ДИАГНОСТИЧЕСКИЕВОЗМОЖНОСТИ ОПРОСНИКА «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬК ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Предлагается вариант методического приема для диагностики психологической готовности к инновационной деятельности. Рассматриваются условия и возможности использования практическими психологами экспресс-методик подобного рода. Обсуждены полученные интересные исследовательские данные о возможностях психолого-образовательного сопровождения вхождения молодежи в инновационную деятельность.
DIAGNOSTIC POSSIBILITIESOF QUESTIONAIRE «PSYCHOLOGICAL PREPAREDNESSFOR INNOVATIVE ACTIVITY».pdf В настоящее время социальная значимость проблемы развития инновационной активности российской молодежи обозначается уже не только в выступлениях первых лиц государства, заключениях аналити-ков, но уже и в виде социокультурных задач, стоящих перед системой высшего профессионального образования. Одним из последних приме-ров тому является обсуждаемый сегодня проект «Концепции развития исследовательской и инновационной деятельности в российских ву-зах», разработанный Департаментом стратегического развития Мин-обрнауки России [7].На факультете психологии Томского государственного универси-тета в течение ряда лет реализуются исследовательские проекты, в ко-торых разработаны концептуальные представления об инновационной активности личности как динамическом факторе и стратегическом ре-сурсе жизнеосуществления человека, характеризующем его интенсив-ность, энергетику, способ жизни, стилевые особенности [2, 4].Значимой психологической характеристикой инновационной ак-тивности является инновационный потенциал личности, вбирающий в себя ресурсную часть (возможности) и то, что можно было бы назвать «инновационный тонус», своего рода готовность, характеризующую устойчивость превращения потенциала (как резерва) в потенцию.Под инновационным потенциалом понимается интегральная сис-темная характеристика человека, определяющая его способность, во-первых, генерировать новые формы поведения и деятельности, исполь-зуя те возможности, которые открываются ему в сложной динамике164Материалы к IV Сибирскому психологическому форумуценностно-смысловых измерений его жизненного пространства; и, во-вторых, обеспечивать режим саморазвития [5].Использованная нами системно-антропологическая парадигма [6] послужила системообразующим основанием для интеграции индика-торов и показателей, имеющих отношение именно к инновационному потенциалу [3]:1..Ресурсная часть инновационного потенциала как преддиспо-зиция, т.е. как то, что может проявиться на поведенческом уровне в ка-честве источника или предпосылки саморазвития, но может при этом изучаться внеситуационно, т.е. в достаточной степени номотетично, статично.2.Диспозиционная часть - возможности (как ресурс) проявляю-щие себя при переходе в процессуальный план, в котором они выступа-ют как некоторое расположение (отношение, готовность, интенция), вбирающее процессы смыслообразования, целеобразования, через кото-рые возможности-ресурсы заявляют о себе в ситуациях, моделируемых исследованием, - мнимых, представляемых или только мыслимых.3.Процессуально-динамический уровень. Здесь анализируются реально возникающие оперативные смыслы и ценности, а также свя-занные с ними установки, о качестве которых можно судить на основе конкретных поведенческих актов, формирующихся в потенциально инновационных ситуациях. На процессуально-динамическом уровне исследования фиксируется этап превращения ресурсной составляющей инновационного потенциала (совокупности разноуровневых возмож-ностей человека) в потенции - силы, запускающие их реализацию, что и обусловливает запуск механизмов саморазвития.В данной статье мы представляем описание одного из методиче-ских приемов, используемых при диагностике ресурсной части инно-вационного потенциала личности. Эмпирически измеряемым конст-руктом выступает психологическая готовность к инновационной дея-тельности, отражающая динамические характеристики многомерного жизненного мира человека (инициативность как готовность человека действовать в условиях непредсказуемости результатов деятельности, полагаться на свои силы (доверие к себе) и отвечать за результаты; открытость к изменениям; готовность к переменам; легкость пере-стройки).