НАСЛЕДИЕ Л.С. ВЫГОТСКОГО | Сибирский психологический журнал. 2011. № 40.

НАСЛЕДИЕ Л.С. ВЫГОТСКОГО

THE HERITAGE OF L.S. VYGOTSKY.pdf Мы не будем излагать теорию Льва Семеновича Выготского. После выхода шеститомника его трудов (через 50 лет со времени его кончины) с ними может ознакомиться каждый. Здесь нам важно показать, как психо-логическая теория Л.С. Выготского своими корнями связана с русской культурой первых десятилетий XX в. и что он сам является правомочным и законным представителем важнейшего и замечательного во многих от-ношениях периода в истории нашей отечественной культуры и науки.Представления о знаково-символической основе сознания и его смысловом строении, развитые Л.Г. Выготским, связаны с историей и практикой русского символизма, наиболее ярко проявившегося в по-эзии, живописи, театре и киноискусстве. Символизм выступил как оп-позиция натурализму в искусстве, что отчетливо видно в трудах и сти-хах А. Белого, А. Блока, Вяч. Иванова, в трудах и спектаклях В. Мей-ерхольда, С. Эйзенштейна. У Л.С. Выготского - великолепного знатока искусства - эта оппозиция приняла форму научного протеста против натурализма в психологии. Вспомним его пламенную речь на II Все-российском съезде по психоневрологии в 1924 г.Ключевой для теории Выготского является ПРОБЛЕМА РАЗВИ-ТИЯ ПСИХИКИ. Замечательные идеи в этой области высказывали современники Выготского - эволюционисты-биологи В.А. Вагнер и А.Н. Северцев. Первый настаивал на том, что у психологии должны быть значительно более тесные связи с общей биологией, с теорией эволюции, и высказывал опасения по поводу того, что слишком тесные связи психологии с физиологией могут деформировать психологиче-скую науку, направить ее поиски по ложному следу (сейчас мы знаем, что эти опасения не были лишены оснований). А.Н. Северцев в то же время обратился к психической реальности для объяснения эволюци-онного процесса, считая, что психика является фактором биологиче-ской эволюции. Похожим можно считать и мнение Л.С. Выготского о том, что биологическое, жизненное значение психики - необходимое условие существования научной психологии.В те же годы начало формироваться новое антигомеостатическое направление в физиологии. Мы имеем в виду прежде всего работы А.А. Ухтомского и Н.А. Бернштейна. Эти ученые высказывали идеи о том, что имеется особый класс функциональных, а не анатомоморфо-логических органов индивида. А.А. Ухтомский, чтобы подчеркнуть1 Из книги «Человек развивающийся». М., 1994 (статья была опубликована в № 3 за 1996 г.).13№ 40Сибирский психологический журнал2011 г.различия между двумя типами органов, уподоблял функциональный орган «вихревому движению» Декарта. К числу таких органов они от-носили доминанту, парабиоз, интегральный образ, движение (О. Ман-дельштам тогда же писал о том, что представление - это такой же ор-ган, как печень и сердце). Перечисленные органы представляют собой новообразования, складывающиеся в процессе индивидуального (онто-генетического) развития. Позже это направление исследований полу-чило название физиологии активности.Сам Л.С. Выготский рассматривал высшие психические функции и сознание как ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ ИЛИ ОРГАНЫ ин-дивида. В настоящее же время происходит все более тесное сближе-ние физиологии активности, развиваемой последователями Н.А. Берн-штейна, и психологической теории деятельности, развиваемой школой Л.С. Выготского. В последней накоплен и осмыслен опыт формирова-ния функциональных органов индивида (образов, действий, установок, когнитивных схем и карт и т.п.), что и позволило ей составить концеп-туальную основу современной детской, педагогической, медицинской, инженерной и социальной психологии. Это оказалось возможным, по-тому что Л.С. Выготский относился к субъективному, психическому как к реальному (ср. с поучительным замечанием А.А. Ухтомского о том, что субъективное во многих случаях оказывается значительно бо-лее объективным, чем так называемое объективное).Большое место в научных исканиях Л.С. Выготского занимали ПРОБЛЕМЫ МЫШЛЕНИЯ И РЕЧИ, проблемы происхождения и функций СОЗНАНИЯ. В этих областях работали М.М. Бахтин, Н.Я. Марр, Г.Г. Шпет. Все они занимались проблемой происхождения языка, справедливо считая его основой сознания. Г.Г. Шпет был одним из первых, кто развивал представления о функциональной структуре слова, о многочисленных фазах понимания его различных слоев и пла-стов. Выражаясь современным языком, он предложил гетерархическую модель процесса понимания слова, которая учитывала сложность строения его внешней и внутренней форм. Н.