Представлены результаты исследования динамики доверия к себе и к другим у студентов-юристов в период обучения в вузе. Доверие рассматривается как установка-отношение к себе и к другим людям в контексте проблемы обучения студентов профессиональной юридической деятельности.
LAW STUDENTS' TRUST DYNAMICS TO THEMSELVES AND TO OTHERS DURING THEIR TRAINING AT THE UNIVERSITY.pdf Стремление российского общества к построению правового и социального государства актуализирует проблему повышения эффективности профессионального обучения и воспитания студентов юридических факультетов. Профессиональное становление, успешность реализации юриста зависят от подготовки к профессиональной деятельности в вузе, поэтому в процессе обучения студентов-юристов должны быть заложены и задействованы личностные характеристики, которые в условиях демократизации общества становятся важными составляющими профессиональной компетентности и в таких строго регламентированных структурах, как правоприменительные органы. В связи с этим представляет интерес изучение доверия у студентов-юристов как базовой, интегральной характеристики личности, поскольку доверие к себе и к другим определяет ее готовность к обеспечению любых профессиональных задач, желание их выполнить, чувство ответственности за их выполнение с наибольшим результативным эффектом.Проблема изучения доверия является одной из актуальных в современной психологической науке и представляет собой достаточно обширную область научного поиска. Исследование доверия нашло отражение в фундаментальных работах С. Джурард, П. Ласкау, Дж. Хоманса, Р. Эмерсона, В.П. Зинченко, А.Б. Ку-прейченко, Т.П. Скрипкиной и др. В отечественной психологии сформировалось представление о доверии как отношении. В основу исследований легла идея Т.П. Скрипкиной о доверии как установке-отношении к себе и к миру. Доверие понимается также как метаотно-шение (И.В. Антоненко); психологическое отношение, включающее три основных компонента: когнитивный, эмоциональный и поведенческий (А.Б. Купрейченко). Анализ работ отечественных авторов показал, что условиями возникновения доверия являются актуальная значимость объекта доверия и оценка его как безопасного для субъекта, а термин «отношение» подразумевает субъективную позицию личности, включает момент оценки, специфической его чертой является эмоционально-чувственная основа. Это позволило нам прийти к пониманию, что доверие - есть субъективное отношение личности, отражающее ее внутреннюю позицию и имеющее эмоционально-чувственную основу, сущность которого связана с актуальной значимостьюобъекта доверия и оценкой его как безопасного для субъекта. Доверие к себе есть отношение к собственной субъектности как значимой для личности. Доверие к другим - субъективное отношение к личности другого, основанное на позитивном прогнозировании его будущих поступков. Доверие к себе и к другим взаимосвязаны и являются обобщенным ресурсом гармонично развивающейся личности.В связи с вышесказанным было организовано исследование, целью которого стало изучение динамики доверия к себе и к другим у студентов юридического факультета в процессе профессионального обучения. Теоретическое изучение проблемы и анализ практического опыта позволили сформулировать гипотезу исследования, согласно которой можно предположить, что в период профессионального обучения у студентов-юристов снижается уровень доверия к другим людям и увеличивается уровень доверия к себе. При этом допущении мы опирались на принцип сознания и деятельности человека, сформулированный в работах С.Л. Рубинштейна, на основные теоретические положения системно-деятельностного подхода к личности А.Н. Леонтьева; на представления о личности как субъекте активности К.А. Абульхановой-Славской, на методологическое положение Э.Ф. Зеера о том, что процесс профессионального становления личности индивидуально своеобразен и неповторим, тем не менее, существуют его общие особенности и закономерности. В соответствии с целью и выдвинутой гипотезой были поставлены задачи: во-первых, на основе анализа литературы изучить психологическую природу доверия и его виды - доверие к себе и к другим; во-вторых, исследовать уровень доверия к себе и к другим у студентов-юристов в течение их профессионального обучения; в-третьих, выявить динамику доверия к себе и к другим у студентов-юристов в период обучения в вузе.Для верификации выдвинутой гипотезы было проведено лонгитюдное исследование уровня доверия к себе и к другим у студентов-юристов, общая выборка составила 132 человека. Исследование проводилось в течение трех лет, уровень доверия к себе и к другим, его изменения отслеживали у группы испытуемых в процессе их обучения на втором, третьем, четвертом курсах. Доверие мы изучали посредством прямого са-95№36Сибирский психологический журнал2010 г.мооценивания испытуемыми меры доверия к себе и к конкретным людям. Диагностика уровня доверия к себе осуществлялась с помощью опросника, направленного на рефлексивный анализ доверия к себе в различных сферах жизни (Т.П. Скрипкина). При исследовании доверия к другим использовался опросник исследования уровня доверия к другим людям. Достоверность результатов и выводов исследования обеспечивалась соблюдением основных методологических принципов психологической науки, содержательным анализом полученных данных, использованием статистических методов обработки данных, включающих сравнительный анализ, расчет стандартного отклонения, определение Х2-критерия Пирсона.