Процедура разработки и психометрической проверкиОпросник «Психологическая готовность к инновационной дея-тельности» (авторы В.Е. Клочко, О.М. Краснорядцева) выполнен в ви-де набора утверждений, каждому из которых поставлен в соответствие набор ответов закрытого типа. На начальном этапе разработки был со-ставлен список утверждений для их первичной статистической обра-165№ 40Сибирский психологический журнал2011 г.ботки. Список состоял из 42 утверждений. Выборку составили из 110 выпускников факультета психологии. Рассчитывались статистиче-ские показатели для каждого пункта с учетом индекса «трудности» и коэффициента дискриминативности, после чего были исключены не-удовлетворительные пункты и составлена окончательная форма опрос-ника, включающая 21 утверждение.Каждая из 3 шкал опросника достаточно однозначно характери-зует основные параметры психологической готовности к инновацион-ной деятельности. Шкала «Инициативность» отражает степень готов-ности человека действовать в условиях неопределенности (непредска-зуемости) результатов деятельности, полагаться на свои силы (доверие к себе) и отвечать за результаты. Высокие показатели по данной шкале говорят о способности человека действовать на основе неполной ори-ентировки, без интенции на конечный результат, развитое доверие к себе, ответственность. Низкие показатели по данной шкале указывают на приверженность человека избегать ответственности, низкую сте-пень суверенности, недоверие к своим возможностям, склонность дей-ствовать в условиях полной ориентировки, использовать алгоритмизи-рованные процедуры самоконтроля.Шкала «Предпочтение деятельности, требующей инновативно-сти» отражает стратегии жизненного самоосуществления, проявляю-щиеся в выборе (или игнорировании) таких деятельностей, которые требуют обновления практики жизнеосуществления. Высокие показа-тели по данной шкале говорят о сформированности предпочтений в выборе направлений самореализации, связанных с генерацией иннова-ционных форм поведения и деятельности. Низкие показатели по дан-ной шкале свидетельствуют о предпочтении таких направлений само-реализации, которые не требуют обновления сложившихся поведенче-ских и деятельностных стереотипов.Шкала «Готовность к переменам» отражает степень генерали-зации предпочтений (устанавливаемых в шкале «Предпочтение дея-тельности, требующей инновативности») на широкий круг жизнен-ных ситуаций, требующих перестройки устоявшихся параметров жизнеосуществления. Высокие показатели по данной шкале говорят об открытости человека и самому себе, развитой флексибильности, интернальном локусе контроля, доверии к себе. Низкие показатели по данной шкале указывают на закрытость человека, возможную экстернальность локуса контроля, ригидность поведения, трудности в перестройке ценностно-смысловых измерений жизненного про-странства.Психометрическая проверка опросника была осуществлена в хо-де специального пилотажного исследования экспериментального типа. В исследовании участвовали 640 человек, предварительно отобранных на основе экспериментальной выборки и представляющих разные со-166Материалы к IV Сибирскому психологическому форумуциально-демографические и профессиональные группы молодежи, имеющей разный опыт вхождения в инновационную деятельность.В силу методологической направленности данного исследования выборка носила качественный характер. Строго пропорциональной ре-презентации различных социальных категорий не требовалось. С точки зрения социально-профессионального статуса в ней примерно в рав-ных долях были представлены респонденты различного образователь-ного уровня и профессиональной принадлежности. По полу выборка точно воспроизводит статистические параметры генеральной совокуп-ности. По возрастным характеристикам она несколько смещена в сто-рону большего представительства респондентов молодого возраста.Исследование методики состояло из пяти этапов. Статистико-математическая обработка эмпирических данных проводилась при по-мощи компьютерной версии «Статистического пакета для социальных наук» SPSS for Windows 13.0.На первом этапе получены суммарные показатели, представлен-ные в табл. 1.