ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОЛОГИ НА ПОРОГЕ XXI ВЕКА | Сибирский психологический журнал. 2011. № 40.

ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОЛОГИ НА ПОРОГЕ XXI ВЕКА

PSYCHOLOGY AND PSYCHOLOGISTSON A XXI CENTURY'S THRESHOLD.pdf Данная статья построена в основном на материалах последнего в этом столетии 27-го Международного психологического конгресса и впечатлениях от собственного в нем участия одного из авторов. Кон-гресс был организован Шведской психологической ассоциацией под эгидой Международного союза психологической науки (IUPsyS) и со-стоялся 23-28 июля 2000 г. в г. Стокгольме (Швеция). К началу работы Конгресса был подготовлен специальный выпуск Международного психологического журнала (International Journal of Psychology. Vol. 35, iss. 3/4. June-August. 2000), в который вошли свыше 5000 тезисов, представленных психологами из 80 стран. Непосредственное участие в работе Конгресса приняли около 6000 психологов из 66 стран, в том числе и 10 российских психологов из Москвы, Санкт-Петербурга и Томска. Программа этого Конгресса оказалась самой большой и насы-щенной в истории Всемирных психологических конгрессов. Кстати, Первый Международный психологический конгресс состоялся в 1889 г. в Париже в рамках Всемирной Парижской ярмарки 1889 г. В нем при-няли участие 203 представителя из 20 стран, среди них много извест-ных психологов. Социальная программа этого Конгресса включала также участие в банкете на только что построенной Эйфелевой башне. Уже на этом первом Конгрессе была признана необходимость образо-вания Международного союза психологической науки, но только на 13-м Конгрессе, который при поддержке ЮНЕСКО состоялся в 1951 г. в столице Швеции и в котором приняли участие уже 658 психологов из 30 стран, он был формально узаконен. В августе 1966 г. в Москве (СССР) состоялся 18-й Международный психологический конгресс. В нем приняли участие свыше 4500 психологов из 44 стран (37 симпо-зиумов и 9 тематических заседаний). Самой большой делегацией на нем, разумеется, была делегация страны-организатора. Очередной 28-й Ме-ждународный психологический конгресс пройдет в 2004 г. в Китае, де-легация участников из которого на 27-м Конгрессе в Швеции состояла из 300 человек!Какими замечательными/выдающимися достижениями отличи-лась психология в XX в., с которым мы прощаемся? С чем психология войдет в новое столетие и тысячелетие, что нового произойдет в пси-хологической науке и практике, а что будет препятствовать ее разви-1 Статья была опубликована в № 13 за 2000 г. 52По страницам «Сибирского психологического журнала» прошлых леттию? Что может и должна привнести психология в общество и для раз-вития человека вообще? И какие ожидания-пожелания к психологии в грядущем XXI в.?По большому счету, вокруг этих и подобных вопросов и попы-ток ответить на них проходили дискуссии на этом действительно ис-торическом для психологии и психологов Международном форуме, во время огромного количества официальных заседаний и неофици-альных встреч.На некоторые конкретные вопросы в этой связи ответили 30 уча-стников Конгресса - видные психологи европейских стран, включая Россию, что отражено в журнале «European Psychologist», специально изданном к началу Конгресса (Editor-in-Chief Prof. Kurt Pawlik. Vol. 5, № 2. 2000).Какие три-четыре наиболее значимые достижения психологии, как науки и профессиональной практики, имели место в XX столетии?1..Находки Пиаже, особенно понятия ассимиляции и аккомода-ции, как и его исследования по развитию познавательных процессов (когниций) и социальных способностей. Вообще его психология разви-тия (Katharina Althaus, Швейцария; А. Брушлинский, Россия; Cigdem Kagicibasi, Турция).2..Впечатлили работы К. Левина, его полевая теория и его идеи о перцепции (гештальтпсихология) (К. Althaus, Швейцария; Bernhardt Wilpert, Германия).3.