ОСОБЕННОСТИ «ПРЕДМЕТНОГО ПОЛЯ» ЗАВИСТИ | Сибирский психологический журнал. 2010. № 35.

ОСОБЕННОСТИ «ПРЕДМЕТНОГО ПОЛЯ» ЗАВИСТИ

Приводятся результаты эмпирического исследования по выявлению различий в прямых и косвенных способах оценки зависти респондентами; выделяются основные предметы зависти к другим, а также представления о предметах предполагаемой зависти других к себе; предлагается двумерная модель предметов зависти, демонстрирующая неоднородность «предметного поля» этого понятия.

FEATURES OF THE "SUBJECT FIELD" OF ENVY.pdf Феномен зависти давно привлекал внимание философов, социологов и психологов. Упоминание о нем можно встретить в древнейших текстах человечества. Но в то же время Д. Кэмпос отмечает: «Гордость, стыд, вина, смущение, зависть и ревность всегда были областью поэтов и прозаиков, но не исследователей поведения. У человека с улицы это вызывает недоумение: почему столь распространенные в человеческой жизни эмоции столь редко становятся предметом научного исследования?» [6. С. 296]. Причин этому может быть несколько.Во-первых, несмотря на то, что зависть рассматривается различными науками еще со времен античности, при ее изучении акцент смещается скорее на моральную оценку данного чувства и его деструктивное воздействие, нежели на психологические механизмы. Возможно, именно то, что зависть является морально перегруженным понятием, имеющим исключительно негативную окраску, и усложняет изучение ее социально-психологической сущности.Во-вторых, зависть входит в число наименее признанных чувств и почти не упоминается при объяснении собственных установок и реакций, но в то же время достаточно часто приписывается окружающим.В последние годы в изучении данного феномена активизировались усилия социальных психологов (Л.С. Архангельская, И.Б Котова, В.А. Лабунская, К. Муздыбаев, Е.Е. Соколова и др.). Однако до сих пор в научной литературе не существует единого подхода к определению понятия «зависть». В зависимости от позиций исследователя она может трактоваться как «социальное чувство», «неприязненное, враждебное отношение», «порок», «проявление мотивации достижения», «социально-психологическая характеристика человека». Иначе говоря, сущность феномена зависти, дефиниции и методологическая проработанность этого понятия остаются по-прежнему недостаточными.К. Муздыбаев, обобщая различные точки зрения, считает, что зависть проявляется на разных уровнях: на уровне сознания - как осознание более низкого своего положения; на уровне эмоционального переживания -как чувство досады, раздражения или злобы из-за такого положения; на уровне реального поведения - как разного рода деструктивные акты, направленные на разрушение, устранение предмета зависти [5].В соответствии с этим он выделяет следующие компоненты зависти: 1) социальное сравнение; 2) восприятие человеком чьего-либо превосходства; 3) переживание досады, огорчения, а то и унижения по этому поводу; 4) неприязненное отношение или даже ненависть к тому, кто превосходит; 5) желание или причинение ему вреда; 6) желание или реальное лишение его предмета превосходства.Анализируя представленные К. Муздыбаевым компоненты зависти, Е.П. Ильин находит, что «здесь упущен главный компонент. Ведь зависть возникает не просто к тому, кто располагает тем, чего нет у завидующего. Она возникает только по поводу того, к чему у человека имеется пристальный интерес, что им высоко ценится и в чем у него имеется потребность. Это может быть зависть женщины, желающей, но не имеющей детей, к тем, кто их имеет; зависть человека с карьеристскими наклонностями к другому человеку, успешно продвигающемуся по службе, и т.д.» [1. С. 319]. Таким образом, Е.П. Ильин обращает наше внимание на необходимость более глубокого и детального рассмотрения специфики предметов зависти.Продолжая эту мысль, В.А. Лабунская отмечает, что предметное поле зависти практически не имеет границ. Субъект зависти сравнивает и оценивает разнообразные характеристики человека: ум, талант, эстетические параметры внешнего облика, статусы, роли, семью, детей, привлекательность для противоположного пола, достижения, карьеру, здоровье, жизненные перспективы, отношения и взаимоотношения между людьми и т.д. Короче говоря, предметом зависти может стать все то, к чему имеется пристальный интерес и что входит в идеальный конструкт жизни [4].Анализ социально-психологической литературы показал, что ранее не предпринимались попытки детально исследовать предметное поле зависти - авторы ограничивались простым перечислением предполагаемых предметов.Целью проведенного нами эмпирического исследования стало изучение особенностей предметного поля зависти. Была разработана авторская анкета, которая включала в себя и блок вопросов, направленный на определение основных предметов зависти. Обработка результатов осуществлялась при помощи факторного анализа и сравнения средних показателей по t-критериюСтьюдента; математическая обработка полученных данных - при помощи пакета программ SPSS 13.0 for Windows. В эмпирическом исследовании участвовали представители разных социально-демографических групп, всего 421 человек.Для определения самооценки зависти респондентам предлагалось оценить ее уровень по пятибалльной шкале, минимальное значение которой (1) было обозначено как «никогда никому не завидую», максимальное (5) -«завидую часто и многим». В результате средний балл зависти составил 2,32 и был оценен нами как «ниже среднего». Однако в случае, когда человек оценивает свою зависть прямым способом, он, вероятнее всего, будет непроизвольно занижать ее уровень, т.к. она является одним из самых порицаемых и осуждаемых обществом чувств.Далее респондентам представляли перечень основных предметов зависти (то, чему чаще всего завидуют люди), выделенный на основе теоретического анализа научной литературы. Данный перечень включал в себя 17 предметов, которые были объединены нами в 9 групп по основанию их отнесенности к различным сферам превосходства другого:•·физические характеристики (внешняя привлекательность, здоровье, молодость);•социальный статус (карьерный рост; положение в обществе, социальный статус; похвала значимого человека, награды, популярность);•материальное положение (материальный достаток; дорогие или модные вещи);•профессиональные успехи (успехи в профессии или учебе);•·интеллект (интеллект, способности);•·личностные качества (любые положительные характеристики человека);•межличностные отношения (умение общаться; успех у противоположного пола; наличие преданныхдрузей);•·семейная жизнь (семейное благополучие; дети (их наличие или их успехи));•·досуг (отдых, путешествия, развлечения).•·Испытуемые оценивали уровень собственной «предметной зависти» к другим также по 5-балльной шкале (от «не завидую никогда» до «сильно завидую»), после чего вычислялись и ранжировались средние баллы для предметов зависти, а далее и для групп предметов зависти, что и позволило выявить из них наиболее значимые. Ими являются досуг (2,72), материальное положение (2,61) и интеллект (2,59). Далее в порядке убывания следуют профессиональные успехи (2,56), социальный статус (2,53), физические характеристики (2,37), межличностные отношения (2,35), семейная жизнь (2,3) и личностные качества (2,29).•·Ранее нами было высказано предположение, что если оценивать зависть прямым способом, ее уровень может оказаться несколько заниженным. Кроме того, вычислив средний балл каждого испытуемого по его уровню зависти к определенным предметам, мы получим косвенную оценку зависти субъекта, которая, на наш взгляд, будет более близка к истинной по причине того, что на данном этапе внимание респондентов приковано уже не к собственно осуждаемому чувству зависти, а к ее предметам, список которых скорее напоминает перечень ценностных ориентаций человека. Произведя сравнение выявленных разными способами результатов, представляется возможным констатировать, что средний балл зависти, выявленный прямым способом (2,32), статистически значимо ниже среднего балла, измеренного косвенным способом (2,5) (t = 2,58; р

