Рассматривается проблема генотип-средового соотношения в свойствах темперамента и их возрастной динамике. Теоретической основой являются теория интегральной индивидуальности и теория темперамента В.С. Мерлина. Представлены результаты близнецового и семейного исследования свойств темперамента. Обсуждаются вопросы соотношения генотипа и среды в разных свойствах темперамента, динамика этого соотношения, возрастные различия в структуре взаимосвязей свойств
TWIN AND SIBLING STUDIES OF TEMPERAMENT IN CONTEXT OF INTEGRAL INDIVIDUALITI THEORY.pdf Темперамент является традиционным предметом психологических исследований, и интерес к данной характеристике не ослабевает, несмотря на значительное количество отечественных (В.С. Мерлин, В.Д. Небыли-цын, И.М. Палей, В.М. Русалов) и зарубежных теорий (Я. Стреляу, А. Томас, С. Чесс, А. Басс, Р. Пломин, Дж. Каган, М. Ротбарт). В рамках работ, выполненных В.С. Мерлиным и его учениками (Б.А. Вяткин, В.В. Белоус, Э.И. Маствилискер, Е.А. Силина), была заложена теоретическая и эмпирическая основа для исследований темперамента, в том числе изучения влияния факторов среды и наследственности, но идеи психогенетического исследования не нашли своего воплощения.Развивая теорию интегральной индивидуальности, В.С. Мерлин особое внимание уделил межуровневым связям свойств индивидуальности, в частности свойствам темперамента и личности [6]. Однако это скорее не вопрос о связи между двумя группами (уровнями) свойств, а более общая проблема - соотношение биологического и социального. Согласно В.С. Мерлину, типы детерминации разноуровневых связей позволяют по-новому рассмотреть вопрос о связи свойств темперамента и свойств личности, а именно, как проблему наследственного и приобретенного. В терминах генотип-средовой проблемы индивидуальные особенности личности, с одной стороны, детерминируются многозначно темпераментом как генотипической характеристикой, с другой - свойствами более высокого иерархического уровня - человек-социальная группа. И основной «материал», из которого «строится» личность, - это темперамент [6].Исследователи возрастной динамики генотип-средо-вого соотношения в свойствах темперамента (прежде всего активности, эмоциональности и социабельно-сти) утверждают, что происходит увеличение сходства моно- и дизигот от рождения до младшего школьного возраста [1, 2, 11, 16, 19]. Исследования темперамента в юношеском возрасте (13-16 лет) малочисленны. В [4] показано, что только часть свойств темперамента (по опроснику ОСТ В.М. Русалова) обнаруживает генетическую обусловленность.Исследований генотип-средового соотношения в свойствах темперамента в юности и более старших возрастах практически не проводилось, хотя это позволило бы далее рассматривать возрастную динамику в генотип-средовой детерминации. Решение данного вопроса важно для интегрального исследования индивидуальности, т.к. при изучении свойств темперамента на взрослых выборках зачастую исследуются не собственно темпераментальные свойства, а стилевые характеристики, близкие к свойствам личности. Это не всегда положительно сказывается на получаемых результатах, обусловливая, в частности, связи между свойствами, казалось бы, относящимися к разным уровням, но являющимися сходными. Соответственно, получаемые результаты свидетельствуют не о много-многозначных (по В.С. Мерлину) связях между свойствами разных уровней, а об однозначных связях между показателями, принадлежащими одному свойству. Кроме того, на наш взгляд, требуется ввести дополнительный критерий для отнесения свойства к свойствам темперамента. И.В. Равич-Щербо считает, что вопрос об отнесении какой-либо черты к черте темперамента может быть решен с помощью одного аргумента - генетической обусловленности свойства [7]. Такая точка зрения подкрепляется и мнением А. Басса и Р. Пломина, которые включают наследуемость в число критериев, обязательных для отнесения той или иной психологической черты к темпераменту [14].