Т а б л и ц а 1Суммарные показатели по шкалам опросникаПоказательСреднее (М)Стандартное отклонение (σ)MinMaxМедиана (Me)Инициативность15,833,3752116Предпочтение инновационной деятельности16,043,4452117Готовность к переменам16,112,3042016Общий индекс47,987,29236150Проверка распределения средних по шкалам опросника в иссле-дуемой выборке испытуемых показала, что все они приближаются к нормальному распределению и статистически значимо не отличаются от него. Это означает, что отличия оценок внутри выборки можно из-мерять в долях стандартного отклонения (σ). В случае нормального распределения признака принято считать, что в интервал 2/3σ - М + + 2/3σ укладывается 50% популяции, что и составляет «норму» по дан-ному признаку, при этом на полюсах остается по 25% случаев.На втором этапе определялась внутренняя согласованность оп-росника (степень однородности заданий с точки зрения измеряемого психологического свойства). Внутренняя согласованность шкал опрос-ника определялась методом расщепления, который предполагает одно-разовое тестирование и определение связей между различными частя-ми теста. Для этого результаты тестирования были поделены на два подмножества, отдельно обрабатывались четные и нечетные пункты опросника. В результате были получены значимые корреляционные167№ 40Сибирский психологический журнал2011 г.связи между четным и нечетным пунктами каждой шкалы опросника («Инициативность»: r = 0,409; р ≤ 0,01; «Предпочтение инновационной деятельности»: r = 0,377; р ≤ 0,01; «Готовность к переменам»: r = 0,210; р ≤ 0,05). Полученные данные указывают на достаточную внутреннюю согласованность пунктов опросника.Критерий внутренней согласованности опросника в целом опре-делялся между результатами каждого из субтестов и суммарным ре-зультатом теста. Полученные результаты представлены в табл. 2.Интеркорреляции шкал опросника (n = 128)Т а б л и ц а 2ПоказательИнициативностьПредпочтение инновационной деятельностиГотовность к переменамПредпочтение инновационной деятельности0,485***--Готовность к переменам0,505***0,345***-Общий индекс0,852***0,806***0,713****** Коэффициент r, превышающий критические значения для р ≤ 0,001.Корреляционные связи между каждой парой шкал опросника значимы на уровне р ≤ 0,001. Согласованность опросника по коэффи-циенту α Кронбаха также оказалась достаточно высокой: α = 0,866. Полученные результаты показывают, что в целом опросник вполне внутренне согласован.На третьем этапе исследования определялась надежность мето-дики по критерию устойчивости данных во времени (ретестовая на-дежность). Соответствующей проверке были подвергнуты интеграль-ные показатели по шкалам и суммарный индекс. При расчете ретесто-вой надежности определялся коэффициент корреляции между резуль-татами, полученными на одних и тех же испытуемых, но в разное вре-мя. Коэффициенты устойчивости шкал по материалам повторного тес-тирования (через 2 месяца) 20 испытуемых представлены в табл. 3.Т а б л и ц а 3Коэффициенты устойчивости шкал опросника «Психологическая готовность к инновационной деятельности» (n = 20)ШкалыКоэффициентыИнициативность0,910Предпочтениеинновационнойдеятельности0,953Готовность к переменам0,821Общий индекс0,897168Материалы к IV Сибирскому психологическому форумуВсе коэффициенты превышают критическое значение для р < 0,01. Столь высокие показатели свидетельствуют о стабильности измеряемых признаков, мало подверженных значительным изменени-ям за относительно короткий промежуток времени, а также позволяют говорить о достаточно хорошей надежности опросника и его адекват-ной адресации.На четвертом этапе проверялась конструктивная валидность оп-росника. Отсутствие во время создания опросника других отечествен-ных тестов, измеряющих психологическую готовность к инновацион-ной деятельности, сделало невозможной его непосредственную про-верку по критерию конструктивной валидности. Однако косвенные данные были получены путем сопоставления результатов тестирования по опроснику «Психологическая готовность к инновационной деятель-ности» с результатами заполнения других личностных тестов одними и теми же испытуемыми. Опросник давался испытуемым вместе с дру-гими методиками, выявляющими те черты личности, которые, соглас-но результатам ранее проведенных исследований, различают людей с большей и меньшей выраженностью психологической готовности к инновационной деятельности. В частности, определялись такого рода связи между опросником «Психологическая готовность к инновацион-ной деятельности», с одной стороны, и тестами «Жизнестойкость» (103 испытуемых) и «Якоря карьеры» (34 испытуемых) - с другой. Тесты «Жизнестойкость» и «Якоря карьеры» входили в программу комплексной диагностики инновационного потенциала, разработанную группой ученых факультета психологии Томского государственного университета [1, 8].