СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ПАЦИЕНТОК ПЛАСТИЧЕСКОЙ ХИРУРГИИ | Сибирский психологический журнал. 2010. № 36.

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ПАЦИЕНТОК ПЛАСТИЧЕСКОЙ ХИРУРГИИ

Представлены результаты исследования социально-психологических особенностей женщин, избравших пластическуюхирургию как способ коррекции внешности.

SOCIAL-PSYCHOLOGICAL «PORTRAIT» OF PATIENTS OF PLASTIC SURGERY.pdf Динамизм современной социальной жизни человека обусловливает появление востребованного в обществе типа личности. Атрибутами такой востребованности являются не только социально-психологические аспекты, такие как успешность, уверенность, амбициозность, целеустремленность, эмоциональная уравновешенность, социальная и профессиональная реализованность, умение строить отношения, психическое здоровье, но и физические - привлекательная внешность, вес, рост и др.Отношение современного человека к внешности определяется, с одной стороны, ее высокой значимостью и для личности, и для общества в целом. Актуальными до настоящего времени остаются слова чеховского героя доктора Астрова: «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». С другой стороны, чрезмерное увлечение заботой о внешности приводит к тому, что для многих людей внешность становится единственной всепоглощающей самоценностью, при этом игнорируется развитие таких ресурсов личности, как интеллект, нравственность, духовность и многие другие социальножелательные и необходимые качества.Значимость обозначенной проблемы усиливается в связи с тем, что общественно-культурные нормы, сформированные под влиянием СМИ, моды, рекламы, создают стандарты красоты и отводят особое, центральное место привлекательной внешности в качестве ведущего фактора, обеспечивающего социально-психологическую успешность и востребованность человека в обществе.В настоящий момент люди как никогда раньше интересуются своей внешностью, посвящают много сил и времени для ухода за ней. Современное общество вне зависимости от возраста и пола охвачено модой на молодость и свежесть, подтянутую спортивную фигуру, ухоженное лицо и тело без признаков приближающегося старения.Все большей популярностью в обществе пользуются соблюдение различных диет, применение БАДов, массовое увлечение фитнесом и йогой, различные виды массажей, нетрадиционные практики оздоровления и омоложения организма, высокотехнологичные услуги косметологов, услуги стилистов и визажистов, а также услуги пластической хирургии. Российский рынок пластической хирургии переживает настоящий бум. Спрос на пластические операции намного опережает предложение, несмотря на возможные медицинские послеоперационные осложнения, вред здоровью, угрозужизни, а также на достаточно высокую стоимость данного вида медицинских услуг.Следует отметить, что в настоящее время меняется отношение к пластической хирургии как со стороны оценок общества, так и со стороны самих потребителей услуг пластической хирургии. Если в свое время медицинская тайна круговой подтяжки лица Л. Орловой была делом государственной тайны и важности, то сегодня отношение к пластической хирургии перестало быть эксклюзивным и чем-то недоступным. В XX в. к услугам пластической хирургии чаще обращались по объективным показаниям - устранение недостатков внешности после аварий или врожденных дефектов, медицинские показания в связи с трудностями дыхания и т.д. Сегодня пациенты обращаются за помощью к пластической хирургии с просьбой улучшения внешности, чтобы стать моложе или быть похожим на кого-то в соответствии с субъективной самооценкой внешности, ориентируясь на сформированный идеал красоты.Кроме того, если раньше отношение к пластической хирургии в обществе имело отрицательные социальные оценки, а сам факт перенесенной операции находился в плоскости высокой интимной значимости, то в современном обществе постепенно меняются социальные оценки, пластическая операция превращается в элемент социального престижа, который становится доступным для большинства людей независимо от возраста, пола, социального положения, материального дохода и др.