ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ КАЧЕСТВОМ ЖИЗНИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ | Сибирский психологический журнал. 2012. № 43.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ КАЧЕСТВОМ ЖИЗНИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ

Удовлетворенность качеством жизни рассматривается как интегральный показатель психологического здоровья работников образования. Представлен анализ взаимосвязи психологических факторов (копинг-стратегии, уровень субъективного контроля, психологическая ригидность, аффилиа-ция и чувствительность к отвержению, мотивация достижения успеха, потребность достижения цели, способность воспринимать социальную поддержку) с уровнем удовлетворенности качеством жизни работников образования.

PSYCHOLOGICAL DETERMINANTS OF CONTENTMENT BY QUALITY OF LIFE OF EDUCATORS.pdf Феномен «удовлетворенность качеством жизни» имеет ярко выраженное психологическое содержание, поскольку выступает важным психологическим регулятором жизнедеятельности человека в целом и показателем состояния процессов социально-психологической адаптации личности к изменяющимся социально-экономическим условиям [5, 11]. Успешная адаптация личности, в свою очередь, лежит в основе целеполагания при организации здоровьесберегающей и профилактической деятельности в образовательной среде. Если учесть, что образовательная среда, характеризуясь высокой степенью подвижности и изменчивости в современных условиях, требует от работников образования высокого уровня развития адаптационных процессов и психической гибкости, то становится понятно, насколько значимым является постижение природы тех психологических изменений, которые сопровождают процессы трансформации педагогической профессиональной деятельности. Ведь работник образования находится в постоянном взаимодействии с детьми и подростками, являясь для них примером адаптивного поведения в изменяющихся обстоятельствах современной жизни. В противном случае, когда в результате дезадаптации у педагога развивается синдром профессионального «выгорания», наблюдается негативное влияние на личностные характеристики и успешность деятельности школьников. Одним из индикаторов выраженности синдрома выгорания является сниженная удовлетворенность качеством жизни, которая может быть как его причиной, так и следствием [2, 12, 13]. 80 Психологические детерминанты удовлетворенности качеством жизни Выявление и развитие психологических факторов, определяющих удовлетворенность качеством жизни работников образования в изменяющихся условиях профессиональной деятельности, и составляет проблему психологии здоровья работника образования, которая стала центральной в данном исследовании. Решение этой проблемы актуально как для психологии личности, так и для педагогики, поскольку позволяет расширить научные знания не только об особенностях восприятия личностью собственной жизнедеятельности, но и об особенностях профессионально важных качеств педагога при осуществлении здоровьесберегающей и профилактической деятельности в образовательной среде. В практическом плане такое знание является основой для разработки различных технологий коррекционно-развивающей работы. Теоретический анализ научных исследований субъективной удовлетворенности качеством жизни позволяет рассматривать ее как интегральный показатель психологического здоровья и, в частности, как индикатор стрессоустойчивости. Однако если психологические механизмы совладания со стрессом нашли отражение в теории копинг-поведения и копинг-ресурсов, основанной на работах Р. Лазаруса и С. Фолькмана [14, 16, 18, 19], то психологические механизмы, детерминирующие субъективную удовлетворенность качеством жизни работников образования, рассматриваются весьма ограниченным кругом авторов [7, 11]. Основная гипотеза данного исследования заключается в том, что удовлетворенность работников образования качеством своей жизни зависит от комбинации предпочитаемых ими копинг-стратегий, выбор которых опосредован такими системными личностными конструктами-континуумами, как «интернальность - экстернальность», «ригидность - флексибильность», «мотивация аффилиации - страх отвержения», «мотивация достижения успеха - избегание неудачи», а также связан с выраженностью потребности в достижении цели и способности воспринимать социальную поддержку. Целью исследования явилось установление частоты встречаемости среди работников образования разных уровней удовлетворенности качеством жизни и изучение особенностей проявления указанных выше психологических факторов. В исследовательскую выборку были включены слушатели курсов повышения квалификации по теории и методике здоровьесберегающей и наркопрофилактической деятельности среди детей и подростков. Возраст исследованных был в диапазоне от 23 до 62 лет, стаж работы - от 1 до 18 лет. В изучаемую группу вошли психологи, социальные педагоги, воспитатели групп продленного дня и методисты. Исследование проводилось на кафедре охраны здоровья и ОБЖ Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки работников образования. 81 № 43 Сибирский психологический журнал 2012 г. Предметом исследования явились психологические факторы, определяющие субъективную удовлетворенность качеством жизни работников образования. В проведенном исследовании были использованы следующие методики: «Шкала оценки качества жизни» Н.Е. Водопьяновой в модификации Н.П. Фетискина, Т.И. Мироновой [17. С. 536-540], копинг-тест Р. Лазаруса и С. Фолькмана в модификации Т.Л. Крюковой, Е.В. Куф-тяк, М.С. Замышляевой [10. С. 93-112], диагностика уровня субъективного контроля Дж. Роттера в адаптации Е.Ф. Бажина, С. А. Голынкиной, А.М. Эткинда [15. С. 104-109], измерения психологической ригидности [1. С. 42-44], оценка мотивации аффилиации А. Мехрабяна, Н. Эпштейна [6. С. 373-375], «Потребность в достижении цели» Ю.М. Орлова [6. С. 414-415], опросник Реана для оценки мотивации успеха [6. С. 382383], многомерная шкала восприятия социальной поддержки Д. Зимета в модификации В.М. Ялтонского и Н.А. Сирота [8]. Проведена математико-статистическая обработка эмпирических данных: вычисление описательных статистик, ранжирование, корреляционный анализ, сравнительный анализ показателей по t-критерию Стьюдента. Методика «Шкала оценки качества жизни» содержит 36 вопросов, относящихся к удовлетворенности в следующих сферах индивидуальной жизни: работа, личные достижения, здоровье, общение с близкими людьми, поддержка (внутренняя и внешняя - социальная), оптимистичность, напряженность (физический и психологический дискомфорт), самоконтроль, негативные эмоции (настроение). Вследствие этого она может выявить сферы жизнедеятельности, вызывающие наибольший дискомфорт или неудовлетворенность. Анализ полученных данных позволил разделить всю исследовательскую выборку на несколько групп, отличающихся друг от друга индексом качества жизни (ИКЖ): 1-я группа - высокий ИКЖ (36% испытуемых), 2-я группа - средний (46% испытуемых), 3-я группа - низкий ИКЖ (18% испытуемых). Показатели между группами имели статистически значимые различия (рис. 1). Наибольший дискомфорт в исследуемой выборке работников образования вызывает сфера самоконтроля и самообладания (трудности в принятии решений, объем возлагаемых на себя обязательств, способность справляться с тревогой в новой ситуации), а также сфера негативных эмоций (вина, стыд, гнев, страх, тревога, обида), особенно в 3-й группе. Дальнейший анализ показал отсутствие корреляционной зависимости между уровнем удовлетворенности качеством жизни и возрастом, стажем трудовой деятельности или специальностью испытуемых. Было сделано предположение, что представители 3-й группы имеют меньшую удовлетворенность качеством жизни в связи с выбором определенных копинг-стратегий поведения и особенностями развития личностных ресурсов. 82 Психологические детерминанты удовлетворенности качеством жизни Рис. 1. Результаты оценки индекса качества жизни (ИКЖ) испытуемых в баллах. * p

