ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ МЕТОДА Q-СОРТИРОВКИ В ИЗУЧЕНИИ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОЗНАНИЯ МАТЕРЬЮ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ | Сибирский психологический журнал. 2012. № 45.

ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ МЕТОДА Q-СОРТИРОВКИ В ИЗУЧЕНИИ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОЗНАНИЯ МАТЕРЬЮ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ

Рассматривается проблема обоснованности использования метода Q-сортировки в изучении особенностей познания матерью индивидуальности детей. Представлена обработка результатов с помощью факторного анализа в соответствии с теоретическими рекомендациями. Получены структура представлений матерей об основных тенденциях социального поведения ребенка в группе, которые выделены по критериям количества и порядка рождения детей в семье.

DIAGNOSTIC POSSIBILITY OF THE METHOD Q-SORT METHOD IN THE STUDY OF THE KNOWLEDGE OF PARTIKULARITY OF A MOTHER OF CHILDRE.pdf В контексте проблем познания индивидуальности особый интерес представляет изучение имплицитного знания об индивидуальности. В этой связи актуальным становится вопрос о том, как осуществляется процесс познания индивидуальности наивным субъектом, не обладающим психологическим знанием. Трудности, возникающие в процессе таких исследований, обусловлены отсутствием разработанной методологии изучения особенностей познания и восприятия человеком собственной психической реальности и реальности других людей. Проблемы методологического плана заключаются в том, что из целого ряда особенностей необходимо выбрать такие, которые в наибольшей степени отражали бы индивидуальность человека. Использование только количественной стратегии в ситуации познания индивидуальности и сосредоточение внимания на стандартизированных методиках исследования оказывается недостаточным. Возникает потребность в использовании качественных методов исследования [2, 7, 12]. Один из исследовательских методов, занимающий промежуточное положение между качественными и количественными методами, -Q-методология [5]. Ряд отечественных авторов относят методику Q-сортировки к методам психосемантической диагностики [1, 4, 10, 14]. Данный вид диагностики направлен на оценку категориальных структур индивидуального сознания, реконструкцию системы индивидуальных значений и личностных смыслов, выявление индивидуаль 116 Диагностические возможности метода Q-сортировки ных различий в процессах категоризации [1]. Психосемантический подход к исследованию личности реализует парадигму «субъектного» подхода к пониманию другого. Содержательная интерпретация выделяемых структур (факторов) требует увидеть мир «глазами испытуемого», почувствовать его способы осмысления мира. Реконструируемая в рамках субъективного семантического пространства индивидуальная система значений выступает своеобразной ориентировочной основой такого эмпатийного процесса, дает ему смысловые опоры [9]. В основном методы психосемантики разработаны западными психологами и заимствованы отечественными психологами после соответствующей модификации. Методика, получившая название «техника Q-сортировки», была разработана в начале 1950-х гг. Уильямом Стефенсоном и используется для изучения представлений о себе или значимом другом. Достоинством методики является то, что при работе с ней испытуемый проявляет свою индивидуальность, а не «соответствие -несоответствие» статистическим нормам и результатам других людей [8]. С конца XX в. возник новый интерес к идеям Стефенсона в психологии, общественных коммуникациях, политических науках, здравоохранении, экологии, иных областях. Именно возможность применения в различных областях общественной жизни класса методик Q-сортировки, объединенных родством технологического приема, позволяет рассматривать ее в качестве техники. Американский психолог С. Браун, популяризируя неиспользуемые возможности техники, подчеркивая её качественные характеристики, считал возможным рассматривать данную методику как самостоятельный метод. Он отмечал, что метод привлекает своим проникновением в основные философские понятия, описывающие феномен субъективности. Q-методология - набор процедур, теория и философия, поддерживающие изучение той самой субъективности, которая находится в фокусе большинства качественных исследований. Целью Q-сортировки скорее является получение совокупности индивидуальностей, а не совокупности их количественных признаков. Данная техника предполагает интерпретационное исследование субъективного поведения, не налагая обычных предубеждений структурированных анкетных опросов. Это в большей степени научный метод, чем просто техника Q-сортировки [3]. Q-методология использует основанную на индивидуальных представлениях технику сортировки представительного набора субъективных утверждений, извлеченных из конкурса возможных чувств или реакций на субъективное