Категория пассионарных детей обладает комплексом личностных качеств, которые могут быть как социально значимыми, так и асоциальными. Своевременная диагностика позволит педагогу-психологу формировать у детей социально значимые пассионарные личностные качества. Предлагаются диагностические методики на определение пассионарных качеств личности в период дошкольного и младшего школьного детства.
PSYCHOLOGICAL-PEDAGOGICAL DIAGNOSTICS PASSIONARNESS QUALITIES OF THE PERSON AT CHILDREN.pdf В современном обществе появилась категория детей, обладающих повышенным уровнем личностной активности. Исследователи называют их разными терминами: дети индиго, дети-катастрофы, неуязвимые. Но все авторы едины во мнении, что качества личности этих детей базируются не только на личностной активности, но составляют целый комплекс личностных характеристик. Аналогичный комплекс личностных характеристик соответствует пассионарной личности, которой свойственна повышенная тяга к активной деятельности. По мнению Л.Н. Гумилева, «пассионарность имеют почти все люди, но в чрезвычайно разных дозах. Она проявляется в различных качествах: властолюбии, гордости, тщеславии, алчности, зависти и т.п., которые с равной легкостью порождают подвиги и преступления, созидание и разрушение, благо и зло, но не оставляют места равнодушию» [5].Психолого-педагогическая работа с пассионарными детьми должна быть направлена на развитие их положительных качеств личности и реконструкцию социально-негативных проявлений в деятельности. Весь комплекс этих личностных качеств с целью их диагностики и психолого-педагогической коррекции необходимо выявить уже в период дошкольного детства.Общим для всех вышеперечисленных категорий детей является источник их активности, обусловленный негативными социальными или генетическими условиями, стимулирующими личность к выживанию. Источником активности детей-индиго исследователи называют крайне негативную болезненную наследственность со стороны одного или обоих родителей; неуязвимых детей -негативные социальные условия окружающей среды, в которой ребенок живет с рождения [18]; пассионарных детей - негативные социальные и климатические условия жизни [19], условия экологического кризиса [3], мутацию генов в процессе естественного предела воспроизводства [2]. Анализ источников их активности позволяет объединить эти категории детей в категорию пассионарных. Их активность становится свидетельством стремления индивида к выживанию в сложных условиях существования и как вида, и как отдельной личности.Еще одним объединяющим признаком для всех этих детей стала высокая потребность в поиске, которая позволяет им быть активными, творческими личностями с широким спектром психологических защит, помогающим им выживать в крайне негативных социальных ситуациях. Противоположная категория детей с пониженной активностью в деятельности обладает «выученной беспомощностью». Данное явление было зафиксировано В.С. Ротенбергом и В.В. Аршавским [16] в 1984 г.Понятия пассионарности и субпассионарности в теории Л.Н. Гумилева [4] практически отражают сущность таких понятий, как поисковая активность и выученная беспомощность, но при этом автор теории этнографии использует понятие пассионарности и субпассионарно-сти только с биологической точки зрения. По его мнению, пассионарии - особи энергоизбыточного типа, имеющие необоримое внутреннее стремление (осознанное или, чаще, неосознанное) к деятельности, направленной на осуществление какой-либо цели; субпассионарии -особи энергодефицитного типа, которые в силу неспособности абсорбировать из окружающей среды достаточное количество энергии не могут полноценно адаптироваться к среде.Определения с термином «особь» больше характеризуют биологические, а не социальные признаки человека. По-видимому, энергетические процессы, воздействующие на проявление пассионарности, могут быть свойственны как животному, так и человеку. Мы будем рассматривать пассионарного человека, у которого ярко проявляется повышенная тяга к деятельности, в отличие от животных, которые способны только к проявлению активности. Дополнительно нами выделена категория персистентные дети, которая характеризуется умеренным проявлением активности, малоизменяемо-стью и устойчивостью личностных характеристик.Нами выделены признаки, показатели и критерии пассионарности как социально-биологического феномена (табл. 1). Биологическими показателями определены уровень здоровья, тип темперамента, склонность к риску как проявление нервной возбудимости человека; социалъными - способность к адаптации, склонность к лидерству и доминанты в проявлении социальной половой роли (гендерные проявления).Для более точного определения характеристик пассионарных, персистентных и субпассионарных детейнеобходимо уточнить особенности их личностных характеристик. На основе анализа литературных и научных источников по теории пассионарности определены ведущие личностные характеристики пассионарной, персистентной и субпассионарной личности.