Ключевые слова

зависть, представления, превосходство, предметы зависти, структура, двумерная модель, envy, notions, superiority, subjects of envy, structure, bidimentional model

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Бескова Татьяна ВикторовнаИнститут социального образования (филиал) Российского государственного социального университетакандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной психологии и педагогикиtatbeskova@yandex.ru
Всего: 1

Ссылки

Ильин Е.П. Эмоции и чувства. СПб.: Питер, 2001. 752 с.
Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение: Учеб. СПб.: Питер, 2003. 544 с.
Лабунская В.А. О соотношении зависти, безнадежности и надежды как способа преобразования пространства общения субъекта // Сб. ма- териалов междунар. конф. «Психология общения - 2006»: На пути к энциклопедическому знанию. М., 2006.
Лабунская В.А. Субъект зависти как субъект затрудненного общения // Сев.-Кавк. психол. вестн. Ростов н/Д, 2005.
Муздыбаев К. Психология зависти // Психол. журн. 1997. Т. 23, № 6. С. 3-11.
Психология эмоций / Г.М. Бреслав. М.: Смысл, 2007. 544 с.
 ОСОБЕННОСТИ «ПРЕДМЕТНОГО ПОЛЯ» ЗАВИСТИ | Сибирский психологический журнал. 2010. № 35.

ОСОБЕННОСТИ «ПРЕДМЕТНОГО ПОЛЯ» ЗАВИСТИ | Сибирский психологический журнал. 2010. № 35.