ОСОБЕННОСТИ СЕКСУАЛЬНОЙ СФЕРЫ СТУДЕНТОК ВУЗА | Сибирский психологический журнал. 2012. № 43.

ОСОБЕННОСТИ СЕКСУАЛЬНОЙ СФЕРЫ СТУДЕНТОК ВУЗА

Анализируются особенности сексуальности студенток вуза 17-18 и 21-22 лет в зависимости от профиля обучения и личностных характеристик. Показано, что девушки старшего возраста характеризуются более сформированной сексуальностью, эмоционально положительными самоописаниями как представителя своего пола. Студентки, получающие гуманитарное образование, характеризуются более выраженной способностью к установлению отношений привязанности, интимности при соблюдении личных границ партнеров по общению. Высокую значимость в развитии женской сексуальности имеют эмоциональная устойчивость, экспрессивность, искренность, активность и готовность к риску. Выявленная структурная модель сексуальности студенток вуза в большей степени имеет маскулинную ориентацию.

FEATURES OF SEXUALITY AT STUDENTS OF HIGH SCHOOL DEPENDING ON AGE, THE PROFILE OF TRAINING AND PERSONAL CHARACTERISTICS.pdf Аннотация. Анализируются особенности сексуальности студенток вуза 17-18 и 21-22 лет в зависимости от профиля обучения и личностных характеристик. Показано, что девушки старшего возраста характеризуются более сформированной сексуальностью, эмоционально положительными самоописаниями как представителя своего пола. Студентки, получающие гуманитарное образование, характеризуются более выраженной способностью к установлению отношений привязанности, интимности при соблюдении личных границ партнеров по общению. Высокую значимость в развитии женской сексуальности имеют эмоциональная устойчивость, экспрессивность, искренность, активность и готовность к риску. Выявленная структурная модель сексуальности студенток вуза в большей степени имеет маскулинную ориентацию. Ключевые слова: сексуальность; гендерная идентичность; психологический пол; профиль обучения; личностные особенности. В современном мире происходят серьезные социально-экономические изменения, которые оказывают существенное влияние на личность. Эти процессы приводят к трансформации семейных ценностей, традиционных стереотипов репродуктивного поведения, изменению паттернов семейных отношений, в результате чего увеличивается количество заболеваний, передающихся половым путем, отмечается рост сексуальных нарушений, распущенности, стремление к незарегистрированному сожительству [4-6, 9, 11]. В представлении молодежи современная российская женщина не воспринимается носительницей феминных традиций, тогда как основой психического благополучия любой женщины является женственность [8, 14]. Новая психосоциальная модель несет в себе искаженный образ женщины, вынужденной в силу чрезмерных требований, предъявляемых к ней обществом, демонстрировать в семье и социуме маскулинные модели поведения с целью адаптации к сложным средовым условиям [14, 25-27]. Отсутствие социальных институтов, призванных сопровождать женщину в процессе становления ее сексуальности как основы психологического здоровья, затрудняет процесс развития гармоничной личности и ее профессиональной и личностной самореализации [8, 13]. Развитие сексуальности продолжается на протяжении жизни, проходит ряд стадий и зависит от того, насколько успешно были выполнены задачи, которые стояли перед личностью на предшествующей стадии развития [10, 16, 18, 24]. Особенно актуальны вопросы становления сексуальности в период юности, поскольку данный возрастной этап характеризуется фор 59 № 43 Сибирский психологический журнал 2012 г. мированием гендерной, сексуальной и других видов идентичности личности, половой поляризацией в формах поведения, переосмыслением отношения к семье и семейной жизни [2, 10, 12-14, 24]. У современной молодежи недостаточно сформированы специальные компетенции семейного функционирования: построение супружеских отношений на основе духовно-нравственных ценностей, формирование родительской позиции, продуктивного поведения в ситуации конфликта, гармонизация интимных отношений, традиционная организация семейного быта [3]. Их несформированность наиболее остро проявляется у девушек [15, 19, 21]. Учитывая, что в педагогических вузах и школах обучаются и работают преимущественно женщины, психосексуальное здоровье которых является профессионально важной составляющей личности, а более половины детей воспитывается в неполных семьях, транслирующих женские модели поведения, которые могут приводить к искажению гендерных ролей, функций, отношений в их будущих семьях, исследование психологической сущности женской сексуальности приобретает особое значение. В этой связи исследование особенностей сексуальности студенток вуза представляет актуальность для личности и общества. Организация и методы исследования. В эксперименте приняли участие 96 студенток в возрасте 17-18 лет (1-й курс) и 100 студенток 21-22 лет (5-й курс), получающих гуманитарное и естественнонаучное образование в Новосибирском государственном педагогическом университете. В качестве психодиагностических методик использовались: многофакторный личностный опросник Р. Кеттелла (форма С), адаптированный А.