Достижением является теоретическая революция в когнитив-ной психологии, которая четко отграничила «психологию» от «логи-ки» (ментальная модель, предложенная Phil N. Johnson-Laird). (Jean-Paul Caverni, Франция). Развитие когнитивной психологии, начиная от вклада Отто Зельцера и Карла Дункера в психологию решения проблем и работ в 1960-х гг.: Бродбента, Брунера, Найссера. Ньювелла и Сай-мона (Rainer Н. Kluwe, Германия; Bernhardt Wilpert, Германия). Сдвиг с бихевиорального подхода на когнитивную ориентацию (Pieter J.D. Drenth, Швейцария; Michael W. Eysenck, Англия; Rocio Fernandez Ballesteros, Испания). «Когнитивная революция» (Jukka Hyona, Фин-ляндия). Вклад Фрэнсиса Бартлетта в исследование запоминания и рост интереса к когнитивной психологии (Lars-Goran Nilsson, Швеция). Когнитивная психология, коннекционизм и мозговое отображение (Carlo Umilta, Италия). Смена ортодоксальной бихевиоральной ориен-тации на понимание человеческого поведения и ментальной жизни (Gery d'Ydewalle, Бельгия; Brigitte Rolett, Австрия). На профессиональ-ное развитие особенно повлияли идеи, связанные с «когнитивным по-воротом»: отношения между когнициями и эмоциями (К. Althaus, Швейцария). Инновационные попытки А. Бека посмотреть на депрес-53№ 40Сибирский психологический журнал2011 г.сию и большинство фобических расстройств через когнитивные поня-тия (Michael W. Eysenck, Англия).4..Теория деятельности (субъект-деятельности) С.Л. Рубинштей-на и его научная школа (А. Брушлинский, Россия).5.Гуманистическая психология Карла Роджерса (А. Брушлин-ский, Россия).6.Теоретические достижения - при концептуализации биопсихо-социальной модели человеческого функционирования: методологиче-ские - с разработкой психометрии и психологического тестирования, и профессиональные - отражающие рост ориентирующей роли психоло-гии в различных сферах практики (Dana Castro, Франция; Jean-Paul Caverni, Франция; Rainer Cluwe, Германия).7.Первым достижением является открытие И.П. Павловым обу-словливающих принципов, которые стали одним из шагов придания психологии статуса науки (Jean-Paul Caverni, Франция; Jan Strelau, Польша, также упоминает и И.М. Сеченова).8.В сфере социальной психологии с пониманием, что человече-ский разум структурирован культурально и социально (Jean-Paul Cav-erni, Франция).9..Ничего более значимого из достижений психологии, чем Фрейд и его теории, трудно назвать. (Arza Churchman, Израиль; Cig-dem Kagitcibasi, Турция).10..К достижениям, хотя и на другом уровне, можно отнести ис-следования в сфере экологической психологии и феминистских иссле-дований (Arza Churchman, Израиль).11..Достижения в научной методологии, интеграции взглядов на сознаваемые и бессознательные информационные процессы (Mario von Cranach, Швейцария; Brigitte Rolett, Австрия).12.Применение психологии в практике, против чего былВ. Вундт, но с которым не согласились его известные ученики (Уол-тер Дилл Скотт, Гуго Мюнстенберг, Джеймс Маккин Кэттелл) (PieterI.D. Drenth, Нидерланды), особенно после Второй Мировой войны(Ingrid Lunt, Англия).13..Развитие психологии в США в связи с эмиграцией видных пси-хологов из Германии и вообще Европы (Pieter J.D. Drenth, Нидерланды).14..Усиление образования психологов с большей ориентацией на единство теории и практики (Gery d'Ydewalle, Бельгия).15..В профессиональной психологии - развитие клинической психологии как профессии (Mihael W. Eysenck, Англия; Rocio Fernandez Ballesteros, Испания).16..Среди психологических конструктов «общественным/пуб-личным лицом» психологии стали интеллект и тестирование интеллек-та (Rocio Fernandez Ballesteros, Испания); роль Спирмена в этом (Jan Strelau, Польша).54По страницам «Сибирского психологического журнала» прошлых лет17..Психоанализ, бихевиоризм и когнитивная психология - три главных теории, которые определяют научное и практическое развитие психологии в XX столетии (James Georgas, Греция).18..Гештальтпсихология, которая очистила путь для современной психологии восприятия, социальной психологии и частично для когни-тивной психологии (Stefan Jem, Швеция).19.Социо-историческая школа Выготского способствовала прив-несению «культуры» в психологию (Cigdem Kagitcibasi, Турция).20.Подчеркивание роли мотивации как процесса, а не как со-стояния (Claude Levy-Leboyer, Франция).21.