Опираясь на основные идеи психогенетического подхода к интегральному исследованию индивидуальности, можно решить несколько исследовательских проблем по отношению к уровню формально-динамических свойств. В частности, оценить место этих свойств в структуре интегральной индивидуальности; рассмотреть взаимосвязи между свойствами в контексте генотип-средового соотношения, что до настоящего времени не проводилось при изучении интегральной индивидуальности; проанализировать средовые влияния на свойства темперамента в подростковом и юношеском возрасте.Организация исследованияДля проведения исследования было сформировано 4 выборки: МЗ и ДЗ близнецы двух возрастных групп: 13-17 лет (М = 15, SD = 1,21) МЗ - 35 пар, ДЗ - 40 пар; 18-25 лет (М = 21,4, SD = 1,27) МЗ - 40 пар, ДЗ - 40 пар, уравненных по полу; выборка семей, имеющих двух детей-сиблингов, возраст старшего ребенка 18-22 года (М = 20,8, SD = 1,34), младшего ребенка 13-16 лет (М = 4,6, SD = 1,42); родителей сиблингов (матери и отцы), возраст матери (М = 40,48; SD = 4,85), возраст отца (М = 42,04; SD = 4,85). Использовалась методика «Опросник формально-динамических свойств» В.М. Русалова [10], для испытуемых в возрасте от 13 до 16 лет - версия ОФДСИ-П, в возрасте 17-25 лет -версия ОФДСИ-В. Методика позволяет диагностировать 4 свойства темперамента (эргичность, пластичность, скорость и эмоциональность) в 3 сферах - психомоторной, коммуникативной и интеллектуальной, всего 12 показателей. Обработка результатов проводилась методами вычисления внутрипарных корреляций по Фишеру, построения модели фенотипической дисперсии, подсчет генетических корреляций, корреляционного анализа по Пирсону и регрессионного анализа.Результаты исследования и их обсуждение1. Возрастные особенности во внутрипарном сходстве по формально-динамическим свойствам. Общей тенденцией во внутрипарном сходстве близнецов по показателям темперамента в обоих изучаемых возрастах является большее сходство монозигот, чем дизигот, что является традиционным фактом для психогенетических исследований темперамента [1, 4, 11, 19]. Вместе с тем существуют показатели темперамента, обнаруживающие противоположную картину (большее сходство ДЗ). В возрасте 13-17 лет - это показатели коммуникативной эргичности, психомоторной и интеллектуальной пластичности, а также интеллектуальной эмоциональности; в возрасте 18-22 лет - интеллектуальной эргичности и пластичности, коммуникативной пластичности и эмоциональности. Общей возрастной тенденцией для всех свойств темперамента является изменение сходства МЗ и ДЗ близнецов, но в разных сферах. Возможно, указанные свойства наиболее подвержены средовым влияниям, и в данных возрастах происходит изменение в их проявлениях, связанное с перестройкой организма и психики в возрасте 13-17 лет и усилением роли вышележащих личностных особенностей в возрасте 18-22 лет.Сравнивая наши данные с фактами, полученными С.Б. Малых по опроснику ОСТ [4], можно сделать вывод, что свойства, относящиеся к предметной сфере, испытывают большее влияние генотипа как в возрасте 13-17 лет, так и в более старшем. Внутрипарное сходство по свойствам коммуникативной сферы, за исключением коммуникативной скорости, меняется с возрастом, что подтверждается большим влиянием ситуаций, связанных с общением, следованием требованиям общества и окружающих именно в данном возрасте. Сходные факты в отношении социальных свойств темперамента обнаружены и С.Б. Малых [4]. Еще одним фактом является усиление тенденции к дивергенции у ДЗ в возрасте 18-22 лет коммуникативных свойств - эргичности и эмоциональности. Это можно рассматривать как свидетельство интеграции свойств темперамента и личности, что подтверждается фактами В.М. Русалова и О.Н. Маноловой о связи черт характера и свойств темперамента по ОФДСИ [9]. Кроме того, в возрасте 18-22 лет происходит еще большая индивидуализация среды, что так же отрицательно сказывается на сходстве близнецов.2. Возрастные особенности соотношения генетических и средовых факторов в свойствах темперамента (таблица). Для оценки роли генотипа и среды в формально-динамических свойствах была получена модель фенотипической дисперсии, включающая две генетические компоненты - аддитивную и доминантную, три средовые - общую, индивидуальную и компоненту специфической монозиготной среды. Данная модель фенотипической дисперсии, на наш взгляд, является более приемлемой, чем вычисление компонент дисперсии по формулам Игнатьева-Хольцингера [4, 7], так как более чувствительна к данным. Вместе с тем, выделяя в данной модели МЗ среду, необходимо учитывать, что данная компонента может быть результатом как минимум трех влияний - собственно МЗ среды, ДЗ среды и неаддитивной генетической составляющей.