Такое изменение акцентов отношения к внешности в современном обществе формулирует для психологической науки новые задачи в целостном, комплексном исследовании феномена образа физического Я и обусловливает актуальность предстоящих исследований. Практическая ценность подобных исследований для нас очевидна, так как, определяя особенности и проблемы людей, пользующихся услугами пластической хирургии, мы определяем «мишени» психологической работы с данной категорией испытуемых.В последнее время в науке значительно увеличилось количество исследований, направленных на изучение образа физического Я (тело, телесность, телесное Я, физическое Я, внешность). Данная проблема традиционно разрабатывается в рамках медицинского, клинического, психосоматического (Е.Т. Соколова, А.Н. Дорожевец, Е.С. Креславский, В.Д. Менделевич и др.), психотерапевтического (Б.Д. Карвасарский, Л.Т. Баранская,90Социальная психологияСИ. Блохина, А.Т. Леонов, А.Е. Ткаченко, В.В. Лету-новский и др.) подходах.Формирование социально-психологического подхода в исследовании образа физического Я берет начало в зарубежной психологии и представлено работами таких психологов, как К. Левин, Е. Эден, А. Харт, М. Фин-кенберг, Т. Фроминг, Б. Килборн, Н. Рамси, Д. Харкорт, Дж. Кент, Дж. Томсон, С. Хартер и др.В отечественной психологии социально-психологические исследования внешности представлены работами А.В. Брушлинского, Л.И. Божович, И.С. Кона, А. А. Бодалева и др. В последнее время данный феномен исследовали В. А. Лабунская, Е.В. Белугина, Я.Б. Наров-ская, О.В. Герасимова и др. Однако следует отметить, что количество социально-психологических исследований, раскрывающих проблему образа физического Я во взаимосвязи с внутренними психологическими особенностями, с социальными достижениями личности, остается крайне недостаточным. Фактически отсутствуют исследования феномена образа физического Я как одного из ведущих регуляторов социально-психологической жизни личности, обеспечивающего чувство внутренней красоты, защищенности, гармонии, реализованности, востребованности и успешности в современном обществе.Кроме того, потребность в социально-психологическом исследовании образа физического Я обусловлена запросом со стороны пластической хирургии, поскольку, как часто показывает практика, даже после блестяще и безупречно выполненной пластической операции (в 80% случаев) пациенты клиник пластической хирургии остаются по-прежнему недовольными своей внешностью [3]. Ведущие российские пластические хирурги, выступая в различных СМИ, говорят о том, что решение проблемы повышения внешней привлекательности находится не только в компетенции пластической хирургии, но также требует оказания психологической помощи пациентам, которая в некоторых случаях может быть даже более действенной и эффективной. Поскольку новый, радикально измененный образ физического Я, возвращающий человека на 10-15 лет назад, не совпадает с психологическими состояниями («образ психологического Я») и социальными достижениями («образ социального Я») на данный момент времени и как следствие формирует общую неудовлетворенность собой и жизнью в целом.Поэтому, на наш взгляд, особый научный интерес представляет исследование внутренних психологических факторов личности, обусловливающих выбор пластической операции для коррекции физического Я. И, как справедливо указывает В А. Лабунская, «влияние социокультурных факторов не является исчерпывающим объяснением реализации стремления изменять свой внешний облик. Любая активность субъекта не может объясняться исключительно внешними детерминантами, поскольку обусловлена внутренним миром лич-ности, индивидуальной историей ее формирования, развития» [1. С. 100].Приступая к исследованию социально-психологического портрета пациенток пластической хирургии, мы определили ряд базисных положений, определяющих логику нашего исследования:1..Внешность человека рассматривается нами как личностная и социальная ценность. В современном стандарте успешной личности привлекательная внешность занимает лидирующее место. Все чаще в обществе человека не принимают дряхлеющим и старым. Все это, несомненно, приводит к завышению значимости внешности в самосознании человека, при этом занижается значимость выполняемых социальных ролей, достигнутого личностного и социального статуса, игнорируется значимость реальных результатов, достигнутых личностью на данный момент.2.