ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ У ЛИЦ С НАРУШЕНИЕМ ФУНКЦИЙ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА | Сибирский психологический журнал. 2009. № 32.

ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ У ЛИЦ С НАРУШЕНИЕМ ФУНКЦИЙ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

Раскрывается специфика основных теоретических подходов в изучении профессиональных интересов молодежи на современном этапе развития общества, представлены результаты исследования особенностей профессиональных интересов лиц с нарушением функций опорно-двигательного аппарата.

THE FEATURES OF PERSONS' PROFESSIONAL INTERESTS WITH DIFFERENT LEVEL OF MOVING ACTIVITY.pdf В настоящее время, как отмечается в психолого-педагогической литературе, все более актуальной становится проблема профессиональной ориентации обучающихся, имеющих нарушения двигательной активности [2, 3]. Целью профориентации являются социальная адаптация и интеграция данной категории лиц с обществом, включение их в общественно полезную деятельность [4, 8, 9].Своевременное выявление профессиональных интересов у обучающихся, имеющих ограниченные возможности в двигательной активности [1, 10], позволит данной категории лиц удовлетворить профессиональные интересы с учетом своих физических возможностей [6, 9].Настоящее исследование нами проведено с целью выявления особенностей профессиональных интересов у лиц с нарушением функций опорно-двигательного аппарата.Материал и методы исследованияМатериалом исследования послужили данные, полученные нами в ходе проведения эксперимента. В эксперименте приняли участие учащиеся девятых классов муниципальной специальной коррекционной общеобразовательной школы для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии Специальной (коррекцион-ной) общеобразовательной школы VI вида № 27 г. Абакана Республики Хакасия, имеющие отклонения в двигательной активности вследствие недоразвития и деформации опорно-двигательного аппарата. Учащиеся данной школы обучаются по традиционной программе. Другую категорию информантов составили учащиеся средней общеобразовательной школы №15 г. Черногор-ска Республики Хакасия с нормальной двигательной активностью. Средний возраст испытуемых - 15,5 года. Количество школьников, вовлеченных в эксперимент, составило 106 человек.Для достижения поставленной цели нами был сформирован банк диагностических методов, адекватных цели исследования. В него вошли: 1) дифференциально-диагностический опросник (ДДО) Е.А. Климова [7], позволяющий получить данные, информирующие об интересах, предпочтениях учащихся; 2) методика «Карта интересов» (А.Е. Голомшток) [5], которая используется в целях профориентации и при приеме на работу; 3) методика Д. Голланда, предназначенная для определения профессионального типа личности испытуемых [10]; 4) опросник для определения профессиональных интересов подростков, позволяющий выявить профессиональные предпочтения учащихся [1]. В качестве интерпретационных методов нами выбран критерий ф* -угловое преобразование Фишера.Результаты и их обсуждениеПроведенное эмпирическое исследование позволило выявить следующие особенности профессиональных интересов у обучающихся, имеющих нарушения функций опорно-двигательного аппарата.Анализ данных, полученных с помощью дифференциально-диагностического опросника (ДДО) Е.А. Климова [7], позволил установить, что тип «Человек - Техника» является популярным типом профессий в группе исследуемых с нарушением функций опорно-двигательного аппарата (43,4% случаев) и в группе учащихся с нормальной двигательной активностью (17,3% случаев); (ф*=1,9; р

Ключевые слова

профессия, профессиональные интересы, профессиональное самоопределение, профессиональная мобильность, profession, professional interests, professional self-determination

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Якоцуц Ольга ЛеонидовнаИнститут саяно-алтайской тюркологии ГОУ ВПО «Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова»кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии, педагогики и методик национального и поликультурного образованияyakotsuts08@rambler.ru
Всего: 1

Ссылки

Архангельский С.Н. Схема профориентационного описания профессий // Школа и производство. 1966. № 10. С. 24-25.
Борисова Е.М. Индивидуальность и профессия. М.: Знание, 1991. 80 с.
Брылякова Л.Л. Руководство выбором профессии: Учеб. для вузов. М.: Наука, 1983. 279 с.
Гинзбург М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопросы психологии. 1994. № 3. С. 43-52.
Голомшток А.Е. Выбор профессии и воспитание личности школьника: Учеб. для вузов. М.: Педагогика, 1972. 160 с.
Захаров Н.И. Профессиональная ориентация школьников: Учеб. пособие. М.: Просвещение, 1988. 170 с.
Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: Учеб. пособие. М.: Академия, 1996. 512 с.
Коломинский Я.Л. Человек: профессия: Учеб. пособие. М.: Просвещение, 1986. 223 с.
Особенности психофизического развития учащихся специальных школ для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата / Под ред. Т.А. Власовой. М.: Просвещение, 1985. 120 с.
Психология популярных профессий / Под ред. Л.А. Головей. СПб.: Наука, 2003. 190 с.
 ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ У ЛИЦ С НАРУШЕНИЕМ ФУНКЦИЙ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА | Сибирский психологический журнал. 2009. № 32.

ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ У ЛИЦ С НАРУШЕНИЕМ ФУНКЦИЙ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА | Сибирский психологический журнал. 2009. № 32.