СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СТАТУСА МОЛОДЫХ ПОЖАРНЫХ И КУРСАНТОВ ПОЖАРНО-СПАСАТЕЛЬНОГО КОЛЛЕДЖА | Сибирский психологический журнал. 2011. № 42.

СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СТАТУСА МОЛОДЫХ ПОЖАРНЫХ И КУРСАНТОВ ПОЖАРНО-СПАСАТЕЛЬНОГО КОЛЛЕДЖА

Проведено психологическое обследование специалистов Государственной противопожарной службы МЧС России Санкт-Петербурга и курсантов пожарно-спасательного колледжа «Санкт-Петербургский центр подготовки спасателей» с целью изучения психологического статуса и выявления критериев прогнозирования саморегуляции жизнедеятельности и профессионального долголетия в экстремальной профессии. В ходе исследования выявлено, что курсанты имеют большую вероятность формирования тревоги и депрессии, у них ниже показатели нервно-психической устойчивости и в меньшей степени, чем пожарные, их сверстники испытывают доверие к окружающему миру, менее уверены в себе, еще недостаточно вовлечены в профессиональный мир.

COMPARATIVE STUDY OF PSYCHOLOGICAL STATUS IN YOUNG FIRE-FIGHTERS AND STUDENTS OF THE FIRE AND RESCUE COLLEGE NRCERM, EME.pdf Экстремальная профессия требует от человека исключительно быстрой перестройки психической деятельности на фоне возникающего эмоционального напряжения, предъявляет высокие требования к эмоционально-волевым качествам личности и основным нервным процессам, приводит к профессионально ускоренным заболеваниям, снижая профессиональную эффективность и надежность экстремальной деятельности. Для обоснования профилактических мероприятий, которые позволят оптимизировать адаптационные резервы человека при стрессе, избежать снижения работоспособности и возникновения соматических и психических заболеваний, мы в своем исследовании посчитали целесообразным рассмотреть жизнестойкость юношей, проходящих профессиональное обучение в пожарно-спасательном колледже, и молодых пожарных, уже занятых в этой профессии. Понятие жизнестойкости, введенное Сьюзен Кобейса и Сальваторе Мадди (Kobasa, 1979; Maddi, Kobasa, 1984), находится на стыке теоретических воззрений экзистенциональной психологии и прикладной области психологии стресса и совладания с ним. Прикладной аспект жизнестойкости обусловлен той ролью, которую эта личностная переменная играет в успешном противостоянии стрессовым ситуациям, прежде всего в профессиональной деятельности. По данным исследователей [1, 2, 5, 6], жизнестойкость оказывается ключевой личностной переменной, опосредующей влияние стрессогенных факторов (в том числе хронических) на соматическое и душевное здоровье, а также на успешность деятельности. Жизнестойкость представляет собой систему убеждений о себе, о мире, об отношениях с миром. Это диспозиция, включающая три сравнительно автономных компонента: вовлеченность, контроль, принятие риска. Выраженность этих компонентов и жизнестойкости в целом препятствует возникновению внутреннего напряжения в стрессовых ситуациях за счет стойкого совладания со стрессами и восприятия их как не очень значимых. Вовлеченность определяется как убежденность в том, что участие в происходящем даст максимальный шанс найти нечто стоящее и интересное для личности [6]. Человек с развитым компонентом вовлеченности получает удовольствие от собственной деятельности. Отсутствие подобной убежденности порождает чувство отвергнутости, ощущение себя «вне» жизни. Если человек чувствует уверенность в себе и в том, что мир великодушен, ему присуща вовлеченность [7]. Контроль представляет собой убежденность в том, что борьба позволяет повлиять на результат происходящего, пусть даже это влияние не абсолютно и успех не гарантирован. Противоположность этому -ощущение собственной беспомощности. Человек с сильно развитым компонентом контроля ощущает, что сам выбирает собственную деятельность, свой путь. Принятие риска - убежденность человека в том, что все, что с ним случается, способствует его развитию за счет знаний, извлекаемых из опыта, - неважно, позитивного или негативного. Человек, рассматривающий жизнь как способ приобретения опыта, готов действовать в отсутствие надежных гарантий успеха, на свой страх и риск, считая стремление к простому комфорту и безопасности, обедняющим жизнь личности. В основе принятия риска лежит идея развития через активное усвоение знаний из опыта и последующее их использование. Для иллюстрации сказанного можно привести результаты исследования С. Мадди, обнаружившего четкую обратную зависимость между выраженностью компонентов жизнестойкости и вероятностью заболевания в течение года после возникновения стрессовой ситуации у менеджеров крупной телекоммуникационной компании. При низкой выраженности всех трех компонентов жизнестойкости вероятность заболевания равна 92,5%, при высоком уровне одного из компонентов -71,8%, при высоком уровне двух компонентов - 57,7% и при высоком уровне всех трех компонентов - 7,7% [6, 7]. Эти цифры говорят не только о значимости компонентов жизнестойкости в развитии стрессогенных расстройств, но и о системном, синергическом характере их взаимодействия между собой, при котором суммарный эффект превышает сумму эффектов каждого компонента в отдельности. Для определения саморегуляции лиц стрессоопасных профессий в профессиональной среде целесообразно использовать показатель нервно-психической устойчивости (НПУ), который отражает интегральную величину единства энергетических, динамических и содержательно-смысловых аспектов человека. Такие структурные элементы, как самооценка человека, уровень его эмоциональной устойчивости, наличие социального одобрения (поддержки) со стороны окружающих людей, хоть и не являются первоосновой регуляции поведения, но наглядно демонстрируют соотношение потребностей, мотивов, эмоций, самосознания, «я-концепции», которая, в свою очередь, обеспечивает устойчивость процесса регуляции поведения человека. С целью прогноза нарушений адаптации в профессии лиц разных профессий, в том числе и пожарных, доказана эффективность исследования синдрома эмоционального выгорания (СЭВ). Термин «эмоциональное выгорание» предложен американским психиатром H.G. Freudenberg (1974) для описания синдрома разочарования, истощения и отказа от работы у сотрудников служб психического здоровья. Под этим синдромом понимается выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на определенные психотравмирующие воздействия (Бойко В.В., 1996). Эмоциональное выгорание -это процесс, развивающийся во времени, который начинается с чрезмерного и продолжительного стресса на работе и вызывает чувство напряженности, раздражительности и утомления. В ранее проведенных нами исследованиях установлено, что трудовой стаж более пяти лет наряду с личностными особенностями формирует СЭВ у 7,3% пожарных. Феноменология СЭВ обусловливается механизмом психологической защиты в форме неадекватного избирательного эмоционального реагирования в ответ на хронические психотравмирующие воздействия (симптом Р1 «неадекватное избирательное эмоциональное реагирование» СЭВ сформировался у 36,1% обследованных пожарных) [8]. Обследование сотрудников территориальной противопожарной службы показало, что 26% из них представляют группу риска развития нарушений адаптации, а 6,5% испытывают состояния, которые могут стать причиной неадекватного поведения и снизить эффективность профессиональной деятельности [4]. Материалы и методы исследования Исследование выполнено в научно-исследовательском отделе «Медицинский регистр МЧС России» Всероссийского центра экстренной и радиационной медицины им. А.М. Никифорова МЧС России. Обследовано 47 респондентов, в том числе 19 специалистов ГПС МЧС России трех пожарных частей Санкт-Петербурга и 28 курсантов пожарно-спасательного колледжа МЧС России. Все пожарные и курсанты - мужчины, проживающие в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Возраст обследуемых колебался от 17 до 25 лет и составил в среднем 20,3±0,4 года, стаж работы по специальности варьировал от 0 до 8 лет, средний стаж работы - 3,0±0,5 года. Под понятием «деятельность курсантов» подразумевается учебная деятельность, наполненная частыми практическими занятиями в пожарных отрядах по месту их дислокации. Методологической основой исследования явилась системная концепция психики человека [3], в рамках которой деятельностный подход позволяет прогнозировать формирование стресса, нарушение работоспособности и возникновение соматических и психических заболеваний. В исследовании использован тест жизнестойкости Д. А. Леонтьева и Е.И. Рассказовой [6], при создании которого авторами были отобраны 6 шкал из разных опросников (тест отчуждения С. Мадди, Калифорнийский тест оценки целей в жизни М. Хана, тесты личностных особенностей Д. Джексона и локуса контроля Дж. Роттера), содержательно соответствующих компонентам вовлеченности, контроля и принятия риска. В ходе апробации предпочтение отдано наиболее валидным и надежным пунктам, позволяющим исследовать жизнестойкость человека как личностную переменную, характеризующую меру способности личности выдерживать стрессовую ситуацию, сохраняя внутреннюю сбалансированность и не снижая успешность деятельности. Особенности формирования синдрома эмоционального выгорания (СЭВ) изучали с помощью методики В.В. Бойко (1996), основанной на учении о стрессе H. Selye (1974). Она дает подробную картину СЭВ, характеризуя три последовательные фазы: тревожного напряжения, резистенции (или сопротивления) и истощения. Для каждой фазы свойственно наличие определенных симптомов. Показатели нервно-психической устойчивости (НПУ) определялись с помощью теста «Прогноз», разработанного в психологической лаборатории ФГВОУ ВПО «Военно-медицинская академия им. С.М. Кирова» МО РФ [3]. Обработку и анализ полученных данных проводили методами параметрической и непараметрической статистики с помощью программы Statistica 6.0 for Windows. Результаты исследования и их анализ В результате проведенного исследования установлено, что из 20 психологических параметров, содержащихся в трех отобранных тестах, статистически значимые различия между курсантами пожарно-спасательного колледжа и молодыми пожарными (пожарными той же возрастной группы) получены только по трем признакам (15%). То обстоятельство, что 85% психологических параметров у курсантов и успешно работающих молодых пожарных имеют близкие значения, свидетельствует о достаточно высоком качестве психологического отбора при поступлении в колледж. Исключение составили: НПУ, симптом Н4 (тревога и депрессия) общего СЭВ и шкала В (вовлеченность) теста «Жизнестойкость». Показатель НПУ у пожарных (8,2±0,26 балла) оказался выше такового у курсантов (5,8±0,42 балла) в 1,4 раза (р