Результаты проверки конструктивной валидности опросника показали, что практически все шкалы опросника «Психологическая готовность к инновационной деятельности» продемонстрировали значимую положительную корреляцию со шкалами теста «Жизне-стойкость». Наиболее высокую степень взаимосвязи (на уровне ста-тистической значимости р ≤ 0,001) продемонстрировала шкала оп-росника «Инициативность» со всеми шкалами теста «Жизнестойко-сти» («Вовлеченность», «Контроль», «Принятие риска»). Важно от-метить, что наблюдается высокая значимая корреляционная связь (р ≤ 0,001) всех шкал опросника «Психологическая готовность к ин-новационной деятельности» с общим индексом «Жизнестойкость», а также то, что общий индекс «Психологической готовности к иннова-ционной деятельности» коррелирует со всеми шкалами теста «Жиз-нестойкость» на высоком уровне статистической значимости (р ≤ 0,001).Таким образом, полученный результат свидетельствует о согла-сованности изменения показателей по опроснику «Психологическая готовность к инновационной деятельности» и тесту «Жизнестойкость».169№ 40Сибирский психологический журнал2011 г.Корреляции опросника с тестом «Якоря карьеры» не были столь однозначными, полученные результаты продемонстрировали как пря-мые, так и обратные зависимости, что объясняется спецификой карь-ерных ориентаций, выявляемых с помощью теста «Якоря карьеры». При этом значимые корреляционные связи (р ≤ 0,05) были обнаружены лишь с четырьмя шкалами теста «Якоря карьеры». Показатели опрос-ника положительно коррелировали с такими шкалами, как «Ориента-ция на менеджмент», «Ориентация на вызов», «Ориентация на пред-принимательство» и отрицательно - со шкалой «Ориентация на ста-бильность места работы». Несомненно, положительно коррелирующие шкалы являются признаками психологической готовности к инноваци-онному поведению личности. В то время как «Ориентация на стабиль-ность места работы» (отрицательно коррелирующая), напротив, явля-ется признаком, препятствующим инновационному поведению.На пятом этапе психометрической оценки индивидуальной про-гностичности опросника определялась его критериальная валидность. Для этого результаты теста сопоставлялись с непосредственными и не-зависимыми оценками (критериальными ключевыми признаками) того, что должен предсказывать тест. В качестве основного критериального признака выступала инновационная деятельность. Критериальная ва-лидность проверялась по соответствию диагностических показателей реальному поведению испытуемых. Данная процедура проводилась в виде многоуровневого факторного эксперимента, который состоял в изучении воздействий различных уровней независимой переменной на измеряемую базисную переменную. При планировании факторного эксперимента предполагалось, что уровень вхождения в инновацион-ную деятельность оказывает влияние на степень психологической го-товности субъекта к инновационной деятельности. В качестве незави-симой переменной выступал общий характер деятельности испытуе-мых (вовлеченность в инновационную деятельность) в качестве кон-тролируемой базисной переменной - степень психологической готов-ности испытуемых к инновационной деятельности (показатели по шкалам опросника). Независимая переменная была представлена тремя уровнями (градациями), которые рассматривались нами как различные этапы вхождения испытуемых в инновационную деятельность. Иссле-дование осуществлялось по плану ex post facto, когда экспериментатор сам не воздействует на испытуемых, а в качестве воздействия выступа-ет некоторое реальное событие из их жизни. В соответствии с выде-ленными уровнями независимой переменной были сформированы три группы респондентов.1. Студенты сибирских вузов (Томский государственный универ-ситет, Томский политехнический университет; Томский государствен-ный университет систем управления и радиоэлектроники; Томский го-сударственный архитектурно-строительный университет; Сибирский170Материалы к IV Сибирскому психологическому форумугосударственный медицинский университет; Северский технологиче-ский институт - филиал Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ»; Томский институт бизнеса; Красноярский госу-дарственный педагогический университет им. В.