Представлены результаты исследования внутриличностной коммуникации. Автором описываются ее содержательные и структурные характеристики. Подчеркивается роль внутриличностной коммуникации в процессах самоопределения и саморазвития.
SUBSTANTIAL AND STRUCTURAL DESCRIPTIONS OF THE INTRAPERSONAL COMMUNICATIONS.pdf Перед человеком стоят задачи самоопределения, для осуществления которых ему необходимо использовать и развивать личностные ресурсы, одним из которых является внутриличностная коммуникация.С целью изучения содержательных и структурных особенностей внутриличностной коммуникации, а также ее роли в процессах самоопределения было проведено эмпирическое исследование. Методологической основой исследования послужили концепция коммуникативного пространства В.И. Кабрина [2], теории социального интеракционизма [5, 7, 8], экзистенциально-гуманистические теории личности [3, 4, 6].В исследовании приняли участие 325 человек. Авторы в процессе работы использовали метод моделирования коммуникативного мира (ММКМ), методику личностного дифференциала, самоактуализационный тест (САТ) и проективный графический тест «Автопортрет». Материалами исследования послужили рефлексивные самоотчеты и дневниковые записи респондентов. Для количественного и качественного анализа данных применялись: контент-анализ, кластерный анализ по Евклидовой метрике и методу Уорда, корреляционный анализ по критерию Пирсона, метод интерпретации проективных тестов.Научное определение внутриличностной коммуникации (аутокоммуникации) заключается в ее понимании как коммуникации, замкнутой на одном субьекте, выступающем одновременно и коммуникатором, и реципиентом. В обыденном понимании ее определяют как «общение человека с самим собой». В теории Дж.Г. Мида подчеркивается, что значительную часть «^Шьлично-сти человека составляет осознанная внутренняя «беседа», организованная по типу межличностной коммуникации [8]. Подобное общение является интериоризиро-ванной формой социальных отношений [5, 7, 8]. Вероятно, поэтому его структура, как показывают результаты контент-анализа, аналогична структуре межличностного общения: она включает субьекта, темы, отражающие его намерения и цели, партнеров, формы, средства и функции общения [1. С. 47-48].По нашему мнению, главной характеристикой внут-риличностной коммуникации является ее тематическое содержание. Именно оно во многом определяет остальные структурные элементы коммуникативной ситуации. Темы выражают главные ценности и смыслы субьекта, его интересы и проблемы в различных сферах жизнедеятельности. Посредством анализа тематического содержания внутриличностной коммуникации обнаруживаются намерения и цели ее субьекта. Намерение определяет, что, зачем и почему человек хочет сообщить самому себе, хотя сам он может этого не осознавать. Однако в некоторых ситуациях подобное общение человеком осознается (когда необходимо решить проблему, принять решение и т.д.). В этом плане по намерению можно судить о функциях внутриличностного общения. Например, из потребности поддержать себя в трудной ситуации следует терапевтическая функция.Важным параметром внутриличностной коммуникации является партнер по общению. Партнерами могут быть образы реальных людей (наиболее значимых для субьекта) и вымышленные собеседники. Собеседники выражают свойственные человеку представления и смыслы. Это особенно характерно для вымышленных партнеров, поскольку они являются «элементами» личности человека как субьекта внутриличностного общения. Подобное общение возможно, поскольку партнеры обладают разными смыслами - психологически они не тождественны. Результатом подобного общения может стать либо полное различение смысловых позиций и как следствие - «конфликт» собеседников, либо появление результирующего смысла. Таким образом, конструктивным исходом внутриличностной коммуникации может служить изменение самой личности и ее интеграция [3, 7-8].Наличие определенного партнера указывает на форму внутриличностного общения. Например, образ реального человека или вымышленного собеседника указывает на диалогическую форму. Возможен и полилог, подразумевающий взаимодействие большего количества собеседников. Диалог и полилог имеют значение для развития личности, поскольку их итогом часто является появление нового смысла.Как показывают результаты кластерного анализа, внутриличностная коммуникация обладает экзистенциальными и аксиологическими характеристиками, которые являются основным предметом обсуждения в экзистенциально-гуманистических теориях личности [3-4, 6]. В первый кластер вошли показатели «сущность», самость», «свобода», «осмысленность» и «уединение», выявленные на основе контент-анализа текстов и содержательной части ММКМ. Поиск собственного внутреннего основания связан с самоопределением, с определением своих главных ценностей и смыслов. В процессе внутриличностного общения человек, в том числе благодаря присущим ему искренности, открытости, ответственности (шкалы личностного дифференциала), имеет возможность найти «центр» своей личности и идентифицировать себя с ним. В свою очередь, самоидентификация является основой самопонимания (тексты и содержательная часть ММКМ), самопринятия и самоуважения (шкалы САТа).Результаты корреляционного анализа показывают, что параметр «самость» положительно коррелирует со шкалой САТа «самопринятие» (r = 0,21; р = 0,01), шкалами личностного дифференциала - спокойствием, открытостью, силой (r = 0,46; r = 0,27; r = 0,26; р = 0,01) и взятыми из текстов показателями - смыслом, свободой, уходом от контактов (r = 0,29; r = 0,25; r= 0,21; р = 0,01).