условие [13]. С. Браун раскрывает мощный статистический механизм, лежащий в основе методики, демонстрирует возможность применения факторного анализа к полученным утверждениям: выявленные факторы, поскольку они имеют место в индивидуальной субъективности, и укажут на существование сегментов субъективности. Особенность Q-методологии заключается в поиске указанных сегментов, степени их сходства и различия [3]. Несмотря на аргументированный С. Брауном 117 № 45 Сибирский психологический журнал 2012 г. статистический потенциал техники Q-сортировки, современная психодиагностика рассматривает ее не как отдельный метод, а как одну из методик психосемантики. С целью изучения особенностей познания матерью индивидуальности детей нами было проведено собственное эмпирическое исследование, в котором методика Q-сортировки была использована как один из способов познания индивидуальности. В выборку были включены женщины, имеющие опыт материнства и проживающие в границах одного административного поселения. Выборка была представлена тремя группами респондентов. Первую составили женщины, имеющие одного ребенка (n = 34), вторую группу - женщины, имеющие двоих детей (n = 38), третья группа была представлена женщинами, имеющими троих и более детей (n = 30). Общее количество обследованных составило 102 человека. В процессе исследования, помимо метода Q-сортировки, применялись метод свободного описания (М. Лалджи), метод ассоциаций, метод рисунка (А.Л. Венгер). Обработка результатов диагностики по данной методике осуществлялась в три этапа. На первом этапе были проведены психометрические испытания. С этой целью исследовались конструктная валидность и надежность шкал данной методики на исследуемой выборке матерей. Применялись конфирматорный факторный анализ и тесты надежности. На втором этапе был проведен эксплораторный факторный анализ, целью которого стало выявление и сопоставление структуры представлений об основных тенденциях поведения ребенка в реальной группе в подгруппах матерей, выделенных по критериям количества и порядка рождения детей в семье. На третьем этапе был проведен дискриминантный анализ, целью которого было определение совокупности отдельных характеристик-описаний поведения ребенка, определяющих различия в подгруппах матерей, выделенных по критериям количества и порядка рождения детей в семье. Анализ конструктной валидности методики Q-сортировки на эмпирической выборке матерей проводился в соответствии со стандартным ключом к данной методике; с помощью структурных линейных уравнений были построены модели межличностных отношений. Анализ надежности шкал методики Q-сортировки на эмпирической выборке матерей проводился по модифицированной (эмпирически подтвержденной) модели социального поведения ребенка. Сравнительные показатели надежности шкал методики приведены в таблице. Таким образом, психометрические испытания методики Q-сортировки на эмпирической выборке матерей показали следующее: 1) шкалы «Независимость» и «Принятие борьбы» обладают высокими показателями надежности; 2) шкалы «Зависимость» и «Избегание борьбы» обладают средними (приемлемыми) показателями надежности; 118 Диагностические возможности метода Q-сортировки 3) шкалы «Общительность» и «Необщительность» обладают низкими (неприемлемыми) показателями надежности, что не позволяет использовать их в дальнейших анализах. Показатели надежности шкал методики «Q-сортировка» Шкала Кол-во пунктов α Кронбаха Статистика Гуттмана Зависимость 6 0,58 0,58 Независимость 9 0,71 0,76 Общительность 7 0,13 0,17 Необщительность 3 0,08 - Принятие борьбы 9 0,72 0,73 Избегание борьбы 6 0,52 0,52 Структура познания матерями основных тенденций поведения ребенка в реальной группе исследовалась с помощью эксплораторного факторного анализа (метод главных компонент, вращение varimax). В анализ включались суммарные шкалы методики Q-сортировки, обладающие приемлемым уровнем надежности: «Зависимость», «Независимость», «Принятие борьбы», «Избегание борьбы». В группе однодетных матерей была выявлена двухкомпонентная структура представлений о социальном поведении ребенка. Обнаруженные в результате анализа факторы охватили 69,74% доли объяснимой дисперсии. В первый фактор (43,71%) со значимыми факторными нагрузками вошли показатели независимости (0,801) и принятия борьбы (0,839), а также - с отрицательным знаком - показатель избегания борьбы (-0,616). Во второй фактор (26,03%) со значимой факторной нагрузкой вошел показатель зависимости (0,952). Тенденция к зависимости определена в интерпретации теста как внутреннее стремление индивида к принятию групповых стандартов и ценностей, тенденция к «борьбе» - как активное стремление личности участвовать в групповой жизни, добиваться более высокого статуса в системе межличностных взаимоотношений, а тенденция «избегание борьбы» показывает стремление уйти от взаимодействия, сохранить нейтралитет в групповых спорах и конфликтах, склонность к компромиссным решениям. С учетом интерпретации и знаков показателей, составивших факторную структуру, мы условно назвали первый фактор Конфликтность, а второй Ассимиляция. В группе двухдетных матерей также была выявлена двухкомпонентная структура представлений о социальном поведении первого ребенка. Обнаруженные в результате анализа факторы охватили 78,65% доли объяснимой дисперсии. В первый фактор (49,96%) со значимой факторной нагрузкой вошел показатель избегания борьбы (0,743), а также - с отрицательными знаками - показатели независимости (-0,748) и принятия борьбы (-0,864). Во второй фактор (28,69%) со значимой факторной нагрузкой вошел показатель зависимости (0,953). 