Из 12 показателей свойств темперамента в обоих возрастах только для семи выделена генетическая компонента. В возрасте 13-17 лет она варьирует от 23 до 44% дисперсии, а 18-22 лет - от 5,4 до 47,8%. Это свидетельствует о возрастной стабильности в генетических влияниях на свойства темперамента. С другой стороны, только четыре свойства сохраняют влияние генотипа. Основываясь на сравнении двух возрастов, можно утверждать, что свойства, связанные с предметной (психомоторной) деятельностью, испытывают большее влияние генотипа. Вероятно, активационные (эргич-ность) и эмоциональные характеристики деятельности являются наиболее стабильными в плане возрастной динамики генотип-средовых влияний.Снижение генетических влияний для показателей интеллектуальной эргичности, вероятно, связано с большей дивергенцией как МЗ, так и ДЗ. Это можно объяснить тем, что в возрасте 18-22 лет происходит станов-ление профессионализации, и для каждого члена пары становятся более значимыми разные интеллектуальные характеристики и их динамические особенности.В возрасте 18-22 лет генетическая обусловленность таких свойств, как скорость, пластичность и эмоциональность, в коммуникативной сфере не обнаруживается, хотя в возрасте 13-17 лет наследуемость этих свойств составляла от 23 до 30% изменчивости признака. Этот факт также можно объяснить усилением дивергирую-щих тенденций и общей динамикой развития, когда динамические характеристики активности и эмоциональности в общении начинают в большей степени зависеть от личностных особенностей, сформированных на базе аналогичных свойств темперамента, что подтверждается и фактами, полученными М.С. Егоровой и С.Б. Малых [4].3. Взаимосвязи между показателями свойств темперамента в возрасте 13-17лет. При рассмотрении взаимосвязей свойств темперамента вычислялись фенотипические (корреляции по Пирсону) и генетические корреляции, свидетельствующие о ковариации генетических компонент вариативности.При сравнении фенотипических и генетических структур связей обнаруживаются как сходства в структуре связей, так и различия. Так, количество фенотипи-ческих связей больше, в основном они характеризуют положительные связи между параметрами активности (эргичность, скорость и пластичность). В большинстве случаев это связи между свойствами психомоторной и интеллектуальной сфер. Аналогичная ситуация имеет место и в отношении генетических корреляций, однако обнаруживаются и существенные отличия. Во-первых, количество связей значительно меньше (9 против 25), т.е. можно полагать, что структура свойств темперамента складывается прежде всего в результате взаимодействия генотипа и среды, а не доминирования какого-либо одного фактора. Во-вторых, большинство генетических связей являются разнонаправленными (отрицательными) и характеризуют связи показателей эмоциональности с эргичностью и скоростью, что позволяет предполагать различия в генетических влияниях на данные свойства. На выборках неродственников также обнаруживается подтверждение отрицательной связи показателей активности и эмоциональности [2, 5, 8, 9, 11].4. Взаимосвязи между показателями темперамента в возрасте 18-22 лет. Взаимосвязи в более старшем возрасте обладают как сходством структуры связей, так и отличиями. В целом структура фенотипических связей сохраняется (12 общих связей). Возможно, что структура связей свойств темперамента формируется гораздо раньше, и каждый возрастной этап привносит собственную специфику во взаимосвязи свойств, не меняя при этом общей картины. Можно говорить о межвозрастной стабильности структуры фенотипических связей. Эти факты находят подтверждение в работах В.С. Мерлина об изменении количества связей между свойствами темперамента в возрасте 13-14 и 18-21 года [5]. В работе Е.