ПРОДУКТИВНОСТЬ МНЕМИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ 7-12 ЛЕТ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Представлены результаты исследования особенностей развития мнемических способностей детей 7-12 лет с ЗПР. С помощью метода развертывания мнемической деятельности выявлено, что структура мнемических способностей детей 7-12 лет с ЗПР отличается недоразвитостью, в которой почти отсутствуют операционные механизмы. Память работает за счет функциональных механизмов. При этом часть детей отличается определенной недоразвитостью перцептивных способностей и аттенционных способностей.
PRODUCTIVITY MNEMONIC ABILITIES OF 7-12 YEARS CHILDREN WITH DEVELOPMENTAL DELAYS.pdf Учебная деятельность как ведущий тип деятельности в младшем школьном возрасте предполагает усвоение ребенком большого количества информации и в значительной степени зависит от уровня развития его мнемических способностей. Знание особенностей и возможностей детей с различными недостатками развития дает педагогу и школьному психологу средства для их коррекции в условиях обычной школы и помогает избежать непоправимых ошибок в определении способов обучения ребенка, неправильное применение которых может губительно повлиять на всю его жизнь [4]. ЗПР (задержка психического развития) - понятие, сложившиеся в отечественной психологии в 60-х гг. XX в. на основе и в результате начавшегося на десятилетие раньше изучения детей, испытывающих стойкие трудности обучения в обычной школе. «Это особый тип аномалии психического развития ребенка, при котором обычно имеется парцио-нальное недоразвитие высших психических функций, носящее временный характер и преодолеваемое в детском или подростковом возрасте...» [2]. Это особый тип психического развития ребенка, характеризующийся незрелостью отдельных психических и психомоторных функций или психики в целом, формирующийся под влиянием наследственных, социально-средовых и психологических факторов [3]. Неравномерность развития высших психических функций (ВПФ), свойственная норме, в еще большей степени выражена у детей с ЗПР [1]. Исследования отечественных психологов (Лебединская, 1975; Ма-нелис, 1999; Марковская, 1993) показывают, что наряду с эмоционально-волевой и личностной незрелостью у таких детей отмечается и не-сформированность отдельных ВПФ, особенно функций программирования и контроля, а также левополушарных гностических функций [3, 6, 7]. При этом современные исследования (Манелис, 1999) подтверждают точку зрения Л.С. Выготского о том, что закономерности психического развития в норме и в условиях задержанного развития имеют сходство [5]. Важным этапом в изучении детей с ЗПР стали исследования К.С. Лебединской и сотрудников ее лаборатории в 70-80-е гг., позволившие разработать классификацию основных типов ЗПР [3]. В младшем школьном возрасте интенсивно протекает развитие мнемических способностей, этот период является сензитивным для формирования умения учиться, для овладения содержанием, средствами и способами действия и соответствующими этому действию формами сотрудничества [8]. Появление в структуре мнемических способностей операционных и регулирующих механизмов определяет успешность освоения детьми учебной информации. Развитие мнемических способностей 7-12-летних детей с ЗПР происходит неравномерно и гетерохронно. Отклонения в развитии памяти являются характерными признаками для всех форм ЗПР. При благоприятном развитии перцептивных и мыслительных функций, а также коррекции памяти к концу обучения в начальной школе возможен прогресс в изменении строения и эффективности мнемических способностей детей с ЗПР. Исследование мнемических способностей предполагает анализ их структуры, которая может рассматриваться как система функциональных, операционных и регулирующих механизмов [14]. Объект исследования, когнитивные способности детей 7-12 лет с ЗПР. Предмет исследования, мнемические способности детей 7-12 лет с ЗПР. Целью данного исследования явилось экспериментальное изучение продуктивности и качественного своеобразия мнемических способностей младших школьников с ЗПР. Гипотеза исследования: в структуре мнемических способностей детей с ЗПР преобладают функциональные механизмы, при этом наблюдается недоразвитие операционных и регулирующих механизмов. Испытуемые, методы исследования, процедура эксперимента Для оценки эффективности и качественного своеобразия мнемических способностей применялся метод развертывания мнемической деятельности В.