Я. Марр исследовал гене-зис языка и связал его происхождение с осуществлением предметно-практических действий, а также со знаковыми (жестово-кинетически-ми) формами отображения и выражения этих действий М.M. Бахтин развивал идеи диалогизма и полифоничности сознания. Знакомство с этими положениями оказало существенное влияние на развитие идей Л.С. Выготского о системном строении и формировании человеческого сознания, О МЕХАНИЗМАХ ИНТЕРИОРИЗАЦИИ И О ЗОНЕ БЛИ-ЖАЙШЕГО РАЗВИТИЯ высших психических функций. Опираясь на эти положения, он успешно развивал исследования внешнего и внут-реннего, идею связи действий и знаков в онтогенезе детской психики, представления о том, что бытийные и знаковые слои сознания генети-чески предшествуют собственно рефлексивным его слоям.14По страницам «Сибирского психологического журнала» прошлых летСогласно Л.С. Выготскому, в мышлении и сознании можно вы-делить два слоя: сознание для сознания и бытие в сознании. Эта идея принципиально важна для нас. Однако обратимся к самому Выготско-му: «...в период сильного возбуждения нередко появляется ощущение колоссальной мощи. Это чувство внезапно появляется и поднимает индивида на новый более высокий уровень деятельности. В этих силь-ных эмоциях возбуждение и ощущение силы сливаются, освобождая тем самым запасенную, неведомую до того времени энергию и доводя до сознания незабываемые ощущения возможной победы» [4. С. 101]. Источником бытийных характеристик сознания является предметное и социальное действие.Л.С. Выготский развивал представления о единстве аффекта и интеллекта. Он писал, что за мыслью обязательно стоит аффективная и волевая тенденция. Сейчас это единство считается общепринятым и выражается в таких понятиях, как познавательное отношение, лично-стное знание.Интересные соображения на этот счет имеются в рукописном на-следии ближайшего ученика и последователя Л.С. Выготского -А.В. Запорожца, развивавшего идеи своего учителя об эмоциях: «Обычно люди сетуют на то, что разумные намерения и решения не реализуются вследствие того, что они подавляются аффектом. Однако, при этом забывают, что при чрезвычайной подвижности и бесконечно-сти степеней свободы человеческого интеллекта было бы жизненно опасным, если бы любая мысль, пришедшая человеку в голову, побуж-дала его к действию. Весьма существенно и жизненно целесообразно то, что, чтобы приобрести побудительную силу, рассудочное решение должно быть санкционировано аффектом, в соответствии с тем, какой личностный смысл имеет выполнение этого решения для субъекта, для удовлетворения его потребностей и интересов» [6. С. 297].Л.С. Выготский многое сделал для построения КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ ЭМОЦИИ. Ее прототипом является учение о страстях Б. Спинозы: «Под аффектами, - писал Спиноза, - я разумею состояния тела, которые увеличивают или уменьшают способность са-мого тела к действию, благоприятствуют ей или ограничивают ее, а вме-сте с тем и идеи этих состояний» [8. С. 92]. Л.С. Выготский писал, что «в учении Спинозы содержится, образуя ее самое глубокое и внутреннее ядро, именно то, чего нет ни в одной из двух частей, на которые распа-лась современная психология эмоций: единство причинного объяснения и проблемы жизненного значения человеческих страстей, единство опи-сательной и объяснительной психологии чувств» [4. С. 301].Характеризуя исследования отношений между страстями и по-знавательными процессами в современной ему психологии эмоций, имеющей в качестве своего прототипа картезианский дуализм, Выгот-ский писал о полной бессмысленности, абсолютной случайности, со-15№ 40Сибирский психологический журнал2011 г.вершенной бесструктурности и бессвязности, которые царят в этой об-ласти: «Любая комбинация оказывается равно бессмысленной и пото-му равно возможной, алгебраические комбинации мертвых абстракций празднуют высший триумф, вытравлено последнее веяние живой пси-хической жизни» [4. С. 239].Л.С. Выготского и его соратников заботила проблема выяснения реальной роли эмоций в жизни и механизма их действия. А.В. Запоро-жец, развивая идеи о функциональных системах и органах, рассматри-вал эмоции как орган индивидуальности, ядро личности. Он принимал положение Л.С. Выготского о единстве аффекта и интеллекта не как данное, а как заданное и пытался понять строение функциональной системы интегрированных эмоциональных и когнитивных процессов, обеспечивающей единую регуляцию поведения и деятельности субъ-екта. А.