Теоретический и практический интерес в понимании развития психологии человека вообще - от рождения ребенка до взрослого его состояния; роль отношений родителей и детей в проспективном, а не в ретроспективном смысле (аналитик на кушетке). (Claude Levy-Leboyer, Франция; Arne Ohman, Швеция). Выявление значения общения матери с ребенком и окружением (Tuomo Tikkanen, Финляндия).22.Бихевиоральная революция, давшая возможность развития на научной основе клинической психологии, понимания психических рас-стройств. Заслуги Толмена, Скиннера, Вольпе и Айзенка (Arne Ohman, Швеция).23..Успехи психотехники и психотехников (Jose M. Prieto, Ис-пания).24..Исследования и практика оценки и лечения «анормального поведения» и выдвижение на первую роль психотерапии и психопато-логии (Jоsе М. Prieto, Испания).25.Широкая представленность психологов в образовании, шко-лах (Jose М. Prieto, Испания).26.Фрейд, Выготский, Пиаже и Скиннер, а также философ Людвиг Виттгенштейн (Carlos Rodrigues Sutil, Испания). Такие имена как Фрейд, Юнг, Выготский, Дюркгейм и Пиаже (Velko S. Rus, Словения). Откры-тия и теории Вундта, Фрейда, Уотсона, Келера, Пиаже, Gordon W. Cattell, Raymond Cattell, Hans J. Eysenek, Gordon Allport (Jan Strelau, Польша).27.Профессионализация психологического сервиса; проникнове-ние психологии в различные сферы жизни (Brigitte Rollett, Австрия; Salli Saari, Финляндия).28.Развитие психологии как относительно сбалансированнойтеоретической, эмпирической (включая экспериментальную, с четкимикритериями для исследовательской работы), прикладной и антрополо-гической науки. Относительно открытой для изменений и независимойот идеологического пресса (Velko S. Rus, Словения).29.Развитие новых научно фундированных областей психологиикак, например, нейропсихология, психология здоровья, психологиякризисов и острых травм (Salli Saari, Финляндия; Tuomo Tikkanen,Финляндия).55№ 40Сибирский психологический журнал2011 г.30..Оперантный анализ поведения - это самое значительное дос-тижение (Terje Sagvolden, Норвегия).31..Другое достижение в психологии - это реализация пластич-ности мозга (Terje Sagvolden, Норвегия).32..Связь психотерапии с биохимическими процессами в мозге (Terje Sagvolden, Норвегия).Если бы у Вас было три желания относительно будущего психо-логии как науки и профессии, то какими они были бы?1..Чтобы были хорошие отношения между наукой и практикой, взаимное уважение и взаимное стимулирование. Устранена пропасть между практиками и исследователями, между академическим исследо-ванием и каждодневной практикой. Необходимо развивать синергиче-скую, а не антагонистическую комбинацию. Исследователи и практики должны научиться слушать и слышать друг друга. Больше научного плодотворного взаимодействия между учеными и практиками. При тесной связи теории и практики психология может много дать общест-ву вообще и в решении проблем человеческого здоровья в частности.2..Больше уверенности в себе, даже гордости за то, чего психоло-гия достигла, повышение самооценки, активного отстаивания своего достойного места в обществе.3.Оказания содействия в достижении удовлетворительного суще-ствования человека. Продолжить генерировать новые знания и пути по-мощи людям. Психологическое исследование должно становиться все более прикладным и полезным обществу, чем это имеет место сейчас.4.Когнитивная психология должна стать более гуманистичной и быть подальше от компьютерной метафоры.5..Западные психологи должны лучше познакомиться с трудами С.Л. Рубинштейна и его последователей.6..Последователи Л.С. Выготского должны, наконец, вступить в диалог и ответить на критику, которая звучит вот уже 40 лет, в том числе со стороны Ж. Пиаже, П. Зинченко, П. Гальперина, С. Рубин-штейна и др.7.Я хотел бы пожелать психологии того, что Дидро пожелал фи-лософии: «Будь, научная психология, популярной!». Смелее включаться в решение проблем общества сегодня и в будущем, чтобы попытаться сделать мир несколько лучше. Больше внимания проблемам в контексте социальной и культурной реальности. Повышения статуса психологии.8.