Представлены результаты феноменологического исследования опыта самоопределения, центрированного на юморе. В качестве данных взяты смыслы и значения, которые человек придает юмору в своей жизни. Материалом служил текст интервью с молодым человеком, идентифицирующим себя и свою жизнь с проявлениями юмора, считающим, что «юмор - это вся моя жизнь».
THE INTERNAL MEANING OF HUMOUR OF THE INNOVATTVE ACTIVITIES.pdf В попытке выделения нового раздела психологической теории и практики, названного В.Е. Клочко и Э.В. Галажинским «психология инновационного поведения», нет ничего искусственного. Для мирового сообщества открылся путь инновационного развития и, кажется, сворачивать с него оно не намерено [1].Самое распространенное и часто цитируемое определение инновационного поведения, занесенное в словари и справочники, дано социологами. «Инновационное поведение - инициативный тип индивидуального или коллективного поведения, связанный с систематическим освоением социальными субъектами новых способов деятельности в различных сферах общественной жизни либо созданием новых объектов материальной и духовной культур. Являясь средством осуществления инноваций социальных и относясь к активным типам поведения, инновационное поведение выступает основным способом развития индивида, коллектива, сообщества» [1].Иногда инновационное поведение определяют в контексте других понятий, таких как «культура инноваций», «инновационное сознание», «инновационное мышление», «инновационные настроения» [1]. Последнее понятие в данном списке хотелось бы раскрыть подробней и понять, что же действительно заключает в себе инновационное настроение.В интенсивно развивающемся мире совсем не находится места для эмоций. Человечество не стоит на месте, и новые идеи, новые технологии, новые мысли не сопровождаются простыми человеческими эмоциями. Люди, работающие в инновационной сфере, серьезно говорят о серьезных вещах, но не осталось места даже для такой простой эмоции, как юмор. Почему так серьезно проходят пленарные заседания, так сильна критика в адрес каких-то малейших ошибок, так тяжело восприятие действительно важных вещей? Вопросы, которые пока остаются без ответа.Инноваторы постоянно конструируют что-то новое, двигают нашу жизнь вперед - а это постоянные конфликты с внешним миром, стрессы от быстро меняющихся условий. По моему мнению, юмор действительно может помочь пройти этот путь менее болезненно. В своей работе я хотел бы осветить некоторые моменты интерпретации данного феномена для получения более полной картины современного инновационного общества.О том, что смех - лучшее лекарство, а юмор продлевает жизнь, слышали все. Так ли это на самом деле? Поисками ответа уже давно занимаются ученые-исследователи, но единого мнения до сих пор нет. Одни говорят, что юмор - это панацея чуть ли не от всех бед. Он может сделать человека духовно богаче, сильнее и здоровее. Другие настаивают, что лекарственные свойства смеха не имеют под собой никаких доказательств [4].Даже словарные определения слова «юмор» кажутся недостаточно точными:•·набор жизненно важных навыков, которые в условиях постоянно меняющейся жизни снимают напряжение, помогают сохранить гибкость и свежесть мысли, не дают закостенеть и сломаться [3];•приём в произведениях литературы и искусства, основанный на изображении чего-либо в комическом, смешном виде [4];•особый вид «комического», сочетающий в себе насмешку и сочувствие, внешне комическую трактовку и внутреннюю причастность к тому, что представляется смешным [2].Заметим, что в определенях нет общей мысли, общей идеи. Они могут дополнять друг друга, взаимодействовать, но найти в них общую линию интерпретации невозможно. Это наглядно показывает, что юмор - очень сложный феномен, который требует глубокого изучения.В научных исследованиях пытаются объективировать юмор и описать его в позитивных категориях. Результаты парадоксальным образом оказываются очень субъективны, зависимы от системы оценивания, разнообразны и даже противоречивы. Но не подвергается сомнению мысль, что юмор играет очень важную роль в жизни человека.Ничто не может оградить современного человека от проблем, связанных с бурным ростом темпов жизни. Современный человек должен привыкать к очень многому, но от этого проблемы в обществе только набирают обороты. Поэтому актуальной задачей является понимание таких практик, которые не только способствуют максимальной адаптации человеческого организма к требованиям окружающей среды в физиологических, социально-психологических и других аспектах, но и вводят человека в сферу самоосуществления, смысло-жизненной компетенции, жизнетворчества. Можно предположить, что одной из таких практик, которая поможет человеку решить эту задачу, является юмор.Несмотря на то, что в случаях, когда юмор «имеет место», он очевиден, целостен и исчерпывающе ясен, отвлеченное понимание природы юмора выглядит очень многогранной и сложной задачей, требует обширных исследований и изучения. В данной работе представим результаты нашего исследования.