ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ЖЕНЩИН ИЗ НЕПОЛНЫХ РОДИТЕЛЬСКИХ СЕМЕЙ О ЛИЦАХ ПРОТИВОПОЛОЖНОГО ПОЛА
Анализируется содержание представлений, конструируемых группами не состоящих и состоящих в браке женщин 35-59 лет из полных и неполных родительских семей вдов, одиноких матерей и находящихся в разводе женщин о лицах противоположного пола и объективированы значимые групповые различия между ними.
SOCIAL REPRESENTATIONS ABOUT PERSONS OF THE OPPOSITE SEX DESINED BY GROUPS OF WOMEN OUT OF COMPLETE AND INCOMPLETE PAREN.pdf Актуальность поднимаемой нами проблемы обусловлена тем, что в настоящее время в РФ (как и во всем христианском мире) имеет место рост числа неполных семей. По разным оценкам, примерно каждый третий ребенок в нашей стране воспитывается в неполной семье. Подрастающие в таких семьях дети, выполняя свои матримониальные функции, создают проблемы в социализации уже своих детей, в обеспечении преемственности поколений [2]. Изучение того, какие представления о мужчинах доминируют у женщин, сформировавшихся в неполных родительских семьях разного типа, позволяет приблизиться к более полному пониманию проблем, возникающих в отношениях между женщиной и мужчиной - как в семье, так и за ее пределами. При всей своей важности эта проблема остается практически не изученной.Как правило, определяющим признаком неполной семьи является отсутствие супружеской пары, а чаще всего подразумевается семья «мать - ребенок (дети)» [ 1]. На самом же деле существует качественное различие между неполными семьями, которое обычно упускают исследователи семьи. Неполные семьи одинокой матери, разведённой женщины и вдовы - это существенно отличающиеся семьи с точки зрения тяжести переживания ситуации неполноты семьи матерью и ребенком, отношения к ним социума, характера взаимоотношений матери с ребёнком, величины ментального диссонанса переживания ситуации неполноты семьи матерью и ребенком и передачи ребенку представлений о лицах противоположного пола и опыта семейной жизни, что имеет последствия, ближние и отдаленные, для личной жизни воспитывающихся в них детей.Исходя из актуальности поднимаемой проблемы, была сформулирована цель исследования, которая состояла в раскрытии содержания представлений женщин из неполных родительских семей разного типа о лицах противоположного пола и выявлении особенностей содержания этих представлений.Проведенные предварительные исследования позволили сформулировать гипотезу исследования: дети, вырастающие в типологически различных неполных семьях, по-разному переживают диссонанс ситуации неполноты семьи. Этот диссонанс может выступать в качестве фактора, обусловливающего особенности фор-мирующихся представлений о лицах противоположного пола, которые закладываются у девочек и девушек в период воспитания в семье, но могут заявлять о себе в гораздо более зрелом возрасте, определяя облик семейной жизни и сексуального поведения женщин.Тот факт, что семья оказывает огромное влияние на будущую личную жизнь ребенка, ни у кого не вызывает сомнения. Различия связаны с объяснением механизмов влияния и последствий влияния семьи на будущую личную жизнь ребенка психологами различных психологических ориентации.Для нашего исследования представлений женщин из неполных родительских семей о лицах противоположного пола полезными в качестве методологического основания оказались теория социальных представлений, разработанная школой С. Московичи и ее сторонниками (МосковичиС, 1984,1987,1988; АбрикЖ.-К, 1984; Вагнер В., 1995,1996; Дуаз Y, 1986,1994; Жоделе Д., 1989; Шомбар де Лёв М.-Ж., Маркова И., 1996; Андреева Г.М., 1997; Емельянова Т.П., 1987, 2004; Донцов А.И., 1987; Якимова Е.В., 1996, 1999 и др.) я транскоммуникативная теория В.И. Кабрина (2003).Социальные представления, согласно теории социальных представлений, - это убеждения, разделяемые определенным кругом людей: они могут выражать ту или иную степень консенсуса, при этом выполняют стабилизирующую функцию в обществе [4-6]. Специфика социальных представлений в ее отношениях с миром двояка: они «обусловливают опыт», события и людей, с которыми соприкасаются, и «предписывают», что и как именно надлежит мыслить.