А. Силиной при лонгитюдной организации исследования отмечено усиление одно-многозначных связей свойств темперамента при переходе от подросткового к юношескому возрасту, не изменяющее структуру темперамента [11].В отношении генетических связей ситуация меняется. Так, уменьшается число связей между свойствами, характеризующими активность и эмоциональность. Причем такое изменение не связано с утратой генетической компоненты в дисперсии свойств и, на наш взгляд, может объясняться именно исчезновением совместных генетических влияний на свойства. Это согласуется с идеями В.С. Мерлина, который отмечает, что не только свойства темперамента развертываются с возрастом, но меняется и структура взаимосвязей свойств, определяющая его приспособительную функцию [5]. Сходные факты обнаружены в исследовании М.С. Егоровой и её коллег у детей в возрасте 6-7 лет [1]. Наши данные могут как раз иллюстрировать, с одной стороны, процесс утраты генетических влияний на связи свойств темперамента, а с другой - усиление средовых влияний в силу необходимости реализации приспособительной функции всего темперамента.Важно отметить, что генетические связи характеризуют свойства психомоторной и интеллектуальной сфер, тогда как в младшем возрасте наблюдались связи и со свойствами коммуникативной сферы. Вероятно, это обусловлено тем, что коммуникативные характеристики «переходят» на более высокий уровень индивидуальности - личностный - и становятся более зависимыми от особенностей социального взаимодействия. Это подтверждается и данными автора, полученными при изучении источников вариативности коммуникативной активности в структуре интегральной индивидуальности: по мере взросления коммуникативные параметры утрачивают связь с генотипом [3].5. Изучение внутрисемейного сходства по свойствам темперамента. Для более подробного исследования роли средовых и генетических факторов в вариативности свойств темперамента будут рассмотрены особенности внутрисемейного сходства, а также вклад свойств темперамента родителей в свойства детей. Семейный метод позволяет сделать оценку сходства родственников, в которой будут смешаны генетические и средовые влияния.Рассмотрим корреляции между одноименными свойствами темперамента у сиблингов и сиблингов и их родителей. В целом свойства темперамента у сиблингов обнаружили больше связей между собой, чем свойства темперамента сиблингов и родителей. Сопоставление оценок сходства сиблингов и ДЗ показывает, что сходство сиблингов меньше или приближается к сходству ДЗ.Для сравниваемых пар родственников обнаружена связь по одному свойству - психомоторной эргичности (диапазон значений коэффициента корреляции от 33 до 39). Учитывая, что ранее мы обнаружили генетическую обусловленность психомоторной эргичности в возрастах, соответствующих возрасту сиблингов, можно с уверенностью полагать, что в данном свойстве определенную роль играют генетические влияния. Обнаруживаемое сходство детей и родителей по данному свойству можно интерпретировать в пользу генетического фактора, т.к. психомоторные характеристики, в отличие от интеллектуальных и коммуникативных, в меньшей мере подвержены средовым влияниям.Младший и старший сиблинги обнаруживают сходство по психомоторной, коммуникативной эргичности и пластичности и интеллектуальной эмоциональности.Младший сиблинг с матерью обнаруживает меньше сходства, чем старший (3 связи против 5), и это связи разных свойств. Возможным объяснением является большая фенотипическая близость старшего ребенка с матерью, т.к. его индивидуальность более близка к индивидуальности взрослого человека, а младший находится в подростковом возрасте, и его психический облик претерпевает серьезные эндо- и экзоизменения. Нельзя исключать и того, что старший, имея более долгий опыт проживания со своими родителями, имеет с ними большую общность среды, чем младший, что также отражается на мере сходства.