МОТИВАЦИОННО-СМЫСЛОВЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА | Сибирский психологический журнал. 2010. № 35.

МОТИВАЦИОННО-СМЫСЛОВЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА

Рассмотрены особенности мотивационно-смысловых образований личности студента вуза. Даны психологические характеристики мотивационно-смысловых образований достижения, аффилиации, познания, доминирования студентов-психологов в зависимости от курса и формы обучения. Определены особенности иерархии мотивационно-смысловых образований личности студентов в зависимости от курса и формы обучения.

MOTIVATION AND MEANING FORMATIONS OF A UNIVERSITY STUDENT'S PERSONALITY.pdf В современном мире растет количество психологических исследований, посвященных собственно внутреннему, духовному, в частности побудительному и ценностно-смысловому аспектам личности. Смысловые и мотивационно-смысловые образования рассматриваются в известных подходах А.Г. Асмолова [1], Б.С. Братуся [2], В.К. Вилюнаса [3], Д.А. Леонтьева [5] и др. По нашим представлениям, смысл и мотив в их психологической слитности задают направление и личностные смыслы не только конкретных действий или деятельностей человека. Мотивационно-смысловые образования, как отмечает Б.А. Сосновский [7], существуют и функционируют на личностном уровне, очерчивают основные контуры и придают смыслы всей жизни субъекта. Они реально субъективируют отраженный мир, очеловечивают и оживляют его, задают психическому образу конкретно-индивидные, субъектно-пристрастные параметры [7. C. 52]. Процессы смыслообразования осуществляются в отношениях мотива и цели [4]. Но не только и не столько. Смыслообразование производит психологически целостный субъект посредством всей системы собственной направленности. В ней по-своему соотносятся множественные отношения как «внутри себя» (связки: потребности - мотивы - цели - задачи -результаты и т.д.), так и различные внешние явления и факторы, условия и обстоятельства жизни и деятельности человека [7].Цель исследования, проведенного нами, - изучение особенностей мотивационно-смысловых образований личности студентов вуза, в зависимости от вида (очное и заочное) и курса (с 1-го по 5-й) обучения.Гипотезы исследования:1))выраженность мотивационно-смысловых образований у студентов разных курсов имеет свои особенности, характеризующиеся возрастанием средних величин аффилиации, достижения и познания от 1-го к 4-му курсам обучения, снижением исследуемых величин на 5-м курсе (кроме величины доминирования);2)выраженность мотивационно-смысловых образований имеет свои особенности у студентов заочной формы обучения, проявляющиеся в более низких показателях всех исследуемых мотивационно-смысловых образований (кроме аффилиации) по сравнению со студентами очной формы обучения. Общий объем выборки, представленной студентами психологического факультета, составил 266 чел., из них студенты 1-5-го курса очного отделения - 125 чел.; студенты 1-5 курса заочного отделения - 141 чел. Нами использован валидизирован-ный опросник Орлова-Сосновского, который позволяет измерить выраженность мотивационно-смысловых образований достижения, познания, доминирования, аффилиации и субъективное отношение к учению.Курсовая динамика величин мотивационно-смыс-ловых образований у студентов психологического факультета представлена в табл. 1; обозначены и статистически достоверные различия средних величин.Потребности в достижении и познании имеют положительную динамику и достигают максимума к 4-му курсу. Потребность в аффилиации максимальна на 3-м курсе. Потребность в доминировании имеет тенденцию к снижению от 1-го к 3-му курсу. Для 5-го курса характерна отрицательная динамика отношения к учению и всех потребностей, кроме доминирования. Эти изменения по-требностной сферы чрезвычайно важны, поскольку имеют выходы на реальную деятельность личности. Возрастание (от 1-го к 4-му курсу) потребностей в достижении и познании обычно характеризует протекающую учебу как успешную [6]. На 3-м курсе картина сложнее: при повышении потребностей в достижении, аффилиации и познании наблюдается некоторое снижение потребности в доминировании (на о/о) и «величины» отношения к учению. На 5-м курсе снижаются средние значения всех измеренных параметров, кроме потребности в доминировании для студентов очного обучения.С целью уточнения динамики, выявленной по методу поперечных срезов, было проведено лонгитюдное исследование группы студентов очного отделения в течение 4 лет обучения (табл. 2).Подтвердилась отмеченная ранее тенденция к росту значений познания, аффилиации, доминирования от 1-го к 4-му курсу. Выраженность смыслов достижения меняется не однонаправленно и уменьшается на 2-м и 3-м курсах. Для объяснения этого факта требуется проведение самостоятельных исследований.Для студентов заочного обучения (см. табл. 1) характерны более низкие показатели почти всех исследуемых мотивационно-смысловых образований, кроме аффи-лиации. Их динамика в целом аналогична отмечаемойдля студентов очной формы обучения. Наблюдается снижение потребностей в познании, интереса к учению, нет выраженного роста смыслов доминирования. Это можно объяснить тем, что для большинства студентов-заочников обучение в вузе не является основным видом деятельности. Получение диплома рассматривается как вынужденный этап в карьерном росте. Наконец, существует значимое различие студентов очного и заочного отделений по возрасту (р

Ключевые слова

направленность личности, мотив, смысл, мотивационно-смысловые образования, смыслообразование, personality orientation, motive, meaning, motivation and meaning formation, meaning formation

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Акимова Наталья НиколаевнаРоссийская академия образования, Рубцовский филиалдоцент кафедры психологии и педагогикиakimov_72mail.ru
Всего: 1

Ссылки

1.Асмолов А.Г., Братусь Б.С., Зейгарник Б.В. и др. Некоторые перспективы исследования смысловых образований личности // Психология личности: Сб. ст. М.: Вопросы психологии, 2001. С. 93-103.
Братусь Б.С. Аномалии личности. М.: Мысль, 1998. 304 с.
Вилюнас В. Психология развития мотивации. СПб.: Речь, 2006. 458 с.
Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977. 304 с.
Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. 2-е изд., испр. М.: Смысл, 2003. 487 с.
Орлов Ю.М. Потребностно-мотивационные факторы эффективности учебной деятельности студентов вуза: Автореф. дис. ... д-ра психол. наук. М., 1984. 33 с.
7.Сосновский Б.А. Мотив и смысл (психолого-педагогическое исследование). М.: Прометей, 1993. 198 с.
 МОТИВАЦИОННО-СМЫСЛОВЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА | Сибирский психологический журнал. 2010. № 35.

МОТИВАЦИОННО-СМЫСЛОВЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА | Сибирский психологический журнал. 2010. № 35.