РОДИТЕЛЬСКОЕ ОТНОШЕНИЕ К РЕБЕНКУС ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯКАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ФОРМ ЕГО ОБЩЕНИЯ СО ВЗРОСЛЫМИ | Сибирский психологический журнал. 2010. № 36.

РОДИТЕЛЬСКОЕ ОТНОШЕНИЕ К РЕБЕНКУС ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯКАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ФОРМ ЕГО ОБЩЕНИЯ СО ВЗРОСЛЫМИ

Рассмотрено влияние родительского отношения к ребенку с ограниченными возможностями здоровья старшего дошкольного возраста на особенности его общения со взрослыми. Проанализированы факторы, влияющие на развитие общения больного ребенка.

THE PARENTAL RELATION TO THE SICK CHILD IS A FACTOR OF DEVELOPMENT OF HIS DIALOGUE WITH ADULTS.pdf Период дошкольного детства является предметом многочисленных теоретических и экспериментальных исследований современной психологии, поскольку именно на данном возрастном этапе закладываются основы психического и личностного развития человека [3, 6, 8]. Значимым фактором, определяющим развитие личности ребенка, является его здоровье [1, 4, 5, 7].В последние годы в России отмечается рост общей заболеваемости среди детского населения. Специалистами зарегистрировано увеличение заболеваемости по всем классам болезней, формирующих хроническую патологию [1, 4, 7]. По данным НЦ ЗД РАМН 2003 г., за последние годы количество детей до 7 лет с ограниченными возможностями здоровья возросло на 19,2%. Указанное нарушение определяет, прежде всего, специфику внутренней и внешней активности ребенка в конкретных социальных условиях. Категория детей с ограниченными возможностями здоровья включает и часто болеющих (заболевания органов дыхания, ОРВИ, ОРЗ 4-6 раз в году) и слабослышащих (кондуктивная, сенсоневральная тугоухость I-II, П-Ш степени) дошкольников [1. С. 21].При существующих различиях в физическом состоянии детей рассматриваемых категорий мы выделяем общее. В том и другом случае нарушение здоровья формирует особую социальную ситуацию развития ребенка, характеризующуюся дефицитарными условиями развития его личности [7. С. 88]. Ограничение внутренней и внешней активности ребенка, в свою очередь, определяет отставание в развитии его общения с окружающими [1. С. 24]. При этом особую значимость приобретает изучение родительского отношения к детям [8. С. 18]. Так, взаимоотношения в семье, отношение к ребенку со стороны родителей могут формировать у него умение общаться с окружающими, состояние субъективного эмоционального комфорта, и те же самые факторы, но с другим психологическим содержанием могут приводить к замедлению темпов развития форм общения, низкой коммуникативной активности, эмоциональному дискомфорту, недоверию к окружающим [6. С. 48].Развитие общения в дошкольном возрасте М.И. Лисина рассматривала как смену своеобразных форм -устойчивых сочетаний различных компонентов общения [6. С. 57]. Вместе с тем, характеризуя процесс детского общения, ряд авторов в качестве основных показателей его эффективности выделяют активность ребенка в общении [8. С. 37], а также эмоциональное благополучие в процессе межличностного взаимодействия [2. С. 31]. Большинство имеющихся в психологии подходов к изучению форм общения дошкольников со взрослыми сконцентрированы на исследовании отдельных аспектов их развития: уровней, механизмов и т.п. При этом без внимания оставлен вопрос о влиянии социальной ситуации развития, в том числе родительского отношения к ребенку с ограниченными возможностями здоровья, на специфику форм его общения со взрослыми.Исследование родительского отношения к ребенку с ограниченными возможностями здоровья как фактора развития форм его общения со взрослыми (на примере часто болеющих и слабослышащих дошкольников) осуществлялось в течение 2003-2007 гг. на базе ДОУ компенсирующего вида № 194 Свердловского района г. Красноярска, реализующего интегрированный подход в процессе обучения и воспитания дошкольников.Было обследовано 120 детей дошкольного возраста и 120 родителей (преимущественно матерей). Из них 40 чел. - часто болеющие дети старшего дошкольного возраста (экспериментальная группа 1); 40 чел. - слабослышащие дети старшего дошкольного возраста (экспериментальная группа 2); 40 чел. - здоровые дети старшего дошкольного возраста (контрольная группа) и их родители.В состав эмпирического инструментария для проведения исследования вошли методика экспериментального исследования форм общения дошкольников со взрослыми (Е.О. Смирнова, А.Г. Рузская, Х.Т. Бедель-баева); методика наблюдения за активностью ребенка в общении со взрослым при совместной деятельности (Е.О. Смирнова); методика «Кинетический рисунок се-53№36Сибирский психологический журнал2010 г.мьи» (Р.С. Берне, С.Х. Кауфман) в модификации И.В. Дубровиной (1995), направленная на изучение эмоционального компонента взаимоотношений ребенка в семье и группе детского сада; опросник детско-родительского эмоционального взаимодействия (Е.И. Захарова); тест-опросник родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин).Результаты, полученные в ходе проведенного исследования, позволяют констатировать:1. Специфика форм общения со взрослыми детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья достоверно отличается (р < 0,05; р < 0,01) от особенностей форм общения со взрослыми здоровых детей. При этом преобладающим у часто болеющих детей является ситуативно-деловое общение по сравнению с внеситуативно-познавательным (р < 0,05) и внеситуативно-личностным (р < 0,01). У слабослышащих детей старшего дошкольного возраста также преобладает ситуативно-деловое общение над внеситуативно-познавательным (р

Ключевые слова

parental relation, dialogue, sick child, the factors of development of dialogue

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Доманецкая Л.В.Красноярский государственный педагогический университетстарший преподаватель кафедры психологии детства Красноярского государственного педагогического университетаDomaneckaya@kspu.ru
Всего: 1

Ссылки

Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья: Психологические основы: Учеб. пособие. М.: ВЛАДОС, 2003. 368 с.
Бойков Д.И. Общение детей с проблемами в развитии: коммуникативная дифференциация личности: Учеб.-метод. пособие. СПб.: КАРО. 2005. 288 с.
Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М.: АПН СССР, 1960. 499 с.
Дусказиева Ж.Г., Ковалевский В.А. Особенности эмоционального восприятия собственной и противоположной половой роли часто болеющими детьми 5-7 лет // Сибирский психологический журнал. 2009. № 32. С. 65-67.
Залевский Г.В., Залевский В.Г., Кузьмина Ю.В. Антропологическая психология: биопсихосоционоэтическая модель развития личности и ее здоровья // Сибирский психологический журнал. 2009. № 33. С. 99-103.
Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986. 144 с.
Николаева В.В. Тяжелобольной ребенок: Штрихи к психологическому портрету // Школа здоровья. 1995. № 2. С. 86-96.
Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция. М.: ВЛАДОС, 2003. 160 с.
 РОДИТЕЛЬСКОЕ ОТНОШЕНИЕ К РЕБЕНКУС ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯКАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ФОРМ ЕГО ОБЩЕНИЯ СО ВЗРОСЛЫМИ | Сибирский психологический журнал. 2010. № 36.

РОДИТЕЛЬСКОЕ ОТНОШЕНИЕ К РЕБЕНКУС ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯКАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ФОРМ ЕГО ОБЩЕНИЯ СО ВЗРОСЛЫМИ | Сибирский психологический журнал. 2010. № 36.