Согласно концепции социальных представлений С. Московичи, семья (родители) в ходе взаимодействия с ребенком конструирует у него образ социального мира, закладывает ребенку тип его интерпретации, устанавливая уровни доверия к источникам информации, определяя санкции к несогласным и меру допустимой толерантности к ним, включая, таким образом, личность в общество и в коллективную мыслительную среду [4, 6]. Предписательность социальных представлений, т.е. их способность «навязывать себя с неистребимой силой», связана с когнитивной организацией человека и с социально-культурной традицией.85№36Сибирский психологический журнал2010 г.Вслед за С. Московичи можно согласиться с тем, что семья в определенном смысле может быть рассмотрена как своеобразное поле объективизации социальных представлений людей. В то же время социальные представления выступают и как эффективный индикатор произошедших или грядущих изменений в интересующей нас сфере человеческого бытия. Реальная семья строит свое бытие, исходя и из социальных представлений о лицах противоположного пола. Фиксирование первых половых ролей в семье задает определенный рисунок взаимодействий с лицами своего и противоположного пола. Согласно П. Бергеру и Т. Лукману (1996) семья выступает как первая группа принадлежности со своими собственными ценностями, транслирует нормы и ценности своей семьи и общества. Эти два вида норм могут находиться друг с другом в согласии, но могут и противоречить друг другу, даже вступать в конфликт. От того, как сложатся отношения между этими двумя типами норм, зависит складывающийся стиль поведения, или - шире - стиль жизни [6].Другим теоретическим подходом, на который мы опирались в своем исследовании, является транскоммуникативный подход отечественного психолога В.И. Кабрина. Согласно его теории каждый человек обладает своим коммуникативным миром, имеющим сложное иерархическое строение, своим образом мира. В неполной семье у ребенка формируется искаженный образ мира, специфический коммуникативный мир, и это искажение будет разным в неполных семьях разного типа особенно на личностном, культурном, «эйдетическом» уровнях, формируя у человека разные степени свободы от существующих в обществе традиций, что обусловливает переживание ментального диссонанса ситуации неполноты семьи сначала матерью, а потом и ребенком. Это выражается в негативных оценках матерью лиц противоположного пола. И тогда у женщины, выросшей в неполной семье, возникают проблемы при взаимодействии с другими людьми, она своеобразно «прочитывает», интерпретирует поведение мужчины, не происходит ситуации встречи, не возникает единое эйдетическое смыслообразующее пространство и его участники не чувствуют себя принятыми и взаимодопол-ненными друг другом сторонами единого целого [3].На наш взгляд, проблема состоит в том, что в неполной родительской семье формируются искаженные, специфично-неадекватные представления ребенка о лицах противоположного пола, о семье, нормах семейной жизни. Эти представления достаточно устойчивы и формируют типичные для того или иного типа неполной родительской семьи отношения ребенка с лицами противоположного пола.Для исследования содержания социальных представлений женщин о лицах противоположного пола использовался комплекс диагностических методов и методик, в том числе методика «Мой муж» (на основе Семантического дифференциала), методика «Неза-конченные предложения» Д. Сакса и Леви, «Психобиографическая анкета» (авторская), метод экспертных оценок.Обработка полученных данных проводилась с помощью пакета «STATISTICA». Выявление различий в процентах исследуемых признаков осуществлялось с помощью биномиального критерия; в средних уровнях исследуемых признаков - с помощью Т-критерия Стьюден-та. Исследование проводилась в течение 2001-2007 ггОбщую выборку в исследовании составили 228 женщин в возрасте 35-59 лет, жители Кемерова и Кемеровской области, представительницы самых разных сфер деятельности. Выборка формировалась исходя из типов родительских семей респонденток. Из неполных родительских семей, образовавшихся в результате развода, вышли - 32,9% (75 женщин), из семей вдов - 18,0% (41 женщина), из семей одиноких матерей - 14,0% (32 женщины). Контрольную группу составили представительницы полных родительских семей - 35,1% всей выборки (80 человек). Помимо деления выборки, исходя из критерия типа родительской семьи женщины, группы дополнительно дифференцировались по признаку замужество/незамужество женщины.