Психологии как науке желаю больше теоретической интеграции разных ее сфер, систематического обмена между различными исследо-вательскими областями, больше баланса между теоретическими и мето-дологическими требованиями к исследованию. Больше объективности в оценке субъективных состояний. В будущем должен более серьезно56По страницам «Сибирского психологического журнала» прошлых летвосприниматься вопрос об экологической валидности. Психологи долж-ны продолжить успешно начатое развитие чувствительных и тонких ме-тодов изучения разума. Больше интеграции между университетами и «полями» вне их, точками зрения и теориями, разными тренинговыми программами. Больше междисциплинарных исследований человеческо-го разума и поведения. Психологическое исследование должно быть бо-лее кумулятивным. Научное исследование в психологии должно следо-вать, как и в физике, биологии, медицине, высоким стандартам и этиче-ским принципам. Академическая психология должна быть единой в по-нимании психологии как естественной науки, более тесно связанной с биологическими, чем с социальными науками. Психология должна по-нимать себя, включая человеческое сознание, в терминах нейронных механизмов. Делать результаты исследований более доступными лю-дям, не писать их на псевдонаучном языке.9.Прежде всего, лучших теорий.10..На научном уровне больше исследований, интегрирующих поведенческие находки с лучшим знанием функционирования мозга (нейронауки).11..Я надеюсь, что правители во всей Европе осознают, что пси-хология должна перестать быть дешевой наукой, в том числе относи-тельно материально-технического обеспечения, чтобы успешно конку-рировать с американскими психологами в исследованиях.12..Лучшего и более корректного отношения между психологией и массмедиа.13..Политикам заботиться об обеспечении проведения фундамен-тальных исследований в области психологии, как и в других науках. Больше ресурсов для науки, фундаментальных исследований и практики.14..Нобелевской премии по психологии! (Stefan Jern, Швеция).15.Стимулирование молодых исследователей.16..Психология должна быть более интернациональной и более серьезно относиться к культуре.17.Бороться с шарлатанами, которые используют наш вокабуляр и наши идеи.18.Профессиональные психологи должны больше опираться на очевидное, чем на интуицию и общие понятия.19..Больше психологических ассоциаций и обществ в каждой стране.20..Необходимо, чтобы психологи становились политиками, чле-нами парламента, руководителями фирм и т.п. Это стратегически важ-но. Более активно участвовать в публичных дискуссиях и принятии решений, избавиться от пассивности, осторожности, даже страха, когда речь идет о публичности.21.Университеты должны улучшить подготовку хороших науч-ных профессиональных психологов; включить в эту подготовку доста-57№ 40Сибирский психологический журнал2011 г.точно биологии, нейронаук, фармакологии, чтобы психологи могли стать партнерами других специалистов по проблемам здоровья, на-пример врачей.22..Должна постоянно во всем мире расти роль психологов как определенная необходимость.23..Мы - психологи, должны лучше понять нашу задачу.24.Требуется новая организация нашего аккумулированногоопыта, больше синтеза; прикладная психология должна стать похожейна клиническую медицину (классификация проблем, симптомов, диаг-ноз, прогноз, интервенция).25..Больше открытий, связанных с биоэнергетикой, ее транспор-тированием, проблемами боли, иммунного статуса организма, новыми возможностями гипноза и обратной связи, связи между микро-/макро-биологией и психологией, а также вклада в разрешение конфликтов в различных частях света и повышение качества жизни людей.26.Развитие деонтологии, профессиональной этики, профессио-нальных умений и навыков в диагностике и интервенции.27.Я желаю психологии стать частью образования в старших классах школы.28.Пожелал бы новых открытий в XXI в. в области механизмов человеческого поведения, факторов, обеспечивающих условия для эф-фективного развития человека.29..