ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ НА РАЗВИТИЕ КОГНИТИВНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ С ДЦП | Сибирский психологический журнал. 2010. № 36.

ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ НА РАЗВИТИЕ КОГНИТИВНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ С ДЦП

Представлены результаты клинико-психологического исследования у детей, страдающих церебральным параличом. Изучены особенности и уровень развития когнитивной сферы в процессе проведения физической реабилитации

INFLUENCE OF PHYSICAL REHABILITATION ON DEVELOPMENT INTELLIGENCE OF CHILDREN WITH CEREBRAL PALSY.pdf Детский церебральный паралич (ДЦП) является сложным заболеванием центральной нервной системы. Большинство отечественных и зарубежных исследователей, описывая клиническую картину ДЦП, помимо нарушений двигательных функций, отмечают наличие нарушений зрения, слуха, речи и интеллекта [1,2, 4-6, 8].В литературе представлены различные данные относительно состояния интеллекта у детей, страдающих церебральным параличом. Некоторые авторы указывают на то, что по состоянию интеллекта дети с церебральным параличом представляют крайне разнородную категорию: одни имеют нормальный интеллект, у многих наблюдается своеобразная задержка психического развития, у некоторых имеет место умственная отсталость [3, 9]. Также отмечается, что познавательные способности при ДЦП изменяются от нормы до серьезных умственных нарушений, и эта разнородность зависит от типа паралича и степени повреждения мозга [7].Целью нашего исследования являлось изучение влияния физической реабилитации на уровень развития когнитивной сферы. В этой связи нами проведена диагностика структуры интеллекта по методике Д. Векслера, с целью выявления динамики развития познавательных способностей у детей с ДЦП до и после проведения реабилитационных мероприятий.Исследование проводилось поэтапно на базе детской юношеской спортивной школы высшей категории «УСЦ», Басандайской социально-коррекционной школы-интерната шестого вида, комплексном центре социального обслуживания населения Томской области. В экспериментальном исследовании приняли участие 83 ребенка-инвалида, страдающих церебральным параличом, в возрасте от 5 до 16 лет, выбранных методом типического отбора.В ходе исследования испытуемые были разделены на две группы.Опытно-экспериментальная группа включала 41 ребенка-инвалида с детским церебральным параличом, к которой в ходе исследования применялись различные специализированные методики по физической реабилитации. Проводимая реабилитация включала комплекс физических упражнений, выполняемых на суше и в воде. Кроме того, в комплексе упражнений широко использовался разнообразный спортивный инвентарь с целью повышения эффективности реабилитации. Применяемые методики физической реабилитациипредусматривали три занятия в неделю в течение одного года. Продолжительность одного занятия составляла от 45 до 90 минут в зависимости от физических возможностей и психологического настроя детей.Группу контроля составили 42 ребенка, соответствующих основной группе по тяжести заболевания, полу и возрасту, к которым методы физической реабилитации не применялись.На первом этапе исследования были направлены на изучение исходного уровня основных интеллектуальных функций, которые выявили отставание от возрастной нормы у большинства обследуемых детей в обеих группах. Использование теста Д. Векслера позволило исследовать не только общий показатель интеллектуального развития, но и степень развития мышления, свойств внимания, восприятия, зрительно-моторной координации и состояния оперативной памяти. Результаты тестирования выявили низкую степень развития познавательной деятельности у детей, страдающих церебральным параличом. Обнаружена недостаточность умений строить умозаключения на основе жизненного опыта.Однако в процессе проведения реабилитационных мероприятий произошли изменения в развитии познавательных процессов, анализ которых проводился на втором этапе исследования.С помощью метода рангового дисперсионного анализа Краскела - Уаллиса осуществлялась проверка различий в значениях интеллектуального развития в контрольной и экспериментальной группе. Проведенный анализ позволил установить, что в экспериментальной группе среднее значение показателя общего уровня интеллектуального развития статистически значимо выше (р < 0,05), чем в контрольной группе. Чтобы подтвердить полученный результат, дополнительно был проведен статистический анализ сопряженности по критерию Пирсона х2- Результат представлен в табл. 1.В таблице показано, что экспериментальная группа сопряжена с увеличением значений общего уровня интеллектуального развития (IQ), а контрольная - с уменьшением значений IQ.В соответствии с полученными результатами достоверно (р < 0,001) установлено, что уровень интеллектуального развития в экспериментальной группе увеличился в 80% случаев, а уменьшился всего в 2%. В контрольной группе увеличение уровня интеллектуального развития установлено в 19% случаев.59№36Сибирский психологический журнал2010 г.Статистически значимая сопряженность между изменениями уровня IQ и группойТаблица 1ГруппаЧастоты изменения значений по шкале IQВсего не изменилсяуменьшилсяувеличился Экспериментальная713341Контрольная826842Всего15274183Примечание. Критерий Пирсона ■£ = 38,4; р = 0,000001.Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о том, что благодаря применению методов физической реабилитации интеллектуальное развитие происходит более эффективно, чем в их отсутствие. Очевидно, что выполнение физических упражнений обеспечивает участие высших психических функций в процессе овладения двигательными навыками и оказывает большое влияние на развитие нервной системы, так как осознанное овладение движениями способствует умственному развитию ребенка.Кроме того, с целью анализа динамики изменений интеллектуального развития в результате влияния физической реабилитации использовался метод кластеризации по средним значениям (метод k-средних). Это позволило, во-первых, более системно представить общую характеристику интеллектуального развития детей с ДЦП, так как в анализе соотносились все шкалы по тестуД. Векслера; во-вторых, более дифференцированно рассмотреть выборку детей, так как всех детей с системно выявленным более высоким уровнем интеллектуального развития можно было отделить от детей с более низким уровнем интеллектуального развития.Результаты кластеризации позволили создать в матрице данных шкалу, отражаюшую принадлежность каждого ребёнка к одному из выявленных кластеров (типов конфигурации повторных значений по Д. Век-слеру). Для того чтобы определить, дети из какой группы принадлежат к кластеру более высоких и более низких значений, был проведен анализ сопряженности по критерию Пирсона х2- Проверена сопряжённость шкалы принадлежности к кластерам со шкалой принадлежности к экспериментальной или контрольной группам. Результаты этой проверки представлены в табл. 2.Статистически значимая положительная сопряженность между признаком принадлежностик экспериментальной группе и принадлежностью к кластеру более высокихповторных значений по тесту Д. ВекслераТаблица 2ГруппаЧастоты в кластере более высоких значенийЧастоты в кластере более низких значенийВсегоЭкспериментальная301141Контрольная222042Всего523183Примечание. Критерий Пирсона ■£ = 4,0; р-уровень = 0,049.Таким образом, проведенный анализ показал, что кластер более высоких итоговых значений по тесту Д. Векслера статистически значимо сопряжён с экспериментальной группой. Этот результат позволяет подвести итог под ранее полученными результатами в отношении развития когнитивной сферы у детей с ДЦП. В развитии познавательных функций и общего уровня интеллекта в период проведения эксперимента получен более высокий эффект в экспериментальной группе, где применялись методики дифференцированной физической реабилитации.Итоговые показатели свидетельствуют о повышении уровня развития свойств внимания, зрительно-моторной координации, степени развития памяти и мышления, а также перцептивных способностей в экспериментальной группе детей. По результатам анализа, проведенного в контрольной группе, установлено, что в большинстве случаев развитие основных интеллектуальных функций осталось на прежнем уровне, а в некоторых случаях имеет место значительное снижение показателей.

