ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МАТЕРИ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОСОМАТИЧЕСКОГО ЗАБОЛЕВАНИЯ РЕБЕНКА (НА ПРИМЕРЕ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМЫ)
Рассматриваются сравнительные психологические характеристики личности матерей, имеющих детей, страдающих бронхиальной астмой.
PSYCHOLOGICAL FEATURES OF PARENTS AS THE FACTOR OF FORMATION PSYCHOSOMATICAL OF DISEASE OF THE CHILD.pdf Бронхиальная астма - одно из самых распространенных и тяжелых психосоматических заболеваний. Распространенность этой патологии среди детей, проживающих в промышленных городах нашей страны, колеблется от 0,6 до 1%.За последние три десятилетия распространенность бронхиальной астмы в детской популяции в России увеличилась на 300%. При этом до 25-30% больных детей страдают тяжелой формой бронхиальной астмы, характеризующейся частыми приступами удушья и практически постоянно сохраняющимися признаками нарушения проходимости бронхов [13].В Амурской области за последние десять лет увеличилась доля наблюдаемых в педиатрической сети детей, страдающих соматическими расстройствами, хотя и не имеющих органической патологии, с 40 до 70% [13]. Это отражает общие тенденции изменения структуры детской заболеваемости: уменьшение представленности болезней эпидемической группы при увеличении неэпидемической группы болезней, в том числе психосоматических [5].Взаимосвязь между психологическими особенностями личности и этиологией бронхиальной астмы не вызывает сомнений ни у врачей-аллергологов, ни у психологов. На роль психогенных факторов в формировании и рецидивировании бронхиальной астмы обращалось внимание во многих фундаментальных исследованиях, посвященных этиологии психосоматозов [1, 4-6].По данным Д.Н. Исаева, психогенные факторы играют существенную роль у 44% детей с бронхиальной астмой. В этой группе пациентов наиболее четко прослеживается связь между обострениями болезни и их эмоциональным состоянием. При этом эмоциональные факторы могут не только провоцировать приступ удушья, но и модулировать клинический ответ больного на контакт со специфическими аллергенами. Так, положительный эмоциональный фон может препятствовать развитию приступа бытовой бронхиальной астмы при пребывании больного в запыленном помещении, а даже приближение к дому, в котором у ребенка закономерно возникают приступы удушья, может сопровождаться выраженным затруднением дыхания [5].Сегодня, пожалуй, никто из родителей, не будет возражать против утверждения о том, что здоровье ребенка, его психика и личностные качества во многом определяются взаимоотношениями, которые складываются в течение жизни между формирующейся личностью ребенка и его ближайшим взрослым окружением. Но каждый из взрослых по-своему представляет и реально строит взаимоотношения с ребенком. Это во многом определяется разным пониманием сути воспитания -того, что является стержнем взаимоотношений между ребенком и взрослым, - воспитательных отношений [5].Искаженные взаимоотношения в семье из-за недостаточной откровенности, бесплодных споров, неспособности договориться между собой для решения семейных проблем, сокрытие семейных тайн от ребенка - все это крайне затрудняет ему возможность приспособления к жизни. Следует ли говорить, что такая неопределенная и, как правило, напряженная обстановка, в которой воспитывается ребенок, чревата риском для его здоровья [11].Обсуждая вопрос этиопатогенеза бронхиальной астмы, нельзя не остановиться на концепциях представителей психоаналитического направления, определяющих психологические особенности личности и внутрисемейные отношения как первичное звено в развертывании клинической картины бронхиальной астмы. Так, Ф. Александер рассматривает бронхиальную астму в детском возрасте как конверсионную реакцию, символическое выражение крика ребенка, тоскующего в связи с недостатком материнского внимания [1].Некоторые психологические особенности членов семьи представляют для любого ребенка потенциальный риск психосоматического расстройства. Это может быть связано, во-первых, с генетической передачей ребенку повышенной сенситивности, во-вторых, с влиянием психологических качеств личности родителей на жизнь в семье. Раздражительность и излишняя тревожность родителей лишают ребенка покоя, чувства уверенности. Родительские страхи могут стать причиной ограничения детской активности, так как ввиду идентификации с родителями ребенок, так же как и они, может переживать тревогу или страхи [12].Для изучения роли личностных особенностей родителей в этиопатогенезе бронхиальной астмы нами проведено исследование на базе Амурской областной детской клинической больницы г. Благовещенска.Выборка формировалась из матерей находящихся на стационарном лечении детей. Первая группа была сформирована из матерей детей, находящихся на лечении по поводу бронхиальной астмы, а вторая группа включала матерей детей, находящихся на лечении по поводу острой травматологической и хирургической патологии. Средний возраст исследуемых матерей - 34,5 года, а возраст детей - 7,5 года.В ходе исследования применялись следующие методики: тест Кетелла, опросник нервно-психической адаптации И.