Пассионарии обладают следующими личностными характеристиками: высокой степенью целеустремленности в любой деятельности; развитой волей в достижении цели, способностью к сверхнапряжениям; сверхадаптивностью (умением приспосабливать условия среды под себя); эмоциональной заразительностью (убедительностью); высоким уровнем поисковой активности; высокой агрессивностью (не всегда конструктивной); повышенной склонностью к риску; развитыми творческими способностями; стремлением к лидерству; оптимизмом.Персистенты обладают следующими личностными характеристиками: устойчивостью взглядов, консерватизмом; повышенной привязанностью к ближайшему окружению, семье; коммуникативностью, неконфликтностью; повышенной работоспособностью; жизнелюбием, детолюбием; стремлением к достижению успеха без склонности к риску.Субпассионарии обладают следующими личностными характеристиками: сниженной поисковой активностью до уровня «выученной беспомощности»; повышенной тревожностью; практичностью в деятельности (более с опорой на «выгоду» от деятельности); сниженным жизненным тонусом (лень, апатия, депрессия); болезненностью; неспособностью управлять своими влечениями; пессимизмом.По мнению В.И. Андреева [1], связь пассионарнос-ти с какими-либо психологическими особенностями можно установить на основе модели «The Big Five» -«Большой пятерки» личностных черт [10], более известной в разработке американских психологов Р. МакКрае и П. Коста в 1983-1985 гг. В настоящее время тест-опросник «Большая пятерка» в русском переводе адаптирован В.Е. Орлом в соавт. с А.А. Рукавишниковым иИ.Г. Сениным [12]. Пятифакторный тест-опросник представляет собой набор из 75 парных, противоположных по своему значению стимульных высказываний, характеризующих поведение человека. Это: экстраверсия -интроверсия; привязанность - обособленность; самоконтроль - импульсивность; эмоциональная неустойчивость - эмоциональная устойчивость; экспрессивность -практичность.Сочетание, свойственное пассионарной личности: экстраверсия, обособленность, импульсивность, эмоциональная неустойчивость и экспрессивность. Сочетание, свойственное персистентной личности: интроверсия, привязанность, самоконтроль, эмоциональная устойчивость и практичность. Сочетание, свойственное субпассионарной личности: интроверсия, обособленность, импульсивность, эмоциональная неустойчивость и практичность.С.П. Диков [7] предлагает измерять пассионарность как проявление стремления человека к риску. Автором предпринята попытка выявить количественные характеристики такого вида движения пассионарности в связи с оценкой склонности испытуемых к «бескорыстному риску» [15]. Это - готовность человека добровольно ставить себя в ситуацию потенциальной угрозы любого характера (в том числе связанную с возможностью причинения себе физического ущерба вплоть до угрозы жизни), при отсутствии какой-либо видимой перспективы получить за это материальное или социальное вознаграждение. Численно этот признак рассматривается как мера энергии (пассионарный заряд). Исследование может быть проведено с помощью Теста на склонность к риску, предложенного В.А. Петровским.Д.Г. Давыдов [6] предлагает внести новую терминологию: понятие пассионарности рассматривать как социально-историческое, а вигоросностъ - как характеристику активности человека, реализующуюся в конкретных поведенческих установках. В соответствии с концепцией В.А. Петровского [15] вигоросность можно рассматривать как надситуативную активность, не вытекающую непосредственно из требований ситуации. Вигорос действует во имя определенной цели, однако не эта ситуативная цель направляет его, а скорее повышенные требования к себе, требования достижения, избыточные для данной ситуации. У вигоросов менее выражена ценность собственной жизни, комфорта, продолжения рода и более - ценность достижения цели, приобретения (денег или знаний), тщеславия и т.д. Высокая значимость достижения такой цели явно перевешивает другие, более «близкие» потребности пассионарного субъекта. У субпассионариев, напротив, ведущее место в ценностной иерархии будут занимать «го-меостатические» ценности, связанные с непосредственным удовлетворением возникающих жизненных потребностей.Автором была разработана анкета «Внешний критерий пассионарности», состоящая из 59 вопросов-утверждений, которая фиксирует объективно происходящие события в жизни человека, выступающие в качестве внешних индикаторов вигоросности. Для диагностики ценностно мотивационной составляющей вигороснос-ти создана психолингвистическая методика «Техника выбора пассионарных слов», которая основана на предположении о различной значимости отдельных слов русского языка для лиц с высокой и низкой вигороснос-тью. Стимульный материал представляет собой набор из 50 слов-карточек. Испытуемый получает задание просмотреть карточки и, используя несколько наиболее подходящих, по его мнению, написать небольшой рассказ. Сопоставление частоты выбора определенного слова и уровня вигоросности выявило ряд наиболее подходящих слов-стимулов для определения уровня вигоросности: «дело», «удар», «слово», «боевой» и др. Проведенный анализ подтвердил, что вигоросность включает поисковую активность, установку на игнорирование других, своеобразное умение не принимать их в расчет при организации своей деятельности. С такой позицией сочетается возвышенность, романтизм цели, присущий виго-росам. Важной составляющей является установка на энергичность, напористость поведения, готовность к риску и противодействию.