Д. Шадрикова, Л.В. Черемошкиной [15]. Чтобы выявить уровень развития мнемических способностей и определить продуктивность функциональных механизмов памяти, мы использовали методику диагностики мнемических способностей, разработанную на основе данного метода Л.В. Черемошкиной [13]. Методика диагностики мнемических способностей предусматривает использование 10 карточек с изображенными на них фигурами нарастающей сложности, которые состоят из прямых пересекающихся линий. Использовался экспериментальный материал карточек № 1, 2 и 3. Невербальный бессмысленный материал и определенный порядок его предъявления позволяют «развернуть» мнемическую деятельность и вычленить продуктивность реализующих ее механизмов. функциональных, операционных и регулирующих [13. С. 297-306]. Этапы проведения исследования: 1-й этап - выполнение пробного задания - карточка № 1 (дается пять предъявлений). 2-й этап - основное задание (запоминание и воспроизведение карточки № 2). Эксперимент продолжается до первого правильного воспроизведения фигуры. Фигура считается правильно воспроизведённой, если будут соответствовать оригиналу, количество линий, количество и характер пересечений, ориентация изображения на плоскости, пропорции воспроизведенного изображения. 3-й этап - запоминание карточки № 3 теми испытуемыми, которые справились с карточкой № 2. 4-й этап - предлагается срисовать карточку № 2 и/или № 3. 5-й этап - опрос испытуемых (30 вопросов), которые позволяют сделать выводы о наличии или отсутствия мнемических приемов, их количестве и разнообразии, о том, как быстро мнемические приемы включаются в процесс запоминания и в какой степени субъект может управлять процессом запоминания. С помощью данного метода оценивались два показателя, 1) продуктивность запоминания с опорой на функциональные механизмы, для чего использовалась карточка № 2 (простой невербальный бессмысленный материал); 2) эффективность запоминания благодаря функциональным и операционным механизмам, для этого использовалась карточка № 3 (усложненный невербальный бессмысленный материал). В качестве показателей рассматривалось время запоминания (1 запоминания) карточек № 2 и 3. Экспериментальная работа осуществлялась на базе школ Орехово-Зуевского района Московской области в 2008/09 г. Объем выборки - 100 человек. Испытуемыми стали учащиеся 1-4 классов в возрасте 7-8 лет (25 человек), 9 лет (29 человек), 10-12 лет (46 человек). Диагноз «задержка психического развития» был поставлен психолого-медико-педагогической комиссией Орехово-Зуевского района. Согласно этим данным, ЗПР у обследованных детей имеет церебральноорганическую или множественную этиологию. Дети обучались по специальной коррекционной программе. Данная программа предназначена для классов коррекции общеобразовательных школ. Она разработана на основе методических и дидактических материалов Института коррекционной педагогики РАО и адаптирована к особенностям психофизического развития ребенка с ЗПР [12]. Дифференциация детей по уровню успеваемости не проводилась. В исследовании была поставлена задача выявить мнемические способности детей в одинаковой для них социальной ситуации развития [9-11]. Была выполнена математическая и статистическая обработка экспериментально полученных данных с использованием пакета научных программ System/360 Scientitic Subrounte Pakage (360-СМ-03Х) Version III. Для оценки достоверности сдвига значений времени запоминания стимульного материала применялся t-критерий Стьюдента для независимых выборок. Результаты Исследование показало, что справились с первым заданием (карточка № 2) 71% испытуемых (от всей выборки) При этом 29% испытуемых не смогли правильно воспроизвести простой невербальный материал. Из группы участников, справившихся с карточкой № 2, смогли воспроизвести карточку № 3 только 6% детей в возрасте 9-12 лет. Результаты запоминания простого