ОТНОШЕНИЕ КО ВРЕМЕНИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ, ПРИНИМАВШИХ УЧАСТИЕ В БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЯХ | Сибирский психологический журнал. 2009. № 32.

ОТНОШЕНИЕ КО ВРЕМЕНИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ, ПРИНИМАВШИХ УЧАСТИЕ В БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЯХ

Рассматриваются значение времени, суждения о времени и их связь с личностными особенностями у офицеров, принимавших участие в боевых действиях.

TIME RELATION OF THE PROFESSIONAL MILITARY MEN WHO WERE TAKING PART IN BATTLE OPERATIONS.pdf Развитие личностных особенностей профессиональных военнослужащих, принимавших участие в боевых действиях, осуществляется во времени и с «временным» содержанием его жизни. При этом предметом, материалом, формирующим их личностные особенности, выступают не только психологические содержания, «привязанные» к актуальному (настоящему) моменту, но и к прошлому, и к грядущему.Время является одной из важнейших составляющих жизни, оно связывает все структуры реальности, пронизывает все сферы жизнедеятельности человека. Необходимость психологического изучения представления о времени и отношения к нему обусловливается тем, что все процессы - и внешние по отношению к человеку, и внутренние (психические) - разворачиваются и происходят во времени. Время неотделимо от субъекта; время является связующим звеном в образе мира субъекта и одновременно составляющей образа мира.Проблема восприятия времени, отношения человека ко времени, организации им своего времени давно разрабатывается в психологических исследованиях. Данную проблематику изучают в рамках концепции жизненного пути личности [2, 10, 11] и организации времени жизни [1, 7], концепции временной трансспек-тивы личности [3, 8, 15] и психологического времени личности [5, 6].Профессиональная деятельность офицера морской пехоты является составляющей его жизнедеятельности, в которой все характеристики времени особенно значимы. В бою действия офицера должны отвечать временным требованиям, предъявляемым условиями экстремальной ситуации. Состояние трудоспособности предполагает умение решать временные задачи синхронизации и последовательного упорядочения, производить разбор уже сделанного и уметь планировать будущее. Увеличивающиеся временные требования к офицеру в экстремальной ситуации, обусловленные стресс-факторами, перегрузками, напряжением, вызванными ритмами и условиями современного боя, в значительной степени влияют на временное (темпоральное) изменение опыта личности профессионального военнослужащего, принимавшего участие в боевых действиях.Фундаментальное влияние опыта участия в боевых действиях на жизнь воевавшего человека ярко и убедительно показал психоанализ [16, 17]. Но это не значит, что судьба человека фатально предопределена его прошлым, личность военнослужащего не только функция опыта: и опыт, и судьба являются в определенной мере функциями личности военнослужащего. Военнослужащий, принимавший участие в боевых действиях, может изменять себя, опираясь на предшествующий опыт.В новом всегда так или иначе сохраняется старое, выступающее одной из движущих сил развития нового. Последствие - результат и продолжение движения, след, который прошедшее оставляет в новом. Оно обнаруживается постоянно и у человека, начиная с памяти и психических состояний и кончая качествами и другими индивидуальными (личностными) особенностями, социальным поведением, в значительной степени являющимися следом пройденного жизненного пути.В современной психологической литературе приводятся результаты исследований в рамках концепции организации времени жизни, в которых представление о времени связывается с включенностью в социальную динамику [1]. Исследования соотнесенности отношения человека ко времени с его личностными особенностями отсутствуют, что и определило цель нашего исследования.Суждение о времени является лингвистическим выражением значения времени для субъекта. В суждение о времени человек включает переживание, представление, восприятие времени и отношение к нему. Психологическое время личности не является точным понятием, обозначающим исследуемый предмет, так как оно есть представление о времени жизни, субъективное преломление времени объективного, переживание собственного бытия, и, таким образом, не исчерпывает отношение ко времени в целом.