Ключевые слова

пожарные, курсанты, саморегуляция, жизнестойкость, синдром эмоционального выгорания, нервно-психическая устойчивость, fire-fighters, students, self-regulation, viability, emotional burning-out syndrome, neuropsychic hardiness

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Шевченко Т.И.
Астафьев Олег МихайловичНИО «Медицинский регистр МЧС России» ФГУЗ «Всероссийский центр экстренной и радиационной медицины им. А.М. Никифорова» МЧС Россиикандидат медицинских наук, доцент, главный научный сотрудник, заведующий НИО «Медицинский регистр МЧС России» ФГУЗ «Всероссийский центр экстренной и радиационной медицины им. А.М. Никифорова» МЧС России (Санкт-Петербург).Vektor-V@yandex.ru
Макарова Наталья ВасильевнаНИО «Медицинский регистр МЧС России» ФГУЗ «Всероссийский центр экстренной и радиационной медицины им. А.М. Никифорова» МЧС Россиикандидат физико-математических наук, доцент, ведущий научный сотрудник, заведующий отделением статистического анализа и прогнозирования НИО «Медицинский регистр МЧС России» ФГУЗ «Всероссийский центр экстренной и радиационной медицины им. А.М. Никифорова» МЧС России (Санкт-Петербург).
Всего: 3

Ссылки

Абабков В.А., Пере М. Адаптация к стрессу. М.: Речь, 2004.
Александрова Л.А. К концепции жизнестойкости в психологии / под ред. М.М. Гор батовой, А.В. Серого, М.С. Яницкого // Сибирская психология сегодня: Сб. науч. тр. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004. Вып. 2. С. 82-90.
Булка А.П. Система организации психофизиологических мероприятий в вооружен ных силах Российской Федерации: дис. ... д-ра мед. наук: 19.00.02, 14.02.03 / А.П. Булка; ФГВО ВПО ВМА им. С.М. Кирова МО РФ. СПб., 2011.
Леви М.В. Методы выявления риска стрессовых расстройств у пожарных: автореф. дис. ... канд. психол. наук : 19.00.03 / М.В. Леви; Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. М., 2000. 30 с.
Леонтьев Д.А. Самореализация и сущностные силы человека // Психология с чело веческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / под ред. Д.А. Леонтьева. М., 1999.
Леонтьев Д.А., Рассказова Е.И. Тест жизнестойкости. М.: Смысл, 2006. 63 с.
Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы / под общ. ред. Г.А. Балла, А.Н. Киричука, Д.А. Леонтьева; пер. с англ. Г. А. Балла, А.П. Погребской. М.: Смысл, 1999. 425 с.
Шевченко Т. И. Особенности эмоциональных состояний сотрудников государственной противопожарной службы МЧС России: дис. ... канд. психол. наук: 05.26.02, 24.05.07 / Т.И. Шевченко; ФГУЗ ВЦЭРМ им. А.М. Никифорова. СПб., 2007.
 СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СТАТУСА МОЛОДЫХ ПОЖАРНЫХ И КУРСАНТОВ ПОЖАРНО-СПАСАТЕЛЬНОГО КОЛЛЕДЖА | Сибирский психологический журнал. 2011. № 42.

СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СТАТУСА МОЛОДЫХ ПОЖАРНЫХ И КУРСАНТОВ ПОЖАРНО-СПАСАТЕЛЬНОГО КОЛЛЕДЖА | Сибирский психологический журнал. 2011. № 42.