ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ДРУГОГО ЧЕЛОВЕКА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО ОДАРЕННЫМИ ПОДРОСТКАМИ | Сибирский психологический журнал. 2012. № 43.

ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ДРУГОГО ЧЕЛОВЕКА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО ОДАРЕННЫМИ ПОДРОСТКАМИ

Анализируется специфика восприятия людей интеллектуально одаренной личностью в подростковом возрасте. Автором рассматривается восприятие других людей в контексте самоотношения субъекта. Констатируются различия восприятия людей одаренными подростками и подростками со средним уровнем интеллекта.

FEATURES OF PERCEPTION OF OTHER PERSON INTELLECTUALLY GIFTED TEENAGERS.pdf Проблемы интеллектуальной одаренности, психологических особенностей одаренных, их отличий от других людей, а также способов и условий организации образовательного пространства для одаренных учащихся обсуждаются в настоящее время в психологии достаточно часто. Одаренные подростки обладают высоким интеллектуальным потенциалом, особым складом мышления, креативностью, высокими достижениями в учебной или специальной деятельности. В то же время их характеризует неравномерность развития различных сфер личности, узким кругом социальных контактов, эмоциональной незрелостью. В подростковом возрасте происходит перестройка самосознания личности, на основе соотнесения себя с другим человеком подросток начинает стоить собственное представление о себе, формируются собственные критерии самооценки. Однако одаренные подростки отстают зачастую в эмоциональном развитии и оказываются некомпетентными в сфере социальных отношений в первую очередь со сверстниками, они пытаются компенсировать это отставание преимуществами в интеллектуальной сфере [4]. Среди факторов успешного общения выделим особенности восприятия другого человека. Восприятие другого человека представляет собой восприятие физических и поведенческих характеристик объекта, формирование представления о его намерениях, мыслях, способностях, эмоциях, установках и т.д. По мнению А.А. Бодалева [1], В.А. Барабанщикова [2], восприятие другого человека - это взаимопроникновение партнеров по общению друг в друга, которое охватывает индивидуально-психологические, эмоциональные, этнические, гендерные и другие характеристики. На основе этой информации коммуниканты строят свое поведение относительно партнера по общению. Познание и взаимодействие с другими людьми строятся на основе характера развития самоотношения личности одаренных учащих 43 № 43 Сибирский психологический журнал 2012 г. ся. В процессе восприятия другого человека всегда присутствует сознание, которое оказывает влияние на формирование того или иного отношения к нему. По мнению В.В. Столина [3], самоотношение личности и восприятие другого человека взаимосвязаны и имеют общую точку соприкосновения. В самоотношении проявляется его эмоционально-оценочное отношение к другим людям. Восприятие другого происходит через призму отношения к себе. Недостаточный объем научно обоснованных, эмпирических данных о специфике развития самоотношения одаренной личности, специфике восприятия ею других людей, с одной стороны, и потребность практиков в научно обоснованных рекомендациях по работе с одаренными детьми - с другой, и определило цель нашего исследования. Нами был использован комплекс методик: авторская методика «Восприятие другого» [5]; тест-опросник самоотношения В.В. Столина и Р.С. Пантелеева; «Культурно-свободный тест интеллекта» Р. Кеттелла. Исследование проводилось на базе Лицея-интерната № 1 г. Иркутска, специализирующегося на обучении одаренных учащихся. Выборку составили 50 подростков в возрасте 14-17 лет. Группа испытуемых была разделена на одаренных подростков (50%) и подростков со средним уровнем интеллекта (50%). Идентификация одаренных испытуемых проводилась на основе результатов диагностики уровня интеллекта, анализа реальных достижений и наблюдения. В группу одаренных вошли испытуемые с уровнем интеллекта от 120 и выше, имеющие высокие достижения в учебе, а группу испытуемых со средним уровнем интеллекта составили подростки с IQ 90-110, имеющие средние достижения в учебе. Остановимся на интерпретации основных результатов исследования. На первом этапе мы изучали особенности восприятия другого человека и самоотношения личности респондентов. Исследования показали, что незнакомый человек вызывает у одаренных подростков недоверие, безразличен для них, превосходит их по каким-либо параметрам, в то же время имеет больше достоинств и может быть приятен для окружающих людей. Результаты исследования самоотношения свидетельствуют о том, что для большинства одаренных подростков характерно общее недифференцированное позитивное принятие себя, уважение и интерес к собственной личности, своим действиям и мыслям; высокая степень уверенности в собственных силах и способностях. Подростки со средним уровнем интеллекта чаще одаренных видят в другом человеке больше достоинств. Вместе с тем они воспринимают другого человека неоднозначно, наряду с доверием проявляют недоверие к нему. Подростки данной группы, воспринимающие другого человека с симпатией, считают, что он может превосходить их по другим параметрам и быть приятным для других людей. Испытуемые со средним уровнем интеллекта проявляют высокое принятие, пони- 44 Особенности восприятия другого человека мание, уважение к собственной личности, интерес к своему