Материал и методы. Выборка сформирована из 98 офицеров морской пехоты в возрасте от 25 до 35 лет (средний возраст 32 года), прошедших профессионально-психологический отбор для службы в Вооруженных силах РФ и участвовавших в боевых действиях в Чеченской Республике в 1995-1996 гг. По данным ежегодного медицинского осмотра на пригодность к службе в морской пехоте, все офицеры не страдали органическим поражением головного мозга, психотическими расстройствами, не имели в анамнезе тяжелых ранений, физических травм. Все обследуемые служили в боевых подразделениях и постоянно принимали участие в боевых действиях (штурм зданий, отражение атаки в обороне и т.д.). Все участники проходили обследование в конце 1999 - начале 2001 г., т.е. спустя четыре года после участия в боевых действиях. С каждым испытуемым проводилась предварительная беседа, в ходе которой его ознакомили с условиями интервью. Все участники письменно подтвердили свое согласие на участие в нем. Суждение о времени изучалось при помощи проективной методики «Нарисуй время» и составленных нами в рамках исследования личностных особенностей профессионалов, принимавших участие в боевых действиях, анкеты и нестандартизованного направленного интервью.Методика «Нарисуй время» позволяет в символической (знаковой форме) представить актуальную для испытуемых идею времени, а также их отношение со временем [9]. Неопределенность стимуляции, отсутствие ограничений в выборе ответов, отсутствие оценки ответов - все эти особенности, характерные для проективных методик, позволяют выявлять осознаваемое и неосознаваемое в символическом содержании сознания респондента. Критериями интерпретации рисунков в нашем исследовании служили физические характеристики рисунка и его предметное содержание.Анкета и нестандартизованное направленное ин-тервъю позволяют рассматривать индикаторы временной ориентации на прошлое, настоящее и будущее через вопрос: «С каким из следующих суждений Вы согласитесь?». Ответы: «Время, в котором мы сейчас живем, - это мое время»; «Мое время ушло»; «Мое время еще не пришло» и «Затрудняюсь ответить». Индикатор жизненных перемен рассматривается через вопросы об изменении отношения к жизни, об изменении во взаимоотношениях с окружающими и мнении о самом себе.Для исследования личностных особенностей использовались стандартизированный многофакторный метод исследования личности (СМИЛ) [14], метод диагностики межличностных отношений (ДМО) [12], метод цветовых выборов (МЦВ) [13].Результаты исследования и их обсуждениеПо проективной методике «Нарисуй время» 98 рисунков были распределены в соответствии с выделенными критериями на следующие группы.По критерию «предметное содержание рисунков»:«Время - это настоящее, прошлое и будущее» - временная перспектива респондентов обозначена через события (рисунки), отражающие настоящее, прошлое, будущее, - 46 рисунков; «Время - движение» - временная перспектива обозначена через идею развития, изменения, движения - 32 рисунка; «Время не существует» - временная перспектива не обозначена - 7 рисунков; «Время - это жизнъ» - временная перспектива обозначена актуальностью настоящей жизни - 13 рисунков.Типы суждения: «Время - это настоящее, прошлое и будущее». Время представляется как величина конечная, поскольку существуют начальная и финальная точки отсчета. В рисунках данный тип суждения был выражен различными единицами измерения: в виде прямой с надписью настоящее, прошлое и будущее; график с обозначением событий настоящего, прошлого и будущего; рисунки периодов человеческой жизни: рождение человека, его жизнь и старость. Независимо от единицы измерения время представляется линейным, его течение необратимо - от прошлого к настоящему и будущему.В рассказах, характеризующихся данным типом суждения о времени, подчеркиваются ценность времени, его исторический аспект. Отношение ко времени эмоционально амбивалентно, т.е. включает в себя и положительные, и отрицательные эмоции (в рисунках: обозначение колокола, который своим боем напоминает памятные даты; на графиках и прямых обозначение кружками или цветными крестиками памятных дат жизни). Человек активен во времени, но тем не менее не властен над ним. Среди ассоциаций наибольшую частоту имеют обозначающие промежутки времени - насечки на временной трансспективе (воспоминания о погибших, счастливые моменты жизни до участия в боевых действиях, на войне и после нее).