ЛИЧНОСТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ И ЦЕННОСТНОСМЫСЛОВЫЕ ОСНОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОЛОДЕЖИ | Сибирский психологический журнал. 2011. № 41.

ЛИЧНОСТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ И ЦЕННОСТНОСМЫСЛОВЫЕ ОСНОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОЛОДЕЖИ

Приводятся результаты комплексного диагностического исследования личностного потенциала и ценностно-смысловых оснований инновационной и предпринимательской деятельности на примере образовательного мероприятия инновационного конкурса в научно-технической сфере. Исследования значимы для организации психологической практики работы с инноваторами.

THE PERSONAL POTENTIAL AND VALUABLE AND SEMANTIC BASES OF INNOVATION AND ENTERPRISE ACTIVITY OF YOUTH.pdf Современное российское общество уже несколько лет уверенно держит «курс на инновации». Наибольшее внимание уделяется работе с инновационно активной молодежью, в том числе в рамках реализации различных инновационных образовательных программ и конкурсов в научно-технической сфере. Именно для инновационных конкурсов нами в соавторстве с группой коллег с факультета психологии ТГУ и в рамках проектов факультета была разработана программа психоло-го-образовательного сопровождения участников инновационных конкурсов [3]. В настоящей работе мы бы хотели представить результаты комплексного исследования, проведенного на базе образовательного мероприятия «Лицей инноватора» Общесибирского конкурса «Бизнес инновационных технологий: Сибирь 2011». Участниками данного мероприятия были члены команд финалистов и полуфиналистов инновационного конкурса «БИТ Сибирь 2011», всего 50 человек, из разных городов Сибири, имеющие разный опыт инновационной и предпринимательской деятельности. Средний возраст участников 24,8 года. В рамках Лицея мы реализовали программу психолого-образовательного сопровождения участников, диагностический блок которой включал: комплексное психодиагностическое тестирование параметров личностного потенциала; наблюдения и деятельностную диагностику, осуществляемые при выполнении различных проектных и практических заданий Лицея; глубинное интервью. В психодиагностический комплекс оценки параметров личностного потенциала инноваторов входили: «Тест жизнестойкости» С. Мадди (в адаптации Д. А. Леонтьева и Е.И. Рассказовой); опросник «Самоорганизация деятельности» Е.Ю. Мандрикова; опросник «Якоря карьеры» Э. Шейн. Личностный потенциал мы понимаем вслед за Д.А. Леонтьевым как системный личностный конструкт, включающий в себя устойчивость и гибкость, способность противостоять нежелательным изменениям и одновременно успешно реализовывать поставленные цели, владея процессами самоорганизации и саморазвития. Указанные выше методики уже зарекомендовали себя в оценке личностного потенциала инноваторов, по ним были вычислены нормативные показатели для выборок инновационно активной и научной молодежи [1], на которые мы и будем опираться при анализе результатов. Психологическая диагностика, проведенная в Лицее инноватора, показала, что по большинству параметров личностного потенциала показатели участников близки к нормативным (см. таблицу). Респонденты обладают достаточными ресурсами по противостоянию сложным ситуациям и способны видеть в жизненных трудностях новые возможности. При этом молодые люди отличаются ярко выраженной личностной направленностью на инновационную и предпринимательскую сферы деятельности. У респондентов высоко развита ориентация на предпринимательство, они проявляют готовность к переменам и осуществлению инноваций, способны действовать в изменяющихся условиях, стремятся к самореализации в сфере инновационной деятельности. Средние значения показателей личностного потенциала респондентов в сравнении с нормативными значениями Шкала / методика Лицей Норма Жизнестойкость 129,7 127,6 Планомерность 19,66 21,4 Целеустремленность 36,3 38,3 Настойчивость 23,7 26,5 Фиксация 20,8 21,2 Самоорганизация 10,1 11,1 Якоря карьеры: Служение 5,23 5,59 Якоря карьеры: Вызов 4,8 4,41 Якоря карьеры: Предпринимательство 5,3 3,21 Якоря карьеры: Свобода для 5,3 5,18 Якоря карьеры: Свобода от 4,6 4,98 Индекс инновационности 5,12 