По мнению М.М. Зильберта [8], в качестве ведущего понятия пассионарности должно быть самоутверждение, т.е. ощущение своей значимости.Е.И. Кузьмина [9] для диагностики пассионарности предлагает использовать классификацию личностей А.Ф. Лазурского. Типы личности А.Ф. Лазурский [11] дифференцирует по типу активности (отношения) к среде: 1) недостаточно приспособленные («среда накладывает на личность свой отпечаток, насильственно приспособляя ее к своим запросам и требованиям и очень мало считаясь с эндоособенностями каждого отдельного индивидуума»); 2) приспособившиеся («обладают гораздо большей способностью приноровиться к окружающей среде, найти в ней свое место и использовать ее для своих целей»); 3) приспособляющие(ся) («.. .значительная напряженность, интенсивность душевной жизни заставляет человека не ограничиваться одним только приспособлением к среде, но стремиться и саму эту среду переделать, видоизменить сообразно своим собственным влечениям и потребностям... здесь мы встречаемся с процессом творчества»). По мнению Е.И. Кузьминой, пассионарии - личности третьего типа: они видоизменяют среду, подстраивают ее к своим целям - это одаренные, самостоятельно и неординарно мыслящие люди.Л.П. Павлова [13] отмечает, что исследование пассио-нарности должно быть направлено на определение доминанты мозга. «Доминанты мозга всегда стоят между человеком и средой. Какие доминанты, такие и мы сами, так реагируем на события и на других людей» [17]. Л.П. Павловой и А.Д. Ноздрачевым [14] создан комплекс методик определения силы и устойчивости доминант мозга у людей разного типа поведения, которые могут быть замерены с помощью специальной аппаратуры.Ценным, на наш взгляд, является вывод Л.П. Павловой о необходимости «избыточную энергию «мотора», по Л.Н. Гумилеву, своевременно выявлять прежде всего у подрастающих поколений с целью направленного воспитания аттрактивного «руля», до того как общество столкнется с неожиданными результатами действия -поведенческим экстремизмом» [16].Каждый автор ищет свой подход к диагностике пасси-онарности. Не все предложенные методики могут быть использованы педагогом в процессе диагностики детей, т.е. должны быть адаптированы к детскому возрасту.С опорой на основные личностные характеристики пассионарной, персистентной и субпассионарной личности нами были разработаны методики диагностики пассионарности у детей в условиях образовательного учреждения (табл. 2, 3).Наблюдение за деятельностью дошкольников в процессе игры: инициатор игры, игровые навыки развиты, проявляются творческие способности в игре, высокий уровень коммуникативности с детьми и взрослыми, отмечаются организаторские способности.Контент-анализ речи детей в процессе игровой деятельности и общения. Контент-анализ - это способ перевода в количественные показатели текстовой информации с последующей статистической её обработкой. Полученные количественные характеристики текста дают возможность сделать выводы о качественном, в том числе латентном, содержании текста. У дошкольников контент-анализ применяется для анализа их устных высказываний в процессе деятельности. Нами выделены особенности речи детей пассионарной, персистентной и субпассионарной категории. Содержательный анализ речи более точно помогает определить направление пас-сионарности у детей.Контент-анализ может быть самостоятельным методом диагностики, но чаще всего применяется в качествеТ а б л и ц а 2Внешние признаки проявления пассионарности у детей в процессе игровой деятельности и рассказыванияКатегории пассионарностиВнешние признаки Речь 1 Эмоции 1 ДеятельностьПассионарностьПреобладание пассионарных слов (в основном глаголов и местоимения «я»)Яркие эмоции, обладающие заразительностью, страстность, аффективность, оптимизмАктивная деятельность, частая смена позы, жестикуляция, высокая сила голоса, использование мимикиПерсистентностьПреобладание персистентных слов (в основном существительные и глаголы умеренной активности, использование местоимения «мы»)Умеренное проявление эмоций, сдержанность, повышение эмоционального фона в личностно значимых ситуациях, застенчивостьУмеренная активность, может длительно находиться в одном положении, не менять позы. Игра однообразна. Может играть один. Рассказ сопровождается мимикой, жестикуляция ограничена. Интонации уравновешенныеСубпассионарностьПреобладание субпассионарных слов (в основном существительных с прилагательными или производными от прилагательных в виде наречий «скучно», «неинтересно» и др., использование местоимения «они»)Низкий уровень проявления эмоций, равнодушие, апатия, проявление тревожности, пессимизмаСуетливость, малоподвижность, бездеятельность. Игры только в группе по инициативе других детей. Жестикуляция и мимика очень бедные. Сила голоса низкая, еле слышнаяТ а б л и ц а 3Проявление пассионарности в речи детейКатегории детейЧасти речи ГлаголыСуществительныеПрилагательныеМестоименияПобедитьГеройКрасныйПридуматьПобедаБоевойСобратьДелоДеловойПассионарныеПозвать ПризватьУдар УдачаВолевой АктивныйЯУбедитьЛюбовьИнтересныйНайтиСловоУвлекательныйСтрадатьБитваСтрастныйПопроситьПомощьЗеленыйСтаратьсяТрудСинийЗащититьСемьяКоричневыйПерсистентныеОбъединить ПомиритьЗдоровье ТерпениеЗаботливый ТрудолюбивыйМыУчитьДомСпокойныйИгратьДетиНадежныйГулятьРодителиОтдохнутьЛеньСкучныйПодождатьЕдаНеинтересныйПолежатьОтдыхЧерныйСубпассионарныеСпать БоятьсяПерерыв СонСерый ХмурыйОниПрятатьсяОтпускБольнойУйтиУсталостьГрязныйОтвернутьсяСтрахТревожныйвспомогательного метода или процедуры обработки данных, полученных при других исследованиях.