Анализируется взаимосвязь образа будущего и реально используемых жизненных стратегий поведения, являющихся одним из значимых психологических оснований процесса построения жизненного пути у молодых людей, которые находятся на этапе профессионального самоопределения.
DISPLAY OF VITAL STRATEGY IN PARAMETRES OF THE FUTURE MODEL OF THE GENERATIONS OF YOUNGPEOPLE WHO ARE AT A STAGE OF PROF.pdf Проблема изучения человека в контексте его жизненного пути является одной из фундаментальных и актуальных в современной психологической науке и представляет собой достаточно обширную область научного поиска [1, 3]. Исследователи проблемы жизненного пути нередко поднимают вопрос о роли временной перспективы в формировании жизненного пути человека [1, 2, 5].В данной работе мы делаем акцент на временной перспективе, выдвигая на первый план целевую детерминацию настоящего психологическим будущим, оставляя тем самым за ее пределами разработки, посвященные представлениям о психологическом прошлом. Временная перспектива рассматривается нами как способ «присутствия» прогнозируемого и планированного будущего в настоящем, благодаря чему возникает и развивается связь актуальных действий с тем, ради чего они осуществляются, что находится в субьективном будущем [4]. Временная перспектива как организованные представления о будущем играет важную роль в регуляции поведения человека, и в частности оказывает существенное влияние на выбор молодыми людьми жизненных стратегий построения своего жизненного пути. С этих позиций жизненная стратегия предстает в качестве способа конструирования собственной жизни, прежде всего выбора ее направления в будущее.Гипотеза исследования строилась на предположении о том, что представления образа будущего у молодых людей являются одной из характеристик направленности жизненных стратегий.Выборку исследования составили студенты 4-х курсов различных специальностей ведущих вузов г. Томска. Общее количество испытуемых - 60 человек (30 юношей и 30 девушек) в возрасте от 19 до 24 лет. Из них 30 человек - студенты, постоянно проживающие в г. Томске (обучаются по месту жительства), и 30 человек, уехавшие из родного города для получения образования в г. Томске.Исследование выполнялось в несколько этапов. Первый этап (2006-2007 гг.): пилотажное исследование, в ходе которого изучались особенности образа будущего и отношения к нему у студентов, находящихся на этапе профессионального самоопределения. Второй этап (20082009 гг.): эмпирическое исследование, в ходе которого на основании полученных данных были выделены основные типы (модальность) жизненных стратегий студенческой молодежи. Отдельным этапом было лонгитюдное исследование. Нами проведен сравнительный анализ динамики параметров образа будущего спустя 2 года.На первом этапе исследования были использованы авторский опросник «Мой образ будущего» и методика мотивационной индукции (ММИ) Ж. Нюттена. В процессе качественного анализа результатов было выявлено, что ориентация на будущее у молодых людей носит различный характер, отражающий по преимуществу различные аспекты, связанные с перспективами будущего. Это позволило проанализировать содержательную наполненность образа будущего в различных жизненных сферах молодых людей, переживающих период жизненного и профессионального самоопределения. Так, было установлено, что только незначительная часть студентов (около трети от всей выборки) имеет протяженную перспективу будущего, характеризующуюся постановкой мотивацион-ных целей как в ближайшем, так и в достаточно отдаленном будущем, а также разработкой долгосрочных поведенческих проектов. Как уже было отмечено, необходимым элементом выраженной протяженности перспективы будущего является способность связать настоящее с будущим, в котором находится цель, которую предстоит достигнуть. Наиболее выпукло, с нашей точки зрения, эта способность проявляется в особенностях жизненной стратегии, выбор которой в той или иной степени осуществляется на этапе профессионального самоопределения. Различная протяженность перспективы будущего имеет важные последствия для мотивации студентов, а следовательно, существенным образом определяет их стратегию построения жизненного пути. Поэтому на втором этапе исследования на основании полученных результатов и при опоре на типологию жизненных стратегий К.А. Абульха-новой-Славской нами были выделены основные типы (модальности) жизненных стратегий молодежи: стихийно-обыденный тип регуляции времени жизни; функционально-действенный тип регуляции времени жизни; созерцательно-пролонгированный тип регуляции времени жизни; созидательно-преобразующий тип регуляции времени жизни.Основные типы жизненных стратегий характеризуются разной распространенностью среди студентов. Наиболее широко в исследуемой выборке представлен стихийно-обыденный тип регуляции времени жизни (48,3%). Данная группа студентов имеет короткую протяженность перспективы будущего, не принимает во внимание отдаленное будущее, они живут больше в настоящем. Для них «пять лет спустя» - это слишком далеко; можно утверждать, что эта временная точка находится за границами их жизненного пространства. Функционально-действенный и созерцательно-пролонгированный типы регуляции времени жизни представлены в значительно меньшей мере (21,6 и 13,3% соответственно). Созидательно-преобразующий тип представляет собой оптимальное соединение глубокого проникновения в общественные тенденции и имеет длительную жизненную перспективу, четкую жизненную концепцию и позицию, которая последовательно реализуется. Здесь имеют место овладение личностью временем жизни, его сознательная практическая творческая регуляция. Данный тип представлен также весьма незначительно (16,6%).