119 № 45 Сибирский психологический журнал 2012 г. С учетом интерпретации и знаков показателей, составивших факторную структуру, мы условно назвали первый фактор Компромисс, а второй Ассимиляция. О социальном поведении второго ребенка в группе двухдетных матерей была выявлена однокомпонентная структура представлений. Выделенный фактор охватил 51,59% доли объяснимой дисперсии. В него со значимой факторной нагрузкой вошли показатели зависимости (0,514) и избегания борьбы (0,661), а также - с отрицательными знаками - показатели независимости (-0,857) и принятия борьбы (-0,793). С учетом интерпретации и знаков показателей, составивших данный фактор, мы назвали его Конформность. В группе трехдетных матерей была выявлена однокомпонентная структура представлений о социальном поведении первого ребенка. Выделенный фактор охватил 48,86% доли объяснимой дисперсии. В него со значимой факторной нагрузкой вошли показатели зависимости (0,717) и избегания борьбы (0,813), а также - с отрицательными знаками - показатели независимости (-0,521) и принятия борьбы (-0,713). С учетом интерпретации и знаков показателей, составивших данный фактор, мы назвали его Конформность. Социальное поведение второго ребенка характеризует однокомпонентная структура представлений. Выделенный фактор охватил 51,44% доли объяснимой дисперсии. В него со значимой факторной нагрузкой вошли показатели независимости (0,765) и принятия борьбы (0,825), а также - с отрицательным знаком - показатель избегания борьбы (-0,792). С учетом интерпретации и знаков показателей, составивших данный фактор, мы назвали его Соперничество. Социальное поведение третьего ребенка также характеризует однокомпонентная структура представлений. Выделенный фактор охватил 61,1% доли объяснимой дисперсии. В него со значимой факторной нагрузкой вошел показатель избегания борьбы (0,817), а также - с отрицательными знаками - показатели независимости (-0,869) и принятия борьбы (-0,907). С учетом интерпретации и знаков показателей, составивших данный фактор, мы назвали его Уступчивость. Таким образом, эмпирически выявлены особенности в представлениях матерей об индивидуальности детей, в аспекте межличностного взаимодействия, в зависимости от количества и порядка их рождения по шкалам «Зависимость» - «Независимость», «Принятие борьбы» -«Избегание борьбы». Так как шкалы «Общительность» и «Необщительность» показали низкие (неприемлемые) показатели надежности, можно предположить, что сфера развития эмоциональных межличностных связей находится за пределами области познания матерями особенности индивидуальности ребенка. Исследование вкладов характеристик-описаний социального поведения ребенка в дискриминацию матерей по количеству и порядку 120 Диагностические возможности метода Q-сортировки рождения детей проводилось с помощью дискриминантного анализа характеристик-описаний социального поведения первого ребенка по шкалам «Независимость», «Зависимость», «Принятие борьбы» и «Избегание борьбы». Количество переменных, вошедших в модель, составило 15 (из 30 возможных). Дискриминирующая способность модели имеет высокую статистическую значимость: Wilks' λ = 0,42; F (30,148) = = 2,65 при p < 0,001. В результате анализа канонических дискриминантных функций было выделено две канонические функции, апостериорная предсказательная способность которых составила 68,75%. Анализ стандартизированных канонических коэффициентов первой и второй функции позволил определить, что однодетные матери (вероятность до 59,38%) чаще отмечают у своего ребенка такие особенности в общении со сверстниками, как насмешливость и ироничность в состоянии раздражения и склонность руководить товарищами; данные характеристики соответствуют фактору «Конфликтность» в выявленной структуре представлений. Такие характеристики, как более частое обращение к лидеру, делегирование лидеру ответственности при планировании работ, соответствуют второму фактору «Ассимиляция» в выявленной структуре представлений. Двухдетные матери (вероятность до 72,97%) чаще отмечают у своего первого ребенка такие особенности в общении со сверстниками, как делегирование ответственности лидеру, отсутствие склонности принимать руководство на себя, сдержанность в выражении