«Время - движение». В рисунках данного типа суждения встречаются нарисованная сверху вниз стрела; часы с таймером; часы с надписью «пора спешить» или «время -это движение»; летящий самолет, река с изображением течения. Для этого типа суждения характерно упоминание быстроты или медленности движения времени, субъективности его восприятия человеком. Со словом «время» у респондентов ассоциируются слова, обозначающие какой-либо вид движения, например «течение», «бег», «полет». Они отмечают в своих рассказах о времени обязательный элемент изменчивости, выраженный в терминах движения: рост, развитие, упадок, переход и т.п. Также подчеркивается важность правильной организации времени и своевременности наступления событий.«Время не существует». К рисункам этого типа суждений относятся, прежде всего, изображения Вселенной, космоса, планет, звезд, комет. Респонденты во времени не видят ничего, кроме абстрактного феномена, не имеющего к особенностям их жизни никакого отношения. Так они говорят в своих рассказах о времени. Со временем связываются мысли о смерти, о конечности всего существующего, о власти времени над вещами, и в конечном итоге преобладают отрицательные эмоции по отношению ко времени. То есть наблюдается отождествление времени со смертью, которая является для них травмирующим фактором.Основными моментами, характеризующими суждения «Время - это жизнъ», являются деятельная актив-ная сторона жизни субъекта, декларация необходимости правильной организации времени жизни, сетование на нехватку времени, быстроту течения времени, ощущение ценности времени. В ассоциациях также много понятий, связанных с деятельностью, активностью человека: «служба», «самообразование», «отдых». Таким образом, данный тип суждения отличается сосредоточенностью на времени жизни и желанием успеть в ней как можно больше, «здесь и сейчас».Рисунки изображают самого человека; символы профессиональной деятельности (человек в форме, военная техника в движении, бегущие по дороге военнослужащие с оружием - «марш-бросок») и сферы отдыха (человек на рыбалке; человек с трубкой в кресле-качалке, возле телевизора; человек идет учиться).Рассматривая физические характеристики рисунка, можно выделить позитивное отношение (переживание) ко времени (отражено в 91 рисунке) и негативное отношение (переживание) (отражено в 7 рисунках).Качественный анализ рисунков выявил, с одной стороны, наличие временной перспективы, но, с другой -ее суженность - ограничение временной перспективы событиями ближайшего будущего (прошлого) у 13% респондентов, при этом у 7% респондентов в рисунке отражено негативное отношение ко времени. Такие результаты могут отражать особенности адаптации профессиональных военнослужащих к условиям военной службы после участия в боевых действиях.Наиболее многочисленную группу с учетом личностных особенностей офицеров морской пехоты (результаты методик СМИЛ, ДМО, МЦВ) в соответствии с выделенными временными типами суждений составляют военнослужащие (46 офицеров), для которых характерно суждение «Время - это прошлое, настоящее и будущее». В профиле СМИЛ отмечается повышение 4, 6 и 9-й шкал Т 62-69 (импульсивность, ригидность и оптимизм), при этом 2-я и 0-я (пессимистичность и ин-троверсия) самые низкие в профиле. Показатели метода диагностики межличностных отношений по образу «Я-актуальный» обнаружили наиболее высокие баллы по I октанту (М 9), соответствующему «властно-лидирующему» стилю интерперсонального поведения. При этом в образе «Я-идеальный» по методу ДМО обнаружены высокие баллы по VII (М 10) и VIII (М 10) октантам, соответствующим «сотрудничающему конвенци-альному» и «ответственно-великодушному» стилю интерперсонального поведения. По данным метода цветовых выборов, в этой группе было выявлено предпочтение ярких цветовых эталонов, а вероятность появления на значимой позиции красного и зеленого цветов была наиболее выраженной, что соответствует (согласно структурному значению каждого из цветовых эталонов) признакам стеничности, активности, общительности.В следующей большой группе военнослужащих, для которой характерно суждение «Время - это движение» (32 офицера), в профиле СМИЛ отмечается повышение 4, 9 и 6-й шкал Т 62-69 (импульсивность, оптимизм, ригидность). Показатели метода диагностики межличностных отношений по образу «Я-актуальный» обнаружили наиболее высокие баллы по I октанту (М 9), соответствующему «властно-лидирующему» стилю интерперсонального поведения. При этом в образе «Я-иде-альный» по методу ДМО обнаружены высокие баллы по VII (М 9) и VIII (М 10) октантам, соответствующим «сотрудничающему конвенциальному» и «ответственно-великодушному» стилю интерперсонального поведения.