, как разрешить проблему с наименьшими последствиями для детей, которые находятся под его ответственностью.При этом общество развивается таким образом, что педагогическая деятельность не становится более спокойной, а напротив, приобретает все новые и новые характеристики, повышающие потенциальные риски. В этих условиях изучение используемых стратегий совла-дающего поведения и поиск механизмов, обеспечивающих более гибкое реагирование педагогов во всех системах взаимодействия образовательной среды, становится все более актуальным.Существуют разные описания стратегий поведения в стрессовой ситуации, среди которых наиболее общепринятой является копинг - способность человека справляться с проблемной ситуацией [7, 15, 16]. Этот термин введен Л. Мэрфи в 1962 г. [8], но подробное исследование этого процесса было проведено Р.С. Лазарусом [15], который разделил его на два типа: эмоциоцентрирован-ный (или фокусированный) и проблемно-центрированный. В дальнейшем появилось множество делений этих двух важных стратегий на подтипы [7, 8]. Тем не менее значимым остается то, что делает человек в момент возникновения проблемной ситуации: пытается ее решить (проблемно-центрированный копинг) или, погружаясь в собственные переживания, отказывается от ее решения (эмоциоцентрированный копинг).Очевидно, что такая стратегия, как и многие поведенческие реакции, предопределяется психологическими особенностями личности. Вполне возможно, что на копинг большое влияние оказывают и условия работы учителя, которые различаются в разных странах и в разных регионах нашей страны [3, 4, 10-13].Именно поэтому целью данной работы стало выявление особенностей копинг-стратегий учителей разных регионов и сопоставление их с типом темперамента и методами психологической защиты.Материалы и методы исследованияВ исследовании приняли участие 230 учителей начального образования (женщины в возрасте 25-65 лет с педагогическим стажем от 2 до 40 лет) из разных географических регионов. Это были слушатели курсов повышения квалификации для педагогов из Литвы и Латвии (48 человек), г. Абакана (Хакассия) (68 человек), г. Санкт-Петербурга (82 человека) и Ленинградской области (32 человека).В качестве инструментов исследования были использованы следующие методики.1..Тест «Индекс жизненного стиля» (опросник Плут-чика-Келлермана-Конте), направленный на изучение диапазона защитных механизмов (отрицание, подавление, регрессия, компенсация, проекция, замещение, интеллектуализация, реактивное образование) [3].2..Методика диагностики формально-динамических характеристик темперамента, основанная на регулятор-ной теории темперамента Я. Стреляу [13], позволяет оценивать следующие параметры темперамента: динамичность (живость), которая определяется как тенденция быстро реагировать на различные события и явления, выполнять ответные действия в высоком темпе и легко приспосабливать их к особенностям наличной ситуации; настойчивость, под которой подразумеваются определенное постоянство в поведении, тенденция к продолжению, возврату и повторению своих действий после завершения вызвавшей их ситуации; сенсорная чувствительность, которая характеризуется как способность субъекта реагировать на слабо выраженную стимуляцию, например на стимулы с низкими показателями интенсивности; эмоциональная реактивность - тенденция реагировать интенсивно на стимулы, порождающие эмоциональные реакции, выражается в высокой эмоциональной чувствительности и низкой эмоциональной выносливости; выносливость - способность адекватно реагировать в ситуации с длительной и/или сильно выраженной стимуляцией, а также при наличии ярко выраженных внешних посторонних отвлекающих факторов; активность - тенденция совершать действия высокой стимулирующей силы.3..Методика, оценивающая стратегии «Копинг-тест» (Lazarus R., Folkman S., 1984) для определения копинг1.механизмов в когнитивной, эмоциональной и поведенческой сферах.Для исследования статистической значимости различия исследуемых показателей в указанных трех профессиональных категориях при двух уровнях квалификации использовались следующие методы:•·критерии однородности Стьюдента и Манна-Уитни в случае однофакторной модели при двух популяциях;•·однофакторный дисперсионный анализ и его непараметрический аналог - критерий Крускалла-Уолле-са при числе популяций более двух;•·двухфакторный дисперсионный анализ с фиксированными эффектами.Для наиболее информативной дифференциации представленных популяций использовались методы пошагового дискриминантного и многомерного дисперсионного (MANOVA) анализов. Для контроля корректного использования параметрических критериев были привлечены также непараметрические критерии исследования независимости признаков.При проверке значимости различия частот использовались критерии независимости категориальных признаков хи-квадрат Пирсона (χ2) и точный критерий Фишера.Статистические вычисления были выполнены на базе статистических пакетов SPSS 14.0 и Statistica 6.0.Результаты и их обсуждениеУчителя, которые принимали участие в исследовании, проживали в разных странах и регионах, но анализ не выявил значимых изменений, связанных с географическим фактором.Анализ копинг-стратегий позволил обнаружить, что в поведении педагогов начальной школы доминирует эмоциоцентрированный копинг (это отметили 170 из 230 обследованных). Результаты канонического анализа выявили взаимовлияние типов темперамента (методика Я. Стреляу) и копинга (табл. 1). Выбор дискрими-нантного анализа связан с тем, что мы хотели выделить параметры, надежно делящие выборку на группы; с другой стороны, вариант канонического анализа позволил обнаружить взаимовлияние параметров.