ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ВХОЖДЕНИЯ МОЛОДЕЖИВ ИННОВАЦИОННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РАМКАХ ИННОВАЦИОННЫХ КОНКУРСОВ В НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ СФЕРЕ | Сибирский психологический журнал. 2009. № 34.

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ВХОЖДЕНИЯ МОЛОДЕЖИВ ИННОВАЦИОННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РАМКАХ ИННОВАЦИОННЫХ КОНКУРСОВ В НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ СФЕРЕ

Представлены промежуточные итоги разработки и апробации психолого-образовательных программ по вхождению молодежи в инновационную деятельность в рамках инновационных конкурсов в научно-технической сфере.

FEATURES OF PSYCHOLOGICAL & EDUCATIONAL SUPPORT OF INCLUDING OF YOUTH IN INNOVATIVEACTIVITY WITHIN THE LIMITS OF INNOVAT.pdf На факультете психологии ТГУ уже несколько лет выполняется ряд исследовательских проектов, связанных с психолого-образовательным сопровождением (ПОС) деятельности молодых инноваторов. В частности, разрабатывается модель актуализации социально-личностных компетенций интеллектуально одаренной молодежи в процессе вхождения в инновационную деятельность (ИД) в реальном секторе экономики и бизнеса на базе ресурсных центров (бизнес-инкубаторов), функционирующих при университетах России, с применением современных информационных технологий [3]. В данной работе представлены некоторые промежуточные итоги создания такой модели, разработки и апробации психолого-образовательных программ по вхождению молодежи в инновационную деятельность в рамках инновационных конкурсов в НТС.В основе данной работы лежат:1))представления об инновативности [2];2))анализ опыта работы коллектива сотрудников факультета психологии ТГУ по разработке модели ПОС вхождения молодежи в инновационную деятельность;3))собственный опыт автора по организации и проведению апробации психолого-образовательных технологий формирования мотивации к инновационной деятельности на площадке конкурса БИТ-Сибирь 2009 (январь - май 2009 года, г. Томск).Выделяют (О.М. Краснорядцева) 3 уровня вхождения молодежи в инновационную деятельность:•·в рамках образовательных программ, реализуемых в конкретных учреждениях профессионального образования;•в рамках сетевых форм взаимодействия будущих специалистов с потенциальными работодателями и сетевых структур кадрового обеспечения инновационной деятельности (например, Молодежный карьерный форум в Томске);•уровень вхождения в рамках молодежных инновационных конкурсов в научно-технической сфере, проводимых государственными некоммерческими организациями и частными инвестиционными компаниями.Каждый из этих уровней обладает специфическими особенностями и требует от участников особых компетенций. В частности, 3-й уровень вхождения молодежи в ИД предьявляет к участникам требования, во многом соотносимые и даже близкие требованиям современного реального бизнеса. Любой бизнес, а особенно инновационный, представляет собой сумму двух не сводимых друг к другу факторов / условий. Во-первых, это фактор бизнес-идеи, проекта, во-вторых, человеческий фактор: личность и команда, что стоят за той или иной идеей и будут ее воплощать. Первый фактор и его успешность определяются, с одной стороны, знанием бизнеса, маркетинга и навыками, имеющимися у бизнесмена, с другой - качествами проекта и технологии, готовящейся к внедрению и коммерциализации. Второй же фактор целиком и полностью определяется психологическими показателями: особенностями личности, наличием у нее необходимых для данной сферы деятельности социально-психологических компетенций, а также качеством командного взаимодействия - всем тем, что является сферой деятельности и результатом психологического сопровождения и практики. Помимо этого, все мероприятия данного уровня работают на условиях конкурсного отбора: команда инновато-ров представляет идею / бизнес-проект инвесторам, под который, в случае положительной экспертизы, получает финансирование.Мы рассматривали конкурсы и циклы мероприятий:•·конкурс УМНИК («Участник молодежного научного инновационного конкурса», Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической•·сфере);•·конкурс БИТ-Сибирь («Бизнес инновационных технологий», ООО БИТ, г. Москва);•система бизнес-инкубаторов вузов города Томска, которая включает цикл мероприятий по работе с молодыми инноваторами.Между собой мероприятия отличаются организацией, временными рамками, условиями создания команд и требованиями к работе с проектами, ожиданиями участников и организаторов к «выходу» проекта. В зависимости от особенностей конкурса и запросов его организаторов программа ПОС каждого из этих конкурсов может иметь некоторые качественные и количественные изменения. Однако конкурсная подоплека данного уровня вхождения молодежи в инновационную деятельность делает центральным два основных требования - к бизнес-проекту и команде. Так, в рамках инновационных конкурсов в научно-технической сфере молодые люди разрабатывают инновационные проекты, которые либо впоследствии будут представлены на суд потенциальных инвесторов (БИТ), либо идея которых уже получила некоторое финансирование и должна быть к конечному сроку воплощена в виде конкретного бизнес-продукта (УМНИК, бизнес-инкубаторы). Все это предполагает умения и навыки на этапах от формулировки идеи, разработки ее в реальной бизнес-команде и до воплощения в конкурентоспособный и финансово выгодный бизнес-продукт и презентации инвесторам.