В целом данные по внурисемейному сходству показывают, что общность генотипа и общность среды не гарантируют высокого сходства темперамента для родственников из разных поколений. К сожалению, разделить влияния генотипа и среды в семейной выборке не представляется возможным. Такие данные позволяют уточнить список свойств темперамента, которые могут рассматриваться как некая основа (каркас) для свойств данного уровня индивидуальности.6. Вклад психодинамических свойств родителей в свойства детей. На основе регрессионного анализа были выделены свойства темперамента матерей и отцов, являющиеся предикторами (предпосылками) для аналогичных свойств старшего и младшего ребенка. Рассматривая всю совокупность данных, можно утверждать следующее: свойства темперамента родителей (отца и матери) определяют от 13 до 42% дисперсии свойств детей (старшего и младшего); для большинства свойств детей существует не более 3 родительских предикторов; свойства детей предсказываются одноименными свойствами родителей. Эргичность в психомоторной, коммуникативной и интеллектуальной сфере и скорость в психомоторной сфере являются свойствами детей, наиболее часто обнаруживающими родительские предикторы при сопоставлении пар: старший ребенок - мать, старший ребенок - отец, младший ребенок - мать, младший ребенок - отец; наиболее частыми материнскими и отцовскими предикторами свойств обоих детей являются эмоциональность в психомоторной сфере и эргичность, скорость и эмоциональность в интеллектуальной сфере.Безусловно, не следует предполагать исключительно прямое влияние родительских свойств темперамента на детей. Как было показано в многочисленных исследованиях, в качестве опосредующего звена между индивидуальностями родителей и детей выступают стиль отношений и особенности детско-родительского взаимодействия [12, 13, 17, 18].На основании сказанного выше можно сформулировать несколько новых для теории интегральной индивидуальности наиболее важных положений относительно источников вариативности свойств темперамента:1..По большинству свойств темперамента обнаруживается большее сходство МЗ, чем ДЗ, в возрасте 13-17 и 18-22 лет, однако говорить о возрастной преемственности не представляется возможным, т.к. общей тенденцией для всех свойств темперамента является изменение сходства близнецов, но в разных сферах (психомоторной, интеллектуальной и коммуникативной).2.Возрастной стабильностью в источниках вариативности обладают только четыре свойства: психомоторная эргичность и эмоциональность и интеллектуальная эргичность и скорость, не более 40% дисперсии свойств. Данные свойства можно рассматривать как «генетический каркас» данного уровня индивидуальности. Нарастающая индивидуализация среды от 13 до 22 лет приводит к большей дивергенции близнецов и к изменению сходства и оценки компоненты наследуемости. Кроме того, интеграция темперамента и личности меняет прежде всего свойства, связанные с социальными взаимодействиями, а активационные (эргичность) и эмоциональные характеристики деятельности являются наиболее стабильными в плане возрастной динамики генотип-средовых влияний.3..Структура фенотипических связей свойств темперамента обладает относительным постоянством в возрасте от 13 до 22 лет, тогда как количество генетических связей сокращается. Кроме того, происходит усиление средовых влияний в силу реализации приспособительной функции всего темперамента. Типичная структура темперамента складывается раньше, чем возрастное развертывание отдельных свойств, которое может продолжаться и в дальнейшем онтогенезе.4.Анализ внутрисемейного сходства показывает, что только отдельные параметры активности (эргичность и пластичность) схожи у различных пар родственников. Это подтверждается изучением количества родительских предикторов для свойств темперамента детей. Общим у пар родственников является наличие родительских предикторов для психомоторной эргичности, скорости и интеллектуальной эмоциональности.Итак, можно говорить о том, что в подростковом и юношеском возрасте изменения роли свойств темперамента в структуре интегральной индивидуальности проявляются в следующем: во-первых, свойства темперамента сближаются со свойствами вышележащих уровней (прежде всего с личностным), во-вторых, утрачивают генетическую составляющую. Усиление средовых влияний (индивидуализация среды, профессиональное определение, смена ведущей деятельности) отражается не только на проявлении свойств темперамента и сходстве родственников, но и на структуре связей свойств.