4,65 Однако, как показывают данные психодиагностики и подтверждают наши наблюдения и деятельностная диагностика, участники испытывают некоторые проблемы с самоорганизацией и имеют серьезные сложности при решении задач, выходящих за рамки привычных для них стереотипов, они склонны прибегать к использованию шаблонных схем. Были также отмечены некоторые проблемы в сфере развития коммуникативных навыков участников. В частности, молодые люди испытывают сложности в переговорных процессах, командной работе и самопрезентации, столь необходимой для успешного прохождения инновационных конкурсов. Частично такая ситуация может быть объяснена повышенной интеллектуальной активностью участников и тем, что их идеи и проекты являются результатом длительной интеллектуальной работы, а это в «больших количествах» может провоцировать шаблонность мышления, чрезмерную интеллектуализацию процессов жизнедеятельности, затруднять коммуникации. Результаты корреляционного анализа выявили прямую взаимосвязь целеустремленности с ориентацией на служение (р < 0,005) и ориентацией на свободу «для» (р < 0,05). Жизнестойкость коррелирует с настойчивостью (р < 0,05), ориентацией на предпринимательство (р < 0,05) и индексом инновационности (р < 0,05). Таким образом, при развитой витальности у молодых людей проявляется способность противостоять неблагоприятным жизненным обстоятельствам за счет умения видеть возможности в жизненных изменениях и посредством волевых усилий организовывать себя на пути преодоления препятствий. Именно такие жизнестойкие молодые люди склонны в большей степени ориентироваться на ценности инновационности и предпринимательства при построении своей карьеры, тогда как высокий уровень самоорганизации у молодых людей, в частности способности к постановке задач и неуклонному, целенаправленному их решению, приводит к тому, что в своей деятельности они будут ориентироваться в первую очередь на социально ответственную деятельность и помощь другим, возможно, даже в противовес стереотипам бизнеса и традициям конкурентной борьбы. Эти выводы подкрепляются данными наших наблюдений и глубинных интервью. Результаты корреляционного анализа также выявили, что высокая ориентация молодых людей на настоящее напрямую связана с преобладанием выраженности ориентации на «свободу для» в противовес «свободе от». Данный факт может быть объяснен контекстом ситуации. Диагностика являлась элементом психолого-образовательного сопровождения обучающей программы Лицея инноваторов - образовательного мероприятия для финалистов и полуфиналистов конкурса «БИТ Сибирь 2011». Задачей Лицея было обучение молодых инноваторов и «шлифовка» с экспертами и преподавателями проектов и презентаций - их путевок в инновационное предпринимательство. Поэтому ориентация на свободу, не «анархизированную» и противостоящую окружающему, а скорее на «экзистенциально ориентированную» и необходимую для реализации собственных целей, поддерживалась и укреплялась, а в какой-то мере и определялась ориентацией на настоящее, повышенным вниманием к тому, что происходит здесь-и-сейчас. Нами было также проведено качественное исследование оснований инновационно-предпринимательской активности молодежи, ее самоидентичности в контексте транстемпорального опыта, на материале автобиографических глубинных интервью с участниками Лицея. Для интерпретации полученных данных применялся метод экзистенциального анализа с элементами транстемпорального анализа [3]. Полученные данные показывают, что у всех респондентов (в большинстве своем не имеющих опыта предпринимательской деятельности) очень высоки ценностно-смысловая значимость данной сферы и возможности самореализации в ней, причем у многих эта значимость развивалась параллельно с обучением в Лицее инноватора. Фактически результаты позволяют говорить о смещении в процессе обучения модусов бытия и опыта самоидентичности у наиболее молодых респондентов. Так, изначально чувствуя себя случайными людьми, не вовлеченными ни в предпринимательство, ни в инновации, к концу образовательной программы они оценивали свое будущее как напрямую связанное с данной сферой жизнедеятельности, а себя самих - как естественную ее часть. У более зрелых