Установлена взаимосвязь между особенностями темперамента педагога и применяемым им типом копинга (р = 0,00044). Как видно из табл. 1, проблемно-центрированный копинг (корень 2) связан с динамичностью и активностью, а эмоциоцентрированный (корень 1) характерен для менее активных, менее динамичных людей с выраженной эмоциональной реактивностью.Анализ влияния темперамента на механизмы психологической защиты позволил установить высокий уровень взаимозависимости между темпераментными характеристиками по Я. Стреляу и защитными механизмами (p = 0,0001). Люди настойчивые и эмоционально реактивные, но малодинамичные, используют более примитивные механизмы психологической защиты -регрессию и замещение, при этом у них отсутствует отрицание. Однако чем в большей мере у человека выражены выносливость и динамичность, тем с большей вероятностью он будет использовать механизм отрицания (табл. 2).Результаты канонического анализа взаимосвязи копин-га и механизмов психологической защиты представлены в табл. 3. У лиц с преобладанием эмоциоцентрированно-го копинга чаще встречаются такие механизмы психологической защиты, как регрессия, проекция и замещение, а у лиц сбалансированного варианта (равные показатели эмоциоцентрированного и проблемно-центрированного копинга) чаще присутствуют более продуктивные механизмы - компенсация и интеллектуализация.Факторный анализ (метод главных компонент) позволил определить значимость всех изучаемых параметров.Т а б л и ц а 2Специфика взаимосвязи темперамента и механизмов психологической защиты (результаты канонического анализа)Параметры анализаКанонический коэффициент корреляцииКанонический R-квадрат (коэффициент детерминации)χ2Число степеней свободыpλ00,6332670,401027118,5683480,0000000,50290610,2799350,07836330,1555350,7009800,83961320,2387020,05697816,0787240,8851600,91100230,1502320,0225705,9588150,9804210,96604640,1002110,0100422,020980,9803600,98835350,0402640,0016210,279930,9637660,998379Виды темпераментаКорень 1Мехнизмы психол. защитыКорень 1Динамичность0,515248Отрицание0,339706Настойчивость-0,795697Подавление-0,09325Сенситивность0,157726Регресссия-0,88185Эмоциональная реактивность-0,937884Компенсация-0,29704Выносливость0,461088Проекция-0,43335Активность0,333241Замещение-0,50623Интеллектуализация0,06299Реактивное образование-0,40200Т а б л и ц а 3Анализ взаимосвязи копинга и механизмов психологической защиты (канонический анализ)Параметры анализаКанонический коэффициент корреляцииКанонический R-квадратχ2Число степеней свободыpλ00,4001380,16011041,02997160,0005530,77442210,2791920,07794813,0251970,0715370,922052КопингКорень 1Корень 2Механизмы психол. защитыКорень 1Корень 2Проблемно-центрированный-0,417647-0,908609Отрицание-0,25165-0,30078Эмоциоцентри-рованный0,678461-0,734637Подавление0,3776680,168029Регрессия0,8727430,056117Компенсация0,220651-0,87556Проекция0,561123-0,28250Замещение0,433555-0,26498Интеллектуализация0,000366-0,46884Реактивное образование0,151987-0,24161Было найдено трехфакторное решение, объясняющее 44% дисперсии. Результаты анализа явились еще одним подтверждением того, что в отношении копинга возраст женщин данной выборки и географическое положение места их проживания не значимы.Первый фактор, объединяющий 21,5% дисперсии, с большим весом содержит эмоциональную реактивность с отрицательным знаком (-0,81). Чем меньше выражена у учителя эмоциональная реактивность, тем больше вероятность наличия динамичности, выносливости и отсутствия такого механизма психологической защиты, как регрессия. Второй фактор с наибольшим весом включает проблемно-центрированный копинг. Люди, использующие этот вид копинг-стратегии, с большей вероятностью имеют такие механизмы психологической защиты, как отрицание и интеллектуализация.Таким образом, наши данные свидетельствуют о том, что учителя в любых регионах России и стран ближнего зарубежья имеют одни и те же особенности, связанные с копингом. Большая часть из них проявляет в напряженных социальных ситуациях эмоциоцентрирован-ный копинг. Это обстоятельство легко объясняется тем, что хороший учитель должен быть эмоционально теплым по отношению к детям. Такое свойство темперамента, как эмоциональная реактивность, непосредственно связано с эмоциоцентрированным копингом, а существование этого вида копинга обеспечено более примитивными механизмами психологической защиты - регрессией и проекцией. При этом проблемно-центрированный копинг связан с динамичностью и активностью и обеспечивается психологическим механизмом более высокого уровня - интеллектуализацией. Такой же механизм психологической защиты используют лица сбалансированного по копингу типа.Очевидно, что учитель начальной школы должен обладать высокой эмоциональностью, это позволяет ему быть ближе к детям, нуждающимся в его эмоциях. Однако оборотной стороной эмоциональной реактивности выступает эмоциоцентрированный копинг. Он поддерживается более примитивными механизмами психологической защиты, в том числе проекцией, что может крайне негативно сказываться на образовательном процессе.Исследование показало сложность балансирования учителя первой ступени образования между эмоциональной теплотой в отношениях с ребенком и слабостью перед проблемной ситуацией, которая заложена в биологической природе учителя.На основании сказанного выше можно сделать следующие выводы:1..Копинг у учителей не зависит от региона проживания и возраста.2..Существует взаимосвязь копинг-стратегии с темпераментными характеристиками личности. Проблемно-центрированный копинг коррелирует с динамичностью, тогда как эмоциоцентрированный - с эмоциональной реактивностью.3..Механизмы психологической защиты у людей с разным типом копинга различны: при эмоциоцентри-рованном чаще отмечается регрессия, при проблемно-центрированном - интеллектуализация.4.Механизмы психологической защиты связаны с темпераментом: чем выше динамичность, тем меньше вероятность регрессии и больше вероятность интеллектуализации.