Проективный анализ рисунков. Анализ проводится по результатам тематического рисования: «Детский сад», «Семья», «Школа» или в процессе свободного рисования по мотивам сказок.Анализ проводится на определение признаков пас-сионарности в рисунке: наличие людей в рисунке; люди заняты активной деятельностью; пассионарный лидер изображается более крупно, в центре листа, в яркой цветовой гамме; идентификация себя с лидером (употребление местоимения Я); присутствие в рисунке агрессивной символики (оружие, военные действия), преобладание мужской символики во внешнем виде и в деятельности персонажей; много рисунков.Рисование сопровождается речью ребенка: составляется оптимистичный рассказ о деятельности, игре, событии. Направленность пассионарности (конструктивная или деструктивная) определяется с помощью анализа сюжета рисунка и составленного рассказа по нему.Если рисование проведено по мотивам сказки, исследователем оценивается дополнительно социальная направленность пассионарности: предпочтение в изображении отрицательных или положительных персонажей, идентификация себя с типом персонажа.Биографический метод - представляет собой описание человека как личности и субъекта деятельности. Этот метод является историческим и одновременно генетическим, так как позволяет проследить динамику жизненного пути человека, учитывая экономические, социальные, моральные, этнопсихологические и психофизиологические аспекты. Исследование личности с помощью биографического метода может осуществляться с помощью анкеты или диагностической беседы. С родителями дошкольников для выявления условий формирования сохранения социально-ценностной пассионарности в семье может быть предложена анкета, содержащая следующие вопросы: о количестве членов семьи, лидирующей роли в семье взрослых, доминирующих методах стимулирования деятельности (поощрениях и наказаниях); наличии пространства для физического развития ребенка, степени занятости ребенка, его игровых предпочтениях, степени активности ребенка с рождения и по сей день, степени утомляемости ребенка в течение дня, наличии или отсутствии возможностей для посещения ребенком развивающих занятий, проведении досуга.Немаловажное значение имеет и диагностическая беседа с пассионарным ребенком: о его увлечениях и интересах, удовлетворенности в реализации своих интересов в семье и в детском саду; отношениях со сверстниками и взрослыми; наличии режима дня (сон, питание, периоды бодрствования и отдыха); эмоциональных переживаниях по поводу успехов и неудач в деятельности; своих достижениях (что умеет делать, какие достижения имеет в спорте или художественной деятельности, успехи обучения).Обработка результатов исследования предусматривает анализ содержания таблицы, куда в хронологическом порядке записываются даты, события, относящиеся к теме исследования. Далее ответы обрабатываются методом контент-анализа. Интерпретация результатов предусматривает анализ наличия пассионарного лидера в семье; создания условий и применения методов воспитания для сохранения природной пассионарнос-ти ребенка; наличия у ребенка пассионарных качеств личности; необходимости социализации пассионарных качеств, направления их в социально значимую деятельность.Игра в сказку как инструмент диагностики используется в процессе проведения развивающих занятий. Педагог при этом может собирать «диагностический материал»: к чему стремится ребенок; какие цели ставит; какими средствами и способами их достигает; как относится к опасностям и трудностям; какими способами их преодолевает; что ему мешает в его продвижении по выбранному маршруту; есть ли у него возможность выбрать собственный маршрут. Цель сказочной диагностики - исследование особенностей мировосприятия и миропонимания ребенка, его ценностных ориентиров, направленности его личности, уровня её активности, отношения ребенка к себе и к миру, способов взаимодействия с миром.Опросники и тесты, адаптированные к дошкольному возрасту. Подбирается комплекс диагностик на определение склонности к риску, адаптивности, инициативности, положения в коллективе, эмоционального состояния, развития воли, направленности личности, ценностных ориентаций.При определении категорий детей в классе, группе становится возможной разработка психолого-педагогической технологии по формированию социально-ценностной пассионарности у детей уже в период дошкольного и младшего школьного детства.