Желаю, чтобы мы, наконец, преодолели редукционистские тенденции (в сторону естественных или социальных наук), мешающие психологии как независимой науке.30.Я хотел бы, чтобы психология стала «твердой» наукой. Это может быть достигнуто при ее интеграции с нейронауками.Разумеется, что ответы на первый вопрос имеют, скорее, истори-ческий интерес. Что же касается ответов на второй вопрос - относи-тельно ожиданий и пожеланий к психологии и психологам XXI в., то они, во-первых, говорят о недостигнутом психологической наукой и практикой в прошлом, во-вторых, о нерешенных или недостаточно ре-шенных проблемах в настоящем и, в-третьих, о перспективных направ-лениях их развития в следующем столетии. Все это темы, обсуждавшие-ся как в рамках так называемой регулярной программы Конгресса, так и за ее пределами. А за пределами много внимания было уделено двум темам, ставшим, по мнению членов Оргкомитета и участников Конгрес-са, «заметными характеристиками 27-го Международного психологиче-ского конгресса»: «здоровье» и «политика, в том числе дипломатия, проблемы профилактики межэтнических конфликтов, войны и мира».Тему здоровья с акцентом на ментальном его аспекте вел с боль-шим вводным докладом в виде пленарного заседания и ряда симпозиу-мов, круглых столов и т.д. известный деятель ВОЗ Норман Сарториус, а вторую тему - Государственный секретарь по международным делам58По страницам «Сибирского психологического журнала» прошлых лет(министр иностранных дел) Швеции Джен Элиассон. И вообще, внима-ние со стороны руководителей Швеции к Международному психологи-ческому конгрессу - король Швеции был патроном Конгресса, один из его министров участвовал непосредственно в работе Конгресса, а мэр столицы страны - г. Стокгольма, открывал Конгресс и приветствовал его участников от имени короля, - все это очень обнадеживает, являясь хорошим примером высокого интереса к психологии для правителей и политиков всех государств. Можно надеяться, что будут услышаны об-ращения к ним психологов, высказанные выше относительно будущего психологии. А психологам лишь надо будет постараться, чтобы было создано больше «лучших теорий», чтобы «произошла большая интегра-ция между психологической наукой и практикой», «чтобы психология послужила развитию и повышению благосостояния человека», чтобы «психологи стали признанной необходимостью» и «повысился статус самой профессии психолога». Надо надеяться, что в результате этого сбудется и пожелание шведского психолога Стефана Джерна о присвое-нии в следующем столетии Нобелевской премии по психологии. Всели-ла надежду на это не только напряженная работа участников Конгресса в пленарных заседаниях, в более чем сотне симпозиумах, секциях и се-минарах, круглых столах, в 2000 интерактивных стендовых докладах, многочисленных выставках психологической литературы и оборудова-ния и т.д., свидетельствующая о творческих поисках психологов прак-тически всего мира, но и, несомненно, стимулирующие их великолеп-ные приемы, организованные правительством, мэрией г. Стокгольма в известной во всем мире Городской Ратуше, где проводятся ежегодные Нобелевские банкеты. Нам только остается присоединиться к пожела-нию и надежде нашего шведского коллеги.

Ключевые слова

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Залевский Генрих ВладиславовичТомский государственный университетдоктор психологических наук, профессор, член-корреспондент РАО, заслуженный деятель науки РФ, член Всемирной федерации психического здоровья, заведующий кафедрой генетической и клинической психологии Томского государственного университетаusua9@sibmail.com
Залевский Владислав ГенриховичАлтайский государственный университеткандидат психологических наук, супервизор КГУСО «Алтайский краевой кризисный центр для мужчин», доцент кафедры общей и прикладной психологии Алтайского государственного университетаsalevsky@mail.ru
Всего: 2

Ссылки

 ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОЛОГИ НА ПОРОГЕ XXI ВЕКА | Сибирский психологический журнал. 2011. № 40.

ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОЛОГИ НА ПОРОГЕ XXI ВЕКА | Сибирский психологический журнал. 2011. № 40.