РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ ФИКСИРОВАННЫХ ФОРМ ПОВЕДЕНИЯГ.В. ЗАЛЕВСКОГО
DEVELOPMENT OF THE G.V. ZALEVSKY'S THEORYOF THE FIXED FORMS OF BEHAVIOR.pdf Оценивая творчество Л.С. Выготского, А.Г. Асмолов отметил, что он оставил в наследство открытое пространство для творчества. Мы оцениваем таким же образом теорию фиксированных форм пове-дения Г.В. Залевского, которая стала для нас ориентиром, открывшим перспективы для научно-исследовательских и практических задач.Г.В. Залевский относится к той плеяде психологов, которые уме-ло сочетают в своем лице методолога и педагога, теоретика, экспери-ментатора и практика. Широта его научных взглядов, творческий по-тенциал, высокий полемизм и способность последовательно и много-сторонне разбираться в сложных проблемах определили две линии эволюционного развития теории фиксированных форм поведения. Первая - расширение пространства исследования феноменологии и природы психической ригидности, вторая - развитие психологических и психопатологических направлений исследований. В 80-х гг. прошло-го века сформировалось научное сообщество, предметом внимания ко-торого явились идеи Г.В. Залевского о роли ригидности и фиксирован-ных форм поведения в различных сферах жизнедеятельности человека. Согласно Г.В. Залевскому, проблема фиксированных форм поведения является сложной, комплексной, относящейся к различным областям знаний, в связи с чем требует рассмотрения на уровне индивидуальных (личности) и групповых (семьи, профессиональных сообществ и орга-низаций, этноса и общества в целом) систем, проявляемых в культур-ном и кросскультурном пространстве, образовании, науке, в норме и патологии [9].Взгляды Г.В. Залевского на психическую ригидность как фактор, вызванный душевными, психологическими и физиологическими при-чинами, и на возможности ее ослабления, компенсирования или ней-трализации определили комплекс изучения психологических механиз-мов, ограничивающих поведение, вызывающих заболевание и сни-жающих эффективность восстановительной терапии. На этой основе разработаны наукообоснованные психодиагностика и практики профи-лактики и реабилитации больных нервно-психическими расстройства-ми [8, 10].Я.В. Варлакова (Красноярск) определила психологические, пси-хофизиологические и астенические составляющие психической ригид-Статья была опубликована в № 27 за 2008 г.89№ 40Сибирский психологический журнал2011 г.ности в патогенезе и психотерапии ишемической болезни сердца (ИБС). Ей удалось разработать комплексный диагностический подход к исследованию психической ригидности, определив ее психофизиоло-гические составляющие, проявляющиеся в повышении или снижении значений омега-потенциала правого и левого полушарий головного мозга, скорости нивелирования межполушарной асимметрии функцио-нального состояния головного мозга в ходе психотерапевтического се-анса, нарастании неврологической астении, неадаптивных личностных особенностях [14]. При этом ею показано отражение типа психической ригидности в клинико-патогенетических проявлениях ишемической болезни сердца. Реализация же программы снижения психической ри-гидности сопровождалась выздоровлением, коррекцией личностных отклонений, снижением астенизации, нормализацией нейрофизиологи-ческой реактивности. Данное направление изучения психической ри-гидности способствовало целенаправленному созданию специализиро-ванных лечебно-профилактических и реабилитационных программ, реализуемых в практиках лечения ИБС.С позиции теории психической ригидности в работах Н.А. Зыко-вой (Екатеринбург) изучены основные психокоррекционные подходы в рамках терапии сердечно-сосудистых заболеваний детского и подрост-кового возраста, что позволило представить динамику изменений та-ких компонентов личностной сферы подростков, как актуальная ри-гидность, степень невротизации и наличие «опасных» моделей поведе-ния [12]. Снижение уровня актуальной ригидности (до умеренного) привело к расширению эффективных моделей поведения, спектра эмо-циональных переживаний, установочных реакций, повышению спо-собности к более гибкому и адаптивному поведению. Особенности са-но- и патогенеза, выявленные в ходе исследования, стали основанием объединения усилий врачей-кардиологов и клинических психологов для создания комплексной программы терапии и профилактики функ-циональных нарушений сердечного ритма.