Андреев В.И. Поисковая активность как возможное проявление пассионарности субъектов и ее личностные корреляты с «Big Five» // Междисциплинарная научно-практическая конференция «Пассионарная энергия и этнос в развитой цивилизации». М.: Современная гуманитарная академия, 2007. Режим доступа: http://www.conf.muh.ru
Букалов А. В. Возникновение и исчезновение пассионарности этносов как следствие нового биологического эффекта // Соционика, ментология и психология личности. 2000. № 6.
Ганжа А.Г. Этногенез и окружающая среда // Учение Л.Н. Гумилева: опыт осмысления. М., 2007. С. 37.
Гумилев Л.Н. Конец и вновь начало. М., 1994.
Гумилев Л.Н. Этногенез и этносфера // Природа. 1970. № 1-2. С. 46-55.
Давыдов Д.Г. Пассионарность - от идеи к эмпирическим исследованиям // Междисциплинарная научно-практическая конференция «Пассионарная энергия и этнос в развитой цивилизации». М.: Современная гуманитарная академия, 2007. Режим доступа: http://www.conf.muh.ru
Диков С.П. «Ток пассионарности» и бескорыстный риск // Междисциплинарная научно-практическая конференция «Пассионарная энергия и этнос в развитой цивилизации». М.: Современная гуманитарная академия, 2007. Режим доступа: http://www.conf.muh.ru
Зилъберт М.М. К вопросу о сущности пассионарности // Междисциплинарная научно-практическая конференция «Пассионарная энергия и этнос в развитой цивилизации». М.: Современная гуманитарная академия, 2007. Режим доступа: http://www.conf.muh.ru
Кузьмина Е.И. Феномен пассионарности - миф или реальность? // Междисциплинарная научно-практическая конференция «Пассионарная энергия и этнос в развитой цивилизации». М.: Современная гуманитарная академия, 2007. Режим доступа: http://www.conf.muh.ru
Лаак Я., Бругман Г. Big 5: как измерить человеческую индивидуальность: Оценки и описания. М., 2003. 112 с.
Лазурский А.Ф. Классификация личностей // Психология индивидуальных различий / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. 2-е изд. М., 2002. С. 480.
Орел В.Е., Рукавишников А.А., Сенин И.Г. Методика NEOPI-R. Ярославль, 2004. 39 с.
Павлова Л.П. Пассионарность: принцип доминанты и поведение // Междисциплинарная научно-практическая конференция «Пассионарная энергия и этнос в развитой цивилизации». М.: Современная гуманитарная академия, 2007. Режим доступа: http://www.conf.muh.ru
Павлова Л.П., Ноздрачев А.Д. Доминанта и физиологическая лабильность // Вестник СПбГУ. 2005. Вып. 1, № 3.
Петровский В.А. Психология неадаптивной активности. М., 1992.
Ротенберг В.С., Аршавский В.В. Поисковая активность и адаптация. М., 1984. 192 с.
Ухтомский А.А. Доминанта как фактор поведения. Л., 1966.
Флейк- Хобсон К., Робинсон Б.Е., Скин П. Мир входящему: Развитие ребенка и его отношения с окружающим. М., 1992.
Фрумкин К.Г. Пассионарность: Приключения одной идеи. М.: ЛКИ, 2008. 224.