МЕЖДУ ДИКТАТОМ НАСЛЕДСТВЕННОСТИ И СРЕДЫ: ВОЗМОЖНОСТИ КОМПРОМИССА И СТРАТЕГИИ ПРЕОДОЛЕНИЯ
Дискутируются вопросы отношения между наследственностью и средой, их влияния на процесс развития человека. Предлагается рассматривать взаимодействие наследственности и среды с позиции возможных и необходимых компромиссов и стратегий преодоления диктата как наследственности, так и среды. Это в реальности происходит при выборе человеком посредством его духовной составляющей индивидуальной траектории развития. Эти представления обсуждаются в рамках развиваемого автором целостно-ценностного подхода в контексте биопсихосоционоэтической модели человека и его здоровья.
Ключевые слова
диктат,
наследственность,
среда,
личность,
компромисс,
стратегия преодоления,
духовность,
биопсихосоционоэтическая модель,
целостно-ценностный подход,
dictates,
heredity,
social environment,
рersonality,
compromise,
overcoming-strategy,
noetic,
biopsychosocionoetic model,
holistic-valued approachАвторы
Залевский Генрих Владиславович | Томский государственный университет | доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент РАО, заслуженный деятель науки РФ, член Всемирной федерации психического здоровья, заведующий кафедрой генетической и клинической психологии | usua9@sibmail.com |
Всего: 1
Ссылки
Васильева О.С. Образование в сфере здоровья как стратегическое направление психологии здоровья // Психология в вузе. 2010. № 6. С. 5-17.
Васильева О.С., Филатов Ф.Р. Психология здоровья человека. М. : Академия, 2001.
Залевский В.Г. Психическая ригидность-флексибильность в структуре личности людей с субъект-субъектной профессиональной ориентацией : дис.. канд. психол. наук. Барнаул, 1999.
Залевский Г.В. и соавт. Эволюционные и генетические проблемы психиатрии. Но восибирск : Наука, 1985.
Залевский Г.В. Психическая ригидность в норме и патологии. Томск : Изд-во ТГУ, 1993
Залевский Г.В. Личность и фиксированные формы поведения. М. : ИПРАН, 2007.
Залевский Г.В. От «демонической» до «биопсихосоционоэтической» модели психи ческого расстройства // Сибирский психологический журнал. 2009. № 32. С. 57-64.
Залевский Г.В., Залевский В.Г., Кузьмина Ю.В. Антропологическая психология: биопсихосоционоэтическая модель развития личности и ее здоровья // Сибирский психологический журнал. 2009. № 33. С. 99-103.
Залевский Г.В. Введение в клиническую психологию Томск : ТГУ, 2010.
Залевский Г.В., Кузьмина Ю.В. Здоровье в структуре системы ценностей студенческой молодежи // Сибирский психологический журнал. 2011. № 38. С. 20-24.
Знаков В.В. Самопонимание субъекта как когнитивная и экзистенциальная проблема // Психологический журнал. 2005. Т. 26, № 1. С. 18-28.
Кабрин В.И. Коммуникативный мир и транскоммуникативный потенциал жизни личности: теория, методы, исследования. М. : Смысл, 2005. 248с.
Крайг Г. Психология развития. СПб. : Питер, 2002.
Кузьмина Ю.В. Самооценка уровня здоровья и образа жизни студентов во взаимосвязи с биосоциальными факторами и личностными ресурсами : автореф. дис.. канд. психол. наук. Томск, 2011.
Никифоров Г. С. Психология здоровья. СПб., 2002.
Пономаренко В.А. Здоровье здорового человека // Мир психологии. 2009. № 2. C. 182-193.
Равич-Щербо И.В., Марютина Т.М., Григоренко Е.Л. Психогенетика. М. : Аспект-Прогресс, 1999.
Розин В.М. Здоровье как философская и социально-психологическая проблема // Мир психологии. 2000. № 1 (21). С. 10-30.
Сеченов И.М. Избранные произведения. М., 1959.
Старовойтенко Е.Б. Парадигма жизни в персонологии // Психология. 2010. Т. 7, № 1. C. 3-17.
Франкл В. Сказать жизни «Да». М. : Смысл, 2008.
Эрман Л., Парсонс П. Генетика поведения и эволюция. М., 1984.