О.А. Сагалакова (Барнаул) особое внимание уделила выявлению алгоритмов эмоционально-когнитивного реагирования на социальные ситуации с учетом индивидуально-типологических особенностей боль-ных, страдающих социальной фобией [22]. Ею дана клинико-психоло-гическая характеристика социальных фобий как психического рас-стройства, при котором формируется эмоционально-мотивационный конфликт между желанием удовлетворить значимую потребность, реа-лизация которой возможна только в социальных ситуациях, и субъек-тивной опасностью участия в ней. О.А. Сагалаковой выявлены основ-ные характеристики алгоритмов эмоционально-когнитивного реагиро-вания на социальные ситуации: высокий уровень психической ригид-ности как состояния и сенситивной ригидности, фиксированные фор-мы поведения при осознании их иррациональности и преобладание ги-90По страницам «Сибирского психологического журнала» прошлых летпостенических черт характера. Полученные данные стали основой психодиагностического обследования пациентов в сложных диффе-ренциально-диагностических ситуациях, а также профессиональных практик клинических психологов и психотерапевтов.Взаимосвязи между особенностями психологических защит, со-владания и травматическим событием, пережитым личностью, стали предметом изучения С.А. Ошаева (Томск) в русле структурно-уровне-вой концепции психической ригидности [21]. Разработана комплексная интегративная модель влияния травмы на личность, учитывающая но-зологические особенности, психологические защиты и стили совлада-ния в процессе социальной адаптации лиц с пограничными наруше-ниями. Выделены различные варианты переработки интрапсихическо-го конфликта с учетом характера травматического события у пациен-тов пограничного спектра. Раскрыты общие закономерности формиро-вания вариантов личностного реагирования на травму с учетом психо-логических защит и стилей совладания. Обосновано применение срав-нительного анализа психологических защит и стратегий совладания, а также сочетания методов психодиагностики.Опора на теорию психической ригидности, в частности на ее структурно-уровневый характер, позволила Е.Н. Дмитриевой (Томск) выявить и обосновать особенности (общие и специфические) взаимо-связи прошлого, настоящего и будущего в структуре временной пер-спективы у детей и подростков с ДЦП [7]. Подобранный и адаптиро-ванный диагностический материал для изучения временной перспек-тивы позволил автору разработать программу развития, формирования и коррекции с учетом формы заболевания и возрастных особенностей.В этом же ключе представлено клинико-психологическое иссле-дование А.К. Суровцевой (Томск), направленное на выявление особен-ностей субъективной оценки качества жизни депрессивных больных, которая не имеет линейной взаимосвязи с тяжестью заболевания, а оп-ределяется совокупностью факторов, связанных с личностными осо-бенностями, социальными факторами и с биологическими механизма-ми патогенеза депрессивных расстройств [24]. Среди личностных осо-бенностей автор особо выделяет психическую ригидность, которая оп-ределяет возникновение иррациональных мыслей, неадекватных ко-гнитивных схем, страхи и депрессии. Полученные результаты, наряду с применением клинических шкал по оценке степени выраженности депрессии, активно используются в клинической практике стандарти-зированной самооценки уровня качества жизни, дают более полное представление о выраженности психического расстройства, позволяют провести динамическую оценку эффективности проводимой терапии.Применение системного структурно-уровневого подхода явилось методологической основой для изучения формирования материнской функции, реализованного И.Л. Шелеховым (Томск). Им проведено91№ 40Сибирский психологический журнал2011 г.системное исследование влияния типа акцентуации личности, структу-ры ценностей и родительских установок беременных женщин на фор-мирование материнской функции [17]. Результаты проведенных иссле-дований позволили выработать эффективные методы профилактики, своевременной диагностики и коррекции нарушений материнско-детского взаимодействия, включая девиантные формы материнского поведения. А.Э. Карасева (Барнаул) рассматривает вероятность разви-тия аномалий родовой деятельности в зависимости от особенностей темперамента и характера женщины, таких как нейротизм, экстравер-сия, возбудимость, дистимность, гипертимность, застреваемость, ри-гидность [4, 13].