По данным метода цветовых выборов, в этой группе было выявлено предпочтение ярких цветовых эталонов, а вероятность появления на значимой позиции красного и желтого цветов была наиболее выраженной, что соответствует признакам стеничности, активности, общительности.В группу, для которой характерно суждение «Время - это жизнь», вошли 13 офицеров. По данным СМИЛ, в этой группе повышены 4 (Т 70-74), 6, 9 и 7-я шкалы (Т 62-69), значима позиция красного цвета в цветовом ряду МЦВ и преобладают I и II октанты (М 10) ДМО («властно-лидирующий», «независимо соперничающий») в образе «Я-актуальный», VIII (М 10) и VII (М 9) октанты ДМО в образе «Я-идеальный». Военнослужащие данной группы умеренно оптимистичны, с выраженным чувством юмора, эффективны в деятельности и зрелы в межличностном общении за счет самоконтроля, направленность на межличностное общение сочетается с типично мужским стилем поведения в коллективе, живость ассоциаций, в некоторой степени также проявляется прагматический, системный тип мышления, склонность к построению прочной системы взглядов и принципов. Данной группе свойственны основательность подхода к жизни, установившиеся ценности, принятие норм общества, знание жизни и людей, и на этой основе строится общение с другими и осуществляется деятельность.В группу военнослужащих, для которой характерно суждение «Времени не существует», вошли 7 офицеров. Они характеризуются повышенными 3, 1, 4 и 2-й шкалами (эмоциональная лабильность, невротический сверхконтроль, импульсивность, пессимистичность), низкой 0-й шкалой (интроверсия) в профиле СМИЛ, значимой позицией синего и зеленого цветов в цветовом ряду МЦВ и преобладанием VIII октанта (М 9) ДМО («ответственно-великодушный») в образе «Я-актуальный» и I (М 9) октанта («властно-лидирующий») ДМО в образе «Я-идеаль-ный». Военнослужащие данной группы характеризуются направленностью на межличностное общение, успешностью в межличностных отношениях за счет уступчивости, вербально-аналитическим когнитивным стилем (склонность к рефлексии, тенденция к обобщению), интуитивным целостным типом восприятия, впечатлительностью, склонностью к самоанализу, приверженностью традициям, ведущей к отсутствию непосредственности в поведении и высказываниях, даже некоторой зажатости. Возникающие психологические проблемы пытаются рационализировать или вытеснять из сознания. Подсознательно отторгают информацию, травмирующую личность, несовместимую с образом «Я». Потребность в понимании, любви и поддержке является ведущей.В исследовании 7 респондентов не могли отдать предпочтение какой-либо одной форме времени. Данный факт подтвержден результатами проективной методики «Нарисуй время», где 7 человек временную перспективу не обозначали - «Время не существует». Добавим сюда еще 2 опрошенных, ориентированных на прошлое. 9 респондентов не связывают себя с настоящим и не видят каких-либо перспектив в будущем. Это можно объяснить словами самих респондентов: «Там было настоящее дело, где я был востребован как профессионал», «Там какие-то особенные отношения между людьми, здесь я таких не встречал», «Мне не хватает той дружбы и того взаимопонимания, которое было там».При этом важно заметить, что остальные респонденты ориентированы на будущее (77,5%) и на настоящее (13%). Несмотря на то, что большинство респондентов ориентировано на будущее, 91% исследуемых военнослужащих подразделяют свою жизнь на три этапа (выявлено в результате интервью): до войны, война, после войны.Методики «Нарисуй время», свободное интервью и анкета позволили выделить две основные группы участников боевых действий: группа нормы (n-89) и группа повышенного психологического внимания (ППВ n-9). Критериями отнесения к группе «нормы» стали профессиональный рост, положительное отношение воина к своей профессиональной деятельности, суждение о времени: «Время - это настоящее, прошлое и будущее»; «Время - движение»; «Время - это жизнь».При разделении выборки на группы результаты обследования распределились следующим образом: по методике СМИЛ анализ значений шкал в группах «нормы» и ППВ по t-критерию Стьюдента выявил достоверные различия (p