и уже имеющих опыт как инновационной, так и предпринимательской деятельности участников в процессе обучения в Лицее актуализировались переживания экзистенциальной ответственности: в диапазоне от ответственности перед собой и своей семьей, до ответственности перед обществом, Землей. Примечательно, что именно таким и было у данной группы респондентов это «изменение переживания»: исходно определяя зону своей ответственности узким ближним кругом, в ходе обучения в Лицее они постепенно расширяли ее, часто через глубокие личностные переживания и посредством консультаций с психологами. У респондентов, имеющих опыт инновационной и предпринимательской деятельности, субъективная картина жизненного пути в оценке прошлого изобилует указаниями на пережитые ситуации экзистенциального выбора. В интервью встречаются указания на постоянный выбор, сконцентрированный в опытах переживания ответственности и одиночества; на кардинальную смену жизненного пути как изменение смыслов и самоидентичности («я был раньше совсем другим человеком»). У не имеющих опыта инновационной и предпринимательской деятельности описание прошлого насыщено описаниями случайностей, везения и других неподконтрольных им ситуаций. Достаточно разнится у респондентов и переживание будущего. Особенно динамичным и изменчивым его восприятие было у тех, кто активно работал с психологами и вовлекался в программу психолого-образовательного сопровождения. Так, если респонденты, не активные в работе с психологами, оценивали свое будущее как «устойчиво позитивное» и редко апеллировали к смыслам своей деятельности, то прошедшие все элементы психолого-образовательного сопровождения показали высокую положительную динамику в переживании смысловых и экзистенциальных оснований собственной деятельности и построении будущего. Некоторые из них активно работали над смыслами своей актуальной деятельности и экзистенциальной наполненностью переживания настоящего, другие переоценивали партнерские отношения и определялись в границах доверия - недоверия к миру и другим людям, третьи кардинально переосмысляли собственный опыт самоидентичности, четвертые через опыт профессионального и личностного самоопределения формулировали свои жизненные стратегии. Таким образом, результаты исследования позволяют, не претендуя на общность данных характеристик для всех молодых инноваторов, подчеркнуть необходимость учета глубинных экзистенциальных оснований и параметров личностного потенциала молодежи при реализации образовательных и конкурсных программ для молодых инноваторов. Диагностический потенциал программы психолого-образова-тельного сопровождения может не только облегчить процессы инновационного и бизнес-обучения в данных условиях, но и существенно повысить их эффективность и качество.

Ключевые слова

личностный потенциал, ценностно-смысловые основания, молодежь, инноваторы, психолого-образовательное сопровождение, personal potential, the valuable and semantic bases, the youth, the innovators, psychological and educational support

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Сметанова Юлия ВалерьевнаНациональный исследовательский Томский государственный университет старший преподаватель кафедры психологии личностиsmetanova@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Богомаз С.А. Измерение параметров личностного потенциала и мотивационной готовности к деятельности: опросниковые методы. Томск, 2010. 32 с.
Краснорядцева О.М. Психолого-образовательное сопровождение процесса вхождения молодежи в инновационную деятельность // Психология и современное российское образование: материалы IV Всерос. съезда психологов образования. М., 2008.
Лукьянов О.В. Фактор времени в системе психологических интерпретаций // Пси хология: Журнал высшей школы экономики. 2010. № 2. С. 46-63.
 ЛИЧНОСТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ И ЦЕННОСТНОСМЫСЛОВЫЕ ОСНОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОЛОДЕЖИ | Сибирский психологический журнал. 2011. № 41.

ЛИЧНОСТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ И ЦЕННОСТНОСМЫСЛОВЫЕ ОСНОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОЛОДЕЖИ | Сибирский психологический журнал. 2011. № 41.