Ключевые слова

детский церебральный паралич, когнитивное развитие, физическая реабилитация, infant cerebral palsy, the intellectual development, physical rehabilitation

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Лобастова И.В.000 «Классик»психолог 000 «Классик»den@psy.tsu.ru
Всего: 1

Ссылки

Зайцева И.Н. Анализ нейропсихологических нарушений у детей с гемипаретической формой детского церебрального паралича и с минимальными мозговыми дисфункциями // Дефектология. 2006. № 6. С. 15-17.
Мамайчук И.И. Пихокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. СПб.: Речь, 2003. 400 с.
Шипщына Л.М., Мамайчук И.И. Детский церебральный паралич. СПб.: Дидактика Плюс, 2001. 272 с. et al. Neurocognitive deficits in medulloblastoma survivors and white matter loss // Ann Neurol. 1999. № 46. P. 834.
Odding E., Roebroeck M.E., Stam H.J. The epidemiology of cerebral palsy: incidence, impairments and risk factors // Disabil Rehabil. 2006. №28(4). P. 183-191.
Ortibus E. et al. Assessment of cerebral visual impairment with the L94 visual perceptual battery: clinical value and correlation with MRI findings // Dev. Med. Child Neurol. 2009. № 51 (3). P. 209-217.
Raina P., O'Donnell M. et al. The health and well-being of caregivers of children with cerebral palsy// Pediatrics. 2005. № 115. P. 623-636.
Sabbadini M., Bonanni R. et al. Neuropsychological assessment of patients with severe neuromotor and verbal disabilities // J. Intellect Disabil Res. 2001. №45. P. 169-179.
Sigurdardottir S. at al. Cognitive profile in young Icelandic children with cerebral palsy // Dev. Med. Child Neurol. 2008. № 50 (5). P. 357-362.
 ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ НА РАЗВИТИЕ КОГНИТИВНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ С ДЦП | Сибирский психологический журнал. 2010. № 36.

ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ НА РАЗВИТИЕ КОГНИТИВНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ С ДЦП | Сибирский психологический журнал. 2010. № 36.