Н. Гурвич (1992), Томский опросник ригидности Г.В. За-левского (2000), модифицированный вариант диагностики межличностных отношений Л.Н. Собчик (1998).Психическая адаптация родителей является фактором, влияющим на динамику и течение заболевания ребенка [10]. Большое внимание при исследовании данной характеристики привлекло то, что уровень нервно-психической дезадаптации у обеих групп испытуемых оказался невероятно высок. В группе матерей детей с бронхиальной астмой средний количественный показатель данного признака составил 37,6, что соответствует статусу вероятно болезненного состояния дезадаптации, т.е. самому высокому, тогда как во второй выборке родителей - 21,9, что соответствует патологической дезадаптации (рис. 1).Ю.А. Александровский определяет дездаптацию как «поломку» в механизмах психического приспособления при остром или хроническом эмоциональном стрессе, которые активизируют систему компенсаторных защитных реакций [7]. Аналогичные проявления нарушений приспособления, носящие обратимый характер, В.Я. Семке (1988) были обозначены как психодезадап-тационные состояния. Наряду с утратой адаптивного характера реагирования, ломкой сложившихся механизмов психологической защиты эти проявления характеризуются проявлениями новых форм реагирования в виде тревожности или ригидности, выступающих основным фактором превращения аномальных личностных реакций в стойкие патохарактерологические расстройства. Можно предположить, что нарушения психической адаптации матерей, с одной стороны, являются реакцией на заболевание ребенка и факт госпитализации, а с другой - выступают в виде вторичных психогенных факторов, приводящих к еще большему усугублению болезненного состояния ребенка по типу «замкнутого круга».В ходе исследования были получены сведения о наличии тесной положительной корреляционной связи (r = 0,597 при p < 0,95) в первой группе респондентов между параметрами психическая ригидность и нервно-психическая дезадаптация.Для оценки достоверности различий было проведено диагностическое исследование сравниваемых групп. Анализируя с помощью U-критерия Манна-Уитни полученные данные, мы констатировали наличие достоверных различий по признаку нервно-психической дезадаптации, измеренной тестом Гурвича.Исследование показало, что признаки нервно-психической дезадаптации у мам детей с бронхиальной астмой выражены в более значительной степени, иэмп = 294 при икр = 338, p
Ключевые слова
психическая адаптация,
этиопатогенез,
бронхиальная астма,
психосоматоз,
mental adaptation,
a bronchial asthma,
psychosomatically diseaseАвторы
Смирнова Светлана Викторовна | Амурский государственный университет | кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики | smirnova2001@mail.ru |
Залевский Генрих Владиславович | Томский государственный университет | доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент РАО, заслуженный деятель науки РФ, член Всемирной федерации психического здоровья, заведующий кафедрой генетической и клинической психологии | usya9@sibmail.com |
Всего: 2
Ссылки
Александер Ф., Селесник Ш. Психосоматический подход в медицине // Психосоматика: взаимосвязь психики и здоровья: Хрестоматия / Сост. К.В. Сельченок. Минск: Харвест, 1999. С. 129-151.
Антропов Ю.Ф., Шевченко Ю.С. Психосоматические расстройства и патологические привычные действия. М.: Изд-во Института психотерапии, 1999. 98 с.
Бебчук М.А., Житловский В.Е. К вопросу об аффективных расстройствах при бронхиальной астме в подростковом возрасте // Научно- практическая конференция по неврологии и психиатрии детского и подросткового возраста. Калуга, 1988. С. 103.
Браун Дж. Психосоматический подход // Психосоматика: взаимосвязь психики и здоровья: Хрестоматия / Сост. К.В. Сельченок. Минск: Харвест, 1999. С. 42-69.
Исаев Д.Н. Психосоматические расстройства у детей: руководство для врачей. СПб.: Питер, 2000. 285 с.
Губачев Ю.М., Стабровский Е.М. Клинико-физиологические основы психосоматических соотношений. Л.: Медицина, 1981. 320 с.
Гурвич И.Н. Социальная психология здоровья. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1999. 1023 с.
Залевский Г.В. Фиксированные формы поведения индивидуальных и групповых систем (в культуре, образовании, науке и патологии). Томск: Томский государственный университет, 2004. 460 с.
Кравцова Н.А. Роль детско-родительских отношений в формировании психосоматических нарушений у детей и подростков (динамическая модель психосоматического дизонтогенеза) // Сибирский психологический журнал. 2005. № 22. С. 13.
Клиническая психология. 2-е междунар. изд. / Под ред. М. Перре, У. Баумана. СПб.: Питер, 2002. 1312 с.
Клюева Т.Н. Особенности состояния здоровья детей дошкольного возраста // Прикладная психология. 2001. № 4. С. 66-76.
Козидубова В.М. Особенности психосоматических нарушений при депрессиях у детей и подростков // Материалы научно-практической конференции по неврологии и психиатрии детского и подросткового возраста. Калуга, 1988. С. 94.
Моногарова Л.И., Бабцева А.Ф., Поддубная С.М. Динамика заболеваемости детей и подростков в Амурской области // Материалы областной научно-практической конференции «Состояние здоровья детей и подростков в йоддефицитном регионе». Благовещенск, 2008. С. 73-86.