Рассматриваются категория активности, современные научные подходы к проблеме активности, виды активности, предлагается авторский подход развития видов активности в изобразительной деятельности младших школьников с учетом деятельностного подхода и опорой на личностно-ориентированную модель обучения.
FORMATION OF AKTIVITI IN TNE PROCESS OF PICTORIAL AKTIVITI OF PUPILS IN PRIMARI SCHOOL.pdf Категории активности уделяется особое место в психологии. Исследования ее видов, закономерностей и условий развития - одна из фундаментальных задач психологии. Среди исследователей, внесших наибольший вклад в ее развитие, следует назвать С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, К.А. Абульханову-Славскую и А.В. Брушлинского. Именно в деятельности, представляющей сложную динамическую систему, по мнению А.Н. Леонтьева, субъект - «активный человек» взаимодействует с миром, в процессе этого формируются свойства личности [5. С. 240]. С.Л. Рубинштейн считает, что «сформированная личность (внутренне) в дальнейшем становится опосредствующим звеном, через которое внешнее оказывает влияние на человека» (пит. по: [2. С. 479-480]).Активность определяется как «способность субъекта подниматься над уровнем требований» (Н.А. Берн-штейн), «личная интерпретация человеком способа жизни» (К.А. Абульханова-Славская), «составной компонент темперамента» (B.C. Мерлин, В. Д. Небылицин). В рассмотрении феномена активности мы придерживаемся позиций В.А. Аверина, который относит его к системообразующему фактору между наследственностью и средой. Под активностью личности понимаем деятельное состояние организма, которое проявляется в поведении, общении, творчестве и является индивидуальной характеристикой личности.Анализ литературных источников и опыта педагогов и психологов показывает, что определенные уровни активности оказывают на деятельность неоднозначное влияние. Например, школьнику с низким уровнем моторной, коммуникативной, творческой активности сложно ориентироваться и принимать участие в беседах, рассуждениях и практических заданиях на уроках, тогда как школьнику с высоким уровнем данных видов активности не составит труда установить контакт со сверстниками и педагогом, вступать в беседы на уроках, справляться с практическими заданиями, требующими разных умений. Таким образом, если какой-либо вид активности недостаточно развит, внешне это проявляется, и задачей школы сегодня является развитие личностной активности в различных видах деятельности.Решение проблемы развития субъектной активности предлагается педагогами и психологами через исполь-зование методов активного социально-психологического обучения [4. С. 15; 7. С. 49]. Д.Н. Узнадзе писал по этому поводу: «Активность, возникающая в процессе учения, имеет не только значение средства, но и свою независимую ценность; основное место в учении занимает не продукт, предоставляемый нам в качестве конкретного навыка или знания конкретного ее содержания, а развитие в определенном направлении сил обучающихся. Основное в учении - не конкретный навык или знание, а развитие сил, участвующих в процессе учения» [7. С. 241]. Когда мы говорим о школьниках как о субъектах образовательного процесса, то имеем в виду все многообразие характеристик, входящих в понятия «субъект» и «активность», с точки зрения познания, переживания, деятельности и формирования личностных качеств. Из этого следует, что при развитии активности необходимо воздействовать на разные ее проявления: стимулировать коммуникативную активность, свободу и раскованность движений рук - моторную активность, активизировать творчество.Мы считаем, что развитие активности возможно в процессе учебной деятельности, в частности в изобразительной и художественно-практической. Нами была поставлена цель - выявить активные формы поведения у младших школьников в образовательном пространстве школы и разработать технологию развития коммуникативного, моторного, творческого видов активности в изобразительной и художественно-практической деятельности. Наше внимание было сосредоточено на выявлении внешних условий (организации уроков) и внутренних (психологических) особенностей школьников для успешного развития активности. В основу данной работы была положена гипотеза: развитие активности в деятельности будет успешным при специальной организации изобразительной и художественно-практической деятельности в образовательном пространстве школы. Это положение обосновывает выбор методов изучения и развития активности. Нами выбраны методы, исследующие коммуникативную, творческую и моторную активность. В качестве инструмента исследования интеллектуального, моторного и творческого видов активности мы выбрали «Опросник ФДСИ» В.М. Руссалова, потому что с его помощью можно определить психолого-физиологические показатели активности и в последствии применить индивидуально-дифференцированный65№36Сибирский психологический журнал2010 г.подход к деятельности школьников [3]. Для изучения операционно-технических и творческих способностей в изобразительной деятельности была использована экспертиза результатов (продуктов) творческой деятельности младшего школьника и тесты креативного мышления П. Торенса (обработка Е.Е. Туник).Выбор методов развития активности основывался на проведенном анализе данных зарубежных (А.И. Ге-бос, Л. Секей) и отечественных психологов и педагогов (A.M. Матюшкин, Т.В. Кудрявцев, И.Я. Лернер, Н.Г. Дайри, М.И. Махмутов), которые особую значимость придают проблемному обучению. Причинами, обусловливающими выбор нами активных методов обучения (проблемный метод, метод проектов, экспериментирования), являются большая интеллектуальная активность обучающегося, вызываемая познавательной потребностью, возможностью использования полученных умений и знаний при решении других задач.