Отношение к внешности определяется спецификой демографических и социально-психологических факторов, влияющих на формирование самосознания личности. Человеку на всех этапах онтогенетического развития свойственна переоценка своих социальных достижений (наличие семьи, детей, друзей, интересной работы, материальный и социальный статус), внутреннего психологического комфорта (уверенность, целеустремленность, общая удовлетворенность собой и жизнью в целом, ощущение счастья). Переоценка и осознание личностью своих достижений в различных сферах жизнедеятельности неизбежно приводят к необходимости изменения социальной ситуации развития личности; социальных ролей; спектра решаемых проблем; возможностей и ответственности; образа жизни, образа Я, представлений о самом себе [6]. Таким образом, во внешности фиксируется специфика демографических, социально-психологических факторов, отражающих социальный и психологический контекст жизни личности в обществе.3..Самосознание, являясь высшим уровнем развития сознания, регулирует все поведение личности и состоит из следующих структурных компонентов: «образ физического Я», «образ психологического Я», «образ социального Я», самооценка (В.В. Столин, П. Фресс, Ж. Пиаже) [5, 8]. Данные структурные компоненты очень тесно связаны между собой, и изменение каждого из них приводит к изменению других в общей структуре самосознания.4.Возрастной период 30-50 лет (вторая половина ранней взрослости (20-40 лет) и первая половина средней взрослости (40-60 лет) - по возрастной периодизации Г. Крайг [2. С. 650]) является сенситивным в отношении возрастных изменений внешности, причем наиболее чувствительными являются женщины [4]. К. Коларуссо указывает, что после 30 лет, когда признаки физического старения заметны у каждого человека, феномен утраты в отношении собственного тела транслируется растущему осознанию собственной ограниченности во времени. Это особенно очевидно у женщин (цит. по: [6]). Таким1.91№36Сибирский психологический журнал2010 г.образом, период взрослости - это время угасания физических возможностей человека, напоминающее ему самому и социальному окружению о приближающемся старении, это осознание ограниченности времени и конечности жизни (К. Левин, К. Муздыбаев, Л.В. Бороздина, И.А. Спиридонова, А. Сырцова, О.В. Митина, О.Н. Арестова и др.).5..В данный возрастной период самооценка и самоотношение женщин к внешности в значительной степени начинают определять выбор способов в уходе за внешностью. Активность ухода за внешностью может характеризоваться от умеренного (самостоятельный уход за внешностью, посещение врачей-косметологов, диетологов и др.) до гиперактивного ухода (единичное или многократное вмешательство пластической хирургии).6..Обращение женщин к пластической хирургии для коррекции внешности относится нами к гиперактивному уходу за внешностью, характеризуется как революционный способ, имеющий серьезные последствия для здоровья, но в то же время позволяющий добиться состояния внешности на 10-15 лет моложе.Обозначенное проблемное поле исследования определило его цель - изучение социально-психологического портрета пациенток пластической хирургии.В исследовании были поставлены следующие задачи:•·выявить демографические характеристики пациенток пластической хирургии;•определить самоотношение к внешности у пациенток пластической хирургии;•·выявить социально-психологические особенности пациенток пластической хирургии.•·В исследовании приняли участие женщины-пациентки пластической хирургии в возрасте от 30 до 50 лет, имеющие различную занятость в профессиональной сфере, разное семейное, социальное, материальное положение. Основным критерием формирования выборки является факт перенесенных пластических операций. Выбор данной возрастной категории определялся следующими критериями: 1) по оценкам пластических хирургов, именно в этом возрасте женщины наиболее часто обращаются к их услугам; 2) именно в зрелом возрасте личность достигает достаточно высокого уровня развития самосознания; 3) достигнутый уровень социальных и материальных достижений позволяет женщинам быть свободными в выборе способов ухода за своей внешностью.•·В работе использовались следующие методы сбора эмпирических данных: опрос (анкетирование); тестирование.•·Исследование демографических характеристик и самоотношения к внешности проводилось с использованием авторской анкеты. Для исследования социально-психологических особенностей испытуемых использовалась методика личностного дифференциала (вариант, адаптированный НИИ им. В.