Н. Капустиной [22]; методика «Исследование маскулинности - феминности личности» С. Бем [25]; шкала реактивной и личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера, адаптированная Ю.Л. Ханиным [18]; методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона [18]; методика изучения гендерной идентичности (Л.Б. Шнейдер) [23]; тест «Кто Я?» (М. Кун, Т. Макпарт-ленд, модификация Т.В. Румянцевой) [20]; «Висбаденский опросник к методу позитивной психотерапии и семейной психотерапии» Н. Пезеш-киана и Х. Дайденбаха [22]; «Шкала базисных убеждений» Р. Янофф-Бульман в модификации М. А. Падун, А.В. Котельниковой [17]. Обработка результатов осуществлялась методами количественного анализа и математической статистики (корреляционный анализ Пирсона, U-критерий Манна - Уитни, φ-критерий Фишера, t-критерий Стьюдента). Результаты. В науке существует несколько подходов к изучению сексуальности: медико-биологический, социокультурный, культурно-исторический и психологический [5, 7]. Мы остановимся только на психологической сущности этого феномена. Сексуальность 60 Особенности сексуальной сферы студенток вуза рассматривается нами как психологическое образование, обладающее признаками высшей психической функции, характеризующееся иерархическим строением, прижизненным, социальным характером формирования, знаково-символическим опосредованием и произвольностью [5, 7]. На основе анализа литературы и собственных данных нами разработана структурная модель сексуальности, состоящая из следующих компонентов: семейные отношения, когнитивный, телесный, эмоциональный и экзистенциальный; определены три уровня их развития [1]. Это позволило изучить содержательные характеристики указанных компонентов у студенток в зависимости от возраста (табл. 1, 2). Выявлено, что студентки 17-18 лет в меньшей степени ориентированы на обращение к другим людям за помощью в проблемных ситуациях, отличаются менее сформированными убеждениями относительно доброжелательности и контролируемости окружающего мира, чаще отмечают субъективное ощущение одиночества. В этой группе чаще регистрируются нейтральные описания Я как представителя пола, чаще, чем у испытуемых более старшего возраста, диагностируется диффузная идентичность. В этой группе девушек выявлены более терпимые, позитивные отношения между родителями обследуемых, открытое, внимательное отношение к окружающему миру. Т а б л и ц а 1 Сравнение уровня развития структурных компонентов сексуальности у девушек 17-18 и 21-22 лет по U-критерию Манна - Уитни, % Компонент модели сексуальности Методика, шкалы измерения Группа 17-18 лет Группа 21-22 лет Значение U-крите рия Семейные отношения Висбаденский опросник «Контакты в проблемных ситуациях» 9,0 10,0 499,0* Висбаденский опросник «Ты» 9,2 8,2 542,0* Висбаденский опросник «Мы» 9,5 8,6 541,0* Когнитивный Шкала базовых убеждений «Доброжелательность окружающего мира» 31,0 36,0 368,0** Шкала базовых убеждений «Убеждение о контроле» 26,8 31,3 319,0** Телесный Висбаденский опросник «Сексуальность» 8,2 10,1 375,0** Висбаденский опросник «Тело - ощущения» 7,5 6,2 472,0** Экзистенци альный Уровень одиночества по тесту Д. Рассела и М. Фергюсона 24,7 19,3 468,0** Примечание. В данной и последующих таблицах представлены только результаты, имеющие достоверные отличия: * р

Ключевые слова

сексуальность, гендерная идентичность, психологический пол, профиль обучения, личностные особенности, sexuality, gender identity, a psychological gender, a training profile, personal features

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Айзман Нина ИгоревнаФГБОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет»nina.aizman@mail.ru
Зинченко Юрий ПетровичМосковский государственный университет им. М.В. Ломоносовадоктор психологических наук, профессор, член-корреспондент РАО, заведующий кафедрой методологии психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова (Москва)dek@psy.msu.ru
Всего: 2