С помощью комплекса специальных методик и разработанных бесед были составлены психологические портреты молодых людей с разными стратегиями построения своего жизненного пути. Комплекс конкретных методик включал методику «Шкалы психологического благополучия», предложенную К. Рифф (C. Ryff); «Тест жизнестойкости», разработанный С. Мадди; методику диагностики уровня субьективного контроля Дж. Роттера (УСК) и Томский опросник ригидности За-левского (ТОРЗ).Обобщенные результаты данного этапа исследования можно представить следующим образом. Распространенность основных типов жизненных стратегий различается у студентов-томичей и приезжих студентов. Так, у томичей чаще встречается созидательно-преобразующий тип регуляции времени жизни, чем у приезжих студентов. А это значит, что для данной группы молодых людей характерен высокий уровень субьективного контроля над любыми значимыми ситуациями. Они считают, что большинство важных событий в их жизни являются результатом их собственных действий, что они могут ими управлять, и, таким образом, они чувствуют свою ответственность за эти события и за то, как складывается их жизнь в целом. Такие студенты считают, что сами добились всего хорошего, что было и есть в их жизни, и что способны с успехом преследовать свои цели в будущем.Отличие томичей от приезжих подтверждает и сравнительный анализ средних значений с применением t-критерия Стьюдента, где были выявлены достоверные различия в уровне принятия риска (табл. 1). Томичи имеют более высокие показатели по шкале риска, чем приезжие. Таким образом, получается, что томичи, в отличие от приезжих, наиболее убеждены в том, что все то, что с ними случается, способствует их развитию за счет знаний, извлекаемых из опыта, неважно, позитивного или негативного. Они готовы действовать в отсутствие надежных гарантий успеха, на свой страх и риск.Распространенность основных типов жизненных стратегий существенно не различается в связи с профессиональной направленностью студентов. Среди студентов всех специальностей в наибольшей мере представлен стихийно-обыденный тип регуляции времени жизни. Как уже было отмечено, данные о доминировании среди студенческой молодежи стихийно-обыденного типа регуляции времени жизни имеют самый высокий процент (48,3%). Таким образом, почти половина всех студентов находится в зависимости от событий и обстоятельств жизни, они не успевают за временем, не могут организовать последовательность событий, программировать их наступление и предотвратить их осуществление. Этот способ организации жизни характеризуется ситуативностью поведения, текучкой жизни, отсутствием личностной инициативы.Распространенность основных типов жизненных стратегий имеет существенные различия в связи с ген-дерной принадлежностью студентов. Так, для юношей характерна тенденция к большей выраженности созидательно-преобразующего и функционально-действенного типа регуляции времени жизни, для девушек - стихийно-обыденный и созерцательно-пролонгированный тип регуляции времени. Следовательно, мы можем говорить о том, что юноши способны более активно, последовательно и, главное, инструментально выстраивать свой жизненный путь в соответствии со своим образом будущего. Девушкам в меньшей мере свойственна способность организовывать свою деятельность в соответствии со своими планами и целями.Кроме того, по результатам статистического анализа сравнения средних значений у двух групп респондентов -юноши и девушки, были выявлены достоверные различия в уровне выраженности показателей шкалы контроля (табл. 2). У юношей в большей мере присутствует убежденность в том, что борьба позволяет повлиять на результат происходящего, пусть даже это влияние не абсолютно и успех не гарантирован. Согласно полученным результатам можно утверждать, что юноши имеют более высокие показатели жизнестойкости, чем девушки. Юноши более способны выдерживать стрессовую ситуацию, сохраняя внутреннюю сбалансированность и не снижая успешность деятельности. Эти данные также могут обьяснить выбор юношами более «инструментальных» стратегий.Таким образом, мы можем говорить о том, что об-присутствия будущего в своем настоящем в качествераз будущего является одной из характеристик на-основания жизненной стратегии, представляется воз-правленности жизненных стратегий молодых людей,можным подойти к изучению жизненной стратегиинаходящихся на этапе профессионального самоопре-как мере осознания человеком транспективы соб-деления. Рассматривая транспективу собственногоственного движения и готовности подчинять ейдвижения, понимаемую как ощущение человеком(мере) свое поведение.
Нефедова Д.И. | Томский государственный университет | магистр 1-го года обучения факультета психологии | fedya1809@mail.ru |
Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 2001. 299 с.
Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. Киев: Наукова думка, 1988. 143 с.
Гришина Н.В. Психология жизненного пути // Психологический журнал. 2007. Т. 28, № 5. С. 81-88.
Мандрикова Е.Ю. Современные подходы к изучению временной перспективы личности // Психологический журнал. 2008. Т. 29, № 4. С. 54-65.
Регуш А.А. Психология прогнозирования: успехи в познании будущего. СПб.: Речь, 2003. 352 с.