М. Бехтерева) [7. С. 20]. Данная методика позволяет исследовать структуру са-•·мосознания по компонентам: «образ физического Я»; «образ психологичексого Я»; «образ социального Я».•·Для обобщения и систематизации полученных данных был применен метод контент-анализа, а также последующий частотный анализ.•·В качестве метода статистической обработки информации применялся корреляционный анализ (коэффициент ранговой корреляции Спирмена).•·Результаты и их обсуждение•·Анализ демографических характеристик пациенток пластической хирургии позволил установить, что:•·большинство испытуемых данной возрастной группы имеют высшее образование (71%);•имеют постоянное место работы (37% работают в ЧП, 23%- в государственных учреждениях и 23% имеют самостоятельный бизнес) при средней продолжительности рабочего дня более 10 часов (51%);•·не замужем или разведены (60%);•·чаще имеют одного ребенка (47%) в ситуации разведенного брака или вне брака (г = -0,42 при р < 0,05);•·обладают высоким материальным достатком в семье. При этом нами была установлена обратная корреляционная взаимосвязь между демографическими характеристиками «наличие семьи» и «материальный семейный доход» (г = -0,46 при р < 0,01). Это позволяет нам предполагать, что высокий материальный семейный доход обеспечивается не только материальной состоятельностью членов семьи, но и способностью самих женщин добиваться высокого материального результата.•·Изучение самоотношения к внешности проводилось посредством анализа интенсивности ухода за внешностью испытуемыми по следующим показателям:•·ежедневные затраты времени на уход за внешностью;•·% расходов от ежемесячного дохода семьи на уход за внешностью;•·способы ухода за внешностью;-количественное сочетание способов ухода завнешностью.Пациентки пластической хирургии характеризуются большим разбросом ежедневных затрат времени, которые они отводят своей внешности: от 20 минут до 3 часов и даже более. Большинство испытуемых (84%) отводят своей внешности в день от 1 до 3 часов. Такая продолжительность времени при уходе за внешностью оценена нами как достаточно продолжительная и требующая больших физических и психологических ресурсов, поскольку женщины данной выборки в среднем заняты в деловой сфере в среднем около 10 часов.Большинство женщин (83%), ухаживая за собой, в среднем за месяц тратят до 30% семейного бюджета. Такой высокий уровень семейных расходов на внешность очень высоко коррелирует с затратами времени на внешность (г = 0,54 при р < 0,001). Следовательно, при-92Социальная психологиявлекательность образа физического Я у пациенток пластической хирургии определяется ресурсом времени на уход за внешностью и материальным благополучием.Анализ способов ухода за внешностью показал, что все женщины одинаково активны в выборе способов ухода за внешностью. Учитывая, что 100% выборки являются потребителями услуг пластической хирургии, дополнительно 77% ухаживают за собой сами, 93% посещают специалистов, 47% регулярно занимаются в спортивных клубах (фитнес, бассейн, танец живота, йога, гидроаэробика и др.), 20% пользуются прочими способами (сауна, массаж, БАДы, народные средства и др.). Кроме того, корреляционный анализ выявил обратную взаимосвязь между способами ухода за внешностью и ежемесячными расходами на внешность (г = -0,42 при р < 0,05). Мы предполагаем, что выбор в пользу того или иного способа ухода за внешностью не определяется исключительно материальными возможностями женщин, а скорее всего обусловливается внутренними психологическими причинами (самооценка, самоотношение, самопринятие и т.д.) и социальными факторами (реклама, мода, СМИ, возможности современной индустрии красоты и т.д.).Пациенткам пластической хирургии свойственно одновременное применение сразу нескольких способовухода, направленных на комплексное решение проблем с внешностью: три способа определяют 53% выборки, четыре способа - 28%, пять способов -10%. Нами также была выявлена обратная взаимосвязь между количеством способов ухода за внешностью и возрастом женщин (г = -0,36 при р < 0,05). Вероятно, выбор женщинами тех или иных способов ухода за внешностью не учитывает специфику возрастных изменений внешности, а ориентируется на достижение социально желательного идеала любыми возможными способами и средствами.