Ключевые слова

время, суждение о времени, характеристики суждения о времени, личностные особенности, time, judgement about time, characteristics of judgement about time, personal features

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Кадыров Руслан ВаситовичВладивостокский государственный медицинский университеткандидат психологических наук, заведующий кафедрой общепсихологических дисциплинrusl-kad@yandex.ru
Кравцова Наталья АлександровнаВладивостокский государственный медицинский университеткандидат медицинских наук, доцент кафедры клинической психологииkranatali@yandex.ru
Всего: 2

Ссылки

Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991.
Ананъев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: Пзд-во ЛГУ, 1968.
Бороздина Л.В. Псследование уровня притязаний. М., 1985.
Василюк Ф.Е. Психология переживания (анализ переживания критических ситуаций). М., 1984.
Кроник А.А. Понятие психологического времени // Категории материалистической диалектики. М.: Пзд-во МГУ, 1988. С. 125-199.
Кроник А.А., Головаха Е.Н. Психологический возраст личности // Психологический журнал. 1983. № 5. С. 57-65.
Кублицкене Л.Ю. Организация времени личностью как показатель ее активности // Гуманистические проблемы психологической теории. М.: Наука, 1995. С. 185-192.
Левин К. Динамическая психология: Пзбранные труды. М.: Смысл, 2001.
Практикум по инженерной психологии и эргономике: Учеб. пособие / С.К. Сергиенко, В.А. Бодров, Ю.Э. Писаренко и др.; Под ред. Ю.К. Стрелкова. М.: Академия, 2003. С. 273-285.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. М.: Педагогика, 1989. Т. 2.
Рубинштейн С.Л. Человек и мир. М., 1997.
Собчик Л.Н. Метод диагностики межличностных отношений (адаптированный вариант интерперсональной диагностики Т. Лири): Методическое руководство. М.: ВНПППМТ, 1990.
Собчик Л.Н. МЦФ - метод цветовых выборов. Модифицированный восьмицветовой тест Люшера: Практическое руководство. СПб.: Речь, 2001.
Собчик Л.Н. Стандартизированный многофакторный метод исследования личности СМПЛ. СПб.: Речь, 2000.
Спиридонова И.А. Временная трансспекция как методический прием при исследовании разных форм патологии // Методы психологии. Ежегодник РПО. Ростов н/Д, 1997. Т. 3, вып. 2. С. 212-214.
Фрейд 3. О психоанализе // Фрейд 3. О клиническом психоанализе. М., 1991. С. 227-273.
Фрейд 3. По ту сторону принципа наслаждения // Фрейд 3. «Я» и «Оно». Тбилиси: Мерани, 1991. Кн. 1. С. 193-350.
 ОТНОШЕНИЕ КО ВРЕМЕНИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ, ПРИНИМАВШИХ УЧАСТИЕ В БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЯХ | Сибирский психологический журнал. 2009. № 32.

ОТНОШЕНИЕ КО ВРЕМЕНИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ, ПРИНИМАВШИХ УЧАСТИЕ В БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЯХ | Сибирский психологический журнал. 2009. № 32.