Обоснована научная актуальность проблемы связи процесса смыслообразования в субъективных мирах инвалидов с экологическим миром их существования. Логика рассуждений, изложенная в статье, аргументирует выбор концептуальных оснований экологической психологии для решения заявленной проблемы. Формулируется ряд эмпирических гипотез будущего исследования.
CONCEPTUAL BASES OF RESEARCH OF ECOLOGICAL MICROSYSTEMS INFLUENCE ON SENSE CREATING PROCESS IN SUBJECTIVE WORLDS OF DISA.pdf Один из аспектов проблемы заключается в том, что сегодня в сознании некоторых психологов по-прежнему остается стереотипное понимание определения «экологическое» (в контексте психологии) как обозначение того, что относится к экологии вообще. Вследствие этого происходит подмена эколого-психологической проблематики собственно экологической. Между тем ключевым базовым конструктом в словосочетании «экологическая психология» является именно «психология». Способом устранения обозначенного смещения будет уточнение концептуальных оснований исследования психологических феноменов экологического мира человека. Трудность также в том, что само понятие экологического мира человека до сих пор остается мало разработанным в психологии и нуждается в эмпирическом исследовании и уточнении для определения перспективы новых экспериментальных исследований. Прикладная сторона проблемы заключается в том, что в психологии остается нерешенным вопрос о закономерных связях экологического мира и развития у людей, особенно у инвалидов, оценки собственных возможностей и ограничений в жизни. В связи с этим практические психологи в рамках консультирования не выделяют данную связь как предмет анализа и психологического воздействия. В этом случае самоопределение клиента при выборе одного из множества вариантов перспективы своего будущего, без акцентирования внимания на данных связях, остается слабо осознанным и затрудняющим саморегуляцию поведения в меняющихся ситуациях, что может приводить к деструктивным процессам. Целесообразно определить базовые понятия, выявить концептуальные и методологические основания, которые автор использует для 55 № 45 Сибирский психологический журнал 2012 г. выдвижения гипотез о влиянии экологической микросистемы на процесс смыслообразования в субъективных мирах инвалидов. Первым концептуальным основанием является теория экологических систем [1], выявляющая развитие ребенка в пределах контекста системы отношений, которые формируют его экологический мир. Она определяет уровни экологического мира, каждый из которых влияет на развитие ребенка. В теории экологических систем под микросистемой понимается уровень экологической системы, наиболее близкий к ребенку, состоящий из малых социальных групп и отдельных индивидов, с которыми ребенок напрямую контактирует. Микросистема охватывает отношения и взаимодействия, которые ребенок имеет в своем непосредственном окружении [2]. Малыми социальными группами в микросистеме являются семья, школа, соседи или знакомые. На этом уровне социальные отношения проявляются в двух направлениях: от ребенка и к ребенку. Например, родители ребенка могут влиять на его убеждения и поведение; однако ребенок также влияет на поведение и убеждения родителей. У. Бронфеннбренер называет это прямыми влияниями и показывает, как разные влияния осуществляются на всех уровнях экологического мира. Второе основание выражается в том, что взаимодействия между субъектами экологической системы (ребенок, школа, семья и др.) в пределах одного уровня экологического мира и взаимодействия между уровнями являются ключевыми в теории экологических систем. На уровне микросистемы прямые влияния являются самыми сильными и имеют огромное воздействие на ребенка. Однако взаимодействия на других уровнях также могут влиять на субъектов экологической микросистемы. Экологическая психология начинается с исследования восприятия и его развития; основание для данного исследования создали У. Джеймс и Э. Гибсон. Экологическая психология восприятия была новым шагом в развитии методологических оснований психологии. Это событие повлияло на новое понимание когниций, социальных взаимодействий, в частности и на закономерности развития психологического мира инвалидов. Такого рода методологические «волны» являются причинами переосмысления и понимания значительно больших возможностей психики, чем полагалось ранее, что открывает новые сферы психологических исследований. Таким образом, третье основание исследования расширяет представления о возможностях восприятия и понимания человеческих способностей, в результате чего смещается и научно-практический акцент в исследовании жизни инвалидов: с внутренней картины болезни - к субъективным мирам и основанном на них выборе инвалидами собственного способа существования во внешнем мире. Глубинные начала экологической психологии лежат в философии прагматизма, радикальном эмпиризме и новом реализме. Первый ключе 56 Концептуальные основания исследования влияния экологической микросистемы вой работой является «Перцептивное познание» [3], где было предложено вовлекать в перцептивное познание наиболее различимые стимулы. Этот тип познания не обеспечивает получения ментальных процессов большей простоты, но проще формирует лучшую чувствительность к деталям мира. Познание «различимых стимулов» породило работы, которые более дифференцированно наполнили теорию перцептивного познания. Однако ранние работы Гибсонов по оптическому потоку не решали ключевых проблем по восприятию мира и требовали более радикальных исследований. Они появились [4], и оказалось, что мы можем изучать экологию окружающей энергии, то есть световой волны, звуковой волны и т. д.; вокруг нас происходит оживление всего. Визуальная часть этой работы была названа оптической экологией, и мы получили атрибут - «экологический» в «экологической психологии». Таким образом, в четвертом основании утверждается, что структурированная энергия вокруг нас является специфическим свойством физического и социального миров, и если мы сможем различить окружающую нас энергию в нужном направлении, мы придем к знанию свойств мира. Через несколько лет эта идея была отражена в книге «Теория сбора информации» [5] как продолжение дискуссии об эволюции перцептивной системы, которая включает сенсорные органы и все другие части