Таким образом, анализ самоотношения к внешности у пациенток пластической хирургии характеризует поведение женщин как гиперактивное, выражающееся в высоких материальных и временных затратах, в сочетании множества разнообразных способов ухода за внешностью. Самоотношение к внешности у пациенток пластической хирургии понимается нами как проявление высокой ценности и личностной значимости внешности в их социально-психологической жизни.Исследование самооценки и структуры самосознания пациенток пластической хирургии проводилось нами по следующим компонентам: «образ физического Я», «образ психологического Я», «образ социального Я». Результаты исследования представлены в таблице.Представленность структурных компонентов самосознания испытуемых по параметрам силы (С), оценки (О), активности (А) (% испытуемых)Уровень выраженностиОбраз физического ЯОбраз психологического ЯОбраз социального Я ОСАОСАОСАВысокий103103371720313Средний803763604043673747Низкий10602775340136040В самооценках «образа физического Я» испытуемые обладают средним уровнем по параметрам оценки, низким уровнем по параметру силы, средним уровнем с тенденцией к низкому по параметру активности. В данной выборке 80% испытуемых не в полной мере удовлетворены своей внешностью, у 60% испытуемых отношение к внешности зависит от внешних оценок и обстоятельств социального мира. При этом лишь 10% испытуемых считают, что в своем стремлении к идеальному образу внешней привлекательности они проявляют максимум активности (время, материальные затраты, разнообразие и полнота способов ухода за внешностью), которая оценивается ими как достаточная. Соответственно, 90% испытуемых считают свои усилия и активность недостаточными для достижения идеала, а «образ реального» и «идеального физического Я» характеризуются нами как несовпадающие.«Образ психологического Я» испытуемых обладает средним уровнем с тенденцией к высокому по параметру оценки, низким уровнем по параметру силы, а также средним уровнем с тенденцией к низкому по параметру активности. Лишь 33% испытуемых удовлетворены собой, принимают себя как личность. В соответствии с интерпретацией фактора силы (выявление отношения«доминирование - подчинение») авторами методики «Личностный дифференциал», на наш взгляд, вероятнее всего, пациентки пластической хирургии в своих самооценках проявляют внутреннюю напряженность и неуверенность в себе, тревожность, астеничность, недостаточность волевой регуляции поведения. Кроме того, интерпретация фактора активности (выявление экстра-интроверсии), согласно данной методике, позволяет нам говорить о том, что психическая активность обусловлена фактором экстравертированной направленности пациенток пластической хирургии. Эти данные позволяют нам также утверждать, что внешность для наших испытуемых есть, прежде всего, социальное «послание», самопрезентация себя в своем окружении.«Образ социального Я» оценен испытуемыми по параметру оценки как средний, по параметру силы как низкий, по параметру активности как средний с тенденцией к низкому уровню. Всего 20% испытуемых испытывают полную удовлетворенность уровнем своих социальных достижений (семья, наличие детей, профессиональная и творческая реализация и др.). Понимая вслед за авторами методики «Личностный дифференциал» интерпретацию факторов силы и активности, мы имеем возможность предположить, что реализация93№36Сибирский психологический журнал2010 г.«социального Я» обладает высокой личностной значимостью и зависимостью от социальных факторов. Лишь 13% испытуемых считают, что сделали все что могли в социальной реализации. Но оставшаяся часть испытуемых (87%) склонна в своих самооценках к тому, что ими использованы не все имеющиеся ресурсы (в том числе внешность и психологические факторы) для достижения социальных целей. Соответственно, «образ реального» и «идеального социального Я» характеризуются нами как несовпадающие.Ориентируясь на показатели фактора оценки в общей структуре самосознания, мы полагаем, что наиболее выраженным структурным компонентом самосознания является «образ физического Я», так как всего 10% проявляют высокую удовлетворенность внешностью. Однако, анализируя показатели фактора силы в структуре самосознания, мы отметили, что испытуемые испытывают напряженность, затруднения в реализации не только «образа физического Я», но и образов «психологического Я», «социального Я». Представленность фактора активности в структуре самосознания позволяет нам предположить, что у пациенток пластической хирургии выражено рассогласование «реального» и «идеального образов» в «физическом Я» и в «социальном Я».