Выбор в качестве испытуемых женщин данной возрастной группы был продиктован, во-первых, тем, что испытуемые - это женщины с уже сложившимися представлениями; во-вторых, тем, что именно женщины данной возрастной группы и воспитывают в своих неполных семьях эту треть детей, на них ложится наибольшая нагрузка в социализации детей, передаче им жизненного опыта.Изложение и обсуждение результатов исследованияРезультаты исследования содержания представлений не состоящих в браке женщин из неполных родительских семей о лицах противоположного пола, представленные в табл. 1, показали, что:1..В целом выявлена отрицательная установка не состоящих в браке женщин из всех типов неполных родительских семей к большинству лиц противоположного пола. Положительные варианты завершения предложений наблюдались лишь у 9,1-14,8% респонденток. Но уровень социальной фрустрированности различается в исследуемых группах. Наиболее фрустрированной является группа дочерей одиноких матерей (27,5% негативных высказываний о муже), а наименее фрустрированной - группа дочерей вдов (11,56% негативных высказываний).2..Выявлены значимые групповые различия в содержании представлений не состоящих в браке женщин из неполных родительских семей вдов, одиноких матерей и находящихся в разводе женщин о лицах противоположного пола.3..Ядро представлений о лицах противоположного пола исследуемых групп женщин составляют качества,1.86Социальная психологияПредставления не состоящих в браке женщин из полных и неполных родительских семей о лицах противоположного полаТаблица!Варианты завершения испытуемыми незаконченных предложенийУровень значимости различийТип родительской семьиТип неполной родительской семьи ПолнаяНеполнаяРазводВдоваОдинокая мать«Большинствомужчин... »Изменяют0,0216,45577,874018,695658,333334,54545Пьют0,0713,92407,874018,695655,555559,09091Подлые, негодяи0,06; 0,0253,797479,4488114,49272,777774,54545Обманщики, предатели0,03; 0,0063,797475,511811,449288,3333313,6363Не нашли себя0,037,594942,362202,898552,777770Инфантильны0,045,063293,937007,2463800Иждивенцы0,037,594942,362201,449285,555550Ненадежные0,061,265825,511815,797105,555554,54545Трусливые0,0061,265823,1496008,333334,54545«Идеалом мужнины для меня является... »Герой фильма, худ. литературы0,0721,917814,150915,094314,705810,5263Бывший муж0,01; 0,036,8493217,924522,64158,8235321,0526Отец0,04; 0,0312,32875,66038017,64700Добрый0,036,849321,886791,8867905,26316«Больше всего люблю мужчин, которые...»Умные, интеллектуальные0,0511,68834,651164,347838,108100Деликатные0,056,493514,651164,34783013,0434Ценят женщину0,057,792213,1007802,702708,69565Хорошо зарабатывают0,05; 0,057,792212,325581,449282,702704,34783Добрые0,05; 0,051,298706,201555,797108,108104,34783Заботятся о семье, детях0,055,194813,100784,347832,702700Щедрые0,05; 0,056,493512,325581,449285,405400Не лгут0,051,298703,875975,797102,702700Понимают женщину0,05; 0,052,597403,100784,3478304,34783Без вредных привычек0,05; 0,053,896100,77519004,34783Любят свою женщину0,05; 0,0503,100781,449282,702708,69565Деловые, целеустремлённые0,0502,325582,898552,702700Делают женщину счастливой0,051,298701,5503902,702704,34783Остроумны, интересны0,05; 0,0502,3255805,405404,34783Красивые, видные0,0501,550391,4492804,34783Веселы, не унывают0,05; 0,0501,55039008,69565Я не люблю мужчин0,05; 0,0501,55039008,69565«Мне очень не нравится, когда мужчины... »Пьют0,09; 0,0110,526317,460316,666626,31574,54545Ненадежны0,0213,15788,730169,090915,2631613,6363Обманывают0,066,578959,5238113,63635,263164,54545Не следят за собой7,894743,9682502,631584,54545Жадные2,631583,174604,545452,631580Примечание. В таблице указаны только те варианты завершения предложений, по которым выявлены значимые различия.