невербального бессмысленного материала и процент справившихся с этим заданием в каждой возрастной группе представлены в табл. 1. Т а б л и ц а 1 Продуктивность мнемических способностей испытуемых 7-12 лет с ЗПР Возраст испы туемых Время запоминания испытуемыми простого невербального материала (среднее), с Процент выполнения (в своей возрастной группе) Оценка результата 7-8 лет 26 56 Средняя продуктивность 9 лет 27 66 Средняя продуктивность 10-12 лет 23 83 Средняя продуктивность Среднее значение (7-12 лет) 25 71 Средняя продуктивность При анализе результатов запоминания испытуемыми 7-12 лет карточки № 2 было выделено 6 групп (по времени запоминания простого невербального материала). Данные результаты представлены в табл. 2. 1-я группа. Испытуемые имеют очень высокую продуктивность функциональных механизмов. Обдуманного, осознанного процесса запоминания не наблюдается, испытуемые затруднялись объяснить то, каким образом они выполняли задание: «Запомнил и все». Т а б л и ц а 2 Продуктивность мнемических способностей испытуемых 7-12 лет с ЗПР по группам Испытуемые Время запоминания простого невербального материала (среднее), с Процент выполнения (в своей возрастной группе) Оценка результата (продуктивность ФМ) 7-8 лет 9 лет 10 12 лет 7-8 лет 9 лет 10 12 лет 7-8 лет 9 лет 10-12 лет 1 группа (Хап. 1-5 с) 2 4 3 7 11 16 Очень высокая Очень высокая Очень высокая 2 группа Озал. 6-10 с) 8 9 8 29 21 13 Высокая Высокая Высокая 3 группа (и. 12-20 с) 14 12 16 14 5 26 Выше среднего Выше среднего Выше среднего 4 группа (и. 22-30 с) 24 24 25 7 21 8 Средняя Средняя Средняя 5 группа Озап. 33-45 с) 43 40 39 29 26 29 Ниже среднего Ниже среднего Ниже среднего 6 группа (^ап. 48-60 с) 50 52 54 14 16 8 Низкая Низкая Низкая 2-я группа. Испытуемые имеют высокую продуктивность функциональных механизмов и развитые операционные механизмы. Представлена способность к рефлексии собственных действий. Они точно указывают, когда именно начали выполнять какие-либо действия. Представители данной группы пытались упростить, схематизировать образ запоминаемого стимула. 3-я группа. Продуктивность функциональных механизмов выше среднего. Операционные механизмы реализуются на перцептивном уровне. Испытуемые не планируют и слабо контролируют процесс запоминания. 4-я группа. Продуктивность функциональных механизмов средняя и слабо развитые операционные механизмы. Запоминание характеризуется развернутостью. Рефлексия развита слабо. Информация скорее механически запоминается, нежели обрабатывается. 5-я группа. Продуктивность функциональных механизмов ниже среднего, операционные механизмы неразвиты, отсутствуют регулирующие механизмы. Результат зависит от внимательности и сосредоточенности в момент испытания. 6-я группа. Уровень продуктивности функциональных механизмов низкий. Результат достигнут благодаря механическому запоминанию с помощью повторений. Целенаправленная, осознанная обработка запоминаемого материала отсутствует. Полученные результаты свидетельствуют о том, что у учащихся 7-12 лет с ЗПР на каждом возрастном этапе преобладает 1-й уровень развития мнемических способностей: 56% (7-8 лет), 59% (9 лет), 70% (10-12 лет). Это говорит о том, что запоминание происходит за счет хорошо развитой функциональной системы мнемических способностей и неразвитой (слаборазвитой) операционной стороны мнемических способностей. 2-й уровень развития мнемических способностей отсутствует в возрастной группе 78 лет и начинает незначительно проявляться в возрастной группе 9 лет (7%). В возрастной группе 10-12 лет проявляется у 11% учащихся, что говорит о появлении в структуре их мнемических способностей операционных механизмов. Данные результаты представлены на рис. 1. 