В. Запорожец исследовал формирование внутренней деятель-ности аффективно-образного воображения, которая, согласно Л.С. Вы-готскому, является «вторым выражением» человеческих эмоций. Включаясь в единую систему, эмоции становятся «умными», обоб-щенными, предвосхищающими, а интеллектуальные процессы, функ-ционируя в данном контексте, приобретают характер эмоционально-образного мышления, играющего важную роль в смыслообразовании и целеполагании.А.В. Запорожец применил к изучению эмоций центральные для теории культурно-исторической детерминации психики принципы ин-териоризации и опосредования. Интериоризация - процесс изначально социальный, имплицитно включающий в себя такие формообразую-щие факторы, как общение, совокупное действие, совместно-распреде-ленная деятельность и т.д. Сравнивая когнитивную и эмоциональную составляющие регуляции поведения, А.В. Запорожец находил в них сходные и различные черты. Когнитивная регуляция характеризуется согласованием внутренних средств и способов деятельности (сенсор-ных и перцептивных эталонов, предметных и концептуальных значе-ний, образов, оперативных единиц восприятия и памяти, образно-концептуальных моделей реальности, моторных схем и программ) с целями и задачами деятельности, со сложившимися представлениями об объективном значении проблемной ситуации, ее компонентов и тех ее преобразований, которые должны быть произведены для достиже-ния требуемого объективного результата. В отличие от этого эмоцио-нальная регуляция характеризуется согласованием другого рода внут-ренних средств (личностный смысл, нравственные ценности, нормы, идеалы, эталоны эмоционального отношения к окружающим, внутрен-ние аффективные побуждения личности и т.д.) с общей направленно-стью и динамикой поведения.Поставив задачу изучения не только отражательной, но и жиз-ненной, регуляторной функции эмоций, Л.С. Выготский и А.В. Запо-16По страницам «Сибирского психологического журнала» прошлых летрожец открыли перед психологией увлекательную область исследова-ния ВНУТРЕННЕЙ КАРТИНЫ И ФОРМЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЭМО-ЦИЙ. Выразительное движение - лишь внешнее проявление уже имеющегося чувства, а не способ его существования, формирования и развития. Они возражали против натуралистического отождествления выразительных движений животных и человека: «Иллюзия тождества создавалась вследствие того, что не учитывался символизм определен-ных форм выразительности человека, при которых она, обладая внеш-ним сходством с выразительностью животных (оскал зубов, мышечное напряжение, агрессивная поза), может иметь совершенно другой смысл (более глубокий и обобщенный), чем у наших животных пред-ков» [6. С. 295]. Прекрасно об этом писал и Г.Г. Шпет: «Как чумы или глупости, надо поэтому бояться и остерегаться в особенности теорий, похваляющихся объяснить одно из другого, происхождение смыс-ла разумного слова из бессмысленного вопля, происхождение пони-мания и разума из перепуганного дрожания и осклабленной судороги протоантропоса. Такое объяснение есть только занавешение срамной картинки голого неведения» [7. Ч. 2. С. 22-23].Завершим на этом, конечно же, неполный обзор теорий и идей, которые предшествовали или создавались одновременно с культурно-исторической теорией развития психики и сознания, и перейдем к проблемам сегодняшним, ведь нам важно выявить современное зна-чение этой теории. Важнейшей причиной ее актуальности в наши дни является внимание Выготского к проблемам обучения и развития подрастающего поколения, к формированию сознания и личности. В одной из лекций Л.С. Выготский, рассматривая развитие ребенка в связи с другими типами развития (эмбриональным, геологическим, историческим и т.п.), говорил: «Можно ли себе представить... что, когда самый первобытный человек только-только появляется на Зем-ле, одновременно с этой начальной формой существовала высшая, конечная форма - человек будущего и чтобы та идеальная форма как-то непосредственно влияла на первые шаги, которые делал пер-вобытный человек? Невозможно это себе представить... Ни в одном из известных нам типов развития никогда дело не происходило так, чтобы в момент, когда складывается начальная форма... уже имела место высшая, идеальная, появляющаяся в конце развития и чтобы она непосредственно взаимодействовала с первыми шагами, которые делает ребенок по пути развития этой начальной, или первичной, формы. В этом заключается величайшее своеобразие детского разви-тия в отличие от других типов развития, среди которых мы никогда такого положения вещей не можем обнаружить и не находим... Это, следовательно, означает, что среда выступает в развитии ребенка, в смысле развития личности и ее специфических человеческих свойств, в роли источника развития, т.