дефицитарные для того или иного типа неполной родительской семьи. Так, ядро представлений о лицах противоположного пола составляют качества, характеризующие мужчину: у дочерей вдов - как опору, защитника; у дочерей разведенных женщин - как зрелого семьянина, заботящегося о жене и детях; у дочерей одиноких матерей - как человека, любящего женщину и заботящегося о ребенке; у представительниц полных родительских семей - как материального обеспечителя семьи, щедрого по отношению к женщине.4. Идеалом мужчины представительницы неполных родительских семей одиноких матерей и разведен-ных женщин значимо чаще считают бывших мужей (1-е место), литературных и киногероев (2-е место), родственников, авторитетных друзей и знакомых, которые в условиях отсутствия отца служат образцом мужчины, наряду с транслируемыми представлениями матери. Очевидно, у этих групп женщин имеет место сожаление по поводу расставания с бывшим мужем, который по прошествии времени и в сравнении с последующими другими мужчинами (а нередко и вообще в их отсутствие в личной жизни женщины) воспринимается уже иначе, и даже как идеал. Никто из исследуемой группы дочерей разведенных женщин и одиноких матерей не назвал сво-87№36Сибирский психологический журнал2010 г.его отца идеалом мужчины. Идеалом мужчины дочери вдов и представительницы полных родительских семей значимо чаще считают своего отца, причем дочери вдов его ставят на первое место в качестве идеала мужчины (как мифического положительного героя), ориентира в восприятии и оценке других, уже реальных мужчин, а представительницы полных родительских семей - на второе место, очевидно ввиду реальной неидеальности отца. Главную роль идеала мужчины у них начинают играть литературные и киногерои.Результаты исследования содержания представлений состоящих в браке женщин из неполных родительских семей о своем муже, представленные в табл. 2, показали, что:1. Представления о муже состоящих в браке представительниц неполных родительских семей характеризует когнитивная бедность, особенно у представительниц неполных родительских семей одиноких матерей.Представления о муже дочерей вдов отличаются положительными установками, наименьшей по сравнению с представительницами других типов родительских семей критикой в адрес мужа. Процент негативных высказываний составляет всего 11,6%.Представления о муже дочерей разведенных женщин отличаются наибольшей амбивалентностью оценок: от суждений типа «любящий мужчина» до суждений типа: «неудачник», «эгоист». В качестве основных недостатков дочери разведенных женщин значимо чаще атрибутируют мужу равнодушие (3,1% при р < 0,05), пьянство (34,4% при р < 0,06). Хотели бы иметь роман на стороне 17,8% респонденток данной группы.Представления о муже дочерей одиноких матерей отличаются крайней когнитивной бедностью характеристик, амбивалентностью оценок. Негативные высказывания составляют 27,5%. В качестве основных недостатков дочери одиноких матерей значимо чаще атрибутируют мужу пьянство (40% при р < 0,06) и ложь (20% при р < 0,06). Хотели бы иметь роман «на стороне» (при этом сохраняя брак) 25% респонденток этой группы - это наибольшее число в сравнении с представительницами других типов родительских семей. Готовность к адюльтеру в ряде случаев у дочерей одиноких матерей может быть следствием неудовлетворённости эмоциональной стороной отношений с мужем в сочетании с желанием сохранить семью, ценность которой для женщин этой группы велика.Представления состоящих в браке женщин из полных и неполных родительских семей о своем мужеТаблица2Варианты завершения испытуемыми незаконченных предложенийУровень значимостиТип родительской семьиТип неполной родительской семьи ПолнаяНеполнаяРазводВдоваОдинокая мать«Мой муж... »Хороший человек0,0623,076914,893615,625200Лучше всех7,6923110,63839,37500200Любит меня7,6923110,63836,250002020Надежный, опора7,692314,255326,2500Неудачник06,382989,3750000«По сравнению с другими мужчинами мой муж:... »Любящий мужчина0,0930,769233,333339,39392020Хороший человек0,02020,833321,21211040Лучше других0,0230,769210,416612,1212100«Мне очень не нравится, когда мой муж:... »Ругается, оскорбляет0,009; 0,037,6923135,555531,255040Пьет0,0630,769228,888834,375040Критикует0,00215,38460000«Ялюблю своего мужа, но... »Устала от его критики16,666626,829228,571422,22225Хотела бы иметь роман на стороне8,3333319,512117,857122,22225Его губит пьянство0,0616,666612,195117,857100У нас разные взгляды на жизнь0,0607,3170710,714200Примечание. В таблице указаны только те варианты завершения предложений, по которым выявлены значимые различия.