Существует много споров по поводу того, в какую научную область можно отнести исследование юмора: психология, медицина, физиология, философия и т.п. Но ни отнесение к одной области знания, ни междисциплинарные подходы существенно не меняют ситуацию. И в психологии на этот феномен нет единого мнения.В антропологической традиции возникает представление о том, что юмор - это очень субъективный и многоплановый феномен, поэтому очень сложно составить полную и общую картину. В связи с этим адекватными являются феноменологическое исследование, анализ и интерпретация случая.Цель исследования: получение материала и интерпретация опыта, эксплицирующего смыслы юмора как способа переживания смысла жизни.Респондентом являлся мужчина 20 лет, студент. Материал для анализа получен в форме рефлексивного эссе (с добавлением из произведений собственного сочинения) самого респондента, дополненный последующими продолжительными полуструктурированными интервью, цель которых - получение данных, позволяющих понять и достичь более точного и глубокого понимания роли и смысла юмора в жизни инновационного человека.В результате исследования получены следующие данные:•·респондент использует юмор как защитный механизм против современного общества, его непонимания;•предпочитает бороться со своими страхами путем осмеивания их;•склонен окрашивать свою жизнь юмором, пытается каждый момент рассмотреть сквозь призму смеха и радости.Данные позволяют сделать вывод, что респондент определяет через юмор смысл своих действий. Именно в юморе мы видим основные детерминанты его существования, которые определяют основную его деятельность.Респондент доносит до нас, что он «живет в юморе, ради него». После проведения феноменологического исследования мы убеждаемся в этом. В изучаемом нами случае человек действительно поставил юмор на первое место и с помощью такого посредника между своим внутренним миром и внешним достигает баланса в жизни.Исследование позволило нам отойти от абстрактных, приблизительных и обобщенных суждений о юморе, которыми мы располагали вначале, приблизиться к более точному и действенному его пониманию. С помощью феноменологического исследования мы пришли к выводу о том, что юмор несет в себе смыслы существования человека в мире: смыслы, связанные с интенцио-нальностью сопротивления чему-то в себе и интенцио-нальностью становления собой.В изученном случае человек определяет смысл юмора как средство сопротивления всему непонятному, средство сопротивления устрашающим жизненным ситуациям и собственным страхам.Через юмор человек может определить свое место в мире, качество своей жизни.Результаты исследования свидетельствуют о том, что юмор - сложный феномен, очень большое поле для изучения - как для теоретического анализа, так и для практической деятельности.Юмор играет большую роль в жизни каждого человека. В условиях инновационной деятельности, постоянно возрастающего темпа жизни значительно повышаются требования к человеку и качествам его личности. Труд в условиях современного производства связан с резким увеличением объема производственной и общественной информации, с частой необходимостью ее переработки и принятия решений в условиях дефицита времени, с возрастанием социальной значимости этих решений. Все это нередко приводит к конфликтной ситуации и хроническому эмоциональному перенапряжению, которое сужает возможности личности.Таким образом, проведя исследование, я могу сделать предположение, что чувство смешного является одним из наиболее неуловимых предметов исследования, поскольку его возникновение зависит от целого комплекса факторов, но одним из важнейших предметов психологической практики.Обычно человеку трудно сказать, почему что-либо вызвало у него смех. Еще труднее проанализировать это стороннему наблюдателю. Эта трудность показывает, что для изучения данного феномена необходимо преодолевать не только методические, но и мировоззренческие ограничения, увеличивать потенциал рефлексии и феноменологической интерпретации повседневного опыта.Проделав эту работу, я попробовала доказать, что юмор - это не просто эмоция, особенно в условиях инновационной деятельности, это действительно защита для людей, которые двигают прогресс вперед.Даже в столь серьезных ситуациях всегда найдется место для смеха.
Галажинский Э.В., Клочко В.Е. Психология инновационного поведения. Томск: Томский государственный университет, 2009. 240 с.
Лукьянов О.В., Чичкова Г.В. Экзистенциальная традиция - юмор под покровом ума // Экзистенциальная традиция: философия, психоло- гия, психотерапия. 2004. Вып. 1(4). С. 72-104.
Эмоциональная саморегуляция: теоретические основы и прикладные аспекты. 2-е изд., испр. и доп. / Г.В. Акопов [и др.]. Самара: Сама- ра, 2002. С. 107-125.
Humour Research: в изучении юмора нет ничего смешного. Режим доступа: <http://www.membrana.ru/articles/simply/2003/03/05/194700.html>, свободный.