е. среда здесь играет роль не обстанов-17№ 40Сибирский психологический журнал2011 г.ки, а источника развития» (цит. по Д.Б. Эльконину. Послесловие к [13. С. 395]).Следовательно, возникает задача анализа культурной и социаль-ной среды развития ребенка с точки зрения того, насколько она может выполнять роль источника развития и задачи определения направления развития, которое этот источник задает. Решение этих задач необходи-мо прежде всего для того, чтобы ребенок овладевал не миром вещей, а миром созданных человечеством предметов и явлений, т.е. творениями культуры, в состав которых входит и мир человеческих деятельностей.Поясним это. Современная техника создает новые орудия и сред-ства, меняющие привычные формы всех видов человеческой деятельно-сти: трудовой, учебной, управленческой, научной, эстетической и даже «культурно-бытовой». А изменение форм деятельности - это ведь тоже деятельность, которая должна быть сознательной и ответственной.Новые формы деятельности влияют на психологию и сознание людей. Не только влияют, но изменяют их, более того, формируют, строят, поэтому необходимо самым тщательным образом проследить, а еще лучше предсказать, характер и последствия такого влияния. Его механизм связан с тем, что новые средства деятельности, прежде всего трудовой, не только повышают производительность труда, но и предъ-являют новые, нередко чрезмерные требования к человеку, в том числе к его оперативно-технической, познавательной, эмоционально-волевой сферам, к его мотивации, возможностям и способностям, то есть ко всем внутренним средствам деятельности человека.Тенденции амплификации (усложнения, обогащения) форм дея-тельности с новыми техническими средствами давно стали предметом внимания всего цикла наук о трудовой деятельности. Значительно меньшее внимание привлекает противоположная тенденция - тенден-ция симплификации (упрощения) форм деятельности, которая также наблюдается в современном мире. Именно она нас интересует. Совре-менная техника производит все большее число легко доступных для употребления и использования орудий труда, предметов культурно-бытового назначения (своего рода материальных форм). За каждым из них могут скрываться (и чаще всего скрываются) их внутренние, иде-альные, культурные формы, которые далеко не всегда легко наблю-даемы и, более того, маскируются обманчивой простотой функциони-рования, доступностью в употреблении, приятным видом. Сложнейшая деятельность, связанная с их созданием, умерла в готовом техническом устройстве. Обратимся к устройствам, окружающим ребенка. Ребенок свободно пользуется телефоном, телевизором, не зная устройства даже электрического звонка. Кстати, и взрослые нередко водят автомобиль, весьма смутно представляя себе, почему он едет. Дети и взрослые пользуются компьютером, не понимая принципов его работы. С этим, между прочим, связано возникновение психологических барьеров на18По страницам «Сибирского психологического журнала» прошлых летпути освоения и использования новой техники на производстве. Разу-меется, невозможно знать устройство, принципы работы всех окру-жающих человека технических объектов. Мы овладеваем родным язы-ком, не зная его устройства. Но потом нас этому все же учат в школе (иное дело, хорошо или плохо). А в уже сложившемся вещном мире слишком многое осваивается без труда и без понимания. По отноше-нию ко многим объектам у ребенка даже не возникает естественного для него желания сломать и посмотреть, что у него внутри. Освоение мира вещей слишком часто начинает ограничиваться уровнем элемен-тарных сенсомоторных координации.Ребенок даже без помощи взрослого на основе элементарного подражания запоминает последовательность «кнопочно-клавишных движений», но не осваивает предметно-практической деятельности, которая лежит в основе такой последовательности, т.е. не проходит этапа формирования высших психических функций. Возникает пара-доксальная ситуация, при которой чрезмерно богатый мир технических объектов ведет к оскудеванию мира предметной деятельности и, соот-ветственно, к формированию особого типа «кнопочной психологии». Одинаковые кнопки бывают разного назначения. С их помощью, к со-жалению, можно включить не только магнитофон или телевизор, но и запустить межконтинентальную ракету. Здесь должны быть воздвиг-нуты культурные барьеры и нравственные преграды.