П. Астафьева; Забай-кальский государственный педагогический университет им. Н.Г. Чер-нышевского).2.Участники молодежных конкурсов в научно-технической сфе-ре, проводимых государственными некоммерческими организациями:- Всероссийского Молодежного Научно-Инновационного Кон-курса (У.М.Н.И.К.), входящего в ряд других программ Фонда содейст-вия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере;- конкурсов, поддержанных Российским гуманитарным научным фондом, Российским государственным фондом фундаментальных ис-следований);- Молодежного конкурса «Бизнес инновационных технологий» («БИТ-Сибирь»), являющегося конкурсом молодежных инновацион-ных бизнес-проектов;- регионального конкурса предпринимательских проектов «Пер-вый шаг»;- международного конкурса SIFE - широкомасштабной между-народной студенческой программы, которая предоставляет участникам возможность самостоятельно реализовать творческие и инновацион-ные проекты в сфере обучения экономике, предпринимательству;- межрегионального молодежного карьерного форума, направ-ленного на расширение взаимодействия будущих специалистов в об-ласти инновационных технологий с потенциальными работодателями и сетевыми структурами кадрового обеспечения инновационной дея-тельности через различные формы представления проектных инициа-тив молодежи.3.Молодые предприниматели в возрасте до 40 лет, проходившиеповышение квалификации по программе «Разработка проектов в от-крытой предпринимательской среде» по заказу департамента Томскойобласти по поддержке реального сектора предпринимательства.Межгрупповое сравнение проводилось с помощью однофактор-ного дисперсионного анализа ANOVA. Результаты статистического анализа эмпирических данных, полученных в ходе факторного экспе-римента, указывают на достоверность межгрупповых различий в сте-пени выраженности инициативности (р ≤ 0,01), предпочтении иннова-ционной деятельности (р ≤ 0,001) и общей психологической готовно-сти к инновационной деятельности (р ≤ 0,01) при разных градациях не-зависимой переменной. Для более детального анализа воздействий ка-ждого из уровней независимой переменной на базисную переменную применялся критерий парных сравнений градаций независимой пере-менной LSD (Least Significant Difference). Проведенный многоуровне-171№ 40Сибирский психологический журнал2011 г.вый факторный эксперимент показал, что степень психологической готовности к инновационной деятельности зависит не только от инди-видуальных особенностей личности, но и от уровня вхождения в инно-вационную деятельность. Таким образом, результаты проверки крите-риальной валидности указывают на достаточно высокую степень обос-нованности и прогностичности опросника.В целом результаты психометрической проверки опросника «Психологическая готовность к инновационной деятельности» свиде-тельствуют о его пригодности к использованию как в научных иссле-дованиях, так и в практической работе, связанной с психологической диагностикой.Система экспресс-диагностики психологической готовности к инновационной деятельностиРазработанная система психодиагностического исследования психологической готовности к инновационной деятельности предна-значена для сбора, хранения, первичной обработки и визуализации ди-агностических данных. Система состоит из двух основных компонент -базы данных и компьютерной программы, обеспечивающей связь базы данных с пользователями.База данных предназначена для сбора, хранения и визуализации информации в виде, пригодном для решения задач информационного обеспечения психологической диагностики, аналитической деятельно-сти, принятия управленческих решений. Реализация базы данных обеспечивается средствами реляционной СУБД Microsoft SQL 2005. Часть отношений между элементами базы данных реализована в виде отношений между соответствующими столбцами таблиц, в которых хранятся данные, относящиеся к тому или иному элементу базы дан-ных, часть связей реализуется при помощи специальных процедур, на-писанных с использованием языков Transact-SQL и СSharp.Функциональность системы предоставляется в соответствии с набором ролей, однозначно определяющих действия, которые доступ-ны при помощи интерфейса пользователя. Роль пользователя опреде-ляется при помощи системы авторизации и аутентификации, которая служит также для обеспечения конфиденциальности данных. Аутен-тификация реализована при помощи интерфейса Membrship API плат-формы ASP.NET 2.0 фирмы Microsoft.