внутреннему миру, своей личности, действиям и мыслям, уверенность в своих силах и способностях управлять событиями собственной жизни. Далее исследование предполагало выявление взаимосвязи восприятия другого человека с самоотношением личности в группе одаренных испытуемых и испытуемых со средним уровнем интеллекта. Соотнесение параметров восприятия другого человека и самоотноше-ния с помощью коэффициента ранговой корреляции Спирмена показало, что между исследуемыми параметрами существует достоверная связь. В группе одаренных связь между параметрами восприятия и самоотношения имеет сложный характер (рис. 1). Многие параметры восприятия у одаренных испытуемых связаны более чем с одним параметром самоотношения. Можно сказать, что одаренные подростки имеют многоаспектную сложную структуру взаимосвязей с восприятием другого человека, при этом особое значение для положительного восприятия имеет личность испытуемых, их самоотношение. Имея высокий уровень по интегральной шкале, одаренные подростки при восприятии доверяют другому человеку (г = -0,54; р = 0,007) и в сравнении с собой считают его физически сильнее (г = -0,47; р = = 0,021). Низкие показатели шкал «Самоуважение» (г = -0,48; р = 0,018), «Аутосимпатия» (г = -0,48; р = 0,018), «Ожидание положительного отношения других» (г = -0,48; р = 0,018) и «Самопонимание» (г = -0,43; р = 0,036) соотносятся с восприятием одаренными подростками в другом человеке преимущественно недостатков. Высокие значения по шкале «Самоинтерес» в группе одаренных подростков опосредуют безразличное отношение к другим (г = 0,57; р = 0,004), которые в то же время обладают достоинствами (г = 0,44; р = 0,034), превосходят испытуемых по каким-либо другим параметрам (г = 0,51; р = 0,011) и могут быть приятными для окружающих людей (г = -0,41; р = 0,05). Высокий уровень самопонимания также связан с восприятием одаренными подростками в другом человеке большего числа достоинств (г = 0,52; р = 0,011) и представлении о нем как о приятном для других людей (г = 0,47; р = 0,023). Низкий уровень шкалы «Ожидаемое отношение других» опосредует восприятие другого человека физически более привлекательным, чем испытуемые (г = -0,44; р = 0,033). Высокий уровень по шкале «Самопоследовательность» способствует восприятию другого человека как симпатичного (г = 0,50; р = 0,013), приятного для окружающих (г = 0,42; р = 0,042), превосходящего испытуемых по другим параметрам (г = 0,43; р = 0,039). Восприятие другого человека как несимпатичного (г = 0,41; р = 0,048) и превосходящего одаренных подростков по физической привлекательности (г = 0,44; р = 0,032) соотносится с высоким уровнем по шкале «Самообвинение». Низкий уровень интереса одаренных подростков к себе (г = -0,41; р = 0,046) опосредует восприятие другого человека неприятным для 45 № 43 Сибирский психологический журнал 2012 г. окружающих. Чем чаще одаренные подростки проявляют интерес, принятие себя и своей личности, тем чаще незнакомого человека они воспринимают позитивно, видят в нем положительные стороны. Восприятие другого одаренными Самоотношение Вызывает доверие S - интегральная шкала Превосходит по физическим возможностям I - шкала самоуважения Больше II - шкала недостатков 7* /1 / 1 1 1 1 аутосимпатии N ^ Безразличен III - шкала ожидания положительного Больше IV - шкала достоинств самоинтереса Превосходит по другим параметрам 7 - шкала самопонимания Неприятен для окружающих 6 - шкала самоинтереса Нравится 4 - шкала саморуководства Приятен для окружающих ^ * 2 - шкала ожидаемого отношения других Превосходит по физиче- 4* 5 - шкала самообвинения Не нравится Восприятие другого среднеинтеллектуалами Вызывает Нравится Приятен для окружающих Рис. 1. Статистически значимые связи восприятия другого человека с самоотношением личности в группе одаренных и среднеинтеллектуальных подростков: --положительная связь (р < 0,05),-----отрицательная связь (р < 0,05), --положительная связь (р < 0,001),----отрицательная связь (р < 0,001) В отличие от одаренных подростков их сверстники со средним уровнем интеллекта имеют достаточно малое количество связей между изучаемыми параметрами (см. рис. 1). Высокий уровень самообвинения у подростков со средним уровнем интеллекта опосредует восприятие другого человека симпатичным как для испытуемых (г = 0,47; р = 0,018), так и для окружающих людей (г = 0,58; р = 0,003). Недоверие к другому человеку у подростков этой группы возрастает с повы- 46 Особенности восприятия другого человека шением показателей шкал «Глобальное самоотношение» (г = 0,45; р = 0,026) и «Ожидание положительного отношения других» (г = 0,44; р = 0,027). Чем чаще они относятся к себе негативно, тем чаще другой человек воспринимается ими с положительной стороны. Статистический анализ показал существование значимых корреляционных связей параметров восприятия другого человека с показателями самоотношения как у одаренных подростков, так и у подростков со средним уровнем интеллекта. При этом одаренные подростки обнаруживают более богатый спектр опосредования восприятия другого через самоотношение в отличие от сверстников со средним уровнем интеллекта, которые имеют единичные связи между отношением к себе и восприятием другого человека. Выявленная структура взаимосвязи параметров восприятия человека и параметров самоотношения у одаренных подростков свидетельствует о более сложном характере опосредования восприятия человека через самоотношение личности.