Мы далеки от мысли протестовать против обогащения и услож-нения мира вещей. Но нельзя забывать о том, что богатству внешних средств человеческой деятельности должно быть поставлено в соот-ветствие еще большее богатство ее внутренних средств или способов, богатство способностей и смыслов их использования, которые даются трудом. Весьма сомнительно, что нарождающийся «деятельностный дилетантизм» будет хорошим помощником в их формировании. Пси-хологам известно, что игровая дистрофия остается на всю жизнь. Пло-хие чиновники - это те, кто не доиграл в детстве. Это справедливо и по отношению к дистрофии деятельностной. Развлечение может и не стать деятельностью. Для предотвращения этого вещное окружение из самодействующей якобы «обстановки» развития должно быть преоб-разовано в его действительный источник.Здесь можно лишь наметить общее направление такой работы: предметом усвоения должны быть не вещи, не обстановка, а смысл деятельности с ними. Напомним гегелевское: «Истинное бытие чело-века - есть его действие; в нем индивидуальность действительна» [5. С. 172].Действие - это неисчерпаемый источник духовной жизни чело-века; оно представляет собой сложнейшую реальность, обладающую своим особым членением и специфическими свойствами. Действие, как и всякая живая форма, содержит в единстве противоположностей19№ 40Сибирский психологический журнал2011 г.внешнее и внутреннее. Именно поэтому оно составляет фундамент, на котором строятся психологические системы. Последние, согласно Л.С. Выготскому, «возникают первоначально как известные внешние операции, внешние формы поведения, которые затем становятся внут-ренними формами мышления и действия личности» [3. С. 241-242]. Но действия, как и язык, не изобретаются ребенком. Действия взрослого, равно как и его речь, являются по отношению к действиям и речи ре-бенка идеальными формами, задающими направление их онтогенеза: «Детская речь не является личной деятельностью ребенка, - пишет Л.С. Выготский, - и разрыв ее с идеальными формами - речью взрос-лого - представляет грубейшую ошибку. Только рассмотрение инди-видуальной речи как части диалога, сотрудничества, общения, дает ключ к пониманию ее изменений. Всякое самое примитивное детское слово является частью целого, внутри которого оно взаимодействует с идеальной формой. Идеальная форма - источник речевого развития ребенка» [3. С. 356].Приведенные слова в полной мере относятся и к развитию дейст-вий, причем не только предметно-практических, но и сенсорных, пер-цептивных, мнемических, интеллектуальных, эмоциональных, форми-рование которых изучалось в школе Л.С. Выготского уже после его кончины. Это уже и не вполне действие, а скорее Действо, Деяние, ко-торое, согласно Гёте, основа бытия. Поэтому-то овладение действиями во всем богатстве их идеальных и культурных форм, а не овладение предметами посредством элементарных сенсомоторных операций, представляет собой подлинное обогащение субъекта, развитие не толь-ко оперативно-технических способностей, но и его личности, истинно человеческого бытия.В теории развития психики Л.С. Выготского имеется ПОНЯТИЕ СЕНСИТИВНОГО ПЕРИОДА РАЗВИТИЯ тех или иных функцио-нальных систем или органов индивида. Дефицит общения в младенче-ском возрасте приводит к существенным и крайне трудно компенси-руемым задержкам в развитии речи. То же происходит при позднем обучении грамоте или эстетическом воспитании. Видимо, существует определенный сензитивный период и для формирования потребности в новых действиях и деятельностях, потребности в обогащении их со-держания и совершенствовании способов. Без таких потребностей че-ловек не может выступать в роли активного созидателя не только соб-ственной деятельности, но и собственной личности.Это следует подчеркнуть специально, поскольку дефицит пред-метно-практических действий ничем не может быть восполнен и ком-пенсирован. Л.С. Выготский писал: «Практический интеллект генети-чески древнее вербального; действие первоначальнее слова, даже ум-ное действие первоначальнее умного слова» [8. С. 86]. Иное дело, что затем происходит внутреннее преобразование действия с помощью20По страницам «Сибирского психологического журнала» прошлых летслова, что речь поднимает на высшую ступень действие, прежде неза-висимое от нее, подчиняет его власти ребенка, накладывает на дейст-вие печать воли. Резюмируя характеристику взаимоотношений слова и дела, Л.