В ходе внутриличностной коммуникации респонденты обращаются к совести. Выявленный на основе контент-анализа показатель «совесть» коррелирует со шкалами САТа «ценностные ориентации», «самопринятие», «самоуважение» (r = 0,23; r = 0,21; r = 0,26; р = 0,01), с обнаруженными в текстах параметрами «уединение», «самопонимание» (r = 0,36; r = 0,25; р = 0,01). Присутствие в кластере шкалы САТа «ценностные ориентации», корреляция параметров «совесть» и «самоопределение» (r = 0,26; р = 0,01) показывают, что в общении с совестью определяются ценности и смыслы человека. От степени соответствия своего поведения собственным ценностям зависят самопринятие и самоуважение (шкалы САТа), а также методы самовоздействия: самокритика, самоприказ, самовнушение (параметры из текстов и содержательной части ММКМ).Показатели второго кластера говорят, что в процессе внутриличностной коммуникации человек осуществляет рефлексию, своеобразную «работу над ошибками», опираясь на свой опыт, вспоминая и анализируя поступки и события. Такие показатели, как познание (шкала САТа), решительность и самостоятельность (шкалы личностного дифференциала), высокая рефлексивность (параметр теста «Автопортрет»), позволяют говорить о степени глубины и эффективности внутриличностной коммуникации.В результате подобной «работы над ошибками» возможно появление новых смыслов и развитие личности. На это указывают корреляции показателей, выявленных на основе контент-анализа: «работа над ошибками» и «самоанализ» связаны со «смыслом» (r = 0,26; r = 0,33; р = 0,01), «переосмыслением» (r = 0,21; r = 0,26; р=0,01) и «открытием нового» (r = 0,26, r = 0,29; р=0,01). Шкалы САТа (креативность, ценностные ориентации) связаны со смыслом (r = 0,28; r = 0,26; р=0,01), самоопределением (r = 0,27; r = 0,21; р=0,01) и саморазвитием (r = 0,29; r = 0,24; р=0,01). Немаловажно, что подобная «внутренняя работа» приводит к возникновению позитивных эмоций, о чем говорит присутствие во втором кластере показателей ММКМ: стресс-транс в темах и партнерах, значимых интересах и характеристиках.Внутриличностная коммуникация способствует изменению и развитию личности. Показатели третьего кластера говорят, что внутриличностное общение способствует развитию, благодаря самораскрытию (показатели ММКМ: вектор роста в темах и открытость значимых тем), умению посмотреть на себя со стороны, стремлению преобразовывать себя (тексты и содержательная часть ММКМ)), самосензитивности (шкала САТа), удовлетворенности собой (показатель ММКМ: транс в партнерах и личных характеристиках) и стремлению к мудрости (тексты и содержательная частьММКМ).Полученные данные согласуются с корреляциями: показатели ММКМ «вектор роста в темах, партнерах и личных характеристиках» связаны со шкалой личностного дифференциала «открытость»: r = 0,24; r = 0,28; r = 0,34; р = 0,01. Параметр «самоизменение», взятый из текстов, связан с параметрами «самопознание» и «мудрость» (r = 0,22; r = 0,23; р = 0,01), показателем ММКМ «центрация в партнерах» (r = 0,39; р=0,01), шкалой личностного дифференциала «честность» (r = 0,24; р = 0,01). Показатели, выявленные на основе контент-анализа «самоанализ», «самоинтерес», шкалы САТа «самосензитивность» и «познание», коррелируют с показателем ММКМ «вектор роста в характеристиках»: r = 0,21; r = 0,23; r = 0,29; r = 0,25; р = 0,01.Категории контент-анализа, вошедшие в четвертый кластер, показывают, что именно диалогическое общение способствует изменению и развитию личности. С помощью партнера, которым является внутренний собеседник или субличность, человек планирует, моделирует различные ситуации деятельности и общения, пытается познать других людей, осуществляет социальное сравнение и социальную рефлексию. Показатель «партнер» коррелирует со взятыми из текстов параметрами «моделирование», «социальная рефлексия», «познание»: r = 0,23; r = 0,27; r = 0,26; р = 0,01. Можно сказать, что в целом респонденты удовлетворены подобным видом общения. Показатели ММКМ (транс в значимых интересах, центрация в партнерах и личных характеристиках) говорят, что респонденты стремятся к ценностной и рефлексивной внутриличностной коммуникации.Полученные результаты согласуются с основными принципами человеко-центрированного подхода К.Р. Роджерса, теории личности А.Г. Маслоу и концепции экзистенциальной коммуникации К. Ясперса [3, 4, 6]. В перечисленных подходах внутриличностная коммуникация понимается как процесс самопознания и самоопределения, ведущий к конструктивным изменениям, самоактуализации и развитию личности.Можно заключить, что внутриличностная коммуникация является непременным условием процессов самоопределения и саморазвития. Это позволяет считать ее важным внутриличностным процессом, способствующим сохранению, развитию и реализации Я человека в различных условиях его жизнедеятельности (особенно в настоящее время глобализации и утраты индивидуальности).
Кабрин В.И. Коммуникативный мир и транскоммуникативный потенциал жизни личности: теория, методы, исследования. М.: Смысл, 2005. 248 с.
Кабрин В.И. Ментальная структура и динамика коммуникативного мира личности: методология, методы, эмпирические исследования. Томск: УПТ ТГУ, 2002.
Маслоу А.Г. Мотивация и личность. Киев, 2004.
Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Прогресс, 1994. 480 с.
Шибутани Т. Социальная психология. Ростов н/Д: Феникс, 1998. 544 с.
Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.: Республика, 1994. 527 с.
Blumer H. Symbolic Interactionism. Perspective and Method. University of California Press, 1986. P. 208.
Mead G.H. Mind, self, society: From the Standpoint of a Social Behaviorist. Chicago: University of Chicago Press, 1967. P. 440.