чувств и, в состоянии раздражения, склонность скрывать свои истинные чувства; данные характеристики соответствуют фактору «Компромисс» в выявленной структуре представлений. Они отмечают также (вероятность до 72,97%) нежелание принимать на себя руководство в группе, противоречить лидеру, затевать споры, сдержанность в выражении чувств, неумение постоять за себя при обвинении, данные характеристики соответствуют второму фактору «Ассимиляция» в выявленной структуре представлений. Многодетные матери (вероятность до 74,07%) чаще отмечают у своего первого ребенка такие особенности в общении со сверстниками, как отсутствие критичности к товарищам, умения быть коварным и вкрадчивым, склонности руководить товарищами, а также покладистость, нежелание противопоставлять себя лидеру, стремление оставаться нейтральным в споре. Данные характеристики соответствуют фактору «Конформность» в выявленной структуре представлений. По результатам дискриминантного анализа характеристик-описаний социального поведения второго ребенка в дискриминацию матерей, имеющих двух и трех детей, количество переменных, вошедших в модель, составило 14 (из 30 возможных). Дискриминирующая способность модели имеет высокую статистическую значимость: Wilks' λ = 0,43; F (14,38) = 3,59 при p < 0,001. В результате анализа ка 121 № 45 Сибирский психологический журнал 2012 г. нонических дискриминантных функций была выделена одна каноническая функция, апостериорная предсказательная способность которой составила 88,68%. Анализ стандартизированных канонических коэффициентов выделенной функции позволил определить, что двухдетные матери (вероятность до 85,19%) чаще отмечают у второго ребенка такие особенности в общении со сверстниками, как стремление соглашаться с основными направлениями в группе, стремление избегать споров, сокрытие своих истинных чувств и отсутствие стремления вести других против лидера. Данные характеристики соответствуют фактору «Конформность» в выявленной структуре представлений. Многодетные матери (вероятность до 92,31%) чаще отмечают у второго ребенка такие особенности в общении со сверстниками, как критичность к товарищам, насмешливость и ироничность в состоянии раздражения, склонность принимать на себя руководство в группе, противоречить лидеру, вступать в спор, затягивать и обострять его, умение противопоставить обвинениям свои доводы. Данные характеристики соответствует фактору «Соперничество» в выявленной структуре представлений. По результатам дискриминантного анализа характеристик-описаний социального поведения первого, второго и третьего ребенка в дискриминацию многодетных матерей количество переменных, вошедших в модель, составило 14 (из 30 возможных). Дискриминирующая способность модели имеет высокую статистическую значимость: Wilks' λ = 0,42; F (28,110) = 2,14 при p < 0,01. В результате анализа канонических дискриминантных функций были выделены две канонические функции, апостериорная предсказательная способность которых составила 62,34%. При этом предсказательная способность дискриминантных функций для описания третьего ребенка составила 55%. Анализ стандартизированных канонических коэффициентов выделенной функции позволил определить, что многодетные матери (вероятность до 55%) по сравнению со старшим и средним чаще отмечают у своего младшего ребенка такие особенности в общении со сверстниками, как сдержанность в выражении чувств, а также неспособность сердиться на товарищей, склонность становиться на сторону лидера в групповых разногласиях, делегирование лидеру ответственности. Данные характеристики соответствуют фактору «Уступчивость» в выявленной структуре представлений. Сравнительный анализ структуры представлений матерей, имеющих разное количество детей, об основных тенденциях социального поведения показал, что: 1) однодетные матери в качестве наиболее типичного поведения первого ребенка в социуме выделяют конфликтность, двухдетные матери - компромисс, а трехдетные матери - конформность. В подгруппе однодетных и двухдетных матерей существует второстепенная (менее распространенная) поведенческая модель первого ребен 122 Диагностические возможности метода Q-сортировки ка в социуме - ассимиляция; 2) двухдетные матери в качестве наиболее типичного поведения второго ребенка в социуме выделяют конформность, а трехдетные матери - соперничество. При этом респонденты обеих подгрупп проявляют самую высокую согласованность в представлениях о втором ребенке, по сравнению со старшим и младшим; 3) многодетные матери в качестве наиболее типичного поведения в социуме выделяют у младшего ребенка уступчивость. При этом 40-50% многодетных матерей проявляют существенную рассогласованность в представлениях о социальном поведении младшего ребенка. Таким образом, обнаружены значимые различия в представлениях матерей об индивидуальности детей в аспекте межличностного общения, в зависимости от их количества и порядка рождения.