С. Выготский пишет: «Если в начале развития стоит дело, не-зависимое от слова, то в конце его стоит слово, становящееся делом. Слово, делающее действие человека свободным» [4. С. 90]. А свобод-ное действие - это уже поступок, т.е. действие личности, а не индиви-да. (В дальнейшем мы вспомним в этой связи учение о поступке М.М. Бахтина.) Перед современной психологией стоит задача понять слово и образ как внутренние формы свободного действия и понять социальное и предметное действие как внутреннюю форму слова, ис-точник его смысла, который, согласно Г.Г. Шпету, по происхождению предмет и бытие [8. С. 9].И здесь еще раз следует предостеречь против деятельностного дилетантизма, который для развития личности не менее опасен, чем вербализм. В принципе это вещи близкие. Можно даже сказать, что это две стороны одной медали. Деятельностный дилетантизм сродни пуш-кинскому «полупросвещению» и по аналогии может быть определен как «полудеятельность». Такая модификация деятельности - плохой помощник в развитии высших психических функций, сознания, лично-сти. Максимум, на что она способна, - это развитие пассивной созер-цательности, пустого активизма, беспредметной воли. Психологиче-ское ядро полудеятельности состоит в том, что она совершается по ти-пу управления непонятым и неосмысленным предметным содержани-ем, в том числе и без размышлений о его последствиях. В ней мини-мально задействована когнитивная сфера, а эмоциональная - подчине-на псевдоценностям, «незрелому самообману». На социологическом языке - это некомпетентное управление, приводящее не к действи-тельным результатам, а к их видимости, которая, впрочем, может быть не лишена приятности или эмоциональной притягательности.В то же время хорошо известно, что не только труд, но и любая форма деятельности является тем более эффективной, чем полнее во-влекаются в нее деятельные способности и сущностные силы человека, чем большее напряжение духовных и физических сил требуется от не-го. Именно такая деятельность приносит ему максимальное удовлетво-рение. Субъективно это выступает не просто как привлекательность деятельности, а как полное слияние с ней, с ее предметным содержани-ем, что нередко вызывает особые состояния «вне времени». Благодаря этим последним, предельное напряжение ощущается и переживается не столько в самом процессе деятельности и ее актах, сколько накану-не и в конце ее, т.е. перед и после получения результатов. В таких слу-чаях деятельность выступает как свободное явление. Например, чело-веческие способы мышления имеют свою прелесть, несмотря на всю их мучительность, а возможно и благодаря ей, так как результат, полу-21№ 40Сибирский психологический журнал2011 г.ченный в деятельности, свободной от диктата обстановки, сам является высшей наградой.Субъективные состояния «вне времени», видимо, представляют собой важное условие объективных вневременных достижений куль-туры. Нечто похожее описал А. Блок: «Пока не найдешь действитель-ной связи между временным и вневременным, до тех пор не станешь писателем, не только понятным, но и кому-либо на что-либо, кроме баловства, нужным» [1. С. 162].Вернемся к полудеятельности, являющейся прямым предшест-венником примитивных форм деятельности, одну из которых сатирики называют «кипучей ленью». Она несвободна, стандартна, суетлива, вся протекает «во времени», лишена естественного развития целей, средств и результатов, лишена аксиологичности и ответственности, а следовательно, индивидуальности и самобытности. Входящие в ее со-став действия «одномоментны», имеют короткое дыхание. Тем не ме-нее полудеятельность, порождающая полусознание, получувства, мо-жет создавать иллюзию полноты человеческой жизни.А.Н. Леонтьев как-то заметил, что встреча потребности с предме-том - акт чрезвычайный. Столь же чрезвычайной, если не более, явля-ется встреча субъекта с полноценной деятельностью, когда не только субъект овладевает ею, но и деятельность овладевает им. Лишь в этом случае человек становится подлинным субъектом деятельности, и то-гда естественно развивающаяся деятельность наполняет человеческую жизнь. Конечно, человек может разочароваться в той или иной кон-кретной форме деятельности, оставить ее. В этом нет трагедии, так как он уже заражен и заряжен деятельностью, а следовательно, найдет, встретит и построит другую. Он приобрел живую от предмета к пред-мету переходящую свободу. Действительная трагедия наступает тогда, когда он теряет вкус и волю к деятельности, и тогда деятельность, по выражению Н.