Егорова М.С., Зырянова Н.М., Паршикова О.В. и др. Генотип, среда, развитие. М.: ОГИ, 2004. 576 с.
Интегральная индивидуальность человека и ее развитие / Под ред. Б.А. Вяткина. М.: ИП РАН, 1999.
Корниенко Д.С. Онтогенетическая динамика в межиндивидуальной вариативности свойств коммуникативной активности // Вестн. ПГПУ Сер. 1. Психология. 2004. № 1-2. С. 34-45.
Малых С.Б., Егорова М.С., Мешкова Т.А. Основы психогенетики. М.: Эпидавр, 1998. С. 337.
Мерлин В.С. Очерк теории темперамента. Пермь: Перм. кн. изд-во, 1973. С. 291.
Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М.: Педагогика, 1986. 256 с.
Равич-Щербо И.В., Марютина Т.М., Григоренко Е.Л. Психогенетика: Учеб. / Под ред. И.В. Равич-Щербо. М.: Аспект пресс, 1999. С. 447.
Русалов В.М., Наумова Е.Р. О связях общих способностей с «интеллектуальными» шкалами темперамента // Психол. журн. 1999. № 1. С. 70-77.
9.Русалов В.М., Манолова О.Н. Взаимосвязь характера и темперамента в структуре индивидуальности // Психол. журн. 2005. Т. 26, № 3. С. 65-73.
Русалов В.М. Формально-динамические свойства индивидуальности человека (темперамент). Краткая теория и методы измерения для разных возрастных групп. М.: ИП РАН, 2004. 136 с.
Силина Е.А. Лонгитюдное исследование возрастного и индивиудально-типического развития темперамента от подросткового до раннего юношеского возраста: Дис. ... канд. психол. наук. Пермь, 1981. С. 195.
Смирнова Е.О., Быкова М.В. Опыт исследования структуры и динамики родительских отношений // Вопр. психол. 2000. № 3. С. 35-48.
Шведовская А.А. Особенности переживания детско-родительских отношений и взаимодействие с родителями детей старшего дошкольного возраста: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2006.
14.Buss A.H., Plomin R. The EAS approach to Temperament // In The Study of temperament: changes, continuities and challenges / Ed. by Robert Plomin, Judy Dunn. N.J.: L. Erlbaum Associates, 1986. P. 67-81.
15.Else-Quest N.M., Hyde J.S., Goldsmith H.H., Van Hulle C.A. Gender Differences in Temperament: A Meta-Analysis // Psychological Bulletin. 2006. Vol. 132, № 1. Р. 33-72.
Janson H., Mathiesen K.S. Temperament profiles from infancy to middle childhood: Development and Associations With Behavior Problems // Developmental Psychology. 2008. Vol. 44, № 5. Р. 1314-1328.
Karreman A. et al. The relation between parental personality and observed parenting: The moderating role of preschoolers' effortful control // Per- sonality and Individual Differences. 2008. № 44. Р. 721-732.
Kochanska G., Friesenborg A.E., Lange L.A., Martel M.M. Parents' Personality and Infants' Temperament as Contributors to Their Emerging Relationship // J. of Personality and Social Psychology. 2004. Vol. 86, № 5. Р. 744-759.
Rothbart M.K. Temperament, Development, and Personalit // Current directions in psychological science. 2007. Vol. 16, № 4. Р. 207-212.