Ключевые слова

удовлетворенность качеством жизни, психологические факторы, contentment by quality of life, psychological factors

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Габер Ирина ВладимировнаГБОУ ДПЩ НСО «Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»кандидат медицинских наук, доцент, заведующая кафедрой охраны здоровья и основ безопасности жизнедеятельностиirinagaber@yandex.ru
Всего: 1

Ссылки

Батаршев А.В. Методика измерения ригидности // Базовые психологические свой ства и профессиональное самоопределение личности: практическое руководство по психологической диагностике. СПб. : Речь, 2005. С. 42-44.
Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профи лактика. СПб. : Питер, 2008. 336 с.
Галажинский Э.В. Ригидность как общесистемное свойство человека и самореали зация личности // Материалы конф. «Человек в психологии: ориентиры исследований в новом столетии» (20 апреля 2001 года). Караганда : Каргу, 2001. С. 38-48.
Залевский Г.В. Фиксированные формы поведения индивидуальных и групповых систем. Томск : ТГУ., 2004. 458 с.
Зараковский Г.М. Качество жизни населения России: психологические составляю щие. М. : Смысл, 2009. 320 с.
Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб. : Питер, 2006. 512 с.
Казакова У.А. Ценностные приоритеты преподавателей высшей школы и их удов летворенность качеством жизни // Казан. педагог. журн. Казань : Магариф, 2008. № 7. С. 13-22.
Карвасарский Б.Д. Клиническая психология : учеб. М., 2004. 553 с.
Козлова Н.В. Развитие теории фиксированных форм поведения Г.В. Залевского // Сиб. психол. журн. 2008. № 27. С. 11-17.
Крюкова Т.Л., Куфтяк Е.В. Опросник способов совладания (адаптация методики WCQ) // Журн. практ. психолога. М., 2007. № 3. С. 93-112.
Куликов Л.В. Детерминанты удовлетворенности жизнью // Общество и политика / под ред. В.Ю. Большакова. СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2000. С. 476-510.
Малярчук Н.Н. Здоровьесозидающая деятельность педагогов // Педагогика. 2009. № 1. С. 55-59.
Мерзлякова Д. Р. Пути воздействия синдрома выгорания учителя начальных классов на личностные характеристики и учебную деятельность учеников // Психол. наука и образование. 2011. № 2. URL: http://www.psyedu.rn. (дата обращения: 23.08.2011 г.).
Муздыбаев К. Стратегия совладания с жизненными трудностями // Журн. социологии и социальной антропологии. 1998. Т. 1, № 2. С. 100-111.
Практическая психология для менеджеров / под ред. М.К. Тутушкиной. М. : Филинь, 1996. 368 с. (С. 104-109).
Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Профилактика наркомании и алкоголизма: учеб. пособие для студ. вузов. М. : Академия, 2008. 265 с.
Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп : учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М. : Психотерапия, 2009. 544 с.
Folkman S., Lazarus R.S. Coping as a mediator of emotion // Journal of Personality and Social Psychology, 1984. Vol. 54. P. 466-475.
Lazarus R.S., Folkman S. Coping and adaptation // The handbook of behavioral medicine. N.Y. : Guilford, 1984. P. 282-325.
Mehrabian A., Ksionzky S. A theory of affiliation. D.C. Heath, Lexington, Mass, 1974.
 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ КАЧЕСТВОМ ЖИЗНИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ | Сибирский психологический журнал. 2012. № 43.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ КАЧЕСТВОМ ЖИЗНИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ | Сибирский психологический журнал. 2012. № 43.