Ссылки

Айзман Н.И. Структурно-функциональный анализ сексуальности // Сиб. педагогич. журн. 2009. № 9. С. 275-285.
Билич Г.Л. Справочник по сексологии. М. : Оникс, 2007. 624 с.
Демидова Т.П. Формирование компетенций семейной жизни у студентов в ходе профессионального становления // Социально-психологические проблемы семьи в современном обществе : сб. ст. междунар. науч.-практ. конф. / сост. О.В. Панфилова. Ишим : Изд-во ИГПИ им. П.П. Ершова, 2009. С. 111-115.
Дмитриева Н.В., Четвериков Д.В. Психология аддиктивного поведения. Новосибирск : НГПУ., 2002. 278 с.
Зинченко Ю.П. Знаково-символическое опосредствование сексуальной функции в норме и патологии : дис.. д-ра психол. наук. М. : РГБ., 2003 (Из фондов Российской государственной библиотеки).
Зинченко Ю.П. Клиническая психология сексуальности человека в контексте культурно-исторического подхода. М. : Проспект, 2003.
Зинченко Ю.П. Методологические аспекты изучения сексуальности // Вестник Моск. ун-та. Сер. Философия. 2003. № 1. С. 49-61.
Зинченко Ю.П., Тхостов А.Ш. Сексуальное «культурное тело» // Психология телесности. М. : Смысл, 2002. С. 91-100.
Зинченко Ю.П. Произвольная регуляция при функциональных сексуальных расстройствах (на модели психогенной импотенции) : автореф. дис.. канд. психол. наук. М. : МГУ., 1998. 25 с.
Зинченко Ю.П. К вопросу о понятии нормы в сексопатологии // Материалы Международной конференции молодых ученых «Ленинские горы». М. : МГУ., 1993. С. 107.
Зинченко Ю.П. Сексуальность человека в контексте культурно-исторического подхода : учеб. пособие / под ред. В.В. Николаевой. М. : Академический Проект, 2009. С. 177-197.
Келли Г.Ф. Основы современной сексологии. Сер. Учебник нового века. СПб. : Питер, 2000. 896 с.
Кон И.С. Сексология. М. : Академия, 2004. 384 с.
Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Homo Postmodemicus. Психологические и психические нарушения постмодернистского мира. Новосибирск : Изд-во НГПУ., 2009. 230 с.
Котенева В.И. Психическое состояние и эффективность деятельности. Психическая травматизация у студентов // Мир психологии. 1998. № 2. С. 50-57.
Лоуэн А. Любовь и оргазм // Психология и психоанализ сексуальности : учеб. пособие / сост. Д.Я. Райгородский. Самара : БАХРАХ-М., 2002. 688 с.
Падун М.А., Котельникова А.В. Шкала базисных убеждений Р. Янофф-Бульман в модификации М. А. Падун, А.В. Котельниковой // Психол. журн. 2008. Т. 29, № 4. С. 104-105.
Практическая психодиагностика. Методики и тесты : учеб. пособие / ред.-сост. Д.Я. Райгородский. Самара : БАХРАХ-М., 2004. 672 с.
Ребеко Т.А. Гендерная идентичность и репрезентация тела у женщин // Психол. журн. 2010. Т. 31, № 1. С. 15-31.
Румянцева Т.В. Психологическое консультирование: диагностика отношений в паре. СПб. : Речь, 2006. С. 82-103.
Шакирова Г.Ф. Межполовые различия проявления внутриличностного ролевого конфликта // Образование и саморазвитие. Казань : Центр инновационных технологий, 2009. № 1(11). С. 202-206.
Шапарь В.Б. Практическая психология. Инструментарий. Сер. Учебники для высшей школы. Ростов н/Д. : Феникс, 2004. 768 с.
Шнейдер Л.Б. Профессиональная идентичность: структура, генезис и условия становления : автореф. дис.. д-ра психол. наук. М., 2001. 32 с.
Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис : пер. с англ. М. : Прогресс, 1997. 340 с.
Bem S.L. The measurement of psychological androgyny // Journal of Consulting and Clinical Psychology. 1974. Vol. 42. P. 165-172.
Erlich H.S. Being and Doing in psychoanalysis and psychotherapy // Read to Israel Psychoanalytic Society, and Sigmund Freud Institute. Frankfurt, 1989. S. 263-274.
Travis C.B., Moore P.L. Women and health psychology: Mental health issues. Hillsdale, NJ : Erlbaum, 1988. 587 p.
 ОСОБЕННОСТИ СЕКСУАЛЬНОЙ СФЕРЫ СТУДЕНТОК ВУЗА | Сибирский психологический журнал. 2012. № 43.

ОСОБЕННОСТИ СЕКСУАЛЬНОЙ СФЕРЫ СТУДЕНТОК ВУЗА | Сибирский психологический журнал. 2012. № 43.