Ключевые слова

метод Q-сортировки, факторный анализ, структура представлений, модели социального поведения ребенка, Q-sort method, factor analysis, the structure of concepts, models of social behavior of the child

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Аликина Елена Львовна Пермский государственный университет ; МОУ «Усть-Качкинская средняя школа»соискатель кафедры психологии развития; педагог-психологalikinart@rambler.ru
Всего: 1

Ссылки

Акимова М.К. Психологическая диагностика / под ред. М.К. Акимовой. СПб. : Пи тер, 2005.
Андреева Г.М. Психология социального познания. М., 2005. С. 215.
Браун С. Пример Использования Q-методологии / Методические материалы. URL: http://qmethod.narod.ru/About/Primer.htm (дата обращения: 29.07.2011).
Гуревич К.М., Борисова Е.М. Психологическая диагностика / под ред. К.М. Гуре вич, Е.М. Борисова. М. : УРАО, 2000.
Дэвис Дж. Исследования в рекламной деятельности: Теория и практика : пер. с англ. М., 2003.
Жданова С.Ю. Психология познания индивидуальности человека. Пермь, 2005.
Климов Е.А. Конфликтующие реальности в работе с людьми (психологический аспект). М. : Воронеж, 2001.
Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб., 1997.
Лузаков А.А. Личность как субъект категоризации в межличностном познании: взаимодействие когнитивных и ценностно-мотивационных структур. Пермь, 2007.
Петренко В.Ф. Основы психосемантики : учеб. пособие. Смоленск, 1997.
Московичи С. Социальные представления: исторический взгляд // Психол. журн. 1995. Т. 16, № 1. С. 3-18.
Семенова В.В. Качественные методы: введение в гуманистическую социологию. М., 1998. С. 292.
Смит Н. Современные системы психологии. История, постулаты, практика. СПб., 2003.
Шмелев А.Г. Психодиагностика личностных черт. СПб., 2002.
 ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ МЕТОДА Q-СОРТИРОВКИ В ИЗУЧЕНИИ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОЗНАНИЯ МАТЕРЬЮ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ | Сибирский психологический журнал. 2012. № 45.

ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ МЕТОДА Q-СОРТИРОВКИ В ИЗУЧЕНИИ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОЗНАНИЯ МАТЕРЬЮ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ | Сибирский психологический журнал. 2012. № 45.