Развитие видов активности в деятельности происходило с учетом специфики предмета «Изобразительная деятельность и художественный труд». В ходе исследования мы использовали несколько развивающих технологий.1..Определение образовательного маршрута на основе диагностики. Применение результатов психологической диагностики для построения процесса обучения на уроках осуществляется путем определения отдельного образовательного маршрута, в котором учитываются билатеральный профиль учащихся, сенсорная ориентация, уровень психического развития, степень увлеченности деятельностью, степень творческого мышления. Все полученные данные диагностики в виде показателей заносятся в таблицу, определяется индивидуальный образовательный маршрут.2..Создание ситуаций с использованием сенсорных систем учеников. Желательно, чтобы все сенсорные системы у детей развивались синхронно, сбалансированно. Однако на практике предпочтение отдается одной из сенсорных систем. Это связано с врожденными особенностями и различным жизненным опытом школьников.3..Развитие умений находить и добывать знания. Этому способствует применение опытов, пробных, поисковых упражнений, творческих работ, также используется метод проектов, который повышает активность детей, побуждает сравнивать, обобщать, ставить проблемные задачи и решать их [6, 7].4..Создание творческой работы или проекта. Конечный результат - создание предмета творческой работы или проекта - достигается с помощью создания «ситуаций успеха», организации сотрудничества между детьми (работа в парах), между педагогом и учеником, между родителем и ребенком и коллективными работами. Такая организация уроков дает основание утверждать, что впоследствии приобретенный опыт сотрудничества при создании творческой работы реализуется детьми самостоятельно [1. С. 401].5. Самопрезентация творческого продукта. Для активизации коммуникативной и творческой активности на уроках и вне уроков мы используем прием самопрезентации учеником творческого продукта. Самопрезентация проходит на внутришкольных выставках, городских конкурсах, школьных конференциях, где ученик имеет возможность рассказать о своей творческой работе: какие материалы, способы выполнения были выбраны.Нами была проведена работа по развитию отдельных видов активности в изобразительной деятельности. Результаты диагностики активности школьников показали динамику интеллектуальной активности (рис. 1).Как видно из диаграммы, средний уровень интеллектуальной активности изменился с 38 до 45%, высокий уровень - с 10 до 22%, низкий - с 52 до 3 3%. Полученные результаты указывают на значительное преобладание среднего и высокого уровней интеллектуальной активности по итогам исследования.Как показывают результаты диагностики (рис. 2), произошли значительные изменения в моторной активности: если в начале года детей с высоким уровнем данного вида было 24%, со средним - 43,5%, низким - 32,5%, то в конце года высокого уровня достигли 31 % школьников, среднего - 32%, детей с низким уровнем - 17%.Динамика творческой активности детей на уроках изобразительной деятельности также положительная (рис. 3).Итак, исходя из результатов исследования, можно заключить, что специально организованная работа с использованием технологий (определение образовательного маршрута, создание ситуаций с использованием сенсорных систем обучающегося, развитие умений находить знания, создание творческой работы или проекта, самопрезентация творческого продукта) положительно повлияла на развитие коммуникативного, интеллектуального видов активности. Использование технологии организации индивидуального маршрута на основе диагностики, создание творческих проектов способствовали развитию моторной активности детей.Однако среди школьников по-прежнему есть дети, у которых активность остается на низком уровне. На такой результат могли повлиять различные факторы, например наследственный и педагогический. Так, врожденные свойства, такие как особенности центральной нервной системы, тип высшей нервной деятельности, могут повлиять на темп, качество, характер деятельности детей. К педагогическому фактору можно отнести обучаемость, возможности личности, условия воспитания, количество посещения уроков и т.п. Большинство современных исследователей интеллектуального, коммуникативного, психомоторного видов активности и условий их развития придерживаются мнения, что влияние всех перечисленных выше факторов на развитие активности очень велико.Результаты проведенного исследования показывают, что активность у младших школьников имеет разный уровень развития. Недостаточно развитая активность66Генетическая психология (психология развития)11□Рис. 1. Общие показатели развития интеллектуальной активности: 1 - в начале исследования; 2 - в конце исследования; высокий:средний;Рис. 2. Общие показатели развития моторной активности: 1 - в начале исследования; 2 - в конце исследования;□□ -средний;10GOК 4020О -^ J ^-fУY А..- J SJSSS ■ЖЖЙ
Бандурка Т.Н. Полимодальность восприятия в обучении: Как раздвинуть границы познания. Иркутск: Оттиск, 2005. 204 с.
Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. С. 479-480.
Брушлинский А.В. Проблема субъекта в психологической науке // Психологический журнал. 1991. № 6. С. 3-11.
Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. М.: Педагогика, 1991. С. 401.
Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. 304 с.
Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. Ярославль: Академия развития, 1996. С. 54.
Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. М., 1966. С. 241.