организма, вовлеченные в улучшение различения этих энергетических паттернов. Эволюционный контекст, в который включены человеческие способности, приводит к осмыслению таких аспектов мира, которые организм может воспринимать в будущем: эволюция и развитие осуществляются в контексте поведения. Иными словами, в пятом основании утверждается, что мы можем ожидать развития наших органов чувств и процесса оценки человеком собственных возможностей до способности различать эти аспекты мира, релевантные его поведению. Предполагается в дальнейшем, что люди будут лучше различать аспекты мира и шире оценивать собственные возможности через образы желаемого будущего, которые продолжат воспроизводить в сознании то, что будущая действительность сделает возможным в текущей ситуации. В определении будущих результатов могут быть проявлены такие свойства действий людей, в том числе и инвалидов, которые являются возможностью для их самореализации. Для того чтобы сделать эту концепцию более конкретной, Гибсон предлагает понятие «affordance» (возможность). Более радикальные результаты этого нового понимания восприятия были исследованы на широту их применения [6]. Гибсон имел репутацию исследователя восприятия в 40-50-х гг. XX в., он стоял у истока формирования базовых экологических идей. Очевидные исследовательские задачи были следующими: 57 № 45 Сибирский психологический журнал 2012 г. 1. Выявить высокоупорядоченную инвариантность, которая точно определяет свойства мира. 2. Показать, что организм (данного времени, типичного человека) является чувствительным к этим инвариантам. 3. Продемонстрировать, что успех поведения соответствует адекватной чувствительности к данным инвариантам мира. Вышеперечисленные задачи составляют шестое методологическое основание реализации последовательности проведения исследований психологической проблематики в экологическом мире человека. Приверженцы, поддерживающие обсуждение ранее высказанных Гибсоном мыслей, - Майкл Турвей, Боб Шоу и Бил Мэйс - сыграли центральные роли в создании международного сообщества экологической психологии, журнала «Экологическая психология» и центра изучения экологической перцепции и активности (CESPA) в университете Коннектикута. Таким образом, сегодня экологическая психология имеет немного последователей, но производные исследовательские сообщества используют эти концептуальные и методологические положения для изучения всего спектра психологических феноменов. В процессе нашего предыдущего исследования феноменологии субъективных миров инвалидов [7] было доказано, что их особенность определяется в результате транскоммуникации при переживании личностных кризисов, когда прежние защитные механизмы ослаблены и появляется возможность для смыслотворчества. Выявленные концептуальные основания, ведущим из которых выступает рассмотрение субъектов экологической микросистемы инвалидов через энергетические инварианты, позволяют нам выдвинуть ряд эмпирических предположений, требующих дальнейшей экспериментальной проверки, о влиянии и имеющихся связях между экологической микросистемой и субъективными мирами инвалидов. Первое предположение состоит в том, что проявлением энергетических инвариант субъектов экологических микросистем инвалидов и экологических микросистем здоровых людей является организация процесса смыслотворчества. Второе предположение заключается в том, что инвалид, как и здоровый человек, испытывает потребность в структурировании (осмыслении) переживаемого опыта и сознательно либо неосознанно ищет пути удовлетворения этой потребности. Третье предположение допускает наличие связи между степенью осознания здоровым человеком и инвалидом потребности в осмыслении переживаемого опыта и выбором для ее удовлетворения более конструктивных субъектов в их экологических микросистемах. Четвертое предположение акцентирует наличие специфики в экологической микросистеме российских инвалидов, отличающей ее от экологической микросистемы здоровых россиян. 58 Концептуальные основания исследования влияния экологической микросистемы Пятое предположение выражается в том, что конструктивные субъекты в экологической микросистеме имеют энергетический потенциал, увеличивающий открытость для смыслотворчества, а деструктивные субъекты вызывают эмоциональную закрытость к переживаемому опыту и препятствуют сознательному осмыслению людьми собственных переживаний. И наконец, в-шестых, конструктивность субъектов экологической микросистемы, представленных в лице конкретных личностей или малых социальных групп, имеет связь с некоторыми их характеристиками. Таким образом, использование общих положений экологической психологии, в частности положений теории экологических систем, позволило выявить концептуальные основания планируемого исследования, а также выдвинуть ряд гипотез о влиянии и связях экологической микросистемы с субъективными мирами инвалидов. Мы намерены в дальнейшем провести сопоставление планируемых результатов исследования респондентов с инвалидностью и здоровых людей. На основании выдвинутых предположений намечается ряд задач широкого эмпирического исследования на пути к достижению общей цели -установлению влияния и выявлению общих, а также специфических психологических связей между экологической микросистемой и субъективными мирами инвалидов.
Шульмин Мария Сергеевна | Томский государственный университет | студентка 5-го курса факультета психологии | akme_2003@mail.ru |
Шульмин М.П. Феноменология субъективных миров инвалидов : автореф. дис.... канд. психол. наук. Томск : Позитив, 2009. 20 с.
Gibson J.J. The ecological approach to visual perception. Boston : Houghton Mifflin, 1979. P. 66-82.
Gibson J.J. Ecological optics. N. Y. : Cornell university, 1961. Vol. 1. P. 253-262.
Gibson J.J. The theory of information pickup. Chapter XIII : In the senses considered as perceptual system. Boston : Houghton Mifflin, 1966. P. 266-286.
Berk L.E. Child development. Boston : Allyn and Bacon, 2000. P. 23-38.
Gibson J.J., Gibson E.J. Perceptual learning: differentiation or enrichment? N. Y.: Cor nell university, 1955. Vol. 62, № 1. P. 32-41.
Bronfenbrenner U. Discovering what families do. In building the Nest: a new commit ment to the American family / Family service America. 1990. URL: http://www.montana.edu/www4h/process.html