В системе предусмотрены следующие роли: «Администратор», «Пользователь», «Испытуемый», «Полный доступ к данным», «Час-тичный доступ к данным». Отношения между ролями представляют собой иерархическую связь, где на вершине иерархии стоит роль «Ад-министратор». Подчиненными «Администратору» являются роли «Ме-неджер», «Полный доступ к данным» и «Частичный доступ к данным».172Материалы к IV Сибирскому психологическому форумуРоль «Испытуемый» подчинена роли «Менеджер». Учетные записи, имеющие подчиненные роли, могут создаваться только пользователя-ми с привилегиями вышестоящих ролей.Действия пользователей для всех ролей регламентируются инст-рукциями, которые являются составной частью системы и выполнены в виде текстовых документов, содержащих иллюстрации в виде рисун-ков. Роль «Испытуемый» доступна для создания при помощи рабочего места администратора или менеджера. После создания учетной записи «Испытуемый» испытуемому, идентификатор которого зафиксирован в соответствующем поле (Ф.И.О.), выдаются «Имя» и «Пароль», после чего он самостоятельно входит на сайт или получает от администратора или менеджера открытую ими рабочую сессию. При успешном входе в систему испытуемый получает набор психодиагно-стических задач, сменяющихся по мере их выполнения. Возможность сохранения результатов в файле с данными на диске локального ком-пьютера обеспечивает возможность дальнейшей обработки данных при помощи статистических пакетов (Statistiсa for Windows, SPSS и др.).Программное обеспечение системы реализовано в виде приложе-ния ASP.NET и установлено на выделенном сервере, работающем под управлением ОС «Microsoft Windows 2003». Для улучшения пользова-тельских характеристик приложения используется технология AJAX. При использовании системы не требуется установки дополнительного программного обеспечения на компьютер пользователя. Единственным требованием является доступ к сети Интернет. В пределах г. Томска достаточно иметь подключение к городскому Интернету. Система дос-тупна по адресу: .Различаются два режима доступа к психодиагностическим дан-ным: полный и частичный. Управление режимом доступа производит-ся администратором системы исходя из полномочий пользователя и данных психодиагностического исследования. Частичный доступ от-личается от полного отсутствием числовых значений по шкалам оп-росника. Вместо числовых значений пользователю предоставляется цветовое обозначение степени их выраженности в соответствии со ста-тистическими нормами (легендирование). Легендирование доступно только после анализа достаточного объема данных специалистом, имеющим право полного доступа к психодиагностическим данным.Для обеспечения требований федерального закона о персональ-ных данных (152-ФЗ) пользователь психодиагностических данных должен использовать для аналитической работы обезличенные данные. Это требование необходимо, поскольку на полученные в виде отдель-ного файла психодиагностические данные не распространяется дейст-вие средств защиты, которые обеспечиваются в психодиагностической системе в целом. Хранить и использовать таблицу, содержащую дан-ные психодиагностического исследования, необходимо на носителях,173№ 40Сибирский психологический журнал2011 г.имеющих криптографическую защиту от несанкционированного дос-тупа в целях воспрепятствования агрегированию как средству наруше-ния безопасности персональных данных.Система психодиагностического исследования представляет со-бой обслуживающее централизованную базу данных серверное про-граммное обеспечение, функции которого предоставляются пользова-телям посредством сети Интернет. Для использования системы не тре-буется установки программы на компьютер пользователя. Единствен-ным требованием является доступ к сети Интернет. В пределах г. Томска достаточно иметь подключение к городскому Интернету.