Помимо того, во всех конкурсах акцент делается в первую очередь на бизнес-команды: в программе УМНИК, в бизнес-инкубаторах и в конкурсе БИТ финансовую поддержку получают именно команды, формирующиеся на этапе конкурса или заранее. Они создаются как самими участниками, так и назначаются организаторами, экспертами и жюри конкурса соответственно тематике. Таким образом, вторым центральным требованием к участникам становится требование эффективного командного взаимодействия.Таким образом, работа по ПОС данного уровня вхождения в инновационную деятельность непосредственно должна ориентироваться на требования конкурсов, т.е. проектную и командную эффективность участников.Отметим, однако, что формирование бизнес-команд и эффективная проектная деятельность, в том числе презентация своего проекта и команды потенциальному инвестору, невозможны без хороших коммуникативных навыков участников. Необходимость выделения этого блока компетенций определяется также запросами самих участников конкурсов и их организаторами: они часто указывают на необходимость налаживания коммуникативных связей как внутри рабочих групп и внутри профессиональных сообществ, что могло бы помочь более глубокой проработке технической стороны проекта, так и внешних -между экспертами, инвесторами, участниками и организаторами конкурсов. Одной из центральных проблем является необходимость формирования профессиональных сообществ и среды молодых инноваторов.Актуализация личностных компетенций, необходимых для эффективной работы в условиях современного, а тем более инновационного бизнеса, требует также развития рефлексивных навыков. Именно способность к адекватной рефлексии ведет к развитию самоорганизации, помогает совладать с ситуацией неопределенности; формирует творческое мышление, лидерские качества и умение организовать работу в команде, а особенно системное и стратегическое мышление, так необходимого для эффективного бизнес-планирования. В результате появляются возможности оценки эффективности собственного поведения, качества презентации, коммуникативных возможностей, проекта и т.д.Таким образом, анализ требований современного бизнеса и условий инновационных конкурсов в НТС позволил нам выделить 4 основных группы компетенций, представляющих собой мишени психолого-образовательного воздействия в процессе сопровождения вхождения молодежи в инновационную деятельность в рамках инновационных конкурсов в НТС. На основании этого были оформлены соответствующие модули психолого-образовательной программы:•·проектный модуль. Его целью является развитие навыков проектной деятельности;•·модуль командообразования, предполагающий развитие навыков работы в команде у участников молодежных инновационных конкурсов, а также формирование реальных работающих бизнес-команд;•·модуль коммуникативных компетенций;•модуль развития рефлексивных навыков.На развитие одновременно нескольких компетенций, представленных в различных модульных блоках, как показывает опыт работы, системно работают одни и те же формы психолого-образовательной деятельности. Программа включает в себя серию мероприятий:1))психодиагностический блок, который также включает анализ мотивационных устремлений и формулировки личного заказа в рамках конкретного мероприятия;2))тренинговые мероприятия программы;3))рефлексивные семинары, в том числе - по итогам программы;4)консультации участников конкурса (индивидуальные и групповые) с психологами.Некоторые из обозначенных модулей частично перекрываются организационными, образовательными и событийными возможностями отдельных конкурсов.В таблице приведены модули, оценена степень их наполненности со стороны системы оргресурсов конкурса, мероприятия программы, направленные на развитие отдельных блоков компетенций.Апробация данной программы в такой логике ее построения проводилась на площадке конкурса БИТ-Сибирь 2009. По итогам полуфинала основной костяк финалистов регионального этапа составили участники, активно сотрудничавшие с психологами, а наиболее высокие оценки получили проекты, авторы и руководители которых являлись наиболее активными участниками мероприятий программы ПОС. Все это подтверждает результативность и соответствие данной программы поставленным целям.Результаты апробации данной модели ПОС показывают, что уровень успешности личности в сфере инноваций, бизнеса и предпринимательства во многом определяется готовностью человека использовать открывающиеся перед ним возможности, работать над собственными социально-психологическими дефицитами,Название модуляКонкурсы, самостоятельно предлагающие в своей программе отдельные мероприятия по данному модулюМероприятия программы ПОС, первоочередно влияющие на развитие компетенций соответствующих модулейПроектный модульБИТ, УМНИК, бизнес-инкубаторыТренинговые мероприятия Рефлексивный практикумМодуль командообразованияБИТТренинговые мероприятия Консультации с психологомМодуль коммуникативных компетенций-Тренинговые мероприятия Рефлексивный практикум Консультации с психологомМодуль развития рефлексивных навыков-Психодиагностические мероприятия Тренинговые мероприятия Рефлексивный практикум Консультации с психологома психолого-образовательное сопровождение меропри- дную эффективность участников в сфере предпринима-ятий конкурса позволяет повысить личностную и коман- тельской деятельности.