Ключевые слова

psychological defense mechanisms, teacher, temperament, coping, механизмы психологической защиты, темперамент, учитель, копинг

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Котова С.А.Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герценакандидат психологический наук, доцент
Всего: 1

Ссылки

Lazarus R.S., Folkman S. Stress, appraisal and coping. N.Y.: Springer, 1984.
Zurilla T.J., Nezu A. Social problem solving in adults // Advances in cognitive-behavioral research and therapy. N.Y.: Academic Press, 1982. Vol. 1. P. 201-274.
Форманюк Т.В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя // Вопросы психологии. 1994. № 6. С. 57-64.
Стреляу Я., Митина О., Завадский Б. и др. Методика диагностики темперамента (формально-динамических характеристик поведения). М.: Смысл, 2007.
Криулина А.А. Эргодизайн образовательного пространства (Размышления психолога). М.: ПЕР СЭ, 2003.
Слободчиков В.И., Исаева Н.А. Психологические условия введения студентов в профессию педагога // Вопросы психологии. 1996. № 4. С. 72-80.
Кабрин В.И. Стресс, транс и личностный рост в коммуникативных мирах студентов: Руководство по методу моделирования коммуникативных миров. Томск: ТГУ, 2000.
Захарова Л.Н., Сергеюк П.И., Кузъминова М.П. Тревога, эмоциональная напряженность и стресс в профессиональной деятельности учителя // Психология человека в условиях социальной нестабильности / Под ред. Б.А. Сосновского. М., 1994. С. 178-202.
Нартова-Бочавер С.К. «Coping behavior» в системе понятий психологии личности // Психологический журнал. 1997. Т. 18, № 5. С. 20-30.
Николъская И.М., Грановская Р.М. Психологическая защита у детей. СПб.: Речь, 2001.
Миронова М.Н. Попытка целостного подхода к построению модели личности учителя // Вопросы психологии. 1998. № 1. С. 44-53.
Каменская В.Г.. Социально-психологические основы управленческой деятельности. М.: Смысл, 2002.
Каменская В.Г.. Психологическая защита и мотивация в структуре конфликта. СПб.: Детство-пресс, 1999.
Бодров В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление. М.: ИП РАН, 2006.
Диагностика типологий психологической защиты (Р. Плутчик в адаптации Л.И. Вассермана, О.Ф. Ерышева, Е.Б. Клубовой и др.) // Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М.: Изд-во Института психотерапии, 2002.
Абабков В.А., Перре М. Адаптация к стрессу. Основы теории, диагностики, терапии. СПб.: Речь, 2004.
 ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПЕДАГОГА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ЕГО КОПИНГ-СТРАТЕГИИ | Сибирский психологический журнал. 2009. № 31.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПЕДАГОГА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ЕГО КОПИНГ-СТРАТЕГИИ | Сибирский психологический журнал. 2009. № 31.