Ключевые слова

интеллектуальная одаренность, восприятие другого человека, самоотношение, intellectual endowments, perception of another person, the self-attitude

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Шишкина И. А.
Всего: 1

Ссылки

Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М. : Изд-во Моск. ун та, 1982. 200 с.
Барабанщиков В.А. Психология восприятия: организация и развитие перцептивно го процесса. М. : Когито-Центр ; Высшая школа психологии, 2006. 240 с.
Столин В.В. Самосознание личности. М. : Изд-во Моск. ун-та, 1983. 284 с.
Холодная М.А. Психологические механизмы интеллектуальной одаренности // Вопр. психол. 1993. № 1. С. 32-39.
Шишкина И.А. Особенности самоотношения и восприятия других людей подрост ками с разным уровнем интеллекта // Психологические исследования интеллекта и творчества : матер. науч. конф., посвящ. памяти Я.А. Пономарева и В.Н. Дружинина. М. : Ин-т психол. РАН., 2010. С. 269-271.
 ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ДРУГОГО ЧЕЛОВЕКА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО ОДАРЕННЫМИ ПОДРОСТКАМИ | Сибирский психологический журнал. 2012. № 43.

ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ДРУГОГО ЧЕЛОВЕКА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО ОДАРЕННЫМИ ПОДРОСТКАМИ | Сибирский психологический журнал. 2012. № 43.