7-8 лет 9 лет 10-12 лет О 1-й уровень К 2-й уровень В Не справились с карточкой № 2 Рис. 1. Качественное своеобразие мнемических способностей младших школьников 7-12 лет с ЗПР Процент не справившихся с заданием (карточка № 2) уменьшается с возрастом с 44% в возрасте 7-8 лет до 19% в возрасте 10-12 лет. Полученные результаты исследования мнемических способностей детей 7-12 лет с ЗПР сравнивались с аналогичными показателями нормально развивающихся детей этого возраста (п = 199). При сравнении результатов продуктивности мнемических способностей детей 712 лет с ЗПР и аналогичных показателей нормально развивающихся детей 7-12 лет выявлено статистически значимое различие в возрастной группе 10-12 лет (1 = 3,04 при р < 0,01). Анализ ошибок, допущенных испытуемыми, при воспроизведении стимула показал, что наиболее распространенными являются ошибки двух типов: несоответствие оригиналу количества и характера пересечений линий и несоответствие оригиналу пропорций рисунка. В ходе обработки полученных результатов установлено, что испытуемые (80%) не способны предоставить более или менее содержательный самоотчет об особенностях протекания у них мнемических тельный самоотчет об особенностях протекания у них мнемических процессов. Для всех форм ЗПР характерна одна общая особенность -это неумение детей с ЗПР рационально организовывать и контролировать процесс запоминания, а также применять различные мнемотехни-ческие приемы. Выводы В результате проведенного исследования можно говорить о том, что в структуре мнемических способностей детей 7-12 лет с ЗПР почти отсутствуют операционные механизмы (способы обработки материала), регулирующие механизмы (способы управления процессом запоминания). Предполагаем, что операционные механизмы мнемических способностей 7-12-летних школьников с ЗПР находятся на ранних стадиях формирования. При этом часть детей отличается определенной недоразвитостью перцептивных и аттенционных способностей. В структуре мнемических способностей детей 7-12 лет с задержкой психического развития преобладают функциональные механизмы. Их мнемические способности находятся на переходном этапе (от первого ко второму) развития. Полученные нами результаты исследования мнемических способностей детей с ЗПР предполагают возможность развития и коррекции их памяти.
            
 
                        
                        
                        Ключевые слова
мнемические способности, 
функциональные механизмы, 
операционные механизмы, 
mnemonic abilities, 
operational mechanisms, 
inborn mechanismsАвторы
    			
                
    				 
    				| Мурафа Светлана Валентиновна | Московский государственный педагогический университет | соискатель кафедры психологии | murafa.svetlana@gmail.com | 
    			
                 Всего: 1
                Ссылки
Выготский Л. С. Педагогическая психология. М., 1991.
Зинченко В.П., Мещеряков Б.Г. Психологический словарь. М.: Астрель, 2004.
Лебединская К.С. Клинические варианты задержки психического развития // Жур нал невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. 1980. № 3.
Лубовский В.И. Специальная психология. М.: Академия, 2007.
Мамайчук И.И., Ильина М.Н. Помощь психолога ребенку с задержкой психическо го развития. СПб.: Речь, 2004.
Манелис Н.Г. Хрестоматия по нейропсихологии / под ред. Е.Д. Хомской. М.: Моск. психол.-социал. ин-т, 2004.
Марковская И. Ф. Задержка психического развития: Клиническая и нейропсихологическая диагностика. М., 1993.
Микадзе Ю.В., Корсакова Н.К. Нейропсихологическая диагностика и коррекция младших школьников в связи с неуспеваемостью в школе. М.: Знание, 1994.
Мурафа С.В. Мнемические способности детей 7-11 лет с ЗПР. // Материалы науч. конф., посвящ. памяти Я.А. Пономарева и В.Н. Дружинина «Психологические исследования интеллекта и творчества». М.: Ин-т психологии РАН., 2010. С. 182-184.
Мурафа С.В. Эффективность мнемических способностей детей 7-11 лет с ЗПР. // Материалы III Всерос. науч. конф. «Психология индивидуальности». М., 2010. Ч. 2. С. 64-65.
Мурафа С.В. Продуктивность развития мнемических способностей младших школьников 7-12 лет с ЗПР. // Материалы VI Междунар. науч.-практ. конф. молодых ученых «Психология XXI века». ЛГУ. СПб.: Айсинг, 2010. Ч. 2. С.208-213.
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII вида и классов коррекционно-развивающего обучения. М.: Просвещение, 1996.
Черемошкина Л.В. Психология памяти. М.: Аспект Пресс, 2009.
Цветкова Л.С. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление М.: Изд-во Моск. социал. ин-та, 2005.
Шадриков В.Д., Черемошкина Л.В. Мнемические способности: развитие и диагностика. М.: Педагогика, 1990.