Проведенное исследование позволило нам сформулировать следующие выводы:1..Самоотношение к внешности у пациенток пластической хирургии определяется высокой ценностью и личностной значимостью внешности в их социально-психологической жизни.2..Активность ухода за внешностью у пациенток пластической хирургии определяется не только материальными возможностями, но также психологическими и социальными факторами.3..Основными ресурсами, позволяющими стремиться к идеальной внешности, являются: высокий материальный семейный доход; высокие материальные и временные затраты на внешность; разнообразие ибольшое количество используемых способов ухода за внешностью.4..Выбор способов ухода за внешностью и их количество у пациенток пластической хирургии определяется без учета возрастных и физических возможностей организма, а в соответствии с социально-желательным идеалом для достижения целей.5..У пациенток пластической хирургии «образ физического Я» характеризуется наибольшей выраженностью в структуре самосознания.6..Психическая активность пациенток пластической хирургии обусловлена фактором экстравертированной направленности.7.Реализация «социального Я» обладает высокой личностной значимостью и зависимостью от социальных факторов.8..Пациентки испытывают напряженность, затруднения в реализации не только «образа физического Я», но и образов «психологического Я», «социального Я».9.У пациенток пластической хирургии выражено рассогласование «реального» и «идеального» образов в «физическом Я» и в «социальном Я».В заключение отметим, что затронутая нами тема отнюдь не исчерпывается эмпирическими данными, полученными нами в данном исследовании. Мы предполагаем, что затруднения и дискомфорт в реализации «психологического Я», критичность и неудовлетворенность уровнем социальных достижений являются мотивирующими факторами для коррекции внешности с помощью пластической хирургии. Кроме того, мы также предполагаем, что неудовлетворенность внешностью способствует переносу неудовлетворенности во все сферы жизнедеятельности и приводит к психологическим переживаниям личности, нарушая гармонию компонентов самосознания и целостного «Я» личности. Обозначенные нами предположения в исследовании данной темы открывают дальнейшие перспективы научных исследований в рамках социально-психологического подхода.

Ключевые слова

пластическая хирургия, демографические характеристики, социально-психологические особенности, plastic surgery, demographic characteristics, socio-psychological characteristics

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Дементий Л.И.Омский государственный университетдоктор психологических наук, профессор кафедры социальной психологии Омского государственного университета (Омск)dementiy@univer.omsk.su
Варлашкина Е.А.ассистент кафедры общей психологии Омского государственного университета (Омск)varla6kina@mail.ru
Всего: 2

Ссылки

Лабунская В.А., Наровская Я.Б. Типы преобразования внешнего облика как отражение направленности преобразовательной активности субъекта в социальном общении // Мир психологии. 2006. № 4. С. 96-104.
Лапутин Е.Б. Мастер-класс пластического хирурга. М.: Литтерра: Косметик интенешнл форум, 2007. 312 с.
Палуди М. Психология женщины. СПб.: Прайм-Еврознак, 2003. 384 с.
Крайг Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2000. 992 с.
Сталин В.В. Самосознание личности. М.: Изд-во МГУ, 1983. 286 с.
Сырцова А., Митина О.В. Возрастная динамика временных ориентаций личности // Вопросы психологии. 2008. № 2. С. 41-54.
Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2002. 490 с. 8.
Экспериментальная психология: Сб. статей: Пер. с фр. / Ред.-сост. П. Фресс, Ж. Пиаже; предисл. и общ. ред. А.Н. Леонтьева. М.: Прогресс, 1966. Вып. 5. 284 с.
 СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ПАЦИЕНТОК ПЛАСТИЧЕСКОЙ ХИРУРГИИ | Сибирский психологический журнал. 2010. № 36.

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ПАЦИЕНТОК ПЛАСТИЧЕСКОЙ ХИРУРГИИ | Сибирский психологический журнал. 2010. № 36.