Представления женщин из полных родительских семей о муже отличаются общей положительной установкой. Они дали мужу больше всего положительных характеристик. Хотели бы иметь роман на стороне 8,3% респонденток данной группы (наименьшее число в сравнении с представительницами других типов родительских семей).2. Состоящие в браке женщины, оценивая своего мужа, обращают особое внимание на наличие/отсут-ствие у него качеств, дефицитарных для «своего» типа неполной родительской семьи. Сравнительный анализ качеств, образующих ядра представлений состоящих в браке женщин о муже и не состоящих в браке женщин о мужчинах в целом, выявил их подобие.3. Представления о своем муже состоящих в браке женщин из всех исследуемых типов родительских семей более позитивны, чем о лицах противоположного пола в целом. В представлениях женщин муж при всехСоциальная психологиясвоих недостатках, как правило, «лучше других». За счет негативности представлений о мужчинах в целом происходит укрепление позитивного образа мужа, стабилизация эмоционального состояния женщины. Выводы:1..Принадлежность женщины к определенному типу неполной родительской семьи обусловливает особенности ее представлений о лицах противоположного пола. Это связано с переживанием матерью, а потом у же и ребенком ментального диссонанса неполноты семьи, её отклонения от норм традиций. Этот диссонанс компенсируется у не состоящих в браке женщин выработкой защитных механизмов, реализующихся в негативных оценках лиц противоположного пола, рационально объясняющих невозможность реализации одинокой женщиной ценностей семейной жизни, а у состоящих в браке женщин -также в критике своего мужа, в готовности к адюльтеру при сохранении брака, в негативных представлениях о большинстве мужчин по сравнению с собственным мужем, в амбивалентности представлений.2..Величина переживаемого ментального диссонанса, проявляющегося в негативизме представлений о лицахпротивоположного пола, тесно коррелирует со степенью отклонения типа неполной родительской семьи от норм традиционного эталона семьи. Наибольший ментальный диссонанс обнаруживается в представлениях о лицах противоположного пола у женщин из неполных родительских семей одиноких матерей, наименьший - среди представительниц неполных родительских семей - у дочерей вдов.3. Выдвинутая в исследовании гипотеза о специфическом влиянии неполной семьи, в том числе возникшей в результате вдовства, развода, одинокого материнства, на формирование представлений о лицах противоположного пола воспитывающихся в них дочерей, нашла свое подтверждение.Таким образом, социальные представления являются неким компасом в малоструктурированном жизненном поле человеческих возможностей и подчас выступают как коллективный жизненный сценарий. В этом смысле сведения о социальных представлениях существенны для выработки принципиальных ориентиров практики, и прежде всего в области молодежной и семейной политики, практики семейного консультирования.
Скачать электронную версию публикации
Загружен, раз: 219
Ключевые слова
социальные представления, лица противоположного пола, неполная семья вдовы, находящейся в разводе женщины, одинокой матери, ментальный диссонанс неполноты семьи, social representations, incomplete parental families of the widows, lonely mothers and women in divorce, persons of the opposite sex, mental dissonance of the incomplete familyАвторы
ФИО | Организация | Дополнительно | |
Аргентова Л.В. | Кемеровский государственный университет | кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры общей психологии и психологии развития Кемеровского государственного университета (Кемерово) | argent@kemcity.ru |
Ссылки
Андреева Т.В. Психология современной семьи. СПб.: Речь, 2005. 436 с.
Дымнова Т.И. Зависимость характеристик супружеской семьи от родительской // Вопросы психологии. 1998. № 3. С. 46-56.
Кабрин В.И. Коммуникативный мир и транскоммуникативный потенциал жизни личности: теория, методы, исследования. М.: Смысл, 2005.
Московичи С. Социальное представление: исторический взгляд // Психологический журнал. 1995. Т. 16, № 1. С. 3-18.
Хорни К. Психология женщины // Собр. соч.: В 3 т. М., 2006. Т. 1. 240 с.
Якимова Е.В. Теория социальных представлений в социальной психологии: дискуссии 80-90-х годов: Научно-аналитический обзор. М.: РАН ИНИОН, 1996. 115 с.

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ЖЕНЩИН ИЗ НЕПОЛНЫХ РОДИТЕЛЬСКИХ СЕМЕЙ О ЛИЦАХ ПРОТИВОПОЛОЖНОГО ПОЛА | Сибирский психологический журнал. 2010. № 36.
Скачать полнотекстовую версию
Загружен, раз: 3265