Ключевые слова

инновационные конкурсы в научно-технической сфере, программа психолого-образовательного сопровождения, innovative competitions in scientific and technical sphere, program of psychological & educational support

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Сметанова Ю.В.Томский государственный университетстарший преподаватель кафедры психологии личностиsmetanova@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Богомаз С.А. Измерение параметров личностного потенциала и мотивационной готовности к деятельности: опросниковые методы: Мето- дическая разработка для психологов, педагогов и специалистов, работающих в системе повышения квалификации, найма и отбора персонала. Томск: ТГУ, 2009. 25 с.
Клочко В.Е. Системная антропологическая психология и образовательная практика // Психология обучения. 2008. № 8. С. 10-23.
Модель психолого-образовательного сопровождения актуализации социально-личностных компетенций интеллектуально одаренной моло- дежи. Томск: ТГУ, 2007. Режим доступа: <http://psy.tsu.ru/model_umnik/> (дата обращения 05.02.2009)
Сметанова Ю.В. Отчёт по итогам психолого-образовательного сопровождения конкурса БИТ-Сибирь 2009. Томск, 2009. 16 с.
 ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ВХОЖДЕНИЯ МОЛОДЕЖИВ ИННОВАЦИОННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РАМКАХ ИННОВАЦИОННЫХ КОНКУРСОВ В НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ СФЕРЕ | Сибирский психологический журнал. 2009. № 34.

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ВХОЖДЕНИЯ МОЛОДЕЖИВ ИННОВАЦИОННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РАМКАХ ИННОВАЦИОННЫХ КОНКУРСОВ В НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ СФЕРЕ | Сибирский психологический журнал. 2009. № 34.