К настоящему времени опросник «Психологическая готовность к инновационной деятельности» был использован в исследовании 570 студентов г. Томска по заказу департамента развития предприни-мательства и реального сектора экономики Томской области в рамках реализации областной целевой программы «Развитие малого и средне-го предпринимательства в Томской области на период 2008-2010 го-ды». Обобщенные результаты частоты встречаемости степени выра-женности признаков психологической готовности к инновационной деятельности позволяют говорить о том, что в целом психологическая готовность к инновационной деятельности у студенческой молодежи достаточно выражена, поскольку лишь у очень незначительной части студентов зафиксирован низкий уровень представленности всех выде-ляемых аспектов изучаемого феномена. Возможно, это характерно только для студенческой популяции региона с высоким инновацион-ным потенциалом, каковым является Томская область. На проверку этого предположения направлен специальный цикл исследований, проводимый в настоящее время в других Федеральных округах России.Однако еще один вывод нуждается в особой рефлексии. Обраща-ет на себя внимание тот факт, что крайне мало студентов, отличаю-щихся высоким уровнем выраженности всех трех или хотя бы двух по-казателей психологической готовности к инновационной деятельности (инициативность; предпочтение деятельности, требующей инноватив-ности; готовность к переменам). Это свидетельствует о том, что у большей части молодых людей имеются психологические дефициты того или иного аспекта готовности к инновационной деятельности.Вхождение в инновационную деятельность - весьма не простой процесс обретения молодыми людьми опыта инновационного поведе-ния, требующий разного рода поддержки (в том числе и психолого-образовательной) в актуализации и развитии способности к проектиро-ванию своего продвижения в инновационном секторе экономики и бизнеса. Диагностические результаты (полученные в том числе и с по-мощью представленной системы экспресс-диагностики психологиче-ской готовности к инновационной деятельности) в этом случае могут использоваться для проектирования специфического образовательного174Материалы к IV Сибирскому психологическому форумупространства, точной постановки задач образовательной программы на основе прогноза, «стратегической» информации об ее участниках; мо-гут адекватно использоваться самим респондентом в целях саморазви-тия, а в ситуации конкурса позволят соотнести результаты участников.
Скачать электронную версию публикации
Загружен, раз: 293
Ключевые слова
psychometric verification, innovative activity, psychological preparedness for innovative activity, diagnostic method, психометрическая проверка, диагностический прием, психологическая готовность к инновационной деятельности, инновационная активностьАвторы
ФИО | Организация | Дополнительно | |
Краснорядцева Ольга Михайловна | Томскиий государственный университет | доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой общей и педагогической психологии | krasnoo@mail.ru |
Баланев Дмитрий Юрьевич | Томский государственный университет | кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и педагогической психологии | balanev@mail.ru |
Щеглова Элеонора Анатольевна | Томский государственный университет | кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и педагогической психологии | shcheglova@sibmail.com |
Ссылки
Краснорядцева О.М., Малкова И.Ю. Сетевой проект психолого-образовательного сопровождения вхождения молодежи в инновационную деятельность студентов // Психология образования. 2010. № 12. С. 89-98.
Клочко В.Е., Краснорядцева О.М. Особенности операционализации понятия «инновационный потенциал личности» // Вестник ТГУ. 2010. № 337.
Клочко В.Е. Системная антропологическая психология и образовательная практика // Психология образования. 2008. № 8. С. 9-21.
Галажинский Э.В., Клочко В.Е., Краснорядцева О.М. «У.М.Н.И.К.» и умники: инновационный потенциал студенческой молодежи // Образовательная политика. 2010. № 7-8 (45-46). С. 96-106.
Галажинский Э.В. Перспективные направления психологического обеспечения образовательных проектов в регионе с высоким инновационным потенциалом // Психология образования. 2008. № 8. С. 4-9.
Богомаз С.А., Мацута В.В. Оценка личностного потенциала и выявление основных типов ориентации на профессиональную деятельность у студентов // Психология образования. 2010. № 12. С. 77-88.
Клочко В.Е., Галажинский Э.В. Психология инновационного поведения. Томск: ТГУ, 2009.

ДИАГНОСТИЧЕСКИЕВОЗМОЖНОСТИ ОПРОСНИКА «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬК ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» | Сибирский психологический журнал. 2011. № 40.
Скачать полнотекстовую версию
Загружен, раз: 3348