В. Гоголя, покидает его.Выше были отмечены лишь некоторые (возможно, даже не самые главные) особенности и положения культурно-исторической теории. Л.С. Выготский начал работать в психологии в переломную эпоху. А. Блок писал о ней: «...мы ругали психологию оттого, что пережи-вали бесхарактерную эпоху, как сказал вчера в Академии Вяч. Ива-нов. Эпоха прошла, и, следовательно, нам опять нужна вся душа, все житейское, весь человек... Назад к душе, не только к человеку, но ко всему человеку - с духом, с душой и телом, с житейским - трижды так» [1. С. 148-149]. Видимо, аналогичные настроения испытывал и Л.С. Выготский, научные интересы и дела которого вышли далеко за рамки академической психологии того времени. С этим связаны его страстная - а следовательно, не всегда справедливая - критика различ-ных направлений психологической науки и его усилия и поиски в об-ласти методологии, теории, эксперимента и практики.22По страницам «Сибирского психологического журнала» прошлых летРаботы Л.С. Выготского и его учеников и последователей следу-ет рассматривать как теоретико-методологический эксперимент, на-правленный на поиск новой целостности душевной жизни или психи-ческой реальности. Можно сказать, что Л.С. Выготский в своих иска-ниях шел от культурного смыслового образа этой реальности и пытал-ся по-своему наполнить его конкретным содержанием. Слова самого Л.С. Выготского свидетельствуют о том, что его теория полным пра-вом называется культурно-исторической не только по содержанию и способам построения, но и по его отношению к истории и к культуре: «...сама попытка научно подойти к душе, усилие свободной воли овла-деть психикой, сколько бы она ни затемнялась и ни парализовалась мифологией, содержит в себе весь будущий путь психологии, ибо нау-ка есть путь к истине, хотя бы и ведущий через заблуждения. Но имен-но такой нам и дорога наша наука: в борьбе, в преодолении ошибок, в невероятных затруднениях, нечеловеческой схватке с тысячелетними предрассудками. Мы не хотим быть Иванами, не помнящими родства; мы не страдаем манией величия, думая, что история начинается с нас; мы не хотим получить от истории чистенькое и плоское имя; мы хотим имя, на котором осела пыль веков. Мы должны рассматривать себя в связи и в отношении с прежним; даже отрицая его, мы опираемся на него» [2. С. 428].В этих словах выражено глубокое уважение к истории психологи-ческой науки и к ученым, которые ее создавали. В таком же уважении нуждается и имя Л.С. Выготского - создателя и главы (каковым он, кстати говоря, никогда себя не считал) ведущей школы российской пси-хологии. Д.Б. Эльконин, анализируя книгу Выготского «Психологии ис-кусства», пришел к заключению, что общий замысел всего творчества ученого состоял в том, чтобы показать, как рождаются аффективно-смысловые образования, весь субъективный мир отдельного человека при его встрече с аффективно-смысловыми образованиями, уже сущест-вующими объективно в мире культуры, искусства, религии. Он объеди-нил в себе уважительное отношение к экспериментальному подходу в психологии и тонкое знание нюансов, развития, преобразования челове-ческой души. Это позволило Д.Б. Эльконину оценить Л.С. Выготского как основоположника неклассической объективной психологии.

Ключевые слова

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Зинченко Владимир ПетровичЦентр комплексных исследований развития человека Института общего среднего образованиядоктор психологических наук, профессор, академик РАО, руководитель Центра комплексных исследований развития человека Института общего среднего образованияzinchrae@ yandex.ru
Моргунов Евгений БорисовичМосковский государственный университетдоктор психологических наук, профессор кафедры психологии труда и инженерной психологииmorgunove@mail.ru
Всего: 2

Ссылки

Шпет Г.Г. Сочинения. М.: Правда, 1989.
Шпет Г.Г. Эстетические фрагменты. Пг., 1923.
Запорожец А.В. Избранные психологические труды. М., 1986. Т. 1.
Гегель Г.В.Ф. Сочинения. М., 1959. Т. 4.
Блок А. Собр. соч. Л., 1982. Т. 5.
Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. М.: Педагогика, 1982. Т. 1.
Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. М.: Педагогика, 1982. Т. 6.
Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. М: Педагогика, 1984. Т. 4.
 НАСЛЕДИЕ Л.С. ВЫГОТСКОГО | Сибирский психологический журнал. 2011. № 40.

НАСЛЕДИЕ Л.С. ВЫГОТСКОГО | Сибирский психологический журнал. 2011. № 40.