Результаты изучения динамики доверия к себе показывают, что в процессе обучения среди студентов возрастает количество доверяющих себе в профессиональной деятельности. Так, если на втором курсе обучения в этой сфере жизнедеятельности полностью себе доверяли 52,2% студентов, то на третьем курсе -86,4%, на четвертом - 92,5%. Данные свидетельствуют о возрастании у студентов уверенности в своих профессиональных знаниях и умениях, о психологической готовности испытуемых к профессиональной юридической деятельности. Существенно возрастает у студентов в период обучения доверие к себе в интеллектуальной деятельности. На втором курсе полное доверие к себе в этой сфере отмечали 60,8%, на третьем курсе - 91%, на четвертом - 95% испытуемых. Таким образом, к четвертому курсу обучения большинство испытуемых высоко оценивают свои знания, умения, интеллектуальные качества. Важно отметить, что благодаря доверию к себе человек приписывает себе определенный набор возможностей, стремится соответствовать миру и самому себе. Приведенные данные могут указывать на стремление испытуемых быть компетентными в профессиональной сфере жизни, о значимости интеллектуальных характеристик личности при оценивании как себя, так и других. В умении строить взаимоотношения с близкими людьми доверяют себе 63,1% студентов второго курса; 79,5% студентов третьего курса и 72,5% студентов четвертого курса. Интересно, что полное доверие к себе в умении налаживать отношения в семье рефлексируют 65,2% второкурсников; 81,8% третьекурсников и 82,5% четверокурсников. Вероятно, увеличение уровня доверия к себе в данной области жизни связано с процессами становления личности, осмыслением семейных ценностей, близких и родственных связей.Особого внимания заслуживают данные, свидетельствующие о снижении у студентов в процессе обучения уровня доверия к себе. Так, в умении строить взаимоотношения с одногруппниками полностью доверяют себе на втором курсе обучения - 30,3%, на третьем - 27,2%, на четвертом - лишь 17,5% испытуемых. Думается, снижение уровня доверия студентов к себе в данном случае можно объяснить содержанием и требованиями про-фессионального обучения, предполагающего высокую способность к самоорганизации, самостоятельность, независимость личности. Вместе с тем профессия юриста предполагает умение выстраивать отношения с людьми разных убеждений, взглядов, социального положения, поэтому можно сказать, что существует проблема формирования и развития коммуникативных качеств личности на этапе профессионального обучения юристов. Установлено также, у испытуемых снижается уровень доверия к себе в умении строить взаимоотношения с вышестоящими людьми. Высокое доверие к себе в этой области отметили 43,6% студентов второго курса, 16% студентов на третьем курсе обучения и 15% - на четвертом курсе. С нашей точки зрения, это свидетельствует о противоречии между складывающимися свойствами, качествами личности и объективными требованиями профессии юриста, одной из сторон которой является коммуникативная деятельность.Статистический анализ результатов показал, что на втором, третьем и четвертом курсах обучения у студентов-юристов существуют различия в уровне доверия к себе в профессиональной деятельности (Х2 = 54,406 при р < 0,001), в интеллектуальной деятельности (х2= 48,153 при р< 0,001), в умении строить взаимоотношения с близкими людьми (х2 = 16,203 при р < 0,003), с одногруппниками (х2 = 16,600 при р < 0,002), с вышестоящими людьми (х2 = 30,185 при р < 0,001). Таким образом, доказано, что в процессе обучения у студентов-юристов происходит увеличение уровня доверия к себе в профессиональной и интеллектуальной сферах жизни и снижение уровня доверия к друзьям, одногруппникам и вышестоящим лицам. Можно утверждать, что к концу обучения большинство студентов-юристов высоко оценивают свои личностные возможности в сфере профессиональной деятельности, интеллектуальные способности, одновременно упуская важную составляющую юридического труда - коммуникативную деятельность.Лонгитюдное исследование уровня доверия к другим позволило выявить, что в период обучения у студентов юридического факультета снижается уровень доверия по отношению к объектам доверия: «лучший друг», «одно-группник», «вышестоящий человек». Так, по данным самоотчетов, другу полностью доверяют 20% студентов на втором курсе, 24% - на третьем курсе, 17% - на четвертом курсе. Можно предположить, что для большинства испытуемых дружба не включается в орбиту реальных жизненных отношений. Могут полностью довериться сокурснику на втором курсе 9% испытуемых, на третьем - 7%, на четвертом - 5%. Возможно, снижение уровня доверия к другу и к одногруппникам обусловлено спецификой приобретаемой профессии, которая требует высокой формализации контактов, самостоятельности, уверенности прежде всего в самом себе. Среди всей выборки испытуемых не выявлены показатели полного доверия к вышестоящему человеку. Считают, что можно96Социальная психологиячастично довериться вышестоящему лицу 57% второкурсников, 38% третьекурсников и 44% четверокурсников. Полностью не доверяют вышестоящим людям на втором курсе 43% испытуемых, на третьем курсе - 62%, на четвертом курсе - 56%. Снижение у студентов уровня доверия по отношению к вышестоящим лицам может свидетельствовать о наличии трудностей в общении, в установлении психологического контакта с людьми в сфере профессиональных отношений. Отметим, что подобного рода отношения подразумевают субординацию и, как следствие, большую психологическую дистанцию, при которой неуместным является полное раскрытие внутреннего мира участников взаимодействия, вместе с тем построение конструктивных деловых отношений невозможно без умения доверять друг другу.На основе статистической обработки установлено, что у студентов-юристов на разных курсах обучения различается уровень доверия к лучшему другу (х2 = 12,536 прир
Купрейченко А.Б. Психология доверия и недоверия. М.: Ин-т психологии РАН, 2008. 571 с.
Скрипкина Т.П. Психология доверия: Учеб. пособие. М.: Академия, 2000. 264 с.
Этика сотрудников правоохранительных органов: Учеб. М.: ЩитМ, 2007. 524 с.