И.Я. Стоянова (Томск), базируясь на концепции фиксированных форм поведения, на выводах Г.В. Залевского о том, что психологиче-ское содержание феномена ригидности проявляется в неспособности личности изменить свое поведение в связи с изменением ситуации, приверженности к однотипному образу действий, показала, что сниже-нию эффективного взаимодействия и порождению психического забо-левания способствует психическая ригидность, закрепленная в фикси-рованных (ритуальных) формах поведения [23]. Этот феномен может проявляться в преморбиде в особенностях реагирования личности на травму и в низком уровне поисковой активности. В качестве причины усиления психической ригидности у человека выступают фрустрация, тревога, страх, шок. При этом психическая ригидность может иметь различную направленность и интенсивность: проявляться у людей без нарушений здоровья, быть составляющей патопсихологического сим-птомокомплекса, а также характеризовать социальные взаимодействия, основанные на архаических представлениях и стереотипах. Социаль-ное окружение может способствовать формированию фиксированных форм поведения, порождающих ограничения личностных ресурсов и возможностей саморазвития, поэтому выраженность психической ри-гидности как состояния либо личностной черты становится фактором, усиливающим архаические аспекты взаимодействия с реальностью.Т.Г. Бохан (Томск) впервые установлена роль психической ри-гидности как общесистемного свойства в качественной динамике пси-хологического стресса. При этом ею выявлено место психической ри-гидности в психологических условиях преобразования культуры в жизненный мир человека, обусловливающих подвижность многомер-ного мира и устойчивость человека как открытой психологической системы в трудных ситуациях у юношей народов Сибири, а также у пациентов с клиническим диагнозом «расстройства адаптации, связан-ные со стрессом» [2].На теоретико-методологическом уровне (системная структурно-уровневая концепция психики) на значительном материале Г.Г. Буто-риным (Челябинск) проведено целенаправленное клинико-психологи-92По страницам «Сибирского психологического журнала» прошлых летческое изучение донозологических психических состояний деприваци-онного генеза и их динамики у учащихся начальных классов из роди-тельских семей двух моделей (дисфункциональных и мигрантов) [3]. Полученные данные, уточняющие факторы риска возникновения и формирования депривационных психических состояний, их клинико-психологические особенности и личностные особенности детей, склонных к различным формам дезадаптивного поведения, использу-ются сегодня для своевременного предупреждения и коррекции раз-личных депривационных воздействий как в условиях семьи, так и в макросоциальном окружении.Полученные учеными и практиками в ходе клинико-психоло-гических исследований данные закрепляют аргументированные утвер-ждения Г.В. Залевского, что фиксированные формы поведения, как не-адаптивные по своему существу, при нервных и психических рас-стройствах приводят к исчезновению детерминации психической дея-тельности внешним миром. А это, в свою очередь, выступает фактором человеческих аномалий во всех сферах жизнедеятельности.Положения теории фиксированных форм поведения Г.В. Залев-ского определили направления научных исследований и в области со-временного образования [9]. Сам автор теории отмечает, что произо-шел взрыв «закрытой» образовательной системы как части общего за-крытого пространства, из которого вырвалась образовательная ини-циатива. Это, в свою очередь, породило жесткое столкновение тради-ционных и инновационных процессов. Исследования в этом контексте в рамках структурно-уровневого акционального анализа представлены на уровне средств (способов, методов, технологий) и на уровне целей (фактически на уровне парадигм).Так, Т.Г. Гадельшина (Томск) вводит понятие и разрабатывает теоретические основания ресурсосберегающей стратегии обучения на основе структурно-уровневого подхода к пониманию психической адаптации учащихся [5]. Исследователем изучено влияние технологии концентрированного обучения на состояние психической адаптации как показателя ресурсосбережения у подростков и дана оценка эффек-тивности применения ресурсосберегающей стратегии обучения в усло-виях концентрированного обучения, а также предложено методическое обеспечение ресурсосберегающей стратегии. Предложенный способ оценки педагогической технологии, основанный на динамическом со-поставлении факторов образовательной среды и индивидуально-психо-логических особенностей учащихся, способствовал использованию технологий реабилитации отдельных показателей здоровья и выработ-ке единой концепции, что позволяет системно подойти к проблеме здоровья учащихся.Опираясь на положения теории фиксированных форм поведения, в частности на выводы Г.В. Залевского, раскрывающего ригидность93№ 40Сибирский психологический журнал2011 г.как проявление индивидуальных черт субъекта, как содержательную характеристику внутреннего строения познавательной деятельности, О.В. Макаренко (Новосибирск) обратилась к феномену ригидности с позиции категории «способность» [14]. Рассматривая ригидность как относительную неспособность личности реорганизовать в определен-ной ситуации проблемный материал, она изучила влияние когнитивно-го стиля «ригидность - флексибильность» на стратегии, выбираемые учащимися в процессе решения творческих задач естественно-науч-ного цикла [16]. В процессе исследования был обнаружен признак -«разрешение - неразрешение себе» решать эти задачи и, таким обра-зом, показана роль флексибильности (личностный уровень) в когни-тивном процессе.С позиции структурно-уровневого подхода (как теоретико-мето-дологической основы исследования) А.В. Воронина (Иркутск) провела оценку психологического благополучия школьников в системе профи-лактической и коррекционной работы психологической службы. Это дало возможность в качестве показателя, позволяющего выявить «бла-гополучную», «неблагополучную» и «группу риска» среди учащихся, рассматривать уровень психологического благополучия [25]. Понятие «психологическое благополучие» было определено как системное ка-чество, к анализу которого был применен структурно-уровневый под-ход. В результате была разработана уровневая модель психологическо-го благополучия. Полученные результаты позволяют преодолеть суще-ствующие расхождения во взглядах и терминологическую неоднознач-ность психологического благополучия через определение его как сис-темного качества человека, а также найти путь к оценке психологиче-ского благополучия учащихся в системе профилактической и коррек-ционной работы психологической службы.Опора на теорию фиксированных форм поведения позволила Н.М. Заяц (Горно-Алтайск) как психологическую проблему рассматри-вать переход от социального статуса «выпускник школы - абитуриент» к статусу «студент вуза» молодых людей, поступающих в вуз. Данный переход определяется автором не только как закономерный возрастной этап развития личности, но и как жизненно важное событие, во многом определяющее ее (личности) развитие. Выход на новый социальный статус изучался с точки зрения актуализации внутренних потенциалов, которые определяют успешность поступления в вуз [11]. В качестве ресурсов личности выделены умеренная психическая ригидность, структурированность и гибкость ценностных ориентаций в отношении к новым условиям развития личности.На материале образовательной среды высшей школы Т.Ю. Оси-пова (Кемерово) рассматривает единство коммуникативной флекси-бильности и коммуникативной компетентности как условий развития коммуникативной креативности студентов [19]. Это позволило соз-94По страницам «Сибирского психологического журнала» прошлых летдать методики по определению уровней развития креативности в межличностном общении и получить новые данные по связям между уровнями коммуникативной креативности и вторичной коммуника-тивной компетентностью, а также флексибильностью у студентов. Коммуникативная компетентность и коммуникативная флексибиль-ность являются психологическими условиями, определяющими раз-витие коммуникативной креативности, что обеспечивает, как полага-ет Г.В. Залевский, «обобщенную готовность к восприятию перемен, характеризующих современную социальную ситуацию развития рос-сийского общества» [9].Н.В. Серкова (Северск) изучила динамику психической ригидно-сти в условиях дистанционного обучения [20]. Полученная структура внутрифункциональных связей свойств внимания при умеренном уровне актуальной и установочной ригидности показывает, что свой-ства внимания выступают в виде функционального единства, а это свидетельствует о хорошем состоянии внимания. В условиях компью-теризированной среды отчетливо проявляются нелинейные зависимо-сти между уровнем психической ригидности и свойствами внимания, которые в обычной (некомпьютеризированной) среде не проявляются. При этом выявлены особенности взаимосвязи внимания и психической ригидности студентов и на этой основе выделены психолого-педагоги-ческие принципы дистанционного обучения.Исследование особенностей личностно-профессионального ста-новления студентов высшей школы, проведенное Н.В. Козловой (Томск), построено на рассмотрении этого процесса как формы прояв-ления самоорганизации потенциально открытой системы [10]. Ею вы-явлены сущностные характеристики личностно-профессионального становления в условиях реальной жизнедеятельности человека (в усло-виях высшего профессионального образования), раскрывающиеся в ценностно-смысловых измерениях многомерного мира и проявляю-щиеся в конструировании профессионального образа мира. Выявлено, что психическая ригидность, которая рассматривалась как показатель открытости/закрытости системы, представляет собой акмеологический инвариант профессионализма (т.е. обладает свойством универсально-сти и инвариантности), что обеспечивает активное саморазвитие спе-циалиста вне зависимости от специфики профессиональной деятельно-сти [10]. Кроме того, ригидность является наиболее информативным признаком выраженности уровня профессионального образа мира сту-дентов, сложившегося у них в ходе профессионального образования.Примечателен тот факт, что идеи Г.В. Залевского об открытости/ закрытости систем определили значительный объем исследования высших проявлений психической организации человека. Как следствие реализации теории фиксированных форм поведения Э.В. Галажинским (Томск) предложено новое решение проблемы детерминации саморе-95№ 40Сибирский психологический журнал2011 г.ализации личности, позволяющее преодолеть сложившееся противоре-чие, суть которого заключается в том, что одни ученые продолжают считать самореализацию явлением, обусловленным присущей природе человека предопределенностью быть самоактуализирующимся суще-ством, а другие, отрицая эту предопределенность, предпочитают гово-рить о процессуальной детерминации [6]. В результате решения этой проблемы общая теория ригидности получила определенное развитие за счет того, что континуум «ригидность - флексибильность» высту-пил в новом качестве, а именно в качестве непричинных детерминант самореализации, обусловливающих степень открытости человека как самоорганизующейся системы. Динамизирующая непричинная детер-минация является внеситуативной, определяется степенью «открыто-сти - закрытости» человека как системы и обеспечивает устойчивость системы и ее подвижность, легкость или трудность ее выхода «за пре-делы», особенности перестройки поведенческих стереотипов и выра-ботку новых норм. Этим условиям соответствует континуум «ригид-ность - флексибильность».Е.П. Федорова (Чита), используя структурно-уровневый подход к рассмотрению психической «ригидности - флексибильности» во взаи-мосвязи личностных особенностей, поведения, комплекса характери-стик ее феноменологии, установила факты взаимосвязи показателей континуума «ригидность - флексибильность» с факторами, характери-зующими процесс жизненного самоопределения [27]. Ею доказано, что наряду с «ригидностью - флексибильностью» существуют другие «сквозные» (интегративные, общесистемные) характеристики откры-тости человека, в том числе смысложизненные ориентации, влияющие на процесс жизненного самоопределения. На основе полученных дан-ных разработана модель факторной структуры самоопределения и са-мих факторов («активность в самоопределении», «ригидность - флек-сибильность», «смысложизненные ориентации»), позволяющих опре-делить содержательные характеристики процесса жизненного самооп-ределения.И.Н. Чикишева (Томск) показала роль психической ригидности как одной из основных характеристик жизненной стратегии в процессе совладания управленцами с проблемными ситуациями [28]. В ее ис-следовании определены личностно-ситуационные «эталоны-ресурсы» и «мишени-препятствия» профессионального развития управленцев среднего звена. Выявлен характер синергетичности взаимосвязи ос-новных характеристик жизненной стратегии и копинг-стратегии, где психическая ригидность оказывает влияние на особенности этих взаи-мосвязей. Установлено, что психическая ригидность выступает основ-ной характеристикой жизненной стратегии управленцев среднего зве-на. Полученные данные стали основанием для разработки теоретиче-ской концепции проблемы совладающего поведения в трудных ситуа-96По страницам «Сибирского психологического журнала» прошлых летциях и для понимания субъективных факторов, определяющих харак-тер кризиса в возрасте зрелости.На основе методологии структурно-уровневой концепции психи-ки И.М. Трофимовой (Кемерово) исследованы особенности динамики креативности и флексибильности молодых руководителей в условиях применения групповых активных методов обучения [26]. Объектом экспериментально-психологического исследования стали творческие способности молодых руководителей в виде таких составляющих, как креативность и флексибильность, исследованные в специально органи-зованных условиях творческой активности. Установлено, что креатив-ность входит в структуру личностной флексибильности молодых руко-водителей, являясь ее когнитивной составляющей. Она имеет много-уровневую структуру, низший уровень которой определяет поиск но-вых средств достижения поставленной цели, а высший - новых целей. Выявлена позитивная роль групповых активных методов обучения в динамике креативности и флексибильности как форм спонтанного проявления творческих резервов личности молодого руководителя.В значительном количестве публикаций Г.В. Залевского отражен интерес к среднему возрасту, который определяется рядом обстоя-тельств: спецификой возрастных особенностей людей этого периода; наличием определенного «провала» в научных знаниях о нем; пережи-ваниями людьми этого возраста в условиях нашей страны того, что ав-тор обозначил как «второй экзогенный удар» - ломка привычных сте-реотипов и новые социально-экономические условия существования, поскольку первый «удар» связан с началом «инволюционной» фазы (псевдопуберантностью) и необходимостью в связи с этим оказания людям этого возраста социально-психологической помощи, учитывая при этом как социально-профессиональную стратификацию, так и их половые особенности. Л.Н. Антропянская (Томск), опираясь на эти представления и идеологию структурно-уровневого подхода, создала уровневую модель адаптации человека среднего возраста к современ-ному социуму [1].В.А. Непомнящая (Томск) считает важным для понимания ста-новления человека как психической системы свойство ригидности, ко-торое может способствовать игнорированию возможностей саморазви-тия и самореализации [18]. Акциональная теория ригидности и фикси-рованных форм поведения, с ее точки зрения, определяет способ изу-чения многомерного мира посредством выявления особенностей взаи-мосвязи субъективного качества жизни со смысложизненными ориен-тациями и психической ригидностью. Введение данных параметров позволило определить уровни становления многомерного мира челове-ка в период молодости и обосновать возможность использования кате-гории «субъективное качество жизни» в психологии развития. Ею по-казана роль психической ригидности как системного свойства, обуслов-97№ 40Сибирский психологический журнал2011 г.ливающего непринятие нового как ценности, что препятствует оптими-зации смысложизненных ориентаций и субъективного качества жизни на этапе смены социальной ситуации развития. Установленные зави-симости актуального субъективного качества жизни во взаимосвязи с особенностями смысловой сферы и психической ригидностью стали основанием для прогнозирования вариантов индивидуального разви-тия в молодости.Автором теории фиксированных форм поведения Г.В. Залевским отмечалось, что учение о психической ригидности развивается в на-правлении феноменологии самоидентичности, структурирования прак-тики психологической помощи [9]. Именно в этом направлении прове-дено исследование О.В. Лукьянова (Томск) [15]. Учение о психической ригидности развивается им в аспекте своевременности и современно-сти человеческого поведения. Автор доказывает, что фиксированные формы поведения, кроме своей предметной фиксированности, прояв-ляют и временную, темпоральную, и транстемпоральную фиксирован-ность. Это особенно важно при изучении сферы возможного, потенци-ального, сферы становления человеческого бытия, экзистенции. Пси-хическая ригидность изучается не только как проблема, но и как кри-терий понимания динамических проблем становления и бытия лично-сти, критерий понимания форм экзистенциального опыта. Автором феноменологически описаны смыслы, качества психической ригидно-сти. Полученные результаты используются при построении концепций социальных и психологических практик, таких как экзистенциальная социотерапия, управление образовательными рисками и др.Опираясь на теорию фиксированных форм поведения, В.Г. Залев-ский (Барнаул) сделал вывод о необходимости выделения особой предметной области психологической науки - фиксированных форм экономического поведения [9]. Он ввел понятие «фиксированные фор-мы экономического поведения индивидуальных и групповых систем». Это поведение, реализуемое относительно базисных экономических категорий, к которым относятся как собственно «опредмеченные» фе-номены, так и феномены «ментальные». К первым он причисляет день-ги и их эквиваленты (ценные бумаги, акции...), собственность (имуще-ство, средства производства...); ко вторым - такие понятия (или, более того, архетипы), как «богатство - бедность», «заработок - прибыль». Суть его исследования состоит в том, что социоэкономическая среда, имманентно характеризуясь высокой степенью подвижности, изменчи-вости, требует от системы любого типа высокого уровня развития адаптационных способностей и, в самом широком, интегральном смысле, психической флексибильности. Таким образом, в подобных исследованиях подтверждаются идеи Г.В. Залевского о тотальных про-явлениях ригидности как на уровне индивида, так и на уровне больших и малых групп («физическое» и «юридическое» лицо).98По страницам «Сибирского психологического журнала» прошлых летПроведенный анализ современных исследований, опирающихся на теорию фиксированных форм поведения и направленных на анализ и поиск путей оптимального развития человека в различных сферах жиз-недеятельности, свидетельствует об их перспективности и высокой ре-зультативности. Отмеченные работы имеют иллюстративный характер и являются наглядным примером развития теории Г.В. Залевского, кото-рая может служить своеобразным ориентиром в проблемном поле со-временной психологии. Кроме того, сам Г.В. Залевский продолжает раз-вивать свои представления о природе и сущности фиксированных форм поведения. Он систематизировал имеющиеся в мировой психологии представления о феномене фиксированных форм поведения в виде сис-темно-сетевых моделей фиксированных форм поведения и предложил концепцию избыточной устойчивости индивидуальных и групповых систем, которые стали методологическим основанием многих совре-менных исследований томской психологической школы [8-10].Подводя общий итог, нужно отметить, что столь широкие, глубокие и последовательные исследования напрямую связаны и с самим ученым -профессором Г.В. Залевским, создавшим принципиально новое направ-ление фундаментальных и прикладных исследований феномена фиксиро-ванных форм поведения индивидуальных и групповых систем.
Ключевые слова
Авторы
| Козлова Наталья Викторовна | Томский государственный университет | доктор психологических наук, профессор кафедры генетической и клинической психологии | akme_2003@scalpnet.ru |
Всего: 1
Ссылки
Федорова Е.П. О возможностях исследования проявлений личностной ригидности в процессе профессионализации // Психосинергетика и образование: Материалы I Забайкальской межрегиональной школы молодых ученых. Чита: Изд-во ЗабГПУ, 2002. С. 81-85.
Чикишева И.Н. Личностно-ситуационные предпосылки профессионального развития управленцев среднего звена (на примере управленцев нефтегазодобывающего комплекса): Автореф. дис. ... канд. психол. наук. Томск, 2004. 21 с.
Трофимова И.М. Возрастные и профессиональные факторы трансформации личности молодых руководителей // Проблемы психологии и эргономики. Ярославль; Тверь: МАПН, 2000. С. 45-50.
Тирещенко А.Г., Воронина А.В. Индивидуально-типологические свойства в контексте проблемы психического здоровья // Stadium I: Материалы ежегодной науч.-практ. конф. студентов и соискателей. Иркутск, 2000. С. 160-163.
Суровцева А.К. Особенности социальной адаптации при депрессивных расстройствах // Сб. материалов международной научно-практической конф. / Под ред. Н.А. Корнетова. Томск: Изд-во Том. ун-та. 2003. С. 218-321.
Стоянова И.Я. Психологические особенности системно-уровневой модели адаптации у больных с расстройствами психологического спектра // Сибирский вестник психиатрии и наркологии. 2006. № 3. С. 94-98.
Ошаев С.А., Стоянова И.Я. Сравнительный анализ механизмов совладания и архаических форм психологической защиты у больных с невротическими нарушениями // Сибирский психологический журнал. 1999. Вып. 10. С. 77-80.
Сагалакова О.А. Социальная фобия: психосемантический анализ устойчивых алгоритмов реагирования на социальные ситуации // Сибирский психологический журнал. 2004. № 19. С. 62-69.
Серкова Н.В. Особенности динамики развития внимания и психической ригидности студентов в дистанционном и традиционном обучении: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. Томск, 2000. 23 с.
Осипова Т.Ю. Возможности развития коммуникативной компетентности студентов технического вуза // Сибирский психологический журнал. 1999. Вып. 11. С. 47-52.
Мамышева Н.Л., Шелехов И.Л. Материнство в зеркале невротического конфликта // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2005. Вып. 1 (45). Серия: Психология. С. 91-94.
Непомнящая В.А. Особенности становления личности в молодости на этапе изменения социальной ситуации развития: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. Томск, 2005. 21 с.
Лукьянов О.В. Актуальность изучения транстемпоральных аспектов социального и психологического опыта // Вестник ТГУ. 2007. № 298. С. 179-186.
Макаренко О.В. Динамика когнитивного стиля «ригидность - флексибильность» посредством решения творческих задач естественно-научного цикла учащимися // Педагогическое обозрение. 2003. № 33. С. 11-12.
Заяц Н.М. Психическая ригидность - флексибильность как психолого-педагогическая проблема // Развивающее образование XXI века. Горно-Алтайск: Школа развивающего образования А.В. Петрова, 2003. С. 78-85.
Кожевников В.Н., Варлакова Я.В., Карташева К.С. Психическая ригидность в этиопатогенезе невротических расстройств в кардиологической клинике // Вестник РГМУ. 2006. № 2 (49). С. 78-79.
Карасева А.Э. Психологические особенности женщин с переношенной беременностью // Известия Алтайского государственного университета. 2001. № 3 (21). С. 108-111.
Зыкова Н.А. Психокоррекционная работа в комплексной антиаритмической терапии функциональных нарушений сердечного ритма подростков: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. Томск, 2004. 22 с.
Залевский Г.В., Козлова Н.В. Психическая ригидность - флексибильность как акмеологический инвариант профессионализма // Сибирский психологический журнал. 2006. № 22. С. 146-149.
Дмитриева Е.Н., Левицкая Т.Е. Гибкость мышления как личностный ресурс детей и подростков, страдающих ДЦП // Методологические проблемы современной психологии: иллюзии и реальность (Электронный вариант). Томск, 2004. С. 411.
Залевский Г.В. Фиксированные формы поведения индивидуальных и групповых систем. Москва; Томск: Изд-во Том. ун-та, 2004. 460 с.
Залевский Г.В., Залевский В.Г. Фиксированные формы экономического поведения // Экономическая психология: актуальные теоретические и прикладные проблемы. Иркутск, 2005. С. 40-45.
Галажинский Э.В. Системная детерминация самореализации личности: Автореф. дис. ... д-ра психол. наук. Барнаул, 2002. 43 с.
Гадельшина Т.Г. Ресурсосберегающая стратегия концентрированного обучения учащихся 7-11 классов: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. Томск, 2003. 22 с.
Буторин Г.Г. Психология депривационного дизонтогенеза в детском возрасте. Челябинск: АТОКСО, 2001. 236 с.
Ветчанина Е.Г., Залевский Г.В., Мальгина Г.Б. Значение психической ригидности при психоэмоциональном стрессе беременных // Материалы Всероссийской науч.-практ. конф. по перинатальной психологии. СПб., 2002. С. 163-164.
Бохан Т.Г. Психологические характеристики в системе детерминации совладающего поведения в трудных ситуациях подростков и юношей народов Сибири // Психическая и социально-психологическая адаптация: проблемы теории и практики. Челябинск, 2005. С. 12-16.
Антропянская Л.Н. Особенности